Мат

Не понимаю, что плохого в мате? Почему его у нас так стыдятся?

Матерные слова виноваты лишь тем, что буквы в них сложились в определённый звуковой ряд и обозначают различные ситуации и явления. Один и тот же мат может быть междометием, прилагательным, существительным и глаголом — такой гибкости матерных слов я не встречал ни в одном языке мира.

Да, говорить исключительно матом — мерзко. Это признак того, что человек не владеет своим родным языком. Мат становится сильным, только когда его умело добавляют в предложения, вкрапляют в свою речь, словно приправу. Если пересолить суп, его будет невозможно есть. Так и с речью, насыщенной матами. Она отвратительна.

Но причина такого засилья мата в том, что его стесняются, боятся и запрещают с детства. Вместо того, чтобы объяснить, что это часть языка, и ей просто нужно уметь пользоваться. Как и с любыми другими словами надо знать место и время, когда мат стоит употреблять, а когда нет.

Например, использовать термин «эмболия» в разговоре с пациентом — странно, а с врачом — нет. Сказать родителям, что вы вчера «классно флексили» в автобусе с другом — глупо. Вряд ли они поймут, что вы имеете ввиду. С матом так же.

Вставлять маты в разговоре с малознакомым человеком — неприлично. А вот выкрикнуть «блять» вместо «блин», когда ошпарился — норм. Иначе будешь как мудак выглядеть.

В поисках метафоры бренда

Всю прошлую неделю у меня не получалось сформулировать метафору бренда. По сути, это ответ на вопросы: «Мы как кто/что? На что мы похожи?» Я задал его себе раз 100, но каждый раз в голове было пустота и шорох перекати-поля.

Вчера вечером снова сел на кухне с белым листом бумаги, карандашом и решил пойти от обратного — разобраться, а кто наши клиенты, что нас с ними объединяет, почему мы смогли быть им полезны. Вот, что получилось.

Нам комфортно и приятно работать с теми, кто любит своё дело, кому не пофиг на результат, кто не хочет «как у конкурентов» и не боится экспериментировать.

Из этого начал вырисовываться слоган: «Дизайн для тех, кто горит своим делом». Или так: «Дизайн для тех, кому не пофиг на результат». И вот так: «Дизайн для тех, кто не хочет „как у конкурентов“». Продолжать можно долго.

Я стал развивать мысль. Окей, нас выбирают, потому что мы умеем слушать и работаем так, что заказчику не нужно думать о результате. Он знает, что будет лучше, чем было до того, как он обратился к нам. Тогда я стал набрасывать примитивные сравнения, ещё не метафоры.

Мы как:

  • радуга после дождя,
  • дождь в пустыне,
  • секс после ссоры,
  • отпуск после года работы,
  • морозный воздух после парилки.

Ну, вы поняли идею. Из этих примитивных сравнений полезли более глубокие метафоры:

  • радуга → яркость → дуга → полукруг
  • всё к лучшему → всё в норме → это нормально → это работает
  • фантазия → смекалка → знания → филин → слон
  • с душой → от души → от сердца → с любовью
  • порядок → модуль → сетка в клетку → клетка

На этом моменте перевернул листок и пошёл спать. Всему, что я придумываю нужно время созреть и превратиться из информации в инструмент. Поэтому пока погружусь в работу и позволю мозгу самому разложить всё по полочкам.

Доверие клиента — это ваш менеджмент

Впомнил одно правило в тему про общение с клиентами и хороший менеджмент.

Присылайте клиенту всё, что вы обсудили на встрече, в тот же день.

Это такая банальная штука, но её почти никто не делает. Хотя на встрече все так старательно записывают за клиентом. Вопрос, а зачем? Нет, не только для себя.

Главная задача на встрече — установить контакт с заказчиком и убедиться, что вы одинаково понимаете проблему и суть вещей в целом. Говорите не о дизайне, а проблемах заказчика и его бизнеса. Разберитесь, почему он к вам пришёл? Зачем? Что его побудило написать вам или позвонить?

Если во время беседы у вас это получилось, и вы поняли мотивы и цели клиента, и он это увидел — закрепите это ощущение. Самый простой способ — выслать заполненный структурированный бриф ему на почту. Необязательно оформлять презентацию или рисовать красивые рамочки в Фотошопе.

Достаточно записать всё, о чём договорились на встрече, прописать проблематику, решения, план действий, ответственных и дедлайны.

