Евгений Лепёхин

Обо мне · Рассылка · Студия · РСС
Блог редактуре и дизайне

Правила, которые помогают делать работу и быть счастливым

У каждого редактора свои способы и приёмы, которые помогают не выгорать и держать баланс между работой и отдыхом. Кому помогает кофе, кому — бег, кому — тяжёлые наркотики. Всё индивидуально. За два года работы я вывел несколько принципов, которые работают для меня. Все примеры в статье связаны с редактурой, но можно применять их и к другим профессиям.

Пиши в одиночестве

Легче войти в состояние потока, когда никого не слышишь и не видишь. Со временем появляется навык «отключаться» даже в шумном кафе или офисе полном людей. В такие моменты люди не могут до меня докричаться. Если вы попали в такое состояние, продолжайте писать, не переключайтесь. Поток — признак того, что вы занимаетесь любимым делом.

Пиши вечером, редактируй утром

После отдыха в голове нет навязчивых мыслей о плохой жизни в России, спасении природы или выборах в Мосгордуму. Я почти всегда встаю раньше своей жены и стараюсь поработать до завтрака. Выпиваю стакан воды, съедаю несколько фиников, яблоко или вообще ничего не ем и сажусь писать. Вечером лучше не редактировать, а писать черновики: от усталости увидеть недочёты в тексте сложнее. Поэтому черновики я пишу вечером, а утром редактирую.

Пиши регулярно

Писать надо каждый день, а ещё лучше — каждый день в одно и то же время. Бытует мнение, что тексты писать легко и вообще «ну-ка, редакторишка, отойди от клавиатуры, ща я сам всё сделаю». Редактор — это человек, который в первую очередь умеет организовать свою работу. Только дисциплина поможет написать книгу, статью, пост в группу или гайд для продукта. Выделите время, когда вы будете писать и следуйте расписанию. Со временем привыкните и сами будет бежать к ноутбуку.

Работай налегке

Питание напрямую влияет на ясность мышления. Чем легче пища, тем легче думается. Я заметил, что если съесть в обед большой и аппетитный бургер, то настрой на работу пропадает: клонит в сон и тянет на философские беседы. Поэтому я отказался от мяса по утрам и в обед, ем его только вечером и в небольших количествах. В будни на обед хорошо заходят овощные смеси с рисом или гречкой, макароны или спагетти, бананы и яблоки.

Для особо чувствительных поясню: не надо голодать и мучать организм. Достаточно просто не обжираться или есть небольшими порциями. Так вы получите и топливо для мозга, и сможете писать, не засыпая за ноутбуком.

Не показывай черновик друзьям

Тем более не спрашивайте, как им ваша новая статья. Делать так не стоит по двум причинам.

Во-первых, любому клиенту и редакции важна конфиденциальность. Даже если ваш клиент — ИП с соседней улицы. Никому не нравятся исполнители, которым нельзя доверять. Возможно, у мелкого клиента и нечего скрывать, но у крупных компаний всегда есть вещи, которые нельзя разглашать. Молчание — доверие — деньги.

Во-вторых, если вам скажут, что текст плох, вы расстроитесь и останется неприятный осадок. Ведь если ваш друг не редактор, он не сможет оценить работу, потому что он не знает задачи и контекста. Если хотите совета, спрашивайте его у того, кто поможет увидеть и исправить ошибки. К друзьям лучше обращаться, чтобы проверили текст на опечатки.

Не публикуй текст сразу

Дайте ему отлежаться «в столе» или папке «Дропбокса». Ни один редактор и автор, каким бы гегниальным ни был, не может написать хороший текст с первого раза. Хороший и крепкий черновик — да. Но финальныйт текст статьи — нет.

Прежде чем вы поймёте, что текст готов, пройдёт не один день, и вы не раз внесёте в него правки. Поэтому в сроки важно закладывать не только время на написание и редактуру, но и перерыв между этими двумя процессами. Если текст большой, я стараюсь забыть о нём на два-три дня. После перерыва гораздо легче увидеть свои плохой синтаксис, неправильный порядок слов и сложные формулировки.

Отдыхай от работы

Во время отдыха не думайте о тексте и не говорите о редактуре. Разделите личное и рабочее время. Чтобы стать плодовитым автором, редактором, блогером, автором или кем-то ещё, нужно отдыхать. Отдыхать — не значит бездельничать. Путешествуйте, занимайтесь спортом, плавайте, ходите на прогулки, катайтесь на велосипеде, читайте других редакторов. Поглощайте информацию, чтобы потом отдать её: чем насыщеннее ваша жизнь, тем лучше и сильнее ваши тексты.

Я, например, люблю гулять по городу или по парку, ходить на выставки, читать книги о дизайне и типографике, видеться с друзьями и наблюдать за тем, как текст живёт и работает в городе на вывесках и объявлениях.


