Дизайнеры в бюро на проектную работу

Нам в бюро на проектную работу нужны два дизайнера: графический и веб.

О бюро

Бюро работает по принципу свободного выбора. Я получаю заявку и собираю под задачу команду. Иногда это два человека: дизайнер и кодер. Иногда пять-шесть: добавляются переводчики, иллюстраторы и редакторы.

Сейчас мы ищем дизайнера сайтов и дизайнера логотипов. Можно двух отдельно, а можно — ол-ин-уан. Работа проектная, вознаграждение обсуждается до старта каждого проекта и не меняется в процессе.

Посмотреть работы бюро — lepekhin. art.

Что нужно уметь

— Работать в Фотошопе, Иллюстраторе и Фигме. Скетч и остальные программы опционально.

— Сдавать работу в срок. На разработку дизайн-макета для лендинга или логотип мы заклыдываем две недели.

— Аргументировать и объяснить своё решение арт-директору и клиенту.

— Задавать вопросы и разбираться в задаче. Желательно иметь опыт в переговорах с клиентами: придётся проводить интервью, погружаться в продукт заказчика, узнавать больше о его бизнесе.

— Быть на связи и не пропадать, отвечать на сообщения и предупреждать о факапах.

— Нам всё равно, кто ты и откуда. Если делаешь крутой дизайн, любишь проектную работу, не боишься брать ответственность за результат и соблюдаешь сроки — сработаемся.

Тестовое задание

Bеб-дизайнеру — придумать, как бы мог выглядеть сайт музыкального фестиваля в Нижнем Тагиле. Результат — джипег шириной 1 000 пикселей.

Графическому дизайнеру — переверстать плакат предупреждающий о том, что в доме скоро отключат свет. Результат — джипег шириной 750 пикселей. 

Объявление для перевёрстки. Источник belostotsky.ru.

Результат пришлите на почту lepekhin@lepekhin. ru до 4 сентября 2019 года. В теме письма укажите веб или граф — в зависимости от того, на какую вакансию претендуете.

Истории пишут не для этого

Я мало что знаю о писательстве. До сих пор я написал лишь один рассказ и несколько десятков статей. Тем не менее, за это время я вывел некоторые принципы, которые помогают мне писать более-менее сносные тексты.

  1. Писать нужно в одиночестве. Так легче войти в состояние потока, когда не видишь и не слышишь никого вокруг. Со временем это перерастает в умение отключаться даже в шумном кафе или офисе, полном людей. Иногда коллеги даже могут не докричаться до тебя. Если вы попали в такое состояние — не думайте о нём. Продолжайте писать. Состояние потока так же признак того, что вы занимаетесь любимым делом.

  2. Редактировать тексты, лучше всего утром, когда мозг отдохнул и в нём нет глупых навязчивых мыслей о спасении природы, плохой жизни в России или выборах в Мосгордуму. Я почти всегда встаю раньше своей жены и стараюсь поработать до завтрака. Выпиваю стакан воды, съедаю несколько фиников или вообще ничего не ем и сажусь писать. Писать вечером тоже можно, но именно писать. Редактировать вечером тяжело: глаз уже замылен и увидеть свои недостатки сложнее. Поэтому черновики я пишу вечером, а редактирую утром.

  3. Пишите регулярно. Не просто каждый день, а каждый день в одно и то же время. Некоторым кажется, что писатели — это богема, которая только ходит по барам, вечеринкам и записывает истории. Писатель — это в первую очередь работа над собой. Только дисциплина поможет написать книгу, статью, пост в группу или гайд для продукта. Выделите время, когда вы будете писать и следуйте расписанию. Со временем привыкните и уже сами будет рваться к клавиатуре.

  4. Пишите в полуголодном состоянии. Питание напрямую влияет на наше мышление. Чем легче пища, тем легче думается. Особенно не советую есть мясо в обед, так как после тяжёлой пищи всегда клонит в сон. Я думаю, вы замечали, что после сытного обеда, вам совсем не хочется идти в офис и решать какие-то там задачи. Так же с писательством. Для особо чувствительных поясню: не надо голодать и мучать организм. Достаточно просто не обжираться или есть небольшими порциями. Так вы получите и топливо для мозга, и сможете писать, не засыпая за ноутбуком.

  5. Не показывайте черновик друзьям и не спрашивайте, как им ваш новый рассказ. Я не суеверный, и думаю, что вы тоже вряд ли, но всё это будет плохо влиять на вас. Если вам скажут, что текст плох, вы расстроитесь и перестанете писать. Если собеседник слукавит и скажет, что текст хорош, вы возгордитесь и напишите плохую историю — падать будет ещё больнее. Пишите без оглядки на чьё-либо мнение, деньги и надежду, что вас когда-либо напечатают. Истории пишут не для этого.

  6. Не публикуйте текст сразу после того, как закончите его. Дайте ему настояться, отлежаться «в столе» или папке «Дропбокса». Прежде чем вы поймёте, что текст готов, пройдёт не один день и вы не раз внесёте в него правки. Нельзя с первого черновика написать хорошо, но любой хороший текст начинается с плохого черновика. Я откладываю текст минимум на день. Если текст большой, то, по возможности, отдыхаю от него хотя бы два-три дня. После перерыва легче увидеть свои ошибки, опечатки, плохой синтаксис, неверно употрблённые слова и прочий мусор.

  7. Во время отдыха не думайте о тексте и не говорите о писательстве. Разделите личное и рабочее время. Чтобы стать плодовитым писателем, блогером, автором или кем-то ещё, нужно отдыхать. Отдыхать, не значит бездельничать. Путешествуйте, занимайтесь спортом, плавайте, ходите на прогулки, катайтесь на велосипеде, читайте других писателей. Поглощайте информацию, чтобы потом отдать её: чем насыщеннее ваша жизнь, тем лучше и сильнее ваши тексты.

«В дороге» — Джек Керуак

В Грузии прочитал «В дороге» Джека Керуака. До 90 страницы не понимал, что происходит и зачем я это читаю. После 100 страницы начался кайф: Америка конца 40-х, Денвер, Лаример-стрит, бесчисленные вечеринки, зарождение бопа, джаз и дорога, манящая нью-йоркцев на Запад, а жителей Фриско в Нью-Йорк. Бесмысленная и неотвратная дорога.

В дороге отвыкаешь от оседлости. В дороге всё настоящее, и каждая эмоция чувствуется сильнее: и любовь, и ненависть, и обида. Дорога отрезвляет и напоминает о главном — не важно, куда ты идёшь, процесс важнее цели. Это окружающие будут судить нас по результатам. Для нас самих важнее то, как мы шли до цели. Потому что мы понимаем время.

К счастью, фильм я не смотрел, потому что эту книгу нужно именно читать. В фильме, я боюсь, будет совсем тяжело понять мотивы героев.

P. S. Сначала книга показалась сумбурной, но я дал ей второй шанс. Он того стоил. Тем не менее, чтобы современный человек мог её понять, ему нужно либо хорошо знать историю США 40-х годов, либо ему должны быть противны обыденность и «нормальная» жизнь.

Как я искал идеальный рюкзак для путешествий в России

Я не ненавижу чемоданы на колёсиках и всякие дорожные сумки. И стараюсь путешествовать налегке: минимум одежды (её можно постирать), одна пара обуви, ветровка/куртка, толстовка, сумка для зубной щётки и подобных мелочей, ноутбук и зарядка.

Перед поездкой в Грузии, я решил купить рюкзак, который бы вмещал вещи на две-три недели путешествия, ноутбук и подходил по размерам для ручной клади. Почти сразу я нашёл идеальный вариант.

Но не в России, а в Штатах. И не за 5 000 рублей, а 14 000. Какие-то парни, которые очень много путешествуют, сделали один из самых функциональных рюкзаков — «Уандерд Провоук». Он идеальный. Но жутко дорогой.

Тратить на рюкзак столько же, сколько на билеты до Грузии, я не хотел. Плюс, сразу встал вопрос о цене и скорости доставки. «Грабр» обещал привезти за две недели, «Бандеролька» примерно так же — то есть, в притык к отъезду. Я не стал рисковать и стал искать рюкзак в России.

Оказалось, что у нас с этим всё плохо. Есть всего нескольких локальных брендов, которые всё же есть, и всё же предлагают альтернативу буржуйским.

Эйрсайз (Airsize)

Рюкзак «Эйрсайз». Фото с официального сайта «Эйрсайз».

