Евгений Лепёхин

Обо мне · Рассылка · Курс для нередакторов · Студия · РСС
Блог о редактуре и арт-дирекшне

Не бойся выглядеть дураком или сначала разберись в задаче, потом делай

Первый этап любого проекта и задачи — это понять, а что вообще нужно сделать: в чём проблема, какие есть ограничения, что можно, а что нельзя, какое решение видит клиент, а что нужно сделать на самом деле. Есть проекты, в которых нихуя с первого раза непонятно и кажется, что решения нет.

В такие моменты у неопытных исполнителей: менеджеров, дизайнеров, редакторов — случается стресс и замыкание. Они бегут к своему ноутбуку и начинают создавать видимость работы: пишут текст, рисуют дизайн, пишут клиенту коммерческое. Мол, потом разберёмся, что там нужно. Главное же, что я работаю, решаю задачу! И вроде как не придраться: дизайнер ведь и правда чего-то там рисовал, редактор что-то писал, а менеджер вёл какие-то переговоры с заказчиком и что-то ему отправлял.

Не нужно писать тексты, рисовать дизайн и отправлять письма, если вы чего-то не понимаете в задаче. Сначала проясните ситуацию, потом действуйте.

Нужно перестать выдрачивать слова и пиксели, и научиться задавать глупые вопросы себе, своим коллегам и заказчикам. Не писать текстики, а искать решения. Не рисовать дизайн, а понять ограничения и цели компании. Не выставлять счёт, если остался незакрытый вопрос по какому-то пункту в договоре. Не стесняйтесь разбираться в задаче. Задавайте глупые вопросы. Не бойтесь показаться дураком на старте проекте, чем оказаться в жопе, когда проект идёт полным ходом.

К слову, это ещё и один из самых простых способов проверить человека на профпригодность. Если в сложной ситуации человек пришёл к вам со словами: «Слушай, я вот тут не знаю, как поступить, не понимаю вот это и это…» — с этим человеком можно работать. А если просто ушёл делать, ничего не спросив, а потом что-то принёс со словами: «Ну я же работал, время потратил…» — то перед вами мудак, которого нужно слать нахуй и никогда больше с таким не работать.

Перевёрстка таблицы про коронавирус

Решил поучаствовать в конкурсе Игоря Штанга «Перевёрстка таблицы симптомов коронавируса». Прежде в «Оди» вышла статья Игоря о наглядности в таблицах.

Задача

Переверстать таблицу симптомов коронавируса с официального сайта Роспотребнадзора.

В целом, это не самая плохая таблица, но с ней есть несколько проблем:

  1. Строки расположены слишком плотно, из-за чего читать симптомы не очень удобно.
  2. Слово «Ковид-19» забирает на себя слишком много внимания, хотя главное здесь — симптомы.
  3. Черезполосица белого и голубого в строках ничего не означает.
  4. Из-за смешивания выключки по центру в таком массивном заголовке и выключке по левому краю, вся таблица создаёт ощущение беспорядка и хаоса.

Процесс перевёрстки

Для начала построим примерную сетку на основе Гельветики, разберёмся с количеством текстовых стилей и размерами кеглей. На этом этапе работаем без цвета, просто располагаем информацию, смотрим, чтоб всё влезло.

Успокаиваем шапку таблицы: отдаём всю ширину заголовку, телефон Роспотребнадзора и ярлык с ковидом убираем в подвал.

Во втором подходе добавляем цвет. Я решил оставить красный, как и в исходной таблице, потому что в принципе это правильный посыл: опасность, обратите внимание именно на эти симптомы. Увеличиваю отступы слева и справа в два раза, чтобы содержимое таблицы не прилипало к краю и легко читалось.

Добавляю красную линию, чтобы отделить заголовки от информации. «Нет» заменяю на тире — таблица становится чуть легче за счёт этих пробелов. Стало уже чище, но теперь кажется, что информация, наоборот, сильно размазано по формату.

Ещё понимаю, что Гельветика — слишком «квадратный» шрифт для этой таблицы. Меняю его на Интер, бесплатный и хорошо сбалансированный гротеск. Он близок к Гельветике, но у него лучше кириллица и больше начертаний.

