Евгений Лепёхин

Обо мне · Рассылка · Студия · РСС
Блог о редактуре и арт-дирекшне

Об авторском голосе и уникальной интонации

Никому не нужен гениальный креативный автор с уникальной интонацией. Никому не нужен автор с личным брендом. Ни одному клиенту. В первую очередь все ищут людей, которые просто умеют работать, предупреждать о факапах и делать свою работу хорошо. И ещё таких, чтобы с ними было приятно работать.

Какой бы автор ни был гениальный и как бы прекрасно он ни складывал слова в предложения, никто не захочет работать с мудаком и хамом.

Кто-то возразит, что вот есть же Артемий Лебедев, есть Линор Горалик, есть Варламов, есть ещё куча блогеров, у которых есть неповторимый авторский стиль. Конечно, но они это делают у себя в блоге, а не в клиентских проектах. И если их приглашают в проект, то это происходит, не из-за авторского слога, а потому что их авторитет и экспертность настолько высоки, что сам факт их участия в проекте — ценность. А авторитет завоёвывается и строится не один день и даже не один год.

Я, например, в блоге и рассылке пишу, как хочу и что хочу. И это не мешает мне показывать свою экспертность в редактуре или дизайне. Но на сайте клиентов или в статьях, я следую редполитике, брифу или техзаданию. Не как школяр, конечно: понимать контекст и быть внимательным к обстоятельствам тоже важно. Но отсебятины быть не должно.

Если бы я писал для клиентов, как в этот блог, то у меня бы не было клиентов.

P. S. Для тех, кто не любит мат, эта запись без мата. Подарок на Новый год, считайте.

Прилагательные в вакансиях и советах

Странно, что люди пишут в вакансиях: ищем сильного редактора или уверенного веб-дизайнера. Но разве кто-то вообще хочет себе в команду слабого редактора или неуверенного дизайнера? Гораздо важнее указать в описании вакансии, для каких задач нужен человек.

Тот же каламбур встречается в советах. Вместо «посоветуй книгу», пишут «посоветуй хорошую книгу». Но ни один человек не посоветует хуёвую книгу. Потому что люди не хотят, чтобы о них думали плохо. Вместо прилагательного лучше спросить, для чего нужна книга.

Ищем сильного дизайнера → ищем дизайнера табуреток
Посоветуй классную книгу → посоветуй книгу про устройство комбайнов

Копирайт → тексты

Бесит, когда читаешь статью, а в ней через каждый два предложения используется слово «копирайт». И ты надеешься, что в следующем предложении автор найдёт синоним или хотя бы исправит эту идиотскую ошибку, но нет. В итоге, вроде и статья полезная, но на душе как-то паршиво от чтения.

Копирайт (англ. copyright) — знак охраны авторского права. Выглядит так ©.

Копирайтинг (англ. copywriting) — создание рекламных текстов: слоганов, постов, статей, лонгридов.

Но даже говорить «мы сделали копирайтинг» — безграмотно. Потому что по идее копирайтинг — это сфера деятельности или процесс создания текстов, а не результат. Нельзя купить копирайтинг, можно купить текст или нанять копирайтера.

Пишите по-русски: слово «текст» всё ещё норм.

А если копирайтер, к которому вы обратились за копирайтом, вас не поправил — шлите его нахуй. Человек, который не знает, как правильно называется его профессия, не может быть хорошим специалистом.

Аналоговые инструменты — не всегда плохо

Недели две назад я увидел в Инстаграме фото Сергея Кулинковича с часами на руке. Меня тогда осенило: это же крутой способ избавиться от навязчивой привычки смотреть время на смартфоне. Я постоянно смотрю в телефон, а через пять секунд не могу вспомнить, который час. Зимой это ещё и жутко неудобно — холодно же.

Надо написать про это в блог, подумал я, а в заметки идею не записал. И позавчера Кулинкович в своём Телеграм-канале написал то, о чём я хотел написать две недели назад.