Завоевать доверие человека трудно. Но если показать, что вы его понимаете и вам не пофиг на его проблемы — можно расположить к себе даже самого требовательного и переживающего заказчика. Нужно лишь делать чуть больше, чем другие. И всё.

Открытый брендинг бюро

В ноябре Бюро Жени Лепёхина исполнится два года. И буквально позавчера я понял, что бюро нужен брендинг. Вот основные причины.

1. Название и логотип студии не подкреплены её ценностями и принципами. Каждая из этих сущностей будто живёт своей жизнью. Всё потому, что я никогда не проводил исследование рынка, не смотрел, кто наши конкуренты, какие ещё студии дизайна есть в Тюмени.

2. Когда я смотрю на логотип и название, то не чувствую лёгкости и гибкости — они тяготят и раздражают. Хотя, наоборот, название должно быть лёгким, динамичным и энергичным, а визуальное оформление — притягивать и манить.

Тот же кейс с логотипом Хованского это хорошо демонстрирует: несмотря на первую реакцию, Хованский признал, что логотип его притягивает, манит. Результат — логотип используется и весьма успешно. Мне же не хочется использовать свой логотип.

3. Ещё одна проблема текущего названия — его тяжело визуализировать. У меня не возникает никаких ассоциаций. Если с личным брендингом я сразу понимал, кто я и что хочу передать, то здесь я не вижу решений. Но бюро — это не только я, и моё имя в названии не может отражать всего, что там происходит и будет происходить в будущем.

Чтобы определиться, куда и как развивать бюро, следует провести открытый брендинг. Это поможет мне переосмыслить наши процессы и ответить на вопросы, что такое бюро сейчас, чем оно хочет стать, что оно предлагает заказчикам сегодня.

Всеми шагами, проблемами, затыками и внезапными озарениями я буду делиться в своём Телеграм-канале и на доске в «Миро» — она открыта для всех, кому это интересно.

Дизайнеры в бюро на проектную работу

Нам в бюро на проектную работу нужны два дизайнера: графический и веб.

О бюро

Бюро работает по принципу свободного выбора. Я получаю заявку и собираю под задачу команду. Иногда это два человека: дизайнер и кодер. Иногда пять-шесть: добавляются переводчики, иллюстраторы и редакторы.

Сейчас мы ищем дизайнера сайтов и дизайнера логотипов. Можно двух отдельно, а можно — ол-ин-уан. Работа проектная, вознаграждение обсуждается до старта каждого проекта и не меняется в процессе.

Посмотреть работы бюро — lepekhin. art.

Что нужно уметь

— Работать в Фотошопе, Иллюстраторе и Фигме. Скетч и остальные программы опционально.

— Сдавать работу в срок. На разработку дизайн-макета для лендинга или логотип мы заклыдываем две недели.

— Аргументировать и объяснить своё решение арт-директору и клиенту.

— Задавать вопросы и разбираться в задаче. Желательно иметь опыт в переговорах с клиентами: придётся проводить интервью, погружаться в продукт заказчика, узнавать больше о его бизнесе.

— Быть на связи и не пропадать, отвечать на сообщения и предупреждать о факапах.

— Нам всё равно, кто ты и откуда. Если делаешь крутой дизайн, любишь проектную работу, не боишься брать ответственность за результат и соблюдаешь сроки — сработаемся.

Тестовое задание

Bеб-дизайнеру — придумать, как бы мог выглядеть сайт музыкального фестиваля в Нижнем Тагиле. Результат — джипег шириной 1 000 пикселей.

Графическому дизайнеру — переверстать плакат предупреждающий о том, что в доме скоро отключат свет. Результат — джипег шириной 750 пикселей. 

Объявление для перевёрстки. Источник belostotsky.ru.

Результат пришлите на почту lepekhin@lepekhin. ru до 4 сентября 2019 года. В теме письма укажите веб или граф — в зависимости от того, на какую вакансию претендуете.

Истории пишут не для этого

Я мало что знаю о писательстве. До сих пор я написал лишь один рассказ и несколько десятков статей. Тем не менее, за это время я вывел некоторые принципы, которые помогают мне писать более-менее сносные тексты.

  1. Писать нужно в одиночестве. Так легче войти в состояние потока, когда не видишь и не слышишь никого вокруг. Со временем это перерастает в умение отключаться даже в шумном кафе или офисе, полном людей. Иногда коллеги даже могут не докричаться до тебя. Если вы попали в такое состояние — не думайте о нём. Продолжайте писать. Состояние потока так же признак того, что вы занимаетесь любимым делом.