В третьем подходе уменьшаю расстояние между строками в два раза — появляется «дыра» между подвалом и таблицей. Добавляю полезную информацию об инкубационном периоде и продолжительности болезни. Теперь таблица выглядит спокойно и уверенно. Перехожу к акцентам.

Красную разделительную линию делаю серой и менее активной. Симптопы, которые не встречаются совсем или встречаются редко, успокаиваю и ставлю прозрачность на 50%. Так человек сначала обратит внимание на более распространённые симптомы, а потом на те, что присущи болезни лишь иногда и редко.

В конце меняю начертание с жирного на полужирное, чтобы повысить читаемость и сделать таблицу ещё легче. Дополнительную информацию набираю обычным начертанием, чиню типографику, чтобы размеры кеглей сочетались между собой.

Результат

Ключевая задача этой таблицы — снизить нагрузку на службу поддержку Роспотребнадзора и местных больниц. Поэтому в ходе перевёрстки я ставил себе задачу сделать таблицу информативнее, избавиться от декоративности и расставить акценты так, чтобы любой человек мог бы бегло посмотреть на данные и сделать вывод: есть у него коронавирус, стоит ли ему беспокоиться или нет.

Проект — не что, а чей

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия, подражая зарубежным брендам.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов Respublica». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Виндоус. Во всех остальных случаях названия компании надо склонять.

Больше этого меня бесит только пресловутое «подпишитесь на нас в Instagram». Единственно правильный вариант — «подпишитесь на нас в Инстаграме». Или «мы в Инстаграме», но никак не «мы в Инстаграм».

Блог: зачем он нужен и как выбрать стратегию для его развития

В прошлом выпуске моей рассылки один из читателей спросил:

Жень, а расскажи больше об идее блога? Почему решил делать? Какие цели ставил в начале? Для чего? Почему решил запустить рассылку? Как набирал первых читателей? И, конечно, техническая сторона тоже была бы интересна. Тоже думаю делать свой блог и задаюсь вопросами.

В этом сообщении несколько вопросов, и раскрыть их в одной заметке я не смогу. Поэтому я решил разбить свой ответ на серию постов про блог и информационные продукты в целом. Для начала расскажу, зачем вообще нужен блог и как выбрать для него стратегию.

Зачем вести блог

Блог — отличный способ упорядочить мысли и научиться ясно их выражать. С этой точки зрения, вести блог определённо полезно, нужно и важно. Но причин запустить блог много, у каждого своя. Я разберу лишь те, которые мне кажутся наиболее естественными и практическими.

Личный дневник и рефлексия. Этот вариант самый простой и одновременно самый бесполезный. Пользу от дневника получаете только вы сами. Количество людей, кому будет интересно знать, как прошёл ваш день, довольно ограничено: ваши родители, семья и друзья, возможно, какие-то обожатели или фанаты. Но если вы человек, который прежде не вёл никакой публичной деятельности, то скорее всего ваши мысли будут интересны 20-30 людям, которые вас знают.

Вести дневник и документировать свою жизнь — не плохо. В этом есть смысл, но он понятен лишь вам или очень узкому кругу людей. Возможно, у вас благородная миссия, и вы хотите сохранить эти заметки для своих детей и внуков. Ваше право. Просто имейте ввиду, что кроме них, это мало кого заинтересует и точно не принесёт вам клиентов.

Создание популярного контента и продажа рекламы. Можно задаться целью, набрать в блог большую аудиторию и продавать рекламу. Так делает большинство: Дудь, Лебедев, Варламов, Ивангай и Пьютипай. Эти авторы не ставят цели стать авторитетами в какой-либо сфере, но у них уже есть полезное действие — развлекать аудиторию. Экспертность формируется уже апосредованно от этой функции.

При упоминании Лебедева все думают о дизайне, а при упоминании Варламова — про городскую среду и урбанизм. Хотя при этом оба блогера затрагивают в публикациях совершенно разные вопросы. Тем не менее, даже у них есть темы, которым они уделяют больше внимания, чем остальным.