Всё аналоговое снова становится популярным, потому что люди устали от вторжения в личное пространство. Вокруг так много шума, что когда оказываешься в полной тишине где-то в лесу, это кажется странным. Частенько ловлю себя на ощущении, что смартфон стал продолжением руки.

В общем во всей этой суматохе, не стрёмно возвращаться к простым методам: смотреть время на часах, ведь для этого они и были созданы, рисовать варфрейм или эскиз логотипа на обычной бумаге, читать бумажные книги. Но Ютюбчик, конечно, хуй заменишь.

Работа ради работы: чем занимаются копирайтеры в корпорациях

В сентябре и октябре «Яндекс Афиша» прислала мне четыре практически одинаковых письма. Копирайтер, который отправляет эти рассылки, даже не подумал поменять тему и подводку — они одинаковые во всех четырёх письмах.

Выглядит, как спам

Да, это массовая рассылка, но её тоже можно персонализировать, а базу подписчикрв — сегментировать. Содержание и структура письма вызывают ещё больше вопросов. Давайте разбираться, как его можно улучшить.

Начнём с темы письма. Даже для массовой рассылки — это слабый заголовок. Он не побуждает открыть письмо, не интригует, в нём нет конфликта. В лучшем случае такой лид зацепит людей, чья молодость прошла в 80-х.

Заголовок и картинка сообщают о разном и не работают вместе

Очевидно, что письмо получили все, кто живут в Тюмени и подписаны на рассылку «Яндекс Афиши». Предположим, что у автора была задача — смотивировать читателя купить билет на один из концертов. Тогда тема и заголовок могли быть такими:

В Тюмень едут «Шляпники» и Розенбаум;
Ваши любимые артисты скоро в Тюмени;
Скидки —15% на Hatters и Sabaton в Тюмени.

Читаем дальше. То, что Тюмень ломится от концертов — круто, ну и что? Вдобавок, это никак не связано с темой письма. Порадовало обещание о том, что сейчас читателю помогут разобраться, на кого стоит идти. Но дальше в письме никакой помощи нет, просто какие-то группы и даты концертов.

Если человек вперые слышит про баллы, то неясно, что делать

Под фоткой «Шляпников» — информацию об их концерте. Сразу после неё читателю предлагают проверить баланс моих баллов. Что это такое? Какую пользу дают баллы? Читателю придётся искать информацию где-то на сайте «Яндекс Афиши», а это не гуд. Надо переписать и объяснить пользу:

Покупайте билеты на концерты в «Яндекс Афише». За каждую покупку мы вернём до 15% баллами. Один балл — один рубль. Баллами можно оплатить до 80 % стоимости билетов на любые другие события, кроме кино.

Сейчас у вас нет баллов. Чтобы получить их, выберите концерт или фильм на сайте «Яндекс.Афиши».

В конце письма стоит блок «Это нравится всем», внутри которого «Анакондаз», Розенбаумом, «Сабатоном» и  «Конкорд Очестра». Такой винегрет не может нравиться всем — это абсурд. Общее впечатление от письма такое: автору рассылки плевать на читателя. Он не хочет помочь читателю выбрать концерт, а просто копирует письма и нажимает «Отправить». Иначе нельзя объяснить такую нелепую подборку исполнителей и бессвязную структуру письма.

Приравнивание читателя ко всем — не круто

Вместо блока «Это нравится всем» стоило сделать подборку по интересам читателя. И написать что-то вроде:

Мы проанализировали треки, которые вы слушали за последние три месяца в «Яндекс Музыке», и сделали подборку ближайших концертов в Тюмени по вашим интересам. Если мы в чём-то ошиблись, напишите нам на support@yandex.ru.

Так появляется привязка к интересам читателя в его мире. Мы говорим читателю: «Хей, мы хотим, чтобы ты круто провёл время под своим любимые треки».

Выводы

— Иногда лучше не сделать ничего, чем сделать ради галочки.
— В корпорациях мозги у людей закисают и даже хорошие редакторы начинают писать посредственно или откровенно плохо.