  2. Редактировать тексты, лучше всего утром, когда мозг отдохнул и в нём нет глупых навязчивых мыслей о спасении природы, плохой жизни в России или выборах в Мосгордуму. Я почти всегда встаю раньше своей жены и стараюсь поработать до завтрака. Выпиваю стакан воды, съедаю несколько фиников или вообще ничего не ем и сажусь писать. Писать вечером тоже можно, но именно писать. Редактировать вечером тяжело: глаз уже замылен и увидеть свои недостатки сложнее. Поэтому черновики я пишу вечером, а редактирую утром.

  3. Пишите регулярно. Не просто каждый день, а каждый день в одно и то же время. Некоторым кажется, что писатели — это богема, которая только ходит по барам, вечеринкам и записывает истории. Писатель — это в первую очередь работа над собой. Только дисциплина поможет написать книгу, статью, пост в группу или гайд для продукта. Выделите время, когда вы будете писать и следуйте расписанию. Со временем привыкните и уже сами будет рваться к клавиатуре.

  4. Пишите в полуголодном состоянии. Питание напрямую влияет на наше мышление. Чем легче пища, тем легче думается. Особенно не советую есть мясо в обед, так как после тяжёлой пищи всегда клонит в сон. Я думаю, вы замечали, что после сытного обеда, вам совсем не хочется идти в офис и решать какие-то там задачи. Так же с писательством. Для особо чувствительных поясню: не надо голодать и мучать организм. Достаточно просто не обжираться или есть небольшими порциями. Так вы получите и топливо для мозга, и сможете писать, не засыпая за ноутбуком.

  5. Не показывайте черновик друзьям и не спрашивайте, как им ваш новый рассказ. Я не суеверный, и думаю, что вы тоже вряд ли, но всё это будет плохо влиять на вас. Если вам скажут, что текст плох, вы расстроитесь и перестанете писать. Если собеседник слукавит и скажет, что текст хорош, вы возгордитесь и напишите плохую историю — падать будет ещё больнее. Пишите без оглядки на чьё-либо мнение, деньги и надежду, что вас когда-либо напечатают. Истории пишут не для этого.

  6. Не публикуйте текст сразу после того, как закончите его. Дайте ему настояться, отлежаться «в столе» или папке «Дропбокса». Прежде чем вы поймёте, что текст готов, пройдёт не один день и вы не раз внесёте в него правки. Нельзя с первого черновика написать хорошо, но любой хороший текст начинается с плохого черновика. Я откладываю текст минимум на день. Если текст большой, то, по возможности, отдыхаю от него хотя бы два-три дня. После перерыва легче увидеть свои ошибки, опечатки, плохой синтаксис, неверно употрблённые слова и прочий мусор.

  7. Во время отдыха не думайте о тексте и не говорите о писательстве. Разделите личное и рабочее время. Чтобы стать плодовитым писателем, блогером, автором или кем-то ещё, нужно отдыхать. Отдыхать, не значит бездельничать. Путешествуйте, занимайтесь спортом, плавайте, ходите на прогулки, катайтесь на велосипеде, читайте других писателей. Поглощайте информацию, чтобы потом отдать её: чем насыщеннее ваша жизнь, тем лучше и сильнее ваши тексты.

«В дороге» — Джек Керуак

В Грузии прочитал «В дороге» Джека Керуака. До 90 страницы не понимал, что происходит и зачем я это читаю. После 100 страницы начался кайф: Америка конца 40-х, Денвер, Лаример-стрит, бесчисленные вечеринки, зарождение бопа, джаз и дорога, манящая нью-йоркцев на Запад, а жителей Фриско в Нью-Йорк. Бесмысленная и неотвратная дорога.

В дороге отвыкаешь от оседлости. В дороге всё настоящее, и каждая эмоция чувствуется сильнее: и любовь, и ненависть, и обида. Дорога отрезвляет и напоминает о главном — не важно, куда ты идёшь, процесс важнее цели. Это окружающие будут судить нас по результатам. Для нас самих важнее то, как мы шли до цели. Потому что мы понимаем время.

К счастью, фильм я не смотрел, потому что эту книгу нужно именно читать. В фильме, я боюсь, будет совсем тяжело понять мотивы героев.

P. S. Сначала книга показалась сумбурной, но я дал ей второй шанс. Он того стоил. Тем не менее, чтобы современный человек мог её понять, ему нужно либо хорошо знать историю США 40-х годов, либо ему должны быть противны обыденность и «нормальная» жизнь.