Рюкзаки, сделанные специально для ручной клади. Очень вместительные — 44 литра — туда можно натолкать одежды на месяц. Но есть проблема: всё это дело на простых молниях с мелкими зубчиками. Если вы вдруг накупите сувениров и набьёте рюкзак до отказа, молния может не выдержать нагрузки и разойтись.

В целом фотографии рюкзака и материалы, из которых он сделан, не создают ощущения надёжности и уверенности. Его не хочется купить, и ещё меньше хочется носить — дизайн подкачал.

Отделения для ноутбука тоже нет. Цена в 4 990 рублей, на мой взгляд, завышена.

Вердикт: никуда не годится.

Ромбус

Рюкзак «Ромбус». Фото с официального сайта «Ромбус».

Компания из Краснодара специализируется рюкзаках и сумках. Видно, что ребята стараются, подбирают качественные материалы, уделяют внимание эстетике и практичности.

У них классные роллтопы, и стоят недорого — 2 500 ₽. Они сшиты из плотной мешковины, которая защитит содержимое от мелкого дождя. Но для длительных поездок рюкзак маловаты: объём всего 20 л. То есть, рюкзак всегда будет забит под завязку, и что-то положить туда не получится. Для меня идеальный объём — 30 л.

У рюкзаков нет отделения для нотбука, поэтому мне он не подошёл.

Вердикт: рюкзаки подходят для спортивной одежды, коротких походов или поездок в соседний город на два-три дня.

Борн ту би (Born To Be)

Рюкзак «Борн ту би». Фото с официального сайта «Борн ту би».

Это, пожалуй, самая близкая и достойная российская альтернатива зарубежным «олл ин уан» рюкзакам. Тут и быстрый доступ ко дну рюкзака, и водонепроницаемый материал, и отделение для ноутбука, и ортопедическая спинка, и куча дополнительный карманов, и лямок, которыми можно утянуть рюкзак. Объём, кстати, 30 л.

Всё круто, но цена кусается — 8 990 ₽. На тот момент, я не готов был потратить столько на рюкзак, поэтому решил поискать ещё.

Шью (SHU)

У «Шью» два вида рюкзаков: городской на 25 литров и туристический на 30. Оба очень-очень круто сделаны. В этом обзоре расскажу только про туристический.

Он сделан из более плотного материала, чем городской: из таких же делают непромокаемые плащи «Шью». Объём 30 литров, есть отделение для ноутбука в 13 дюймов, три наружных кармана, отдел для документов с наружным доступом и гигантское вещевое отделение.

Туристический рюкзак «Шью» в заполненном состоянии.

Что понравилось

Главное отделение рюкзак напоминает солдатский вещевой мешок, только красивый. Он сделан по принципу советских рюкзаков: никаких молний, мешок затягивается шнурком и накрывается сверху широкой «крышкой». Можно набить рюкзак до отказа и не бояться, что молния разойдётся. Даже если шнурок порвётся — что маловероятно — его можно заменить любой верёвкой.

По весу получилось 6,5 кг.

Все мои вещи на трёхнедельную поездку заняли половину рюкзака: шесть футболок, четыре пары трусов, пять пар носков, дождевик, двое шорт, сумка с банным принадлежностями, две книги серии «Покетбук» почитать в самолёте, Макбук Эйр 13 и зарядное устройство для него и зарядка для смартфона.

Остальную половину рюкзака я планирую забить грузинским лавашом, турецкой халвой и татарским эчпочмаком.

Меня сначала смутили поясные карманы, но на деле они оказались очень функциональными: я клал туда мелочь, проездную карту, смартфон, наушники или паспорт — всё, что должно быть под рукой на время поездки.

Поясные карманы не отстёгиваются. Когда не нужны, их можно убрать за спину — они не мешают при ходьбе.

В Местии мы попали под проливной дождь: через 10 минут можно было уже выжимать штаны. Но рюкзак справился, и содержимое осталось сухим. Даже при повышенной влажности, рюкзак высох за три-четыре часа. Для сравнения хлопковые штаны сохли почти 12 часов.

Рюкзак легко чистить. Можно делать это щёткой в мелким ворсом или обычной влажной тряпкой.

Рюкзак в поезде «Батуми — Ереван».

Рюкзак «Шью» стоит 4 900 рублей, доставка до Тюмени обошлась в 350 рублей.

Тем, кому важно, чтобы рюкзак был ещё и стильным (я такой), могу заверить, что это самый красивый рюкзак для путешествий в России. Кто ещё в мире делает светло-серые рюкзаки? Только какие-нибудь «Бобби Дизайн», но они дорогие и по-моему не особо красивые.

У «Шью» быстрая и вежливая поддержка. Рюкзак пришёл с небольшим дефектом: лямка для подвешивания на крючок была прошита не до конца. Ребята предложили устранить дефект за их счёт. Правда, я пока так этого и не сделал, потому что все тюменские ателье предлагали мне или прошить рюкзак насквозь, или отпороть весь подклад. Буду искать хорошего портного по возвращению в Тюмень.

Недостатки

У рюкзака не очень удобные замки на боковых карманах. Они закрыты тканью, чтобы содержимое на намокло во время дождя. Этот «навес» не позволяет быстро открыть карманы.

С другой стороны, это можно расценивать, как защиту от воров: достать что-то из бокового кармана просто так не получится. Сначала придётся отогнуть защитную ткань.

У рюкзака недостаточно жёсткая спинка. Когда рюкзак наполнен или в нём лежит ноутбук — проблемы нет. Но когда я приезжаю куда-либо, то выклыдываю почти все вещи, бросаю на дно рюкзака только зарядку для смартфона, бутылку воды, снэки и иду гулять по городу. В таком полупустом состоянии спинка сильно прогибается, и нагрузка ложится на плечи. К концу дня они сильно устают и болят.

В то же время не сильно жёсткая спинка позволяет впихнуть в рюкзак больше вещей и заполнить мешок полностью, не оставляя «воздуха».

Не хватало возможности разделить основное отделение, чтобы не смешивать грязную и чистую одежду или убрать туда обувь, например. Это можно решить с помощью обычного пакета или вещевого мешка, но ещё круче, когда они не нужны.

Мы с рюкзаком в ботаническом саду Тбилиси.

Вместо вывода

Найти идеальный рюкзак в России — это вызов. После недели поисков, я обнаружил лишь четыре компании, продукт которых вообще можно рассматривать.

Если у вас есть деньги и вы думаете, какой стартап замутить — сделайте нормальные рюкзаки. А какой рюкзак брать, я думаю, вы поняли.

Лишняя точка в прямой речи

После школы мне почти никогда не приходилось сталкиваться с прямой речью на письме. Из-за чего и возникли проблемы, когда я начал работать редактором: я постоянно забывал, какие знаки нужно ставить.

Особенно бесила точка в предложениях, где слова автора стоят перед прямой речью. Но если разобраться, то всё просто.

  • Коля говорит: «Если предложение утвердительное, точка выносится за кавычки».

Во всех остальных случаях знак остаётся внутри кавычек:

  • Петя изумлённо спрашивает: «Куда же ставить точку в этой прямой речи
  • Иван в отчаянии кричит: «О боже, когда же я запомню это правило
  • Лида безнадёжно заключает: «Мы все умрём…»

То же самое работает с прямой речью, когда она стоит перед словами автора. Только вместо точки ставится запятая.

  • «Ну, вот и разобрались с прямой речью», — резво заключил Илья.

Проект — чей, а не что

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов „Республика“». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Виндоус.

Во всех остальных случаях названия своей компании надо склонять.

Я попал сюда случайно, но мне понравилось

Три года назад я не думал, что буду редактором и тем более, что это будет кормить меня и мою семью. После универа взрослая жизнь наступила внезапно, и вместе с ней пришло понимание: нельзя ничего выбрать заранее. Нельзя в пять лет знать, кем ты станешь. Узнать это можно лишь в процессе.

Туризм и первый контакт с диджитал

Когда вышел из универа со знанием двух языков и думаешь, что все хотят взять тебя на работу.

Итак, июль, 2015 год. Я только что получил диплом «бакалавра международных отношений» и активно искал работу. Нужны были деньги, чтобы платить за квартиру и хотя бы обеспечить себя.

После нескольких мудацких собеседований, я почти отчаялся найти что-то стоящее. Предлагали в основном быть менеджером продаж или хостесом в отеле — ни в том, ни в другом я себя не видел. Мой диплом и знание двух языков никого не интересовали. Все искали исполнителя, а не мыслящего человека. Это угнетало.