Чтобы это избежать, надо тренировать мозг и проверять работу по чек-листу. Но об этом в другой раз.


P. S. Ещё я хотел сверстать свою версию письма, но не успел. Поэтому будет вторая часть.

Развод на деньги по имейлу

Меня тут снова пытались развести на деньги. На почту пришло вот такое письмо.

Вёрстка и оформление очень похожи на настоящее автоматическое напоминание от reg.ru

В июне я продлил все домены на год вперёд, а сейчас декабрь. Год ещё не прошёл. Насторожило и то, что на оплату отвели всего один день. Обычно хостинг-провайдеры присылают такие письма за месяц-два до даты, когда закончится срок аренды домена.

Я решил перейти по ссылке, кликнул на кнопку и попал на форму «Яндекс.Денег». Мошенники рассчитывают на то, что текст в письме и страх потерять домен заставят человека паниковать и поскорее заплатить. И первое интуитивное желание — заполнить данные и нажать «Продолжить».

Здесь нужно отдать должное «Яндексу», который предупреждает, что перед вами форма для оплаты физическим лицам

Я закрыл форму и снова заглянул в почту. Письмо было подписано официально — REG.RU. Именно так они подписывают все свои письма. Если раскрыть подробную информацию об отправителе, то мы увидим обычный имейл-адрес на совершенно другом домене.

В общем, чем дальше, тем изощрённее схемы по разводу. Главное правило: не паниковать, отключить эмоции и включить критическое мышление. Сложно, но по-другому от такой хуйни не защититься.

Цена в знаках

Оценивать стоимость текста по количеству знаков — полная хуйня. Особенно, если автор называет её сходу, не зная задачи.

Каждый раз, когда кто-то оценивает стоимость работы за знаки, он обесценивает работу всех остальных авторов. Такое ценообразование развращает заказчиков и приучает рынок к низкому ценнику.

С этим же я столкнулся, когда начал заниматься дизайном. Есть огромное количество дизайнеров, которые делают десять вариантов логотипов за 500 рублей. Подобное встречается в других профессиях: у эсэмэмщиков, иллюстраторов, корректоров и переводчиков. А потом эти же ребята бздят о том, какие клиенты мудаки и суки, что не хотят платить им за их гениальный дизайн.

Не хочешь работать за бесценок, не работай, ёпта! Оказывай хороший сервис, общайся со своим заказчиком и проси оплату за результат, а не за количество вариантов айдентики или за буквы на экране. Когда все примут это за истину, то весь рынок поднимется, а с ним придёт качество и вырастут цены.

А заказчикам надо запомнить один метод, который поможет не нарваться на фрилансера-мудака. Чтобы понять, что перед вами норм специалист, просто посмотрите, как он реагирует на вопрос о стоимости. Если сразу называет цену за знаки или десять вариантов логотипа, можете слать нахуй. А если предложит сначала разобраться в задаче, найти решение и только после этого назовёт цену — с таким можно работать.

Сказать «нет» и получить больше

На пути к самим себе нам мешает куча вещей. Главная из них — погоня за быстрыми деньгами и успехом. Люди говорят «да» не задумываясь, потому что хотят успеха «здесь и сейчас». А он не приходит.

Пару лет назад я сам грешил этим: брался за любую работу и думал, что все, кто ко мне обратились, должны стать моими клиентами. Позднее, я понял, отказывать — не плохо. Это тоже часть работы. Умение отказать и при этом оставить человеку возможность вернуться к вам в будущем — важный навык.

Отказ — это не сжигание мостов, не потеря, и не проигрыш. Когда вы говорите чему-то «нет», вы говорите «да» другим делам. Всегда есть выбор отказаться. Хуй знает, почему люди об этом забывают.

Срочные задачи

Все кто приходят со срочной задачей, описывают её, как неимоверно важную. Что-то вроде: «Если мы не сделаем это до понедельника — а сегодня пятница — то наш бизнес рухнет, от нас уйдут все клиенты, а налоговая арестует счета». Но так никогда не происходит.

Все разы, когда я брался за срочную задачу, оказывалось, что в принципе она не такая уж важная и срочная. Почти во всех таких проектах можно было спокойно сдвинуть сроки на два-три дня. Иногда бывало так, что результаты моей работы не использовались. Просто в плане прописано, бюджет выделен — надо сделать. На деле же задача была не нужна. Было и такое, что я сделал лендинг, а на него забили и даже не платили за хостинг целый год.

Теперь, когда ко мне приходят со срочным заказом, у меня в голове только один вопрос: «Если задача такая срочная и важная, то почему ей не уделили должного внимания? Почему оставили на последний момент?» Я вижу в этом противоречие и уже около года шлю срочные задачи нахуй.

Если хотите, чтобы ваша работа чего-то стоила и если вам важны не только деньги, но и признание — не беритесь за срочные задачи. Результат всегда будет сырой и стыдный. Такие работы нельзя положить в портфолио, о них не хочется написать в блоге. Срочные задачи как туалетная бумага. Подтёрся и смыл.

О барбершопах и парикмахерах

Всю жизнь я стригся в парикмахерских на первом этаже того же дома, где жил, за 350—500 рублей. В таких парикмахерских всё одинаковое: запах чужих волос, парикмахер-самоучка, от которой несёт куревом, а после стрижки вся шея и спина в колючих волосах. И мне казалось это нормальным. Я не понимал, в чём смысл платить 1000 рублей за стрижку? Я не понимал, в чём ценность услуг барберов.

И я бы дальше продолжал презирать барбершопы, если бы не одна проблема. У меня не очень ровно растёт чёлка, после каждой стрижки в парикмахерской мне приходится достригать её самому. Ни в одной парикмахерской меня не могли постричь так, чтобы чёлка не выглядела по-уебански. Однажды меня это достало, и я решил сходить в барбершоп.

Первое, что запомнилось — сервис. Но не кофе и чай — это, конечно, приятно, но в целом похуй. Я не же не чай пить пришёл.

Сервис в самом подходе. Барбер сначала разбирается в задаче, а только потом стрижёт.

Перед стрижкой он спрашивает, для чего нужна стрижка, что для меня важно в стрижке. У меня непослушные волосы, и я не хочу возиться с утра: мыть голову или укладывать их феном. Мне нужно, чтобы причёска была практичной: провёл рукой и пошёл.

— Может ещё какие-то пожелания?
— Да, у меня чёлка по-дурацки растёт. Можно ли сделать так, чтобы даже если коротко постригусь, не выглядело уродливо?
— Да, можно сделать вот так и так. Что думаете?

Только после вот такого диалога барбер моет голову с шампунем, стрижёт, а в конце укладывает волосы специальной пастой для волос и отряхивает шею от волосы. После стрижки в барбешопе нет желания скорее добраться до дома, залезть в душ и помыть голову. Можно пойти дальше по делам или даже на встречу.

Барбер не только решил мою проблему: нормально постриг чёлку, сделал причёску удобной и практичной для ежедневного ухода — но и сэкономил мне время. Приду ли я к нему ещё раз? Конечно, приду.

Мне уже не важно, какие курсы прошёл этот человек и где он учился стричь. Он нашёл подход к моим проблема, предложил решение, и сделал всё круто. Стоит ли за это отдавать 1000-1200 рублей? Для меня кажется, что стоит. Потому что я покупаю не стрижку, а покупаю решение моей проблемы. И чем оно для меня ценнее, тем больше я готов за него заплатить.

Этот принцип работет в любой другой сфере. Если вы боитесь повышать цены, то скорее всего, у вас просто другой подход. Повышать цену в сфере услуг можно только благодаря более высокому и качественному клиентскому сервису. Масштабирование и всё остальное — сложнее и требует вложений. А нормально работать можно начать уже сегодня и бесплатно.

P. S. Забавное наблюдение: парикмахер это всегда женщина, а барбер — мужчина. Ни разу не встречал обратного.

Ранее Ctrl + ↓