Главная ценность блогов с популярным контентом — помочь человеку отдохнуть, посмеяться, узнать что-то новое. Без конкретного фокуса на чём-либо.

Проблема такого подхода в том, что популярный контент собирает разношёрстную аудиторию, которая не объдиняется конкретной тематикой. Поэтому, например, Артемий Лебедев не продаёт в блоге услуги своей студии. Просто потому, что скорее всего там не так много людей, готовых купить логотип за миллион.

Продвижение себя, формирование экспертности и авторитета в профессии. Это вариант, которого придерживется Максим Ильяхов, Илья Бирман и различные нишевые медиа, например «Дело» Модульбанка или «Жиза» Эвотора. Эти люди и медиа создают контент, который посвящён конкретной теме.

Максим Ильяхов — редактура, визуальное повествование и управление вниманием
Илья Бирман — дизайн, русский язык и интерфейсы
Жиза и Дело — про то, как малый бизнес выживает в России
Кто студент — медиапроект о выпускниках Школы редакторов

У этих проектов мало подписчиков, счёт идёт всего на несколько десятков тысяч. В масштабах страны и мира это немного. И это нормально. Блоги на узкие тематики всегда менее популярны, чем массовые. Потому что подразумевается, что информацию, которую читатель там получит, нужно обдумать, осмыслить и как-то применить в жизни. То есть потребление полезного контента запускает мыслительный процесс.

У Максима Ильяхова на эту тему была хорошая мысль рассылке «Сильный текст». Не помню фразу дословно, но суть следующая:

Люди в большинстве своём думать не любят. Им гораздо лучше заходит всякая развлекуха: шутейки, мемасики, котики, бабки и накаченные жопы в инсте. И это нормально.

Было бы странно, если бы все сейчас бросили Тикток, открыли справочник Мильчина и начали читать про редакторские стандарты и оформление перечней. Этот справочник не каждый редактор в руках держал, не то что открывал и читал.

Поэтому, если вы решили наращивать свою экспертность и авторитет в профессии, приготовьтесь к тому, что это будет долго, нудно. Скорее всего, у вас не будет много подписчиков. Скорее всего, блог не будет приносить вам клиентов в первый год или полтора. У меня, например, ушло почти два года до момента, когда блог и рассылка стали приносить мне клиентов.

А ты сам, какой стратегии придерживаешься?

В своё время я попробовал всё и убедился, что последний подход — самый эффективный для меня. Я веду блог о редактуре, дизайне и управлении. Понятно, что это не массовые темы, и они никогда не приведут мне сотни тысяч подписчиков. Но мне и не надо. Мой блог привлекает только тех, кому интересны вопросы редактуры и управления. В моём контенте они видят для себя какую-то ценность, и потому продолжают читать мои посты. Другие — просто не мои читатели.

Чек-лист: три вопроса, которые помогут выбрать стратегию для блога

  1. Чего вы хотите: стать популярным, сформировать авторитет в профессии, стать экспертом в конкретном направлении, или просто порефлексировать о прожитом дне?
  2. Кого вы хотите видеть среди ваших читателей? Безликую массу людей или аудиторию с чётким запросом? Ваших родственников или коллег по цеху?
  3. Будет ли в вашем блоге монетизация? Если да, то какая? Продажа рекламы или продвижение собственных продуктов и услуг? Может, кстати, и не быть монетизации. Это тоже нормально.

Следующие посты про блог и инфопродукты

Продолжение следует. Вот примерный список того, о чём я планирую написать по этой теме.

  1. Блог: как понять, стоит ли его запускать
  2. Блог: где найти первых читателей
  3. Блог: откуда брать идеи для постов
  4. Блог: как выбрать платформу

Отдельное спасибо Максиму Ильяхову и его рассылке «Сильный текст». В ней была целая серия писем про личные медиа. Они и вдохновили меня рассказать о своём опыте ведения блога.

Рассылка для нередакторов: как писать тексты, если в компании нет редактора

Время от времени люди пишут тексты на работе. Даже если это не их основная обязанность. Сегодня нужно ответить на запрос клиента из другого города, завтра — написать пост в соцсетях, а послезавтра — придумать текст о компании.

