Евгений Лепёхин

Обо мне · Рассылка · Студия · РСС
Блог о редактуре и арт-дирекшне

Как сделать любой текст лучше за пять шагов: на примере письма из налоговой

В феврале я подал документы на налоговый вычет. Подавал онлайн, на сайте налоговой. Для этого завёл там личный кабинет, естественно привязал почту. Спустя время мне на почту стали приходиться письма и уведомления.

Проблема: мусор в теме письма

Первым пришло вот такое сообщение. Пугает уже сама тема письма: кажется, что случилось что-то страшное и необратимое. Абракадра, сим-салабим, рахат-лукум! Что это? — мои мысли, когда я вижу такое в почте.

Проблема: нет чёткой структуры

Внутри тоже всё плохо. Тяжело читать письма Письма, написанные таким языком и без чёткой разбивки на абзцы, очень тяжело читать. Хочется поскорее убедиться, что ты не нарушил никакой закон, закрыть и забыть про это сообщение.

Вроде бы я все налоги вовремя заплатил, чего этим жукам из налоговой ещё нужно?!

Проблема: канцелярит и низкая информативность

Дальше хуже. Каждый раз когда у заявления обновляется статус, на почту приходит новое письмо. Там уже есть намёк на какую-то тему письма. Но это по-прежнему длинно, неинформативно и пугающе.

Внутри письма я всё ещё не понимаю, что происходит. Что такое камеральная проверка? Это же вроде к бизнесу относится, а я как физлицо подавал документы? Может с ИП что не так?

Думаю, ну ладно, хоть ссылку на моё заявление поставили: хотя какая-то забота. Ага, хуй там. Тыкаю на номер заявления и меня перекидывает на Фейстайм, чтобы позвонить в никуда. То есть ссылки там на самом деле нет, просто МакОС распознаёт её, как номер.

Как сделать письма полезными и удобными

Решить вышеперечисленные проблемы не трудно. Просто это никому не нужно. Люди молча принимают вот такие сообщения, а налоговая думает, что все всё понимают, и не спешит проявить заботу о налогоплательщиках.

Улучшить ситуацию можно за пять простых шагов. Работает не только с письмами из налоговой: с любыми текстами. Следите за руками и повторяйте за мной:

  1. Пишите нормальную тему письма. Если вы налоговоая, то, например, такую: ваша заявка на возврат налога одобрена. А если статус заявки изменился: ваша заявка на рассмотрении в отделении ФНС №1 г. Тюмени.
  2. Структурируйте содержание письма, разбивайте текст на абзацы. Самое главное должно быть вверху, а весь официоз можно задвинуть вниз или убрать вовсе. Человеку не так важно, на основании какого закона отправлено это сообщение. Важно понять, что делать в конкретной ситуации.
  3. Не используйте сложную терминологию. Это налоговики знают, что такое камеральная проверка. Нормальный человек не обязан это знать. Зачем его путать типами проверок, если для него это просто проверка? Уже от этого слова плохо.
  4. Сделайте ссылки рабочими. Если указываете номер обращения, на нём должна быть активная ссылка, которая откроет это обращение. Если ссылаетесь на закон или статью в нём, дайте ссылку, по которой этот закон доступен.
  5. Добавьте в конец письма контакты на случай, если что-то непонятно. Необязательно прям контактное лицо, хотя это было бы идеально. Сойдёт и номер поддержки или хотя бы страница, где можно написать обращение, задать вопрос.

Даже небольшая забота о читателе делает любой текст лучше.

Если всё это сделать, получится примерно такое письмо. Написано за 20 минут, поэтому на идеальность не претендую. Но это точно лучше, чем то, что приходит на почту сейчас.

Покажи, что ты сделал

Понял для себя, что не люблю длинные проекты, когда долго что-то пилишь, дорабатываешь, но всё никак не выпускаешь. Это демотивирует и вгоняет в прокрастинацию.

Поэтому в проектах, где я арт-директор, моя миссия — помочь команде проекта не развалиться, не завязнуть в каких-то мелочах, а быстро выкатить продукт и потом уже допиливать.

Это важно по нескольким причинам:

  1. Участники проекта видят результат — это вдохновляет, даёт ощущение причастности к чему-то крутому.
  2. Заказчик видит, что мы тут не хуй пинаем, а делаем что-то крутое, и он уже работает.
  3. Продукт начинает решать задачи клиента задолго до дедлайна. Сырой и работающий лендинг лучше красивого макета в Фигме.
  4. Продукт всегда готов. Нет такого, что прошёл месяц, а у нас полсайта в Фигме, полсайта в Гугл-доке. Всё уже работает, пусть и в минимальной версии.