Если ты не высыпаешься, всё, что написано выше, не сработает.

Собеседник прочитал сообщение и не отвечает: что делать?

Бывает напишешь кому-нибудь по важному и срочному делу, а он не отвечает. А ты-то видишь, что он сообщение прочитал. И тут начинается страшное: чешутся руки, чтобы написать ещё одно сообщение, накричать капсом, восклицательный знак поставить в конце предложения. Стоп, лучше три — тогда точно ответит! Но есть более действенный способ получить желаемое.

  1. Не паникуйте и не пишите сообщения вроде: «Ау, ты где? Алё, гараж?! ТУТ ВСЁ ГОРИТ, СРОЧНАА ОТВЕТЬ, КЛИЕНТУ НУЖЕН МАКЕТ!!! АДВДАВДАДВ!» Это вообще никак не поможет делу, а только выбесит собеседника.
  2. Сделайте три глубоких вдоха.
  3. Сконцетрируйтесь на мысли, что собеседник, возможно, занят и ответит позже. Раз вы пишите, значит вопрос не срочный.
  4. Если вопрос срочный и всё горит — позвоните. Но тогда вопрос к вам: зачем пишите, если дело срочное?
  5. Вспомните, что никто не обязан вам отвечать в ту же секунду. Вам вообще никто ничего не обязан. Даже если вам что-то пообещали, не факт, что так и будет.

С чего начинается хороший менеджмент

Присылайте клиенту всё, что вы обсудили на встрече, в тот же день. Этого почти никто не делает. На встрече все всё старательно записывают за клиентом, а потом пропадают на несколько дней, чтобы подумать.

Цель любой встречи — понять, где вы сейчас, убедиться, что вы с заказчиком одинаково понимаете ситуацию, и обсудить следующие шаги. Выслушайте заказчика, предложите решения, запишите всё, о чём договорились на встрече и отправьте клиенту сразу после встречи.

Обычно в таком чек-листе я прописываю решения, которые мы обсудили на встрече, план действий, ответственных и дедлайны для каждой стороны. Вам это поможет зафиксировать договорённости в письменном виде и убедиться, что вы всё верно поняли. А у клиента будет чёткое понимание, над чем вы будете работать в ближайшее время и за что он платит вам деньги.

Ещё, если в вашем договоре есть пункт о том, что переписка по имейлу или в Телеграме признаётся юридически значимой, такие чек-листы помогут отстоять свою правоту. Но я советую не доводить до ситуации, когда придётся выяснять отношения с клиентом в суде, используя договор.

Завоевать доверие заказчика — непросто. Но если с первых действий показать, что вы умеете работать, соблюдаете договорённости и уважаете его время — можно расположить к себе даже самого требовательного и переживающего клиента. Нужно лишь делать чуть больше, чем другие.

Мат

Не понимаю, что плохого в мате? Почему его у нас так стыдятся?

Матерные слова виноваты лишь тем, что буквы в них сложились в определённый звуковой ряд и обозначают различные ситуации и явления. Один и тот же мат может быть междометием, прилагательным, существительным и глаголом — такой гибкости матерных слов я не встречал ни в одном языке мира.

Да, говорить исключительно матом — мерзко. Это признак того, что человек не владеет своим родным языком. Мат становится сильным, только когда его умело добавляют в предложения, вкрапляют в свою речь, словно приправу. Если пересолить суп, его будет невозможно есть. Так и с речью, насыщенной матами. Она отвратительна.

Но причина такого засилья мата в том, что его стесняются, боятся и запрещают с детства. Вместо того, чтобы объяснить, что это часть языка, и ей просто нужно уметь пользоваться. Как и с любыми другими словами надо знать место и время, когда мат стоит употреблять, а когда нет.

Например, использовать термин «эмболия» в разговоре с пациентом — странно, а с врачом — нет. Сказать родителям, что вы вчера «классно флексили» в автобусе с другом — глупо. Вряд ли они поймут, что вы имеете ввиду. С матом так же.

Вставлять маты в разговоре с малознакомым человеком — неприлично. А вот выкрикнуть «блять» вместо «блин», когда ошпарился — норм. Иначе будешь как мудак выглядеть.

Почему мы боимся задавать вопросы

На сайте тюменской Школы перспективных исследований очень хорошая статья о том, чем российские студенты отличаются от зарубежных.