Редко когда в маленьких и средних организациях есть редактор в штате. Не у всех компаний хватает денег на редактора или хотя бы копирайтера. Есть и такие компании, которые откровенно экономят на этом. Особенно в кризис. В таких компаниях один сотрудник отвечает и за ведение Инстаграма, и за наполнение сайта и за переписку с клиентами. Хотя его должность при этом — менеджер.

Хорошо, если этот человек с текстом «на ты». Но если нет, такие задачи станут для него проблемой: будут отнимать много времени и сил, раздражать и демотивировать. Что делать в таком случае? Ругаться с начальником, что «это не мои задачи»? Скинуть задачи на кого-то другого в команде и испортить отношения с коллегой? Вряд ли это поможет ему решить проблемы с текстом. А этот курс поможет.

Решение

Рассылка по электронной почте. Одно письмо — одна тема. Внутри будут разборы конкретных ситуаций, редакторских приёмов, готовые шаблоны и решения для ежедневной работы с текстом.

Первое письмо придёт 14 мая, дальше — по письму в неделю. Сейчас в плане 15 писем, возможно, будет больше. Для некоторых писем запишу видео или подкаст, но текстовая часть будет всегда.

Все подписчики могут прислать вопрос, текст или ситуацию на разбор. Я сгруппирую похожие и напишу отдельное письмо с ответами.

Для кого

Менеджеры, эйчары, маркетологи из компаний, где нет редактора. Каждый день общаются с коллегами: ставят и получают задачи, проводят собеседования, обсуждают решения решения в чате или почте. Тексты для них — это головная боль. Особенно на удалёнке.

Небольшие ИП и самозанятые. Нужно продвигать свои услуги, рассказывать о себе, но нет возможности нанять автора или эсэмэмщика. Хочется рассказывать о своих работах и достижениях так, чтобы другим было интересно читать.

Для всех остальных, кто не редактор, но хочет освоить редакторские приёмы и применять их в работе.

О курсе

Цель курса — помочь вам решать вопросы с текстами без редактора.

Курс поможет познакомиться с основами сильного текста. «Волшебной пилюли» у меня нет, зато будут готовые шаблоны и решения для работы, реальные примеры, разбор ваших текстов и ответы на вопросы.

Расскажу, как сделать так, чтобы темы для блога и соцсетей не кончались, как писать про свою работу и о себе, оформлять кейсы, поделюсь приёмами, которые помогут сделать переписку с коллегами и клиентами более эффективной.

Содержание

Кто такой редактор и зачем он нужен бизнесу
Что делать, если в команде нет редактора
Как понять, когда нужен текст, а когда нет
Что важно сделать, прежде чем писать текст
Как преодолеть боязнь чистого листа
Как генерировать много тем, чтобы они не кончались

Как написать пост или статью: от идеи до публикации
Упорядочить мысли: структура, абзацы, заголовки
Наполнить текст пользой: иллюстрации и примеры
Очистить текст от мусора и «воды»: редактура
Как грамотно оформить текст
Как улучшить любой текст за пять шагов

Другие форматы текста
Как писать тексты о себе и компании
Как написать понятное объявление
Как писать вакансии и откликаться на них
Как сделать переписку по почте более эффективной

Инструменты
Приложения и программы для работы с текстом
Подборка книги и каналов о редактуре

Кто автор

Евгений Лепёхин

С 2019 года — редактор ЦРМ-системы «Анима». В Аниме отвечаю за тексты, смыслы и иногда помогаю с дизайном.

С 2017 года — руковожу своей дизайн-студией, где отвечаю за качество сайтов, логотипов, текстов и всего, что мы делаем.

С 2016 по 2019 — редактор на фрилансе. Писал статьи для ПИКа, Эвотора, Скилбокса и дизайн-студии «АИС». Все работы есть на моём сайте — lepekhin.ru.

Веду рассылку о текстах, дизайне и управлении и Телеграм-канал.

Стоимость

Пока нет промостраницы и онлайн-кассы — 1590 рублей. Где-то в середине мая сделаю промостраницу, подключу кассу, и цена вырастет.