В продуктах и корпорациях закиснуть ещё проще. Поэтому менеджерам и дизайнерам, которые работают в продукте, важно учиться дробить большие задачи на мелкие улучшать продукт по чуть-чуть, чтобы видеть результат.

Очевидно для тебя, невероятно для других

Начать что-либо обычно мешают две вещи: стремление сделать всё идеально и мысль о том, что мои знания и опыт неуникальны.

Если запускать курс, то надо, чтобы всё было круто, чтобы был красивый лендинг со сложной анимацией, онлайн-касса и автоматическая цепочка писем. Да и вокруг уже столько курсов про маркетинг, тексты и продажи, а я кто вообще такой, чтобы людей учить? Нет, я не достоин делать свой курс! Забавно, что так думают люди, которым на самом деле есть, что рассказать.

Однако, если взглянуть на рынок онлайн-курсов, то мы увидим огромное количество текстовых марафонов, вебинаров по продающим текстам и мама-копирайтингу. Чаще всего их ведут люди, которые учились на журфаке, прочитали «Пиши, сокращай» и теперь учат других двигать слова и структурировать тексты с помощью эмодзи. И таких людей не мучают вопросы, достойны ли они делать свой курс. Они просто берут и делают. Почему так?

Потому что всё, что очевидно для тебя, неочевидно и невероятно для других.

Об этом хорошо написал Дерек Сиверс в своём блоге.

Я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди не знают самых элементарных вещей, которые для меня кажутся обычными. Кто-то не знает, что можно отправить приглашение на встречу через Гугл-календарь, кто-то не знает, что эмодзи в Телеграме при звонке означают шифрование, кто-то не знает, как открыть рекламный кабинет во «ВКонтакте». И так со многим.

Для меня писать тексты — обычное дело, а кому это кажется невероятно сложным искусством. Для кого-то кодить на ПХП, как два пальца обоссать, а для кого-то это уровень бога. Именно поэтому люди обращаются в дизайн-студии за сайтами, за ремонтом обуви — в мастерские, за юридической помощью — к юристам.

Это не значит, что теперь всем нужно срочно запустить свой курс. Я это всё к тому, что не надо обесценивать свои знания, опыт и навыки. Мы много работаем, чтобы ими овладеть. Хотя бы поэтому не надо давать скидки просто так, влезать в мутные проекты за копейки, считать себя недостойным чего-либо.

Просто запомните: всё, что для тебя понятно и просто, кажется абсолютно невероятным и гениальным для других.

Инвайты на встречу в календаре

Чтобы не забыть о встречах и созвонах, я использую Гугл-календарь. Но не все знают, что можно сделать так, чтобы напоминание приходило всем участникам встречи.

Для этого надо просто добавить в карточку события гугл-почту всех участников, выбрать время, настроить алерты и нажать «Сенд». Событие автоматически добавится в календари других участников, и вам не придётся писать им: «Я тут, я готов». Все и так видят, что через полчаса начнётся созвон, и сами оценивают, успевают они на него или нет.

Ещё круче это работает в связке с Гугл Митом и Джи-сьютом. Когда участников больше одного, календарь сам создаёт комнату для созвона.

Излишний креатив

Бывает заходишь на сайт какой-нибудь компании, идёшь в раздел команда, а там вот так. Понимаешь, что дизайнер или заказчик хотел скреативить, но получилось странно.

Всё потому, что это решение никак не связано с другими решениями дизайнера на этом сайте. Ни в названии, ни в цветах, ни в позиционировании нет ничего детского. Из-за этого фото команды в детстве выглядит натянуто и фальшиво.

Проявлять смекалку и показывать свою креативную прыть надо в другом: типографике, вёрстке, анимации, иллюстрации. Хороший пример — оформление сайта и аваторок у команды Ноушена. Их иллюстратор, Роман Мурадов, нарисовал всю команду продукта и сделал иллюстрации для сайта в одном стиле. Благодаря этому иллюстрации воспринимаются не как локальное решение или «затычка», а как айдентика.

Чтобы сайт выглядел цельным, сначала нужно определить, на чём будет строиться визуальное повествование. Иначе всё развалится.

Шумоподавление

Не понимаю, зачем нужны наушники с шумоподавлением. Я не хочу отключаться от мира, даже когда я слушаю подкаст. Мне нравится слышать, что происходит снаружи.

Например, иду домой, слушаю курс Ильяхова, и его голос сливается с шумом от проезжающих машин. При этом всё равно я слышу, что говорит автор, а улица — это фон. Получается такая гармония звука.

Шумоподавление, вдобавок, не очень безопасно для пешеходов и велосипедистов. По сути человек просто выключает один из двух органов получения информации. Шансы не заметить внезапно появившийся автомобиль резко возрастают. Я пытался найти статистику, но её нет.

Возможно, кому-то наушники помогают отключиться от шума в офисе, но для меня это никогда не было проблемой. Когда я поглощён задачей мне абсолютно похуй, что происходит вокруг.

Тобольск, март 2020

Был на выходных в Тобольске и впервые за много лет решил посмотреть на город не взглядом человека, выросшего и жившего там, а взглядом приезжего. Это было непросто, так как я хорошо знаю город, и каждое место связано с какой-то историей или человеком. Важно было не быть предвзятым, отстраниться от прошлого опыта. Думаю, получилось.

Примечание. Я не урбанист и не претендую на какие-то звания или титулы в этой области. Я считаю, что Тобольск и его жители заслуживают лучшего города. Надо только приложить немного ума и усилий.

Современная часть: коробки, машины, фекалии, коробки, лёд

В первый день мы с братом прошлись по 7 микрорайону, где прошло наше детство. Здесь надо оговориться, что в нагорной части города вместо улиц есть микрорайоны. Адреса в Тобольске звучат так: 7 микрорайон, 8 дом, 5 квартира. При этом рядом с 8 домом стоит 35, потом 9. То есть логики никакой. Если человек не местный, шансов, что он найдёт нужный дом, нет.

Так, к слову, выглядит 8-й дом и часть двора, в котором прошло моё детство. Смотрится страшно. Краска — ещё советская — облезла, и очевидно, что домам нужен ремонт. Хотя бы косметический.

Например, вот этот дом попытались привести в порядок. Если бы ещё балконы были оформлены в одном стиле, стало бы ещё лучше. Цвет тоже спорный, но простим отсутствие вкуса: попытка сделать хоть что-то чуть лучше, уже достижение для Тобольска.

Подходим ближе к отделению почты, смотрим. Видим подъёмник — намёк на доступну. среду. Но тут же замечаем толстый слой льда на тротуаре, который ведёт к нему. Понимаем, что доступностью тут не пахнет. И так было всегда: я никогда не видел ни одного инвалида на улицах Тобольска. Ни в детстве, ни в студенчестве, ни когда приезжал позже. У них просто нет шансов в таком городе.

Оборачиваемся и видим, причину. Всё пространство между домами превращено в парковку. При том, что под снегом не асфальт, а трава и грунт. Весной здесь будет грязь, и эту грязь растащат по городу. Лучшая обувь в Тобольске весной — резиновые сапоги.

Все дворы — парковки. Людям в этом городе не место.

Есть намёк на детскую площадку, но это такой закуток между домами. Парковки отвоевали у людей гораздо больше. И думаю, дети тоже ощущают это, ведь они вынуждены играть вот на таких закутках, а не у себя во в дворе.

В детских садах ситуация чуть лучше, но выглядит это всё страшно. Задумка обучать детей профессиям сама по себе не плохая, но учитывая насколько у нас в обществе дискредитирован образ полицейского, посещает только одна мысль: как детей учат массово садиться в автозак. А сетка, окружающая садик очень напоминает зону. Выглядит всё это недружелюбно и по-совковому.

За углом дома видим ещё одну парковку. Машин в Тобольске всё больше, и это понятно: ходить пешком по таким улицам не хочется. Люди стремятся скорее добраться домой, а из дома — запрыгнуть в машину и доехать до работы.

Даже площадки перед подъездами превратили в парковки. Зона комфорта ограничивается дверью своей квартиры или машины. Мест, где люди могли бы собираться и гулять в современной части города нет, надо ехать к кремлю.

Тоболяки не уважают свой город. Собачьи фекалии прямо на тропинках. Где ходим, там и гадим.

Скамейки, если есть, то в сугробах: подойти к ним невозможно. Никому не приходит в голову мысль расчистить тропинку.

Тротуар виден только у подъездов: дальше дворник не убирает, и городские службы, видимо, тоже.

Выходим из микрорайона на центральную улицу — Комсомольский проспект. Здесь всё, как в Тюмени: заборы, широкая проезжая часть по три полосы в кажду сторону. Всё это приводит к тому, что люди всё равно перебегают дорогу и протаптывают тропинки там, где удобно.

Пешеходу тут делать нечего. Спуститься к машине — тоже вызов. Особенно, если тебе не 25 лет.

Единственное отличие — огромная разделительная полоса без деревьев. В Тюмени такой роскоши давно нет: покойся с миром улица Мельникайте. Но заметьте, чистят в Тобольске только дорогу, сами машины ставят в грязь и слякоть.

Тротуары вообще не чистят от снега и наледи. Хотя это вроде бы центральная улица, по которой многие ходят на работу, в школу, в поликлинику, в магазин. Передвигаться по такому покрытию даже здоровому и взрослому человеку — тяжело и опасно.

Как тут ходят старики и дети, непонятно. Я чуть не поскользнулся раз пять-шесть за 15 минут прогулки. Весь изматерился, потому что такое безразличие к своему городу и людям я давно не встречал.

Историческая часть: кремль и его окрестности

На следующий день мы с братом встали в семь утра и около 8:30 вышли на прогулку в исторической нагорной части Тобольска. Чтобы как-то сгладить картину после современных микрорайонов, начну с приятного.

Как и во многих других городах, в Тобольке продолжают строить панельные дома на 12-16 этажей. Выглядят они как однояйцевые близнецы. И без того серый город становится ещё мрачнее. Но ближе к кремлю и у его подножия попытались создать европейский дух. Я тут не эксперт, но по-моему это лучше, чем строить муравейники. Хотя над деталями нужно работать.

На торце дома красивое граффити с изображением жар-птицы. У города богатая история, но её не видно: нужно ходить и всматриваться. Наследие прячут за сайдингом и серыми панельными плитами.

Заходим вглубь частного сектора, натыкаемся на обломки былой красоты. Попадаются красивые наличники, старые деревянные дома середины прошлого века или даже старше.

В городе ещё довольно много красоты, хотя она с каждым годом увядает, либо её портят современными решениями.

А с холма открывается вид, которому позавидуют и Москва и Питер. Летом здесь особенно чудесно.

Кремль — главная достопримечательность Тобольска. В своё время, году в 2008,появилась концепция «Тобольск — жемчужина Сибири». Это пытались сделать брендом, но так и не получилось. После 2011 всё заглохло и с тех пор не двигается: подгорную часть так и не развили, памятники разрушаются. Такими темпами, в Тобольске скоро кроме кремля нечего будет показывать.

Мне не нравится золото на куполах. В 90-х они были голубого цвета, выглядели скромнее и естественнее.

А показать можно много чего. Вот например бывший детский дом, а ныне — центр сибирских ремёсел.

При реставрации здание изменилось до неузнаваемости, но по-прежнему красиво. Посмотрите на то, как оформлен верх водосточных труб. Неописуемая красота!

Из него, кстати, офигенный вид на кремль и водонапорную башню. В Тюмени есть почти такая же, только её зажали между домами, а тут она сохранилась в идеальном состоянии

Сразу за домом сибирских ремесёл хороший пример современного дизайна и успешной реставрации — отделение дизайна и архитектуры местно школы искусств. Здесь радует уютный сквер, грамотное соотношение количества скамеек и урн. В Тюмени лепят по две урны у каждой скаймеке, а здесь как в Москве: урны только по краям. Да и сами урны приятные, круглой формы. В Тюмени лепят ужасные квадратные, больно глазам.

Удивительно, но портик здесь обшили не пластиком, не сайдингом, а деревом! Даже не знаю, как это вообще стало возможно, но это прекрасно.

Сразу за школой искусств находится художественный музей, в советское время — Дом пионеров. Здание необычайной красоты. Непонятно, зачем к нему пристроили идиотский портик из пластика с фейковыми колоннами. Без него было бы гораздо лучше.

Красота попадается и даже, когда отходишь от кремля на 200-300 метров. Но её уже меньше. Такие амбарные двери и «Хозтовары» в Тюмени, например, уже не встретишь.

А в глубине частного сектора, почти на обрыве холма много вот таких находок деревянного зодчества. Некоторые заброшены, а некоторые ещё вполне себе жилые.

Сразу видно, где пластик. Там уже нет души. Наличники спасают ситуацию, но всё равно, общая картинка рушится.

Попадаются и вовсе экзотические вещи: форточки, которые открываются не внутрь, а наружу. Никогда прежде такого не встречал. Если знаете, зачем так сделано, напишите в комментариях.

Но всю эту красоту окружают вот такой мерзостью. Иначе и не скажешь. Хрущовки в 100 метрах от кремля обшили сайдингом ещё в 2008, и с тех пор они стали только хуже. Этим домам уже более 60 лет, их пора сносить и расселять, а не заниматься косметическим ремонтом.

Скамейки и урны уже не такие красивые, как около школы искусств. Хотя казалось бы, что мешает поставить такие же?

Историческую часть ещё не испортили заборами, здесь широкие тротуары. Чувствуешь себя свободно, а не как в клетке. Но о доступной среде и безопасности пешеходов остаётся только мечтать. В городе широкие и дороги: три полосы для стотысячного города — слишком много.

Переходить такую дорогу — небезопасно. Мы с братом стояли на подобном переходе и тупо ждали, пока проедут все машины. Ни один водитель даже не притормозил, завидев нас. Видимо, мы сначала должны ступить на проезжую часть, но сделать это невозможно, потому что зима, гололёд, скорость машин — 60-70 км/ч. Хочется ещё пожить.

Город совсем не приспособлен для инвалидов и маломобильных людей. Нет плавных спусков к пешеходным переходам, а если есть, то такие, что хочется сесть и поплакать нам ним. Они узкие и ни разу не плавные. Такие пандусы годятся только, чтобы скатиться под колёса. Переходить дорогу, особенно в гололёд по ним не безопасно даже для здоровых людей, не то что, для детей, стариков или инвалидов.

А стоит свернуть с главной улицы, как тротуар и вовсе скрывается под полуметровым сугробом из снега и льда. Приходится идти по дороге и прислушиваться, не едет ли сзади машина. А иногда и тротуар и хороший асфальт кончаются вовсе.

Наружная реклама

Буду краток. Тобольск застрял в 90-х и нулевых. В основном тобольская наружная реклама выглядит так.

Гостиница «Сибирь» попытылась сделать хоть что-то, но всё равно получилось так себе.

Единственное, что меня порадовало: навигация на территории кремля. Но и она неидеальна, можно сделать лучше.

Уличная навигация

Забавно, но у Тобольска есть более менее узнаваемые адресные вывески. Местами попадаются авторские варианты, стилизованные под старину, но чаще всего вывеска выглядит так. На втором фото можно сравнить современную и старую советскую вывески.

Улицу, площадь или переулок всегда закрывают в дефисы (или короткие тире) с обеих сторон, а под ним пишут название, справа — номер дома.

В микрорайонах всё проще: пишут только номер дома. В како ты сейчас микрорайоне, почему-то решили не напоминать. Хорошо, что старая нумерация ещё сохранилась. Новые вывески ужасного качества: краска уже потрескалась и слазит, хотя не прошло и десяти лет. Непонятно, зачем вообще её налепили.

Выводы

  1. В Тобольске есть на что посмотреть, но городом явно не занимаются. В моём детстве, в 90-х и нулевых, город принадлежал пешеходам, там было много деревянных построек. Сейчас всё это по тюменскому типажу закатали в асфальт и убили душевность. Нужно вернуться к истокам, а не безмозгло повторять за начальниками сверху.
  2. В городе не думают о людях. Передвигаться по городу после оттепели — невозможно. Ездить на машине, пожалуйста, но если ты пешеход, то сиди дома. При том, что в городе есть что посмотреть, повторюсь. Из-за того, что нет среды, общественных пространств, люди сидят в торговых центрах и по домам. После девяти вечера на улице не встретишь ни одного человека: гулять по такому городу небезопасно и страшно.
  3. Так как город не принадлежит людям, то они его и не уважают. Зона комфорта здесь: дверь дома или автомобиля. А то, что на тропинке к дому нагажено — не важно. Дворы должны принадлежать жителям домов, а не служить парковкой для машин и выгула собак.
  4. Городу нужен дизайн-код и, конечно, рабочая группа по брендингу или визуальной культуре. Первое, что бы я сделал: разработал правила для наружной рекламы в историческом квартале и новую навигацию. Тобольску явно не хватает айдентики, хотя казалось бы — всё на поверхности.

Новый сайт Анимы

Вчера мы с коллегами запустили новый сайт Анимы. Изначально я должен был только помочь со структурой и текстами, но в итоге сделал дизайн и сверстал сайт на Тильде в нулевых блоках. Вот как это было.

Краткая предыстория

В январе компания отказалась от сторонних проектов и сделала Аниму основным продуктом. На февраль запланировали обучение по продажам, а с марта — активное продвижение в соцсетях. Стало ясно: вести людей на старый сайт нельзя, нужен новый.

Задачу поручили другому сотруднику, но в итоге она скатилась в мою сторону. Я человек простой: вижу задачу, беру и несу. Так эта задача стала моей. И хотя я не люблю делать большие задачи в одиночку, но именно они помогают расти и развиваться.

Расти можно только через боль.

Проблема: не видно продукта

Старый сайт был скучным и малоинформативным. На нём был всего лишь один экран с интерфейсом Анимы, пару этажей с описанием функций, справочная и краткий блок про услугу внедрения. Этот сайт мы собрали за неделю в ноябре, и он кое-как выполнял свои функции.

Скриншот старой версии целиком можно посмотреть в Дроплере → https://d.pr/free/i/Jk73jw

Такой сайт не привлечёт людей: глаз ни за что не цепляется, и что самое хреновое: пользователь не видит продукта. Единственный скриншот продукта выглядит скудно, особенно в мобильной версии. Неясно, как это работает.

Проблема: неинформативное описание функций

Тексты в предыдущей версия сайта не были плохими. Но в той вёрстке пользователю пришлось бы прочитать текст целиком, чтобы понять суть функции. Читать каждый абзац — утомительно, да и времени на это ни у кого нет.

Чтобы разобраться в функциях, приходилось читать каждый абзац

Проблема: высокая нагрузка на поддержку

На старом сайте не было информации о демо-версии, условиях внедрения системы и обучении сотрудников. Из-за этого в поддержку и менеджерам продаж приходилось отвечать на одни и те же вопросы, даже если человек уже посещал сайт и был более менее знаком с продуктом.

Блок про внедрение и обучениен выглядел скучно

Решение: показать функции крупным планом и сократить текст

Первая итерация нового сайта оказалась неудачной, я не буду показывать её здесь, дабы не тратить время. После неё я попросил помощи у Артёма Скворцва, арт-директора Анимы. Он указал на ошибки и привёл примеры того, как можно сделать хороший сайт о продукте.

Артём собрал несколько референсов и разобрал их для меня на составляющие. В итоге, было несколько идей, вокруг которых можно сделать сайт о продукте.

Сам продукт: его интерфейс, фотографии или изображение. Такой вариант был самым простым. Продукт уже готов, сделать скриншоты или отрисовать нужные экраны — это пару дней работы.

Иллюстрации: комикс или история в картинках. Для неё нужен иллюстратор и много времени. Нам этот вариант не подходил.

Продукт в использовании: гифки, видео и анимация. Самый красивый и эффектный вариант, но и самый трудозатратный. Поэтому мы сразу отправили его в корзину.

Решили, что главным на сайте будет интерфейс продукта, а текст будет лишь сопровождать его, пояснять функцию, которая изображена на экране.

Я отредактировал текст, и начал экспериментировать с компоновкой элементов на экране. Стало лучше, но здесь сразу две проблемы: цветная плашка выделяет скриншот и одновременно перетягивет внимание пользователя на себя, а текст на их фоне — теряется. Хотя польза уже стала заметнее.

Стало лучше, но проблемы не решились: продукт всё ещё выглядит мелко, а текст теряется.

Отдельной проблемой были разные цвета в каждом блоке. Это сбивало с толку, пользователю пришлось бы привыкать к каждому экрану заново и разбираться, что есть что. Это особенно заметно по чёрному блоку про внедрение ЦРМ-системы. Три картинки, внезапный зелёный цвет — такое никуда не годится.

Вдобавок, такое решение по-прежнему заставляло человека читать весь абзац, чтобы понять суть каждой функции. Помог один из референсов. На сайте Эпла нам понравился один приём, когда текст увеличивают, делают серым, а чёрным — выделяют самое главное.

Управлять вниманием читателя можно не только заголовком, но и контрастом.

Так мы привели все блоки к единообразию. А чтобы пользователь не устал и не заскучал, мы разнообразили каждый этаж, работая с сеткой. Этого легко добиться, например: поменять положение скриншотов, добавить фактоиды. От цветных плашек под интерфейсом мы отказались. Получилось то, что нужно.

В финальной версии текст больше не конкурирует с картинкой, а чтобы понять суть блока не нужно читать весь абзац.

Посмотреть весь процесс редизайна можно в Фигме. Там видно, как мы шли от проблемы в решению и как с каждой итерацией макет становился чище, понятнее и информативнее.

Тезисно

У нас была проблема: неинформативный сайт о ЦРМ-системе. Чтобы исправить это, мы вынесли продукт на первый план.

  1. Показали интерфейс Анимы крупным планом, сделали его якорным элементом на всех экранах.
  2. Сократили и переписали все тексты, выделили главное, чтобы не пришлось читать весь абзац.
  3. Проиллюстрировали раздел о внедрении ЦРМ.
  4. Ответили на частые вопросы клиентов.

Теперь все, кто придёт на сайт, смогут познакомиться с продуктом за несколько минут и понять его пользу для своего бизнеса. Именно в этом и заключается работа редактора. Не в текстах, не в орфографии и пунктуации, не в каких-то волшебных формулах копирайтинга. Работа редактора — в умении структурировать информацию наилучшим образом, правильно расставить акценты и провести читателя за ручку от проблемы в решению. Результат работы редактора — работающий продукт.

Редактор отвечает за продукт, а не за текстики.

Заценить новый сайта Анимы →


П. С. Формы, которые воткнули после каждого второго экрана — не моя идея. Я считаю, что двух форм обратной связи — более чем достаточно. К сожалению, пока не смог отстоять это решение, но не сдаюсь, попробую поговорить с маркетологами, чтобы формы убрали.

Плохие комплименты

Не понимаю, почему девушкам нравится сравнение с куклой. По-моему это самый мерзкий комплимент, что вообще может быть. Разве хоть кто-то хочет быть похож на куклу?

То же самое с комплиментами дизайнеру или редактору. Сказать кому-то, что он написал крутой текст — банальнейший комплимент, который ничего не сообщает. Гораздо лучше, когда под статьёй собирается куча комментариев, и кто-то пишет что-то вроде: «Спасибо что помогли не потерять время, деньги, нервы». Или, наоборот, ругает, что что-то упустили. Это значит, что статья помогла, но не до конца, и есть куда расти.

Если говорить про дизайн, то самый классный комплимент, который я слышал: «Я бы купил себе такие стикеры». Не «прикольные стикеры», а «я бы купил». Это в тыщу раз сильнее. Хороший комплимент и похвала всегда направлены не на результат или автора, а на ощущения от продукта и его полезность.

Категоричность в текстах

В текстах меня больше всего бесят беззубость и стремление никого не обидеть. Если первые два-три абзаца не зацепили, я закрываю статью или пост. Так же с книгами: если первые 20-40 страниц ничего не происходит, я откладываю книгу и почти никогда не даю ей второго шанса.

Читать авторов, которые стараются быть объективными, невыносимо. В блоге, рассылке и других авторских продуктах важно иметь свою позицию. В журналистике можно — и, наверное, нужно — страдать объективностью и мучаться угрызениями совести о несправедливости мира. А в авторских продуктах — нет.

Именно поэтому в своих заметках я так категоричен и субъективен. Мне похуй на объективность. Я не хочу понимать мир глазами других людей и представлять, как кто-то другой видит эту проблему. У меня есть некое представление об устройстве мира, и сейчас оно такое. Завтра будет другое, и моё мнение изменится с ним. И это нормально.

Вот недавно я писал про то, что меня бесят выскакивающие окошки с чатами и онлайн-консультантами. Часть читателей не согласны со мной, и это прекрасно. Возможно, когда-нибудь я увижу, как онлайн-чат помог поднять продажи, и моё мнение изменится. Но пока что я считаю, что это полная хуйня.

Субъективность бросает вызов и тем привлекательна. Она позволяет принимать решения и ошибаться, и следовательно — развиваться.

Объективность скучна и посредственна. Она заставляет рассуждать о правильности и неправильности в момент, когда уже надо бы принять решение. В итоге момент упущен, и ваш продукт уже никому не нужен.

Если вы хотите, чтобы вас кто-то читал, не будьте объективными — это никому не интересно.

Ранее Ctrl + ↓