Как я искал идеальный рюкзак для путешествий в России

Я не ненавижу чемоданы на колёсиках и всякие дорожные сумки. И стараюсь путешествовать налегке: минимум одежды (её можно постирать), одна пара обуви, ветровка/куртка, толстовка, сумка для зубной щётки и подобных мелочей, ноутбук и зарядка.

Перед поездкой в Грузии, я решил купить рюкзак, который бы вмещал вещи на две-три недели путешествия, ноутбук и подходил по размерам для ручной клади. Почти сразу я нашёл идеальный вариант.

Но не в России, а в Штатах. И не за 5 000 рублей, а 14 000. Какие-то парни, которые очень много путешествуют, сделали один из самых функциональных рюкзаков — «Уандерд Провоук». Он идеальный. Но жутко дорогой.

Тратить на рюкзак столько же, сколько на билеты до Грузии, я не хотел. Плюс, сразу встал вопрос о цене и скорости доставки. «Грабр» обещал привезти за две недели, «Бандеролька» примерно так же — то есть, в притык к отъезду. Я не стал рисковать и стал искать рюкзак в России.

Оказалось, что у нас с этим всё плохо. Есть всего нескольких локальных брендов, которые всё же есть, и всё же предлагают альтернативу буржуйским.

Эйрсайз (Airsize)

Рюкзак «Эйрсайз». Фото с официального сайта «Эйрсайз».

Рюкзаки, сделанные специально для ручной клади. Очень вместительные — 44 литра — туда можно натолкать одежды на месяц. Но есть проблема: всё это дело на простых молниях с мелкими зубчиками. Если вы вдруг накупите сувениров и набьёте рюкзак до отказа, молния может не выдержать нагрузки и разойтись.

В целом фотографии рюкзака и материалы, из которых он сделан, не создают ощущения надёжности и уверенности. Его не хочется купить, и ещё меньше хочется носить — дизайн подкачал.

Отделения для ноутбука тоже нет. Цена в 4 990 рублей, на мой взгляд, завышена.

Вердикт: никуда не годится.

Ромбус

Рюкзак «Ромбус». Фото с официального сайта «Ромбус».

Компания из Краснодара специализируется рюкзаках и сумках. Видно, что ребята стараются, подбирают качественные материалы, уделяют внимание эстетике и практичности.

У них классные роллтопы, и стоят недорого — 2 500 ₽. Они сшиты из плотной мешковины, которая защитит содержимое от мелкого дождя. Но для длительных поездок рюкзак маловаты: объём всего 20 л. То есть, рюкзак всегда будет забит под завязку, и что-то положить туда не получится. Для меня идеальный объём — 30 л.

У рюкзаков нет отделения для нотбука, поэтому мне он не подошёл.

Вердикт: рюкзаки подходят для спортивной одежды, коротких походов или поездок в соседний город на два-три дня.

Борн ту би (Born To Be)

Рюкзак «Борн ту би». Фото с официального сайта «Борн ту би».

Это, пожалуй, самая близкая и достойная российская альтернатива зарубежным «олл ин уан» рюкзакам. Тут и быстрый доступ ко дну рюкзака, и водонепроницаемый материал, и отделение для ноутбука, и ортопедическая спинка, и куча дополнительный карманов, и лямок, которыми можно утянуть рюкзак. Объём, кстати, 30 л.

Всё круто, но цена кусается — 8 990 ₽. На тот момент, я не готов был потратить столько на рюкзак, поэтому решил поискать ещё.

Шью (SHU)

У «Шью» два вида рюкзаков: городской на 25 литров и туристический на 30. Оба очень-очень круто сделаны. В этом обзоре расскажу только про туристический.

Он сделан из более плотного материала, чем городской: из таких же делают непромокаемые плащи «Шью». Объём 30 литров, есть отделение для ноутбука в 13 дюймов, три наружных кармана, отдел для документов с наружным доступом и гигантское вещевое отделение.

Туристический рюкзак «Шью» в заполненном состоянии.

Что понравилось

Главное отделение рюкзак напоминает солдатский вещевой мешок, только красивый. Он сделан по принципу советских рюкзаков: никаких молний, мешок затягивается шнурком и накрывается сверху широкой «крышкой». Можно набить рюкзак до отказа и не бояться, что молния разойдётся. Даже если шнурок порвётся — что маловероятно — его можно заменить любой верёвкой.

По весу получилось 6,5 кг.