Для компаний, по безналичному расчету, со всеми документами — 5990 рублей. Чтобы оформить подписку для юридического лица, напишите на lepekhin@lepekhin.ru.

Купить курс за 1590 ₽ →

Тексты и подсказки в интерфейсе — это обычная редакторская задача

Я не вижу сильно большой разницы между дизайнерами и юкис- или юай-дизайнерами. То же самое с редакторами и юикс-писателями. Для меня все эти приставки юикс — это просто модные словечки и чаще всего попытка спрятаться за малопонятным английским термином. Есть исключения, их я укажу в конце статьи.

И хотя я ни разу не юикс-писатель и никогда специально не занимался интерфейсными текстами. Но попробую порассуждать на эту тему.

Вероятно, в этой сфере есть своя специфика, но по-моему она не сильно отличается от любой другой редакторской задачи. Всё так же: есть проблема, есть ограничения, есть пользователь или читатель, и нужно найти решение. То есть, ровно то же, что делает редактор статей. Он ведёт читателя из пункта А в пункт Б. Здесь то же самое. Пользователю нужно решить проблему или вопрос, и редактор помогает ему это сделать. Меняется только формат.

И тут начинается самое интересное. Если писать статьи можно наотъебись, то с интерфейсами так не получится. Слишком мало место для манёвра. Воды особо не нальёшь, мозги не запудришь. Грубость, резкость, бесчеловечность, похуизм и все другие пороки сразу вылазят наружу.

В текстах для интерфейса крайне важно уметь разбираться в задаче. А именно:

  • Понимать и учитывать контекст. Откуда пришёл пользователь? Почему он оказался здесь? Как это связано с остальными экранами приложения?
  • Подумать над решением. Как мы можем решить проблему пользователя? Как мы можем решить проблему наулучшим способом? Наименее затратным способом? Как показать человеку, что всё в порядке, что ничего страшного не случилось? Может это можно сделать без текста?
  • Включить заботу и уважение. Что должен делать текст в этой подсказке? О чём мы должны сообщить в этом уведомлении? Что в этом пуше самое важное, а что не очень?

Приведу пример, как я — не юикс-писатель — решаю такие задачки. Недавно мне написал коллега, дизайнер, и спросил совета, как лучше написать подсказку для банковского приложения. Вот скриншот уведомления.

Отбросим в сторону плохое качество. Всё внимание на текст.

Коллега предложил свой вариант: «Время сеанса истекло. Выполните повторный вход». На что я пояснил, почему это плохое решение.

Здесь проблема не в том, что уведомление длинное. Это вообще последнее, о чём нужно думать.

Проблема в том, что я, как пользователь, не вижу связи между фразами «слишком долго оставались неактивным», «в целях безопасности» и «сессия была прервана». И скорее всего никто на входе в программу не предупреждал, что через 10 минут неактивности его разлогинит. Следовательно, пользователь не знал, сколько у него есть времени.

Но самое интересно, что здесь вообще вряд ли нужно уведомление. Во всех банковских приложениях это привычная ситуация. Так, например, происходит в приложениях Точки и Модульбанка: вас просто выкидывает из приложения, спустя какое-то время. А в приложении Рокетбанка можно даже установить лимит времени, через которое приложение будет блокироваться автоматически.

А если всё же писать текст, то он должен объяснять, что происходит и почему. Например: «Вы были неактивны 13 минут. Мы завершили сессию, чтобы посторонние не могли воспользоваться вашим аккаунтом. Чтобы продолжить работу, войдите заново». Да, длинно. Зато понятно.

В общем-то вот и всё, что нужно знать о работе с интерфейсным текстом.

Кого стоит читать по интерфейсам в Телеграме

Без шелухи — канал Антона Жиянова
Плавучая редакция — канал Владимира Лалоша
Редач — канал Иры Моториной
Кирилл Беляев — канал Кирилла Беляева
Кнопочка — канал Маргариты Хохловой
Chernyshov.docx — канал Михаила Чернышова
alexcouncil — канал Алексея Арефьева

Главные инструменты редактора

Парадоксально, как мало вокруг говорят о настоящих инструментах редактора. Все пишут про всякие задачники, новые текстовые редакторы и удивительные инструменты для проверки текстов. На деле же главные инструменты редактора — это незнание и любопытство.

