Блог

Иногда лучше не сделать, чем сделать 

Сегодня я хотел написать в блог умный пост, но ничего светлого в голову не пришло. Поэтому я пошёл пить чай с венскими вафлями. Возможно, вафли только что спасли вас от унылого, скучного поста в этом блоге.

Четыре принципа управления, которым меня научили в музыкальной школе ★ 

Мало кто знает, но помимо обычной школы я закончил музыкальную школу по классу баяна. Сегодня я вряд ли смогу что-либо сыграть, так как не брал инструмент в руки более 10 лет. Зато я до сих пор помню несколько уроков, которые навсегда остались со мной благодаря моим учителям.

Регулярно приноси результат. Уроки в музыкалке шли не каждый день, но регулярно. Например, два раза в неделю было сольфеджио, а занятия по основному инструменту — три раза в неделю по полтора часа. Учитель всегда давал домашку, и забить на неё было нельзя, потому что на следующем уроке нужно было показать какой-то результат. Если я не успевал позаниматься, никто не ругался: просто мы вместе с преподавателем продолжали учить произведение прямо на уроке.

Такой подход напоминает мне принцип несдвигаемых встреч и сроков, когда вы встречаетесь с коллегой или клиентом и делаете что-то прямо на встрече, даже если все проебались и ничего не принесли. В музыкальной школе этот принцип действовал ещё 15 лет назад, и, наверное, действует до сих пор.

Количество превращается в качество. Количество повторений определяет скорость, с которой приходят ощутимые изменения. Например, чтобы научиться играть какую-нибудь фугу Баха на баяне, нужны неимоверная усидчивость и терпение. За два занятия точно ничего не получится, а вот за четыре-пять месяцев ежедневных репетиций — получится очень даже хорошо. И чем чаще упражняешься, тем быстрее заметен прогресс. Именно в музыкалке я впервые понял, что процесс важнее результата.

Это можно сравнить с любым другим делом. Если каждый день писать по три-четыре поста, то через полгода, ты будешь писать один пост за 15−20 минут. Если заниматься в тренажёрке три раза в неделю, то через год, точно будешь жать от груди больше, чем сейчас. Количество повторений всегда приводит к более высокому результату, чем имеешь сегодня.

Базовые навыки решают больше, чем талант. На занятиях по баяну я впервые понял, что нельзя прыгнуть выше головы. Если ты не научился играть гаммы, не научился расслаблять кисть во время игры, не знаешь, как ориентироваться в левой клавиатуре, то никакую фугу ты, конечно, не сыграешь. Даже если будешь биться год. Кроме того, если дать неподготовленному ученику слишком сложное произведение, через какое-то время он просто может разлюбить музыку и забросит музыкалку. Поэтому любое обучение новому ремеслу начинается с основ и базовых упражнений и задач.

Здесь можно привести в пример работу новичка-дизайнера. Нельзя ему сразу дать в работу сложный проект на целый год и сказать: «Давай, всё получится». Не получится, потому что слишком много нюансов, про которые он не в курсе. Это как дать 100 кг штангу человеку, который впервые пришёл в тренажёрный зал. Даже если он от природы сильный и поднимет эту штангу, высок риск, что он повредит себе какую-нибудь мышцу или связку и на этом его карьера штангиста закончится.

Снижать ожидания. Никто не ожидает, что ты сразу будешь играть Баха или «Распрягайте, хлопцы, коней» в две руки. Собственно, никто и не учит играть сразу произведения с листа. Сначала медленно, по частям, разучивают тему правой руки, потом аккомпанемент левой, потом соединяют, и только потом добавляют темп, отрабатывают акценты и различные приёмы.

Этот принцип разучивать песни и мелодии по частям, постепенно дало понимание, что большие задачи нужно делить на мелкие и понятные. Не нужно требовать от себя выдать черновик за один день, не нужно уметь рисовать сайты за два часа. Действуй поступательно, и результат придёт, если заниматься регулярно и много.


П. С. Этот пост не является призывом отдать ваших детей в музыкальную школу. Если вы родитель и теперь спешите сделать из вашего ребёнка Моцарта или Паганини — остановитесь! Сначала спросите у ребёнка, хочет ли он туда ходить, и проверьте слух. Возможно, музыка это не его.

Пропаганда 

Этот пост — пропаганда здравого смысла.

Когда мне на глаза попадается какой-нибудь ужасная новость, я всегда держу в уме, что где-то в это же время происходит что-то доброе и прекрасное. И, наоборот, когда где-либо происходит что-то хорошое, плохие события не встают на паузу и не берут перекур.

Когда где-то падают бомбы, в тот же момент где-то учёный делает важное открытие. Когда у строителей обрывается ненадёжно закреплённый трос, тут же в паре кварталов от этой стройки дети строят песочный замок, веселятся и смеются.

Задача любого СМИ — заставить читателя смотреть на события под определённым углом, видеть то, что удобно и не замечать всего остального, иными словами, формировать повестку. Однако добро и зло всегда сосуществуют вместе. Мир никогда не бывает однородным и единообразным. Это всегда дикая смесь разных событий, которые происходят одновременно, независимо друг от друга.

Не позволяйте никому ссать вам в глаза и уши и говорить, как думать и воспринимать события правильно, а как — нет. Собирайте информацию, изучайте, размышляйте, задавайте неудобные вопросы. Не верьте тому, что написано в газете, какими бы честными ни казались вам люди, которые её делают. Любое СМИ кому-то принадлежит, и этим людям кто-то платит деньги. Кто платит, тот и заказывает повестку.

Не позволяйте никому ссать вам в глаза и уши и говорить, как думать и воспринимать события правильно, а как — нет.

Ничто не происходит в вакууме, у всего есть причины и следствия. Поэтому и не существует абсолютного зла и абсолютного добра. Это лишь удобные формулировки, за которыми можно спрятать всё, что невыгодно показывать. Реальная жизнь гораздо сложнее и запутаннее. Но об этом, конечно, ни в одной статье не расскажут.

Всегда говори последним 

Три главных отличия хорошего руководителя от плохого: он не занимает всю встречу своей болтовнёй, не утверждается за счёт других и не навязывает свои решения. Все три пункта можно уложить в один принцип:

Всегда говори последним

Хороший руководитель никогда не перебивает коллег, внимательно выслушивает все мнения и опасения, и берёт слово, только когда все высказались. Он постоянно учится слушать людей, чувствовать их состояние, улавливать реакции и микроэмоции, задавать уточняющие, открытые вопросы.

Этот принцип позволяет ему получать непредвзятую обратную связь о происходящем, видеть картинку целиком и принимать более взвешенные решения. Именно поэтому хороший рукоодитель всегда выступает последним на встречах и созвонах.

Такой подход полезен и для команды. Люди чувствуют, что у них есть возможность быть услышанными, что их мнение важно и ценно для руководителя. Помимо этого, высказываясь первыми, участники команды учатся:

  • обмениваться мнениями и знаниями,
  • руководить и вести других людей,
  • проявлять инициативу,
  • брать ответственность за результат.

Плохих руководителей же редко волнует чужое мнение. Они слишком заняты, упиваясь своей властью и статусом начальника. В таких командах люди довольно быстро теряют интерес к происходящему и стараются лишний раз не высовываться: всё равно начальство решит так, как нужно. В итоге, люди чувствуют себя бесполезными и выгорают, а руководитель понятия не имеет, что в команде огромные проблемы с той самой мотивацией и моральным духом.

Команды, в которых мнение людей не учитывается, размякают, теряют инициативность, из-за чего ими легко управлять. Это удобно ровно до тех пор, пока всё идёт хорошо. В сложные времена опереться можно только на что-то твёрдое. И если для чего и нужны кризисы, так для того, чтобы проверить, насколько сильную и надёжную команду вы собрали.

Достижение целей не делает нас счастливыми 

Достигаторство — новая болезнь человечества. Люди буквально убивают свою психику мыслями о недостаточной продуктивности и реализации своего потенциала. Мол, мне 22, а я ещё никто, ничего не достиг и не сделал. Всё это преподносится как страшная трагедия. Однако я не понимаю, почему это плохо?

Если посмотреть на истории молодых людей, рано ставших знаменитыми и богатыми, то увидим, что очень немногие перенесли бремя славы и успеха. Некоторые поехали кукухой, другие подсели на наркотики, а некоторые просто сгорели, не дожив до 30.

Их главной проблемой был не сам успех, а то, что они совершенно не понимали, что делать дальше. Как подняться ещё выше, если я уже на Олимпе?

Трудно продолжать своё дело, как ни в чём не бывало, остаться собой и не сломаться под мыслью, что «я никогда не смогу сделать лучше». Допуская эту мысль, люди переоценивают своё влияние на итоговый результат. На деле же мы почти не контролируем исход того или иного дела. Вернее, наше влияние на него ничтожно мало. В мире так много нюансов и переменных, которые нам не подвластны и о которых мы даже не догадываемся, что чаще всего мы не знаем, кому мы обязаны своим успехом: себе или кому-то ещё?

Достижение целей никак не связано с уровнем счастья и удовлетворённости. Счастливыми нас делает сам процесс, движение к цели, а не её достижение, успех, слава или деньги. Наполненность появляется в жизни тогда, когда ты не пытаешься получить выгоду из каждой возможности, а просто делаешь своё дело наилучшим образом.

Делай всё, что от тебя зависит, настолько хорошо, насколько можешь, и не ожидай ни успеха, ни поражения.

Достигнешь успеха — хорошо. А если ничего не выйдет — тоже хорошо. Главное, чтобы твой труд приносил пользу людям и делал жизнь вокруг лучше.

Ничто в этом мире не гарантирует успеха. Нет никакой формулы, которую можно было бы масштабировать. Иногда мы всё делаем правильно, но всё равно терпим неудачу. В таком случае, всё что нам остаётся, это пробовать снова, и снова, и снова:

  • Не забил из-под кольца? Продолжай играть и следи за мячом, а не за счётом на табло.
  • Клиент не принял дизайн? Узнай, что не так, и сделай ещё один подход.
  • Засветил плёнку? Вставь новую катушку и продолжай искать красоту.

И, наоборот, если к тебе пришёл большой успех, большие деньги и слава, не позволяй им испортить тебя. Любой успех — это прошлое. Чтобы не терять смысл, нужно смотреть