Все мои вещи на трёхнедельную поездку заняли половину рюкзака: шесть футболок, четыре пары трусов, пять пар носков, дождевик, двое шорт, сумка с банным принадлежностями, две книги серии «Покетбук» почитать в самолёте, Макбук Эйр 13 и зарядное устройство для него и зарядка для смартфона.

Остальную половину рюкзака я планирую забить грузинским лавашом, турецкой халвой и татарским эчпочмаком.

Меня сначала смутили поясные карманы, но на деле они оказались очень функциональными: я клал туда мелочь, проездную карту, смартфон, наушники или паспорт — всё, что должно быть под рукой на время поездки.

Поясные карманы не отстёгиваются. Когда не нужны, их можно убрать за спину — они не мешают при ходьбе.

В Местии мы попали под проливной дождь: через 10 минут можно было уже выжимать штаны. Но рюкзак справился, и содержимое осталось сухим. Даже при повышенной влажности, рюкзак высох за три-четыре часа. Для сравнения хлопковые штаны сохли почти 12 часов.

Рюкзак легко чистить. Можно делать это щёткой в мелким ворсом или обычной влажной тряпкой.

Рюкзак в поезде «Батуми — Ереван».

Рюкзак «Шью» стоит 4 900 рублей, доставка до Тюмени обошлась в 350 рублей.

Тем, кому важно, чтобы рюкзак был ещё и стильным (я такой), могу заверить, что это самый красивый рюкзак для путешествий в России. Кто ещё в мире делает светло-серые рюкзаки? Только какие-нибудь «Бобби Дизайн», но они дорогие и по-моему не особо красивые.

У «Шью» быстрая и вежливая поддержка. Рюкзак пришёл с небольшим дефектом: лямка для подвешивания на крючок была прошита не до конца. Ребята предложили устранить дефект за их счёт. Правда, я пока так этого и не сделал, потому что все тюменские ателье предлагали мне или прошить рюкзак насквозь, или отпороть весь подклад. Буду искать хорошего портного по возвращению в Тюмень.

Недостатки

У рюкзака не очень удобные замки на боковых карманах. Они закрыты тканью, чтобы содержимое на намокло во время дождя. Этот «навес» не позволяет быстро открыть карманы.

С другой стороны, это можно расценивать, как защиту от воров: достать что-то из бокового кармана просто так не получится. Сначала придётся отогнуть защитную ткань.

У рюкзака недостаточно жёсткая спинка. Когда рюкзак наполнен или в нём лежит ноутбук — проблемы нет. Но когда я приезжаю куда-либо, то выклыдываю почти все вещи, бросаю на дно рюкзака только зарядку для смартфона, бутылку воды, снэки и иду гулять по городу. В таком полупустом состоянии спинка сильно прогибается, и нагрузка ложится на плечи. К концу дня они сильно устают и болят.

В то же время не сильно жёсткая спинка позволяет впихнуть в рюкзак больше вещей и заполнить мешок полностью, не оставляя «воздуха».

Не хватало возможности разделить основное отделение, чтобы не смешивать грязную и чистую одежду или убрать туда обувь, например. Это можно решить с помощью обычного пакета или вещевого мешка, но ещё круче, когда они не нужны.

Мы с рюкзаком в ботаническом саду Тбилиси.

Вместо вывода

Найти идеальный рюкзак в России — это вызов. После недели поисков, я обнаружил лишь четыре компании, продукт которых вообще можно рассматривать.

Если у вас есть деньги и вы думаете, какой стартап замутить — сделайте нормальные рюкзаки. А какой рюкзак брать, я думаю, вы поняли.

Лишняя точка в прямой речи

После школы мне почти никогда не приходилось сталкиваться с прямой речью на письме. Из-за чего и возникли проблемы, когда я начал работать редактором: я постоянно забывал, какие знаки нужно ставить.

Особенно бесила точка в предложениях, где слова автора стоят перед прямой речью. Но если разобраться, то всё просто.

  • Коля говорит: «Если предложение утвердительное, точка выносится за кавычки».

Во всех остальных случаях знак остаётся внутри кавычек:

  • Петя изумлённо спрашивает: «Куда же ставить точку в этой прямой речи
  • Иван в отчаянии кричит: «О боже, когда же я запомню это правило
  • Лида безнадёжно заключает: «Мы все умрём…»

То же самое работает с прямой речью, когда она стоит перед словами автора. Только вместо точки ставится запятая.

  • «Ну, вот и разобрались с прямой речью», — резво заключил Илья.

Проект — чей, а не что

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов „Республика“». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Виндоус.

Во всех остальных случаях названия своей компании надо склонять.