Незнание, потому что редактор редко, почти никогда, не эксперт в том, о чём пишет. Для этого он привлекает других людей, которые потратили много часов на то, чтобы познать и изучить предмет.

Но они не очень понимают про дистрибуцию, подачу, канцелярит и проблемы людей. Они просто разбираются в теме. А редактор — нет. И вот это незнание позволяет ему смотреть на проблему глазами читателя, который тоже не в теме. Именно незнание помогает редактору понимать, что читатель ожидает увидеть в этом тексте.

Любопытство, потому что в процессе создания статьи, редактор разбирается в нюансах, которые ему неизвестны.

Редактор не обязан знать, в чём отличие масляной краски от водоэмульсионной, и тем не более не обязан знать, когда какую лучше использовать. Но он обязан быть любопытным и хотеть разобраться в этом. Без любопытства — нечего делать в профессии. Без любопытства вы не сможете быть хорошим редактором.

А тексты писать можно и в стандартном блокноте. Эти все инструменты вообще ни на что не влияют.

Структура и тексты для сайта службы психологической помощи «Вдох»

В декабре и январе я помогал Жене Софронову сделать новый сайт для психологической службы «Вдох». Женя обратился ко мне с просьбой найти редактора на проект, а я подумал и предложил себя. Люблю время от времени работать руками и не отвечать за успех всего проекта в целом.

О фонде

Команда «Вдоха» проводит психологические консультации и супервизии для сотрудников благотворительных фондов, психологов, волонтёров и вообще всех, кто помогает другим людям.

Проблема

У фонда был сайт на Тильде. Обычно я делаю скриншот старой версии, но в этот раз забыл. Поэтому придётся вам поверить мне на слово, что выглядел этот сайт плохо. Если кратко, то там не было почти никакой информации о работе организации. Было неясно, как получить помощь, как поддержать фонд, и что вообще произойдёт после заявки.

Задача

Выстроить структуру будущего сайта и написать тексты для всех страниц и разделов.

Начало: понимание задачи, коммуникация и сроки

Чтобы понять, с чего вообще начинать, мы с Женей созвонились и составили список вопросов для Ольги Сориной, основательницы «Вдоха». Потом созвонились с Олей и записали ответы — получился документ с пониманием задачи. Неизвестное и сомнительное выделили красным, чтобы не забыть. В моментах, которые вызывали опасения или были совсем непонятными, я оставлял комментарии, уточнял, что имеется ввиду.

Параллельно с этим я набросал план своей работы в Фигме. Это был план для нас с Женей, чтобы мы одинаково понимали, когда и что должно быть готово. Сейчас понимаю, что нужно было делать это не в Фигме, а в Гугл-календаре. Почему мы выбрали тогда Фигму, не знаю.

Ещё у Жени была идея сделать промежуточные встречи регулярными, раз в два дня, но на деле это оказалось не очень удобным, да и подчас бессмысленным. Когда в проекте более двух человек, договориться о встрече в разы сложнее, чем вдвоём. Иногда приходится ждать информацию от заказчика, и сроки сдвигаются. Поэтому контрольные созвоны мы проводили уже по факту, когда было что обсуждать.

Структура сайта

Составил тезисную структуру сайта: какие будут разделы, какие блоки будут внутри, о чём будет в них написано. Чтобы было легче работать над текстами, для каждого раздела я создал отдельный гугл-док.

Общую структуру сайта и содержание разделов я собрал в отдельном документе

Тексты для разделов

Чтобы написать тексты разделов, я провёл несколько интервью с Олей. Я заносил в гугл-документ, писал черновик и отдавал на проверку Оле и Жене. Они смотрели, оставляли комментарии, после чего я редактировал по правкам и снова отдавал на проверку. Всего мы сделали около трёх итераций. После чего получился довольно крепкий черновик, с которым уже мог работать дизайнер.

Так выглядела папка проекта: для каждого раздела свой документ
В начале документа я писал полезное действие раздела и целевую аудиторию

А вот как шла работа над текстом на примере блока про то, кому и когда нужна супервизия. Все, кому кажется, что редактор сразу пишет хорошо и начистовую, советую полистать галерею из этих шести скриншотов. На них хорошо видно, как поток мыслей постепенно превращаетя в нечто напоминающее структуру раздела, затем идёт работа с терминологией и чистотой смыслов, и только в самом конце я двигаю слова внутри предложений, ищу более аккуратные формулировки и обороты.

Хаос → структура и понятные формулировки с заботой

Главный мотиватор при работе с текстом — желание сделать его понятным и полезным для читателя. В этом проекте это было особенно важно. Сотрудники службы помогают людям, которые каждый день наблюдают какую-нибудь жесть, возможно, работают со смертельно больными людьми и пропускают через себя тяжёлые личные истории. Но команда «Вдоха» может помочь не всегда и не всем. Поэтому было важно дать конкретные инструкции, как быть в той или иной ситуации, куда обращаться, когда нужно идти к ребятам из «Вдоха», а когда лучше обратиться, например, к семейному психологу.

Результат

Где-то спустя месяц после того, как я закончил тексты и структуру сайта, появился дизайн, а ещё спустя полмесяца — запустился новый сайт «Вдоха». На нём мои структура и тексты, а это самое приятное: видеть, как текст соединяется с дизайном и начинает помогать людям.

Заценить новый сайт «Вдоха» — helptohelpers.ru

Отзывы о работе со мной

Ольга Сорина, основатель и руководитель «Вдоха»:

Было, как мне кажется, непонимание в начале, ну деталей нашей работы. Но после пары встреч уже не было. Понравились внимательность к деталям и стремление понять. Было комфортно и спокойно работать. Знала что в руках профессионала. Спасибо за работу!

Женя Софронов, менеджер проекта:

Мне понравилось, что у нас не было споров по поводу того, как сделать хорошо. И не очень понравилось, что план сдвинулся. И когда он сдвигался, мы это явно не обсуждали.

Как мы ведём студийные проекты в Колонках

Несколько подписчиков попросили рассказать о Колонках подробнее. Записал короткое видео в Луме: рассказал об основных функциях и показал, как ведём проекты.

П. С. Когда говорил про шаблоны, забыл показать в чём их кайф. Любую карточку или заголовок можно дублировать. Поэтому, когда начинается новый проект, мне не нужно создавать карточку с нуля. Я просто тыкаю на нужный шаблон, выбираю «Дублировать» и перетаскиваю в другую колонку.

П. П. С. Колонки хорошо переведены на русский. Приятный бонус для тех, кто обычно страдает от хуёвой локализации.

Встречи один на один

Состояние команды и каждого отдельного участника очень важно на длинной дистанции. Если кому-то в коллективе плохо — это проблема и её надо решать. Это не значит, что с ним надо нянчиться, жалеть и вытирать сопли. Нет, это сигнал, что нужно поговорить и вместе найти решение.

Ещё лучше действовать на опережение. Я для этого использую встречи один на один. Лучше всего встречаться лично, но если команда удалённая, или у вас карантин — то и созвон сойдёт.

Наедине человек может сказать то, что не решается или не хочет говорить при других. Формат «один на один» помогает решить вопрос до того, как он стал проблемой. В карантин такие встречи это ещё и отличный способ пересмотреть процессы внутри вашей команды: отказаться от ненужных этапов и согласований, перераспределить обязанности, сменить инструменты на более удобные.

Так, например, мы за последнюю неделю перешли из Трелло в Колонки, а вместо глючного Скайпа — в Зум. Сегодня на встрече с Лерой, менеджером студии, я узнал, что иногда задачи «проходят» мимо неё. Пересмотрели процесс принятия решений и сразу стали внедрять.

Проводить такие встречи достаточно раз в месяц. Чтобы всё это приносило результат, я советую записывать проблемы и решения, которые вы обсудили. Так спустя месяц сможете вернуться к прошлым записям и обсудить, что получилось внедрить, а что нет и почему.

Ранее Ctrl + ↓