  1. Не умеют анализировать информацию и формулировать аргументы.
  2. Боятся задавать уточняющие вопросы, потому что это считается признаком слабости/тупости.
  3. Не отвечают на вопросы преподавателей, если не уверены, что их ответ ему понравится.
  4. Боятся признать, что изменили позицию по какому-либо вопросу — это приравнивается к поражению.
  5. Не умеют работать с обратной связью от преподавателей: студенты считают, что замечаниям можно не уделять внимание.
  6. Нет ведут заметки во время лекций: речь не о коспектах, а о своих замечаниях, мыслях, идеях.
  7. Боятся устроить дискуссию и включиться в диалог с преподавателем. В итоге: два-три человека активно работают, большая часть аудитории — тухнет.
  8. Не понимают, что такое критическое мышление и как его применять. Критика = непринятие чего-либо целиком во всём его проявлении.
  9. Не умеют работать с текстом итерациями, сразу стремятся написать определённое кол-во знаков начистовую, без доработок.

Все эти проблемы я замечаю в молодых ребятах, которые ищут работу после универа. Да и не только в них. Эти же проблемы живут в большинстве взрослых. Наиболее явно проявляется второй пункт: боязнь задавать вопрос, уточнять, если что-то неясно, сообщать о проблеме.

На своих занятиях по редактуре мне приходилось буквально раскочегаривать людей, чтобы они не боялись вести диалог, высказывать предположения, вести дискуссию. Слова преподавателя в России — некая истина. Если ты с ними несогласен — молчи, если не знаешь, что сказать — молчи, если боишься ошибиться — молчи. В итоге, этот принцип распространяется на остальные сферы жизни. Мы молчим, а потом получаем гору проблем и конфликтов.

Поэтому когда я ищу людей в студию, я в первую очередь смотрю на то, умеет ли человек общаться, предупреждать о проблемах заранее, задавать вопросы, мыслить критически, а потом уже на то, как он рисует логотипы и пишет тексты. Второму гораздо легче научить, чем первому. Потому что второе — это ремесло, а первое — засохло где-то на подкорке и его хрен отскребёшь, прям как старую советскую краску.

Без приветов

Писать «привет», а потом ждать ответа — идиотизм. Это неуважение к собеседнику и его времени.

Особенно это глупо выглядит, когда вы пишете по делу. Есть дело — выкладывайте сразу, что к чему. Ни у кого нет времени на «приветы».

В рабочей переписке команды я вообще редко здороваюсь, ибо непонятно зачем. Вежливость? Сомнительный аргумент. Мы все знаем друг друга и знаем, кто за что отвечает. Чем быстрее перейдём к сути, тем быстрее решим задачу.

Поэтому привет стоит писать только если вы давно не общались с человеком или он вам незнаком. В остальных случаях можно не здороваться.

В интернетах на эту тему есть такая страничка — nohello.com

Рабочие ссылки на телеграм-каналы

Удивляют люди, которые до сих пор не научились делать рабочие ссылки на телеграм-каналы. Это при том, что Телеграм заблокирован уже второй год.

Читаешь статью, а там ссылку — подписывайтесь на мой канал. Жмёшь, и браузер тебе выдаёт — невозможно загрузить эту страницу. Я уверен, все, кто сидит в Телеграме, знают, что мессенджер заблокирован. Странный подход: знаю, но похуй на читателя, пусть страдает.

Есть куча сервисов, которые делают ссылку рабочей и перекидывают пользвателя из браузера в приложение. Например, я пользуюсь этим — https://tmgo.me/. В нём нет рекламы и он бесплатный.

Ищем человека в офис на троих

Привет, это Женя Лепёхин. Я вместе с Денисом Силиным снимаю офис на троих в Тюмени, и недавно у нас освободилось рабочее место.

Осводилось рабочее место справа, рядом с Владимиром Ильичом.

Кого мы ищем?

Человека творческой профессии: дизайнера, редактора, копиратйера, эсэмэмщика или менеджера — который работает на фрилансе или удалёнке и не хочет делать работу дома.

Пол, рост, национальность и цвет волос нас не интересует. В принципе нам вообще не важно, чем вы занимаетесь, но есть нюансы.

Кто точно не подойдёт

Если вы ваша работа завязана на общении с людьми: созвонах, встречах, постоянных совещаниях — скорее всего и нам и вам будет некомфортно работать вместе в оупенспейсе.

Об офисе

Площадь офиса — 15 м². Расположение — ул. Водопроводная, 34. Центрее некуда.

Через дорогу: Школа перспективных исследований, Центральная площадь, книжный «Никто не спит».

Пообедать можно в: столовой ШПИ, Баши, бургерных «Как мы любим» и «Тесла Бургерз», Доме обедов, ТЦ «Пассаж» и Тандыре.

Цена

Стоимость в месяц — 4 300 ₽ с человека

Что входит в стоимость

Аренда офиса
Безлимитный интернет от «Йоты»
Стол и стул
Библиотека с крутыми книгами о дизайне, редактуре, маркетинге и саморазвитии
Питьевая вода
Принтер и бумага для печати

Остальные расходы обсуждаем отдельно.