Вдруг раздался спасительный звонок от Иры Груздовой, тоже выпускницы МО (прим. автора. — международных отношений), но на два года раньше. Ира тогда работала в одной туристической компании, но не совсем обычной. Помимо бронирования билетов и сбора документов для виз, в компании был отдел сопровождения проектов — MICE — в расшифровке с английского это означает Meetings, Incentives, Conferences, Events. А ещё это «мыши» во множественном числе.

Так вот в этот отдел искали человека со знанием английского, умеющего писать и переводить. А ещё я должен был сопровождать всякие проекты с иностранцами. Короче, услышав слова «английский, иностранцы, перевод», я рванул туда. И меня взяли.

Стартанул я с зарплатой 18 тысяч и полным непониманием, что и как делать. Но у я люблю учиться новому. Что и сделал.

⌘ ⌘ ⌘

Через полгода работы в компании запустился перспективный проект gototyumen. com. Я должен был собирать контент для будущего сайта, писать тексты и переводить их на английский. Но поскольку мне всё интересно, постепенно я начал отвечать не только за тексты, но за взаимодействие с разработчиками. И это было гораздо круче, чем просто переводить надписи на кнопках.

Тогда я впервые занимался дизайном, искал решения для интерфейсных текстов, вникал в то, как работают сайты. Правда тогда я не знал, что это именно так называется. Я просто делал любую работу, связанную с проектом.

Ещё через полгода мы начали продвигать проект в соцсетях, и я пошёл учиться в Первую школу СММ к Диме Петрулёву. Копирайтинг, таргетинг, реклама и дизайн увлекали: я с жадностью впитывал знания. После полутора лет в компании, где каждое свое решение приходилось отстаивать с боем, я увидел шанс сменить профессию и в принципе отказаться от концепции «работа = офис».

В ноябре 2016, я уволился и начала работать эсэмэмщиком на фрилансе.

⌘ ⌘ ⌘

Вот какие выводы я могу сделать, оглядываясь на тот опыт:

  1. Не паникуй и не падай духом, когда ситуация кажется безнадёжной. По крайней мере это не повод устраиваться на работу в бесперспективную компанию. Жди своего звонка.
  2. Много, много работай. Паши́ безустанно и честно. Без выходных. Скорее всего никто этого не оценит. Но это единственный способ стать крутым в чём-то и заслужить уважение.
  3. Будь открыт миру. Чаще говори «да». Бери любые задачи: созванивайся по работе в полночь, обсуждай правки с программистами, помогай коллегам. Так быстрее поймёшь, что твоё, а что нет.
  4. Получи опыт, потом создавай своё. Стать фрилансером сразу не получится. За спиной должны быть определённые навыки. И, как ни странно, именно работа в офисе открыла мне путь к следующему этапу — работе на себя.
  5. Образование, диплом и его цвет не значат ничего. Единственное, что важно — знания, полученные опытным путём. Повторяющийся опыт превращается в навыки, а навыки — в рабочие инструменты. Образование — нахуй. Получайте знания.

Год на фрилансе: становление редактора

Кровь, пот, слёзы — таков путь редактора. Ну, ладно, без слёз.

2017 год. Я осваиваю профессию эсэмэмщика: оформляю сообщества, настраиваю таргетированную рекламу, составляю контент-планы, придумываю стратегии продвижения. Но внезапно в марте и апреле случились два события, которые и привели меня в тексты.

Первое: в марте я поехал на свой первый форум «Ямал Медиа», где рассказывал про СММ, тексты и соцсети.

Второе: Маша Наумова, главред «Нефти», в то время вела курс по текстам в Первой школе СММ. Но так как она переезжала в Москву, ей нужна была замена. И она предложила попробовать меня: рассказала мне про свой курс, дала вводные, показала презентацию, а дальше, как в тумане. Без шуток.

Я не помню, о чём рассказывал на первых двух потоках. Я просто повторял чужие мысли и учился вместе со студентами.

Вместе с ними я читал «Пиши, сокращай», открывал для себя советы Бюро Горбунова, блоги Ильяхова, Люды Сарычевой, Вани Сурвилло и других редакторов. Это был новый мир. К тому моменту я уже перепробовал всё, что есть в СММ, и мне было с чем сравнить. Тексты торкали сильнее всего.

К тому же это так неочевидно: мол, что сложного написать текст. У людей переворачивались мозги, когда я рассказывал им про стоп-слова и правильные кавычки. Это доставляло невероятный кайф. Одновременно, я офигевал от того, как мало мы знаем о своём родном языке и как плохо мы им владеем.

Так появилась мотивация прокачивать свои способности: я завёл телеграм-канал и блог, а ещё чуть позже запустил рассылку, вдохновившись письмами Сергея Капличного и Вани Сурвилло.

⌘ ⌘ ⌘

Дальше были попытки зарабатывать текстами. Получилось не с первого и даже не со второго раза. Тексты получались скверные и почти не приносили денег. Это были каракули, за которые брал я около 500-900 ₽ за текст. Больше — не решался, да не знал, чем мотивировать свою цену.

Параллельно я продолжал вести группы в соцсетях — это был мой хлеб, и я не мог в одночасье отказаться от этой работы. К тому же она помогала прокачаться в жанре новостей и образовательных постов. Тем не менее, я понимал, что соцсети не помогут мне развиться, как редактору.

Весь июнь 2017 года я отвечал на вакансии и пытался попасть в какое-нибудь издание. Хотя бы внештатно. И мне снова повезло.

После поездки в Иран я был на нуле. Заказов нет, из редакций одни отказы. Мне попалась вакансия внештатного автора в «Эвоторе». Я откликнулся, уже без надежды получить ответ. Но Саша Волкова — тогда она была главредом — ответила и дала мне шанс. Будь я тогда на месте Саши, я сам бы себе шанс не дал.

У меня в голове была тема для статьи «Что выгоднее фрилансеру — ИП или договор подряда». Вот я и писал эту статью где-то полгода. Это были адские муки.

В какой-то момент мне казалось, что я никогда не закончу эту чёртову статью, а если и закончу, то всё равно со мной ни одна редакция работать не будет.

Не знаю, почему меня тогда не выгнали и не удалили из редакторского чатика. Позже появился Саша Левашов и помог мне сделать эту статью. И наконец-то, спустя год, она вышла в блоге «Эвотора». Именно эта статья научила меня, что вообще такое быть редактором: общаться с коллегами, слушать шеф-редактора, принимать правки, мыслить в мире читателя и находить решения.

Но даже это не сделало меня редактором. Чтобы выживать, платить ипотеку и накопить на путешествие, я брался за мелкие заказы и вёл курс по текстам в Первой школе СММ.

Заказов становилось всё больше, но за них по-прежнему мало платили. Вдобавок, часто попадались клиенты, которым нужен был не просто текст, а, например, лендинг. Делать их я не умел. Это подтолкнуло прокачивать типографику, вёрстку, учить ХТМЛ и ЦСС.

⌘ ⌘ ⌘

Здесь остановлюсь и подытожу эту часть моей истории.

  1. Сначала будет больно и обидно. Ничего не будет получаться: тексты будут корявыми и сухими, а правки — вызывать неприятное жжение в груди. Успех и признание приходят не сразу. Их нужно добиваться. Каждый день по кирпичику строить свой каменный дом, даже если все вокруг лепят особняки из газоблоков. Каменный особняк в итоге простоит дольше.
  2. Первые статьи не будут кормить, а окружающие будут обесценивать твой труд. В один момент начнёт казаться, что ты умрёшь в нищете и безызвестности. Вероятно, ты даже подумаешь, что зря уволился из компании. Но всё, что остаётся — писать каждый день. Когда твоё мастерство окрепнет, ты почувствуешь уверенность и сможешь устанавливать за свой труд ту цену, какую пожелаешь.
  3. Чтобы стать крутым, научись слушать других. Без этого ничего не получится. Успех редактора по большей степени зависит от того, насколько хорошо он умеет наблюдать за поведением людей, замечать их проблемы и находить решения. Поэтому заткнись и слушай.
  4. Читай. Много читай. Но не всё подряд. Лучше всего читать блоги других редакторов, медиаменеджеров, дизайнеров, типографов, арт-директоров. Помни, что редактор — это человек, который может всё и умеет разрулить всё. Расти плечо, потому что наборщик текстов никому не нужен.

Работа на себя: ИП и бюро

А мы тут предпринимательством балуемся.

В январе 2018 я зарегистрировался как ИП. Статус предпринимателя добавляет +100 к карме фрилансера, упрощает взаимоотношения с заказчиками, внушает доверие и вообще вас сразу все любят.

Но заказы сами себя не найдут. Мне нужно было придумать название для своей компании и понять, чем она будет заниматься. Так появилось Бюро Жени Лепёхина. Почему оно так называется, расскажу в отдельной заметке.

По задумке я хотел сделать бюро текстов, набрать команду авторов и фигачить статьи для бизнеса. Про сайты речи не шло: я же редактор. Но уже в марте всё изменилось, и мы запустили сайт для сервиса временного хранение «Хоумбокс».

Снова везение. Один знакомый почему-то решил, что я делаю сайты. Он позвонил мне и сказал: «Есть женщина, ей нужен лендинг. Ты же умеешь их делать?» Я умел, но на Бутстрапе, и не очень хорошо. Но сказал, что, конечно, умею.

Это был риск, но интуиция подсказывала, что всё получится.

Я позвонил Кириллу и Мише из «Фольги», где когда-то работал эсэмэмщиком, и предложил поработать вместе. Так бюро текстов превратилось в дизайн-студию, спустя полтора года у нас в портфолио пять сайтов, с десяток логотипов и даже два кейса по неймингу.

Бюро пока не приносит стабильного ежемесячного дохода, и меня это устраивает. Но после запуска нового сайта, в августе, мы планируем брать больше проектов и активно развиваться.

⌘ ⌘ ⌘

Несмотря на то, что у меня появилось ИП, я понимал: заказы сами себя не найдут. Чтобы не сидеть без работы, я подписался на все возможные телеграм-каналы с вакансиями для редакторов, мониторил их каждый день и откликался на всё, что вызывало интерес.

Постепенно я повышал расценки. В начале года текст о компании у меня стоил 3 000 ₽, а статья — 5 000 ₽. К концу года цены выросли в два раза. Сначала было страшно, что у меня не будет клиентов, но их почему-то, наоборот, становилось всё больше. И всё интереснее. К осени сложилась ситуация, что я выбирал клиентов, а не они меня.

Это случилось по нескольким причинам.

  • Я написал во всех соцсетях, что теперь я редактор и пишу тексты. Друзья и знакомые стали время от времени подкидывать работу. Иногда попадались заказы от тюменских компаний, но мой ценник уже тогда был для них высоковат.
  • Я ориентировался на уровень и качество московских редакторов, изучал стандарты Школы редакторов. Равняться на местный рынок — значит ограничить себя и обречь на «80 копеек за знак».
  • Телеграм-канал и рассылка тоже давали результат: мои посты цитировали, репостили, всё больше людей узнавало обо мне. Клиенты шли по рекомендациям к редактору, а не к копирайтеру с биржи.

К середине года я уже работал с довольно серьёзными конторами: писал для дизайн-студии «АИС», брал интервью по заказу различных креативных агентств, в конце лета начал писать для «Скиллбокса», а осенью — для «ПИК Медиа».

⌘ ⌘ ⌘

Итак, чему меня научил 2018 год:

  1. Терпение и труд всё перетрут. Я научился работать: более менее соблюдать сроки, вести переговоры, получать и ставить задачи. Чтобы самостоятельно дорасти от жалкого беспомощного копирайтера до уверенного автора и редактора мне понадобилось два года. В школе редакторов людей готовят за девять месяцев, но я почему-то чувствовал, что мне туда не надо. Хорошо это или плохо, покажет только время.
  2. Редактор — это не только про тексты. Редактор — про всё. Но в первую очередь — про смыслы, решение проблемы, понимание паттернов человеческого мышления и поведения. Редактор — это про умение найти лучшее там, где оно неочевидно, и превратить минус в плюс.
  3. Объединяйся или умри. Быть универсальным редактором — круто, но если собрать команду из людей, которые сильнее тебя в дизайне и вёрстке, ты и сам станешь сильнее. Вдобавок, командная работа позволяет повысить ценник и зарабатывать больше. Например, цена на лендинг в бюро за год выросла в два раза: с 40 до 80 000 ₽.
  4. У работы «в чёрную» есть потолок. Как правило, это около 50 000 в месяц. Рано или поздно придётся легализоваться: это повышает доверие заказчиков, они охотнее отправляют предоплату, а вам не нужно морочиться с договорами и актами — часто можно работать по оферте.
  5. У фриланса тоже есть потолок. К концу года я застрял в однотипных задачах: написать статью, текст о компании, текст для лендинга. И мне захотелось в продукт. Конечно, есть редакторы, которым на фрилансе ОК и спустя три года. Но я хотел развиваться дальше.
  6. Чаще слушать себя и свой внутренний голос — интуицию. Логика вообще слабо дружит с законами, по которым живёт мир.

Анима: работа в продукте

Когда вечером подумал, что это лучшая версия текста, а утром понял, что нет.

Думать о продукте я начал в сентября 2018-го. Всё, как обычно, решил случай.

В ноябре мне написал Артём Скворцов, бывший арт-директор «Додопиццы» и руководитель отдела разработки «Институте развития регионов». Он давно читает мою рассылку, ему нравится стиль, в котором я пишу.

Артём предложил мне стать редактором нового продукта в «ИРР». Тогда у продукта даже не было названия. Просто СRM-система для застройщиков и агентств недвижимости. Уже позднее мы проведём брендинг и она превратится в Аниму.

Я почти ничего не знал о CRM-системах, но разбирался в текстах. А это основа любого современного диджитал-продукта. От того, какие ценности и смыслы вы закладываете в ваше творение, зависит его будущее. Поэтому я решил попробовать.

⌘ ⌘ ⌘

Первого августа будет полгода, как я работаю в Аниме, а на следующей неделе, впервые за три года, иду в официальный отпуск. Делать выводы пока рано, продукт ещё в разработке. Но я могу поделиться своими внутренними ощущениями от работы редактором на удалёнке.

  1. Выбирать продукт и команду нужно, опираясь на свои интересы, вкусы, взгляды и ощущения. Это как подобрать экипаж корабля, с которым отправишься в кругосветку. Там должны быть люди, которым ты в случае опасности готов доверить свою жизнь. Мне повезло: в Аниме охуенная команда.
  2. В продукте нет ничего, кроме задач. Их нужно решать. Они важнее команды и твоего эго. Не важно, кто придумал классную идею или название для продукта. Важен общий результат, а не твоё эго.
  3. Многие из этих задач абстрактны, что делает их сложными и увлекательными одновременно. От некоторых закипает мозг, приходится звать коллег на помощь. Но тебя никогда не оставят с проблемой один на один. Всегда помогут и что-то посоветуют.
  4. Тем не менее, в продукте от тебя ждут решений, а не вопросов в стиле «как я должен решить эту задачу» или «как правильно»? Нет правильных решений. В продукте можно и нужно ошибаться. Всё, что мы делаем в жизни — ошибки. Но чем больше мы их делаем, тем быстрее находим лучшие решения.
  5. В продукте не получиться сконцентрироваться на чём-то одном. Хотя в «Аниме» я отвечаю за редакторские процессы, рассылку продукта, интерфейсные тексты, я также участвую во всех брейнстормах.
  6. Продукт не только в тексте, дизайне или бэкенде. Продукт везде. Чтобы продукт получится, всё должно быть хорошо.

Вместо вывода

Я не знал, куда иду. Я не знал, что хочу быть кем-то. Даже в конце 11 класса я написал на бумажке, что просто хочу быть хорошим человеком, не более.

Так вот, по-моему найти себя можно, только если ты ищешь. А для этого надо что-то делать.

Что читать на завтрак

Я регулярно ищу новые источники знаний, подписываюсь на неизвестных людей. Чей-то контент приживается, а кто-то идёт лесом. Таковы реалии: времени всё меньше, контента больше, я не вечный. Ну, вы поняли.

Итак, кого стоит читать в 2019 году, если вы редактор или решили им стать.

Эта заметка не рейтинг. Порядок ссылок случайный и не означает, что я отдаю предпочтение кому-либо из участников списка.

Текст в тесте

Телеграм-канал Кирилла Егерева, редактора в «Яндексе». Он пишет про текст, интерфейсы и текст в интерфейсе. Нравится, что Кирилл берёт примеры из реальной жизни, скриншотит тупости копирайтеров, разбирает и показывает, как улучшить текст в конкретной ситуации.

Перейти в канал →

Сарычева

Телеграм-канал Людмилы Сарычевой, главреда издания «Дело Модульбанка» и совтора книги «Пиши, сокращай». Люда пишет не часто, но всегда по делу. Обычно она показывает, как убрать из текста лишнее, делится материалами, на которые стоит ориентироваться и показывает, как заменить канцелярит на нормальный оборот.

Перейти в канал →

Что почитать редактору

Ежедневная рассылка и Телеграм-канал подборкой лучших материалов о тексте, медиа и журналистике. Но кроме того, что её очень полезно читать, в рассылку можно попасть.

Если вы редактор и пишите годные посты о дизайне текста и работе редактора, можно предложить свой материал, блог или рассылку в качестве источника. Я несколько раз попадал в подборку, и это давало несколько сотен просмотров.

Подписаться на рассылку →

Читать канал →

Корректариум

Единственный достойный канал с советами по правописанию и разбором ошибок. Его автор — Валентина Козлова, основатель сервиса «Корректариум».

Раньше был ещё классный канал «Исправил» Никиты Юковича, но почему-то канал перестал обновляться. Тем не менее можно почитать его, как архив.

Возможно, есть и другие блоги о грамотности, но канал Вали берёт лаконичностью и нечастыми публикациями. Мне такое по душе.

Читать канал →

Ильяхов

У Максима Ильяхова в редактуре титулов, как у Дейенерис из «Игры престолов». Его не нужно представлять. В блоге он даёт советы о редактуре, информационном стиле, визуальном оформлении и управлении вниманием.

Блог Ильяхова — не источник № 1 на тему редактуры. Но это блог, с которого всё началось. Максим запустил процесс: о текстах стали писать, говорить. Появилась дискуссия. Это круто.

Давайте вдохновляться, но не подражать Максиму. Это разумнее, чем копировать. Хотя и это надо пройти.

Читать блог →

Бесплатная рассылка Главреда →

Саша Волкова

Блог Саши Волковой, изначально главред проекта Эвотора «Жиза», а ныне его вдохновитель, консультант. Она вышла за границы привычного понимания слова «редактор»: втерлась в доверие к предпринимателям и выпытывает у них то, что они постеснялись бы рассказать своим детям.

Когда читаю блог Саши, мне кажется, что есть планета, где высший разум познал редактуру и отправил Сашу рассказать нам об этом. Пожалуй, никто в рунете не пишет более глубоких и «стальных» по структуре заметок о редакторском ремесле. Редко, но метко и охуенно. Это про Сашин блог.

Читать блог →

Рассылка и курс агентства «Сделаем»

Паша Молянов и Лёша Рожков делают самобытную и полезную рассылку. Ребята рассказывают вроде бы очевидные вещи, но делают это по-своему, с авторскими иллюстрациями и юмором. Кайфую, когда читаю их выпуски.

Ещё у них есть бесплатный курс для начинающих авторов, копирайтеров и редакторов. Так что, если сомневатесь, надо ли вам в редактуру, гляньте.

Подписаться рассылку →

Бесплатный курс по редактуре для начинащих →

Рассылка Инициала

Одиннадцать бесплатных писем для начинающих авторов, писателей, журналистов и вообще всех, кто начинает работать с текстом. Это самый лайтовый вариант познакомиться с профессией редактора и понять, твоё не твоё.

Читать первое письмо →

Подписаться на рассылку →

Хорошие издания и рассылки

И да, никто не отменял читать хорошие материалы российских региональных и федеральных медиа:

Локальные медиа: Нож, рассылки «Бумаги», Энтер, Инде, Фракция.

Расследования и новости: База, Медуза, Новая газета, Такие дела, Медиазона.

Рассылки: Ваня Сурвилло, Ната Покровская, Сергей Хабаров, Вика Стеблина.

Иран: маршрут и гид по шести городам

Этот материал изначально публиковался на Медиуме в августе 2017 году. Перепечатываю в своём блоге с некоторыми изменениями.

Рассказываю, что посмотреть, где остановиться, вкусно поесть, и закупиться сувенирами в Иране.

По Ирану удобно путешествовать с запада на восток по северным провинциям или с севера на юг  — через всю страну к Персидскому заливу. Мы выбрали второй путь и посетили шесть городов: Тегеран, Кум, Кашан, Исфахан, Варзанех и Шираз. Изначально в плане были ещё Язд и Керман, но на них уже не хватило сил.

Тегеран

Город молодой, и застраивали его хаотично. Это серый мегаполис: здесь нет чёткой структуры улиц и завораживающей персидской архитектуры. Но есть колорит северного и южного Ирана: красивые парки в северо-восточной части и пустыня на юге.

Мы с нашими друзьями Фарзадом и Амином на мосту Табият в Тегеране.

Обязательно посетите мост Табият, дворец Голестан, башню Азади, телебашню Бордж-е Милат и тегеранские хипстерские кафешки. Вся прогрессивная молодёжь тусуется там. Одну из таких мы нашли за день до отъезда. Она называется no65yard. Там вкусный кофе, чай с имбирём и паста со шпинатом. Фишка этого места  — свежие хрустящие вафли размером с тарелку. Их подают с нутеллой, нарезанными бананом и клубникой.

Вафли в кафе no65yard в Тегеране.

Не ешьте в центре:  за городом в горах есть рестораны на открытом воздухе. Ужин на топчанах под тенью лимонных деревьев, прохладный ветерок, свежий кебаб и иранский йогурт — дук — то, что надо в первый день путешествия.

Вид на Тегеран с моста Табият.

Тегеран  — прогрессивный современный мегаполис. Население менее религиозное, много прогрессивной молодёжи, кто хочет уехать из страны. Чувствуется западное влияние, из-за чего сложно прочувствовать традиционный уклад жизни и культуру. Чем дальше от столицы, тем аутентичнее города. Поэтому не задерживайтесь в Тегеране дольше двух дней.

Жильё: Persian Hostel или Seven Hostels, 35-40 $ за ночь
Поесть: кафе no65yard и Setareh
Куда сходить: мост Табият, дворец Голестан, башня Азади, телебашня Бордж-е Милат
Время: два-три дня

Кум

Кум  — второй по значимости после Мешхеда религиозный центр Ирана. Здесь почти никто не говорит по-английски, все женщины носят чадор. А ещё сюда едет много арабов и паломников, чтобы почтить память Фатимы Маасумы. Обязательно сходите в её мавзолей: это одна из главных святынь мусульман — и там по-настоящему красиво.

Один из входов в мавзолей Фатимы Маасумы.

Стены в мавзолее Фатимы Маасумы.

Мозаика в мавзолее Фатимы Маасумы.

Мавзолей Фатимы Маасумы, вид с внутреннего двора мечети.

Мавзолей Фатимы Маасумы, вид с внутреннего двора мечети.

Религиозность людей в Иране проявляется не только в том, что они ходят в мечеть, но и в поступках. Мулла, который тоже ехал из Тегерана, довёз нас бесплатно до отеля и объяснил хостесу, что нам нужен номер. Только улыбнулся в ответ на благодарность  —  он не говорил по-английски. Женщины на входе в мавзолей Фатимы Маасумы помогли Арзу правильно надеть чадор. Директор кафе накормил нас, несмотря на то, что повара и официанты уже ушли отдыхать.

Городская площадь перед между мечетью, базаром и мавзолеем Фатимы Маасумы.

Жильё: Zol Qorba Hotel, 40 $ за ночь
Поесть: кафе прямо напротив мавзолея Фатимы Маасумы
Куда сходить: мавзолей Фатимы Маасумы, базар, городская площадь
Время: один день

Кашан

В эпоху Сефивидов, в 18 и 19 веках, Кашан был центром по производству шёлка и ковров. Поэтому в городе сохранилось множество древних купеческих домов и садов — обязательно посетите их.

Кроме этого в Кашане делают розовую воду, купите себе бутылочку. Её можно добавлять в чай, просто в воду или некоторые блюда. Вкусно и полезно.

За городом посетите пустыню Маранджаб и солёное озеро Хозе Солтан. Там просто очень-очень красиво.

Вид на Кашан с крыши старого городского хамама.

Ступени в одном из купеческих домов Кашана.

Двор мечети Ага Бозорг в Кашане.

Если вы ценитель архитектуры, изучаете различные стили, вам в Кашан. Здесь пересекаются разные эпохи Персии. Большинству построек более 400 лет, а базару Кашана больше 800.

Мукарны — узор персидского стиля, которым украшают полусводы при входе в мечети.

Мозаика на входе в мечеть Ага-Бозорг.

На базаре мы познакомились с пожилым иранцем, который продавал антиквариат. У него в коллекции были старые деньги с изображением шаха Мохаммеда Резы Пехлеви, русские самовары и даже облигации царской России.

Сам базар  —  не просто лавки с товарами. Каждый купол украшает древняя персидская мозаика, а во внутренних двориках можно попить чай и пообщаться с жителями города.

Жильё: хост Мохаммед Гавами, 30 € за ночь
Поесть: ресторан в доме Табатабаи
Куда сходить: купеческие дома Табатабаи, Аббаси, Буруджи, сад Фин, городской хамам, базар, пустыня Маранджаб, мечеть Ага-Бозорг
Время: два-три дня

Исфахан

В отличие от остального Ирана, здесь ветрено и не жарко. На улицах чисто и не воняет, как в Тегеране. Безопасно: дети гуляют одни в час ночи.

Площадь Накш-э Джахан в Исфахане.

Люди живут заметно лучше: много иномарок, бутиков и модных европейских кафешек. Есть элитные районы, например, армянская Джольфа. В каждом кафе хотя бы один человек говорит по-английски.

Площадь Накш-э Джахан в Исфахане.

Здесь мы провели четыре дня. Отдыхали на площади Накш-е Джахан, гуляли по набережной ночью, посетили Джума мечеть, ходили на за покупками на базар. Там мы купили сувениры для друзей и родных: магниты, чётки, сумки, кошельки и ковры  — всё ручной работы и по дешёвой цене. На базаре обязательно попробуйте гяз и пуляки, исфаханские традиционные сладости. В других городах Ирана их не найти.

Мост «33 арки» через реку Зайенде-Руд в Исфахане.

Жильё: хостел Orchid Hotel, 35 $ за ночь
Поесть: Tachar Kebab, Hermes Cafe
Куда сходить:
мост 33 арки, базар и площадь Накш-е Джахан, Джума мечеть
Время: три-четыре дня

Варзанех

Это глухая деревня в часе езды от Исфахана. Здесь не ловит 3G, а ночью полно летучих мышей.

Мы с Арзу идём смотреть на закат солнца в пустыне.

Побывали в пустыне на песчаных дюнах, посмотрели, как вручную ткут скатерти, посетили мельницу, которую в действие приводит верблюд. Ещё побывали на голубиной башне, где когда-то жили 17 000 голубей  —  так собирали голубиный помёт для удобрения хлопка.

В Варзанехе мы познакомились с удивительной девушкой Александрой из Канады. Она знает семь языков, в том числе русский, который преподаёт в школе в Киргизии. В одиночку она проехала всю среднюю Азию и добралась до Варзанеха.

Александра на фоне пустыни, окружающей Варзанех.

Удивительно, но здесь, в такой глуши, сохранились древние технологии ковроткачества. В том же гестхаусе остановилась семейная пара иранцев, которые эмигрировали в Канаду, но муж до сих пор работает здесь, поэтому они иногда приезжают и путешествуют по старне. Жену зовут Банý, она исследует древние технологии ткацкого дела и использует их в работе: в Торонто у неё своя ткацкая мастерская Banu Textile.

Так в Варзанехе иранские бабушки ткут ковры, платки и пледы. Бану справа.

Жильё: гестхаус Мохаммада Сины, цена — как договоритесь
Поесть: в гестхаусе кормили домашней едой
Куда сходить:
голубиная башня, песчаные дюны, солончаковое озеро, мельница с верблюдом
Время: один день

Шираз

Шираз грязнее, чем Исфахан, но чище, чем Тегеран. Уровень жизни намного ниже, чем в других городах, много попрошаек и нищих на улицах.

Здесь мы познакомились с классными ребятами Мехране и Махмудом. Они недавно открыли свой хостел и принимают гостей. Цена за ночь всего 10 €, а условия не хуже, чем в хостелах за 20-30 €.

Махмуд отвёз нас на экскурсию в Персеполис за 20 €, в то время как турагентства просят за это 60 €. Выезжать в Персеполис нужно рано утром, чтобы вернуться в город до обеда, когда начнётся невыносимая жара.

Махмуд увлечённо рассказывает об истории Перселополиса.

Персеполис — город высеченный в горе. Когда-то эти стены были чёрными, но за тысячи лет на солнце камень выцвел и стал жёлтым.

Одинокий турист внимательно изучает стену, с наскальными рисунками и клинописью.

Вечером можно сходить в ресторан «Катемаст» с живой музыкой и огромными порциями еды. Хотел попасть в мавзолей персидского поэта Хафиза, но не успели.

За день мы намотали 10 километров. И в этом прелесть Ирана: можно съесть сколько угодно кебабов, но всё равно похудеть.

Жильё: Friendly Hostel , 10 € за ночь
Поесть: ресторан «Катемаст», еда в хостеле
Куда сходить:
мавзолей Хафиза, мечеть Насир аль-Мульк, мавзолей Шах Черах, сад Эрам, ворота Корана, Персеполис
Время: три дня

Вместо вывода

Это было наше первое путешествие в Иран, и мы выбирали города по отзывам на форумах, спрашивали местных о том, куда стоит поехать. Мы не попали в Западный Иран, где живут курды, Мешхед, тюркский город, и Тебриз, столицу провинции Восточный Азербайджан.

Иран — большая страна, с богатой культурой и историей, которым более трёх тысяч лет. Познать её за две недели невозможно. Но познакомиться, определённо стоит.

Иран: подготовка к путешествию и ожидания

Этот материал изначально публиковался на Медиуме в августе 2017 году. Перепечатываю в своём блоге с некоторыми изменениями.

Мы с моей женой Арзу давно мечтали о путешествии на Восток. Хотелось испытать себя на прочность там, где почти не говорят по-английски, прочувствовать восточный колорит, съездить туда, где никто из друзей не был. Поэтому в июне мы купили два билета до Тегерана.

Мечеть Ага-Бозорг в Кашане

Билеты и перелёт

Мы живём в Тюмени, поэтому слетать куда-то всегда проблема  — прямых рейсов за границу очень мало. Билеты обошлись в 44 000 ₽ на двоих в обе стороны. Мы купили их за месяц до вылета. Можно найти дешевле, если покупать заранее.

Три перелёта за день Тюмень — Москва — Баку — Тегеран: это утомительно, но по-другому не добраться. Если живёте в Москве или Петербурге, вы счастливчик — оттуда есть прямые рейсы до Тегерана за 10–13 000 ₽ в обе стороны.

Виза по прилёте

Огромный плюс, что россияне могут получить иранскую визу по прилёте, но только в Тегеране в аэропорте имама Хомейни. Группам от пяти человек, путешествующим по путёвке виза вообще не нужна. Но так как турагентств, которые отправляют отдыхать в Иран, в России пока нет, это не наш случай.

Как получить иранскую визу по прилёте на месяц:

Для россиян иранская виза стоит 70 €.

  1. Подходите к окошку Visa, говорите, что вы турист, даёте паспорт. Вам говорят, сколько заплатить в банк и дают заполнить анкету. В форме нужно указать ваши паспортные данные, адрес и номер телефона отеля или хостела, где вы планируете остановиться. Мы бронировали номер в хостеле Seven Hostels. Там знают английский и быстро отвечают по электронной почте. Можно написать им в Вотсапе.
  2. Идёте в следующее окно с вывеской Bank и оплачиваете пошлину. Можно платить в долларах или евро.
  3. Напротив окна Visa за столом сидит парень, который выдаёт страховку. Цена на две недели — 18 $.
  4. Когда вы всё оплатили и заполнили форму, сдайте документ в визовое окно. и ждите. Обычно визу дают за 30–45 минут, но нам пришлось прождать два часа: долго ждали ответ из посольства. Переживать не стоит, в визе по прилёту, как мы поняли, никому не отказывают.

Если заблудились, не паникуйте. Персонал аэропорта говорит по-английски: обратитесь к любому сотруднику и объясните, куда вам нужно.

Деньги: риалы и томаны

Все цены указаны по курсу валют на июль 2017 года.

Сразу после визы мы купили местную сим-карту за 8 $ и обменяли деньги. Для связи и мобильного интернета берите Irancell: ловит даже в пустыне. Рассчитаться за сим-карту можно долларами или евро.

В пунктах обмена также принимают доллары и евро. В аэропорту иранцы меняют только 100 $, там вам за них дадут 3 700 000 риалов. В городе вам могут предложить поменять доллары на улице  —  не соглашайтесь. Меняйте деньги в «сарофи», так иранцы называют пункт обмена валют. Там самый выгодный курс в городе  —  3 780 000 риалов за 100 $. Чтобы обменять деньги, паспорт не нужен.

Почти на всех купюрах изображён имам Хомейни, лидер Исламской революции 1979 года.

Дальше вас ждёт сюрприз. Несмотря на то, что официальная валюта Ирана  — риал, почти всё продаётся и покупается за томаны. Так называлась официальная валюта Персии до 1932 года. Чтобы получить цену в томанах, уберите один ноль у цены в риалах. Например, 100 000 риалов — это 10 000 томанов. Чтобы вас не надурили — хотя такое редкость и с нами не случалось — уточняйте, в чём указана цена: риалах или томанах.

На базаре обязательно торгуйтесь, за некоторые вещи можно скинуть 40% от первоначальной цены. Туристов в Иране видят за версту, и не все люди честные, хотя и большинство.

Пожилые иранцы очень любят и уважают шаха Пехлеви.

Языки

Уехать из аэропорта в Тегеран можно только на такси, поэтому сразу пришлось торговаться. Нормальная цена от аэропорта до города  —  25 $, за большую сумму не соглашайтесь. Нам повезло: мы встретили болгар, которые направлялись в тот же хостел — и скинулись с ними по 6 $ на такси. В такси мы понял, что нам повезло ещё раз: попался водитель азербайджанец. Арзу всё понимала и переводила.

В Иране официально живёт около 20 млн азербайджанцев, поэтому азербайджанский — второй язык по количеству говорящих. Также некоторые иранцы говорят на турецком и арабском. Знание одного из этих языков заметно облегчит вам общение с местными.

Английский знает только прогрессивная молодёжь и интеллигенция. Поэтому, когда спрашиваете дорогу, не стройте целые предложения: в этом нет смысла. Лучше говорить фразами или даже словами. Так вас поймут быстрее.

Пригодится и умение быстро считать в уме. Потому что часто будет так: договариваетесь на цену в долларах, на руках риалы, а расплачиваетесь в томанах. Звучит страшно, но через два дня мы уже легко ориентировались в местных ценах и даже торговались.

Как арабские цифры выглядят на самом деле.

Перед поездкой обязательно выучите арабские цифры и их название на фарси. Это поможет при расчёте на кассе или покупке билетов.

Жильё

Airbnb в Иране не работает. Совсем.

Не планируйте поездку по минутам, Иран сам расставит приоритеты и направит вас в нужном направлении. Почти всегда мы находили жильё за день до прибытия или прямо на месте. Останавливались в хостелах, отелях и у хостов, которых находили через заблокированный Couchsurfing.

Большинство хостов предлагает жить у них за деньги, но они никогда не напишут об этом ни в первом, ни во втором сообщении. Уточните, что входит в стоимость, а что нет. Цены варьируются от 10 до 30 € за ночь.

Даже когда хост назвал цену, переспросите его несколько раз и убедитесь, что всё верно поняли.

Попадаются и мошенники. Например, одна девушка пригласила нас остановиться у неё бесплатно, но за день до приезда написала, что её нет в городе. Взамен предложила переночевать на вилле её друзей, естественно, за бóльшие деньги. В таком случае, лучше отказаться и найти других хостов или переночевать в отеле.

Отели и хостелы стоят чуть дороже, чем жильё у местных. В Тегеране мы жили в хостеле в двухместном номере за 40 $, а в Куме и Исфахане за эти же деньги — сняли номер в отеле. Странно, но ни в одном хостеле и отеле Ирана мы не нашли утюг. Кстати, на фарси он называется похоже  —  «утюх».

Не стоит пугаться, что в Иране душ и туалет почти всегда совмещены.
В основном, привычные нам унитазы ставят в отели и хостелы, а дома туалет — это дырка в полу. То есть сортир. Туалетной бумагой иранцы почти не пользуются: вместо неё на стене висит специальный шланг для подмываний. Это обусловлено религиозными предписаниями: перед молитвой нужно быть чистым.

Экология

Ситуация различается от города к городу. Например, в Тегеране за экологией никто не следит: под ногами валяется мусор, в некоторых районах помои и нечистоты сливают прямо в канаву около дороги.

Мусор не сортируют, но, вероятно, перерабатывают. К такому выводу я пришёл, потому что на видел на улице мужиков с телегами, набитыми пластиковыми бутылками. Видимо, сдают куда-то за деньги и на это живут.

Город совершенно не приспособлен для велосипедистов: за четыре дня мы не увидели ни одного. Поэтому о чистом воздухе здесь мечтать не приходится, для этого придётся выехать за город. В других городах ситуация чуть лучше.

Колоритный снимок из Кашана, древней столицы Персии.

Особняком стоит Исфахан: там сортируют мусор, есть велосипедные дорожки, на улицах чисто и не воняет. Похоже, что люди там просто не мусорят: за пять дней мы не увидели ни одного дворника, а в Тегеране встречали их каждое утро.

Транспорт

Иранцы предпочитают автомобиль или мопед и очень неохотно ездят на метро. Это странно, потому что метро здесь классное и дешёвое  — 8 000 риалов или 13 рублей. В Тегеране мы только на нём и ездили.

В вагонах есть кондиционеры, названия станций продублированы на английском. Для женщин предусмотрены отдельные вагоны, в общих осмеливаются ездить только прогрессивные иранки. В городских автобусах разделение более жёсткое, одиноким женщинам нельзя заходить в мужскую часть автобуса.

Вообще вся общественная жизнь Ирана разделена на мужскую и женскую. Это особенно заметно на примере общественного транспорта.

Междугородние автобусы только иномарки Man, Volvo или Scania.

Путешествуют туристы, в основном, на автобусах. Они недорогие, с кондиционерами и сиденьями, которые можно превратить в кровать. В некоторых автобусах дают сухой паёк: сок и печенье.

Скачать «Снэп» для Андроида. Приложение для Айос удалили из «Эпстора».

Не советую ловить такси на улице: цены завышенные, водители не понимают по-английски. Мы использовали «Снэп» —  иранский аналог «Убера». Приложение работает в Тегеране, Исфахане и Ширазе. В маленьких городах мы его не проверяли — ходили пешком. Средняя цена за такси в Исфахане  — 45-60 000 риалов или 1,5-2 $, в Тегеране дороже  —  4-5$.

Водители и движение на дорогах

Первое, что бросается в глаза, когда приезжаешь в Иран  — водители на дорогах. Вернее, их безумный стиль вождения. Забудьте о правах пешехода, светофорах и о том, что водитель должен вас пропустить. В Тегеране почти нет светофоров, а те, что есть, либо не работают, либо автомобилисты игнорируют.

Иранцы ездят по встречке, перестраиваются из одного ряда в другой без поворотников, могут повернуть из крайнего правого в левый крайний.

Чтобы перейти дорогу по пешеходному переходу, придётся попотеть. За всё время пребывания в Тегеране нас пропускали только в Куме и в Исфахане. В Тегеране никто не останавливается. Более того, вам будут сигналить, ведь вы мешаете движению.

Типичные тегеранские пробки: никто не останавливается и не пропускает пешеходов.

Большинство дорог в Иране  —  автомагистрали. Тегеран, например, пронизан ими вдоль и поперёк. Противоположные потоки разделены и пересекаются весьма редко, поэтому за всё время мы видели только две аварии.

Иранский дресс-код

В стране действуют законы шариата, и есть несколько правил, которые туристы обязаны знать и соблюдать.

По идее, в Иране с 10-12 лет все девочки обязаны носить хиджаб и полностью покрывать тело. На деле же многие девушки оставляют открытыми щиколотки, руки до локтя, лицо и даже шею. Если в России хиджаб полностью закрывает лоб, волосы, шею и даже плечи, то в в Иране хиджабом считается любой накинутый на голову платок  —  плотно закутываться необязательно.

Вопреки всем предубеждениям, платок на голове защищает от солнечного удара и помогает легче переносить жару.

Так одевается большинство иранок.

Ещё есть чадор. Это большое чёрное, белое или цветное покрывало, в которое облачаются иранки. Чадор  —  признак религиозности. В основном его носят женщины постарше, но встречаются и молодые девушки. Перед входом в мечеть все женщины должны надеть чадор. Если у вас нет своего, его можно купить или арендовать на час за 1-2$. В Куме в мавзолея Фатимы Маасумы чадор дают на входе бесплатно.

Арзу в чадоре в городе Кум.

Мужчинам проще  —  нельзя носить только шорты и майки. Молодёжь в основном ходит в футболках и джинсах, а мужчины постарше носят брюки и рубашки.

Климат

Если поедете в Иран летом, оставьте куртки, свитера и тёплые носки дома — они вам не понадобятся. Температура в среднем 37—38°С на солнце и 35°С в тени, ветер горячий.

Гулять днём невыносимо, но мы гуляли. Это мы в Кашане на крыше старого хамама.

Днём с 12:00 до 17:00 что-то вроде сиесты: все отдыхают, улицы пустуют. Дождей летом не бывает. Самое лучшее время для поездки  —  апрель или май. Ещё не так жарко, и можно гулять весь день, наслаждаться красотой древних купеческих домов, мечетей, гулять по базару или устроить пикник на площади Накш-е Джахан в Исфахане.

Законы и наказания: что нельзя делать в Иране

Законы и наказания здесь суровые. За торговлю или употребление алкоголя  — 80 ударов плетью. За первое воровство отрубают пальцы руки, за второе  — половину ступни, за третье  — пожизненное заключение, за четвёртое —  смертная казнь.

Все магазины и базары выставляют товар прямо на улицу, потому что никто не хватает товар с открытых прилавков и не убегает. Мы слышали о случаях, когда мопедисты вырывают сумки проезжая мимо. Выход простой  —  берите с собой рюкзак или поясную сумку.

За гомосексуализм в Иране закапывают в землю по пояс и забивают камнями. При этом государство разрешает сменить пол и даже финансово поддерживает таких людей: выделяет деньги на операцию, делает новые документы, устраивает на работу или даёт стартовый капитал для своего дела.

Несмотря на законы шариата иранские девушки очень вульгарно красятся, делают пластические операции, любят яркий маникюр и одежду. Например, красные кроссовки или оранжевый платок. Поэтому пользоваться косметикой можно, но вряд ли это удобно в сорокоградусную жару.

Как и мечети, публичные места и общественный транспорт разделены для мужчин и женщин. Мужчинам можно прикасаться к незнакомкам только в случае необходимости: если женщина упала или ей стало плохо, и ей нужна помощь. Это правило действует и для женщин.

Если путешествуете парой, как мы, на публике нельзя проявлять свои чувства: обниматься, целоваться. Если вы муж и жена, то можно держаться за руки.

Безопасность

Из-за жёстких законов Иран  —  одна из самых безопасных стран в мире. По статистике, на 100 000 человек здесь приходится три умышленных убийства. Для сравнения, в России показатель втрое выше  —  9,2 убийств на 100 000 человек.

В мечетях и рядом с ними всегда много людей. Чувствуешь себя спокойно.

Всё путешествие мы гуляли по ночам и чувствовали себя безопасно. За две недели к нам ни разу не подошли сомнительные личности с просьбой «закурить» или «позвонить». Подходили только знакомиться или предложить помощь, когда видели нашу растерянность.

Самый распространённый вид «преступления» в Иране  —  накрутить цену. Этим промышляют таксисты и торгаши: называют космические цены за поездку или какую-нибудь безделушку. Но вы всегда можете найти другое такси, поторговаться или просто уйти.

Люди

В Иране мы уяснили одно правило  — заводите друзей среди местных. Без них придётся тяжело и скучно. Невозможно познать культуру и быт гуляя по улице. Нужно провести с иранской семьёй хотя бы день. Они покажут вам настоящий Иран, поделятся самым сокровенным из культуры, кухни и обычаев.

Мы с нашими хостами Мехране и Махмудом в Ширазе.

Иранцы очень общительные: любят поболтать, много едят и пьют чай по 10 раз за день, обязательно в компании с кем-то, сами знакомятся с иностранцами, искренне предлагают помощь.

Поскольку иностранцев здесь мало, их сразу примечают в толпе. Поэтому не удивляйтесь, если к вам подойдёт иранец или иранка и заговорит первым.

Иранцам не хватает общения с внешним миром и они рады любому иноземцу. Их интерес искренен, они любят заводить новых друзей.

Не было такого, чтобы мы не нашли дорогу куда-то. Стоит только спросить прохожих, через двух-трёх человек вы обязательно найдёте кого-то, кто знает английский. А бывает и так, что прохожие искали тех, кто говорит по-английски, чтобы помочь нам. Это одна из самых добрых и отзывчивых наций, что я встречал.

С нашими хостами в Кашане, замечательной семьёй Мохаммедарезы Гавами (в центре).

Люди  —  главная достопримечательность Ирана.

В Варзанехе, глухой деревне на юге Ирана, был случай. Арзу приболела и захотела фруктов. Я отправился искать магазин. Подошёл к каким-то парням на улице со словами: «миве доккан», что означает «фруктовый магазин». Один из них ткнул пальцем на мопед. Через несколько секунд мы уже мчались по Варзанеху. После того, как я купил фруктов, незнакомец бесплатно отвёз меня обратно, в гостевой дом.

Таароф

В Иране не принято сразу переходить к сути разговора. Сначала нужно предложить гостям чай, накормить и задать дежурные вопросы.

На базаре же продавец, видя вашу заинтересованность в товаре и то, что вы иностранец, говорит: «Отдам бесплатно, брат!» Не спешите радоваться. Переспросите цену три-четыре раза  — обычно её называют. Но если на пятый раз вам по-прежнему хотят отдать вещь бесплатно, значит так и есть.

Это называется таароф. Когда отказываются от денег, но в итоге всё равно берут, или предлагают еду по десятому разу, хотя вы уже девять раз отказались. Это искренняя вежливость, но некоторые иранцы извратили её и стали использовать для того, чтобы впарить что-нибудь обольщённому иностранцу.

Еда

Почти каждый день мы ели кебаб, пили иранский йогурт «дук». В Ширазе попробовали фесенджан  — курицу в соусе из граната и грецких орехов и фалюде — сладкую лапшу, которую подают с мороженым. В Исфахане ели плов, иранские сладости пуляки и гяз. Каждый день объедались свежими фруктами, а вместо чая пили свежевыжатые соки.

Завтрак во всём Иране одинаковый. В каждом доме, отеле или хостеле утром вам на стол поставят свежий лаваш, огурцы, помидоры, творожный сыр, арбуз и вишнёвое варенье. Кофе в иранской культуре не прижился: почти везде подают чай.

Порции в Иране огромные — одной можно накормить троих. Поэтому в обед мы всегда брали один кебаб на двоих, наедались на полдня, а ужинали фруктами.

Бюджет и цены

По курсу на 12 июля 2017 года.

За две недели на двоих мы потратили 1500 $ или 100 000 рублей. В эту сумму входят стоимость визы, страховки, расходы на транспорт и проживание. При этом мы ни в чём себе не отказывали: ездили на такси от одного кафе к другому, ходили в музеи, покупали сувениры, подарки и фрукты, питались только в ресторанах.

Вот примерные цены в Иране:

  • Билет в музей — 200 000 риалов или 5$
  • Фотография в персидском стиле — 250 000 риалов или 6$
  • Билет на VIP-автобус Исфахан—Шираз—10$
  • Ужин в ресторане с живой музыкой—290 000 риалов или 8$
  • Хостел—от 870 000 до 1 500 000 риалов или 25—40$
  • Поездка в Персеполис—1 000 000 риалов или 27$
  • Американо — 125 000 риалов или 3$
  • 2 кг фруктов — 70 000 риалов или 2$
  • Обед: кебаб, йогурт и салат — 4,5$
  • Два шарика мороженого — 20 000 риалов или 0,6$

Вместо вывода

Иран меняет сознание и раскрепощает. В России мы привыкли закупаться в супермаркетах, где не нужно говорить с продавцом и торговаться, ходить по улице в наушниках, не замечать людей, просящих о помощи. Нам проще написать сообщение, чем позвонить или зайти в гости. Мы стали очень замкнутыми и закрытыми.

Мы с иранскими детьми в одном из купеческих домов Кашана.

Иранцы другие. Они по-прежнему много общаются вживую, устраивают пикники, много путешествуют по своей стране. Для них общение с человеком имеет ценность, они вкладывают в это большой смысл.

Поэтому справедливо сказать, что люди  —  главное сокровище Ирана. Несколько раз, заметив нашу растерянность незнакомцы сами подходили и предлагали помощь. Безвозмездно. Если мы просили кого-то помочь нам, спрашивали дорогу, они бросали свои дела и провожали нас прямо до нужного места. Удивительная страна. Удивительный народ.