Кому писать

Если вы хотите снимать офис с нами, пришлите мне на почту lepekhin@lepekhin.ru — рассказ о себе на 2-3 предложения и контактные данные.

Моё, твоё или как решать конфликты в проектах

Мне долго везло на дизанеров и я не понимал, почему в дизайн-коммьюнити так много ненависти друг к другу, зависти и снобизма. А недавно понял.

В одном проекте я работал арт-директором: общался с дизайнерами, организовывал разработку и предлагал решения, которые помогут улучшить финальный результат. На одно из моих предложений выровнять пару блоков по сетке, я получил такой ответ от дизайнера.

Сначала я подумал, что, возможно, не так сформулировал замечание. Но перечитав его несколько раз, убедился, что всё было вежливо, без зауми. Однако дизайнер воспринял мою правку так, будто я посягаю на его работу или ставлю под сомнение его навыки.

Здесь мне хочется обратиться к дизайнерам, разработчикам, редакторам, иллюстраторам — всем, кто работает в проектах — заказчику абсолютно насрать на дизайн, код, текст, картинки. В проекте нет понятий моё и твоё, нет начальников и подчинённых, нет победителей и проигравших.

Не важно, какой цвет у ховера вы поставили, не важно, кто нашёл решение, а кто увидел опечатку.

Важен — результат.

В проектах есть конкретная задача и ограничения. Их устанавливает клиент. Арт-директор и менеджер помогают в эти ограничения вписаться и максимально эффективно и точно решить задачу. Если я в проекте — арт-директор, то всегда подхожу к дизайнеру не с позиции, «ты сделал говно, переделай», а предлагаю решение и спрашиваю, что думает дизайнер. То есть приглашаю к обсуждению и даю право на аргументированное «нет».

Ответы вроде того, что привёл выше, нельзя принимать за мнение. Видно, что у человека нет аргументов, кроме как «я — художник, я так вижу». Это не аргумент, это — эгоизм. Поэтому если вы заходите в какой-то проект, оставьте своё эго за дверью. В проекте оно будет всем только мешать и тормозить работу.

Что делать, если вы видите плохое решение?

В любом проекте есть общая цель — сделать хорошо и полезно для заказчика и пользователя. Когда у кого-то эго лезет вперёд, нужно напомнить ему об общей цели. Если это не помогло, надо действовать решительно, но вежливо. Иначе получите на выходе среднячок или ещё один никому не нужный сайт/логотип/текст.

  1. Если решение мешает пользователю достичь желаемого, раздражает или отвлекает — это плохое решение и его нужно заменить. Изложите аргументы письменно и покажите их тому, кто с вами не согласен, пригласите его к дискуссии. Если разговор получается — хорошо, скорее всего вы найдёте решение, которое все устроит. Если нет — идите к заказчику.
  1. Объясните ситуацию закачизку, представьте решения и их последствия. В конце-концов именно заказчик платит вам за конечный результат — из всех участников проекта, только у него есть право заказывать музыку. Возможно, заказчик увидит в вашем решении скрытые сложности для его бизнеса, а может — предложит альтернативное решение.

В общем, если видите проблему — говорите о ней. Молчанием вы лишь соглашаетесь с тем, чтобы в мире появилась ещё одна одна посредственная работа.

Ответы не по теме

Иногда задаёшь вопрос или пишешь просьбу, а тебе присылают в ответ что-то не в тему. С такими отписками есть несколько проблем.

Во-первых, это откровенное хамство и жутко бесит. Когда мне так отвечают, я читаю это так: «Что ты тут мне умные вопросы всякие пишешь, я же не тупой/тупая. Вот, смотри, у меня уже есть решение вообще-то!» Создаётся впечатление, что человек по ту сторону экрана считает себя умнее меня. Это неприятно.

Во-вторых, ответ мимо ставит вашего собеседника в идиотское положение. Непонятно, что делать дальше: задавать вопрос снова и снова, как дятел? Как-то глупо. Сорваться и «наорать» капсом в чатике? Это тоже вряд ли приблизит вас к решению задачи.

Здесь есть два решения: переформулировать вопрос или позвонить. Я выбираю второе. Потому что дальнейшая переписка вызовет ещё большее раздражение и закончится всеобщим психозом. А в телефонном разговоре люди всё же стараются подбирать интонацию и быть вежливыми. Не знаю, почему так, но это работает.

И, конечно, не нужно отвечать мимо, если вам задают вопрос. Вопрос означает, что собеседник чего-то не понимает или опасается. Если у вас есть решение, сначала ответьте на вопрос, а потом покажите решение. Не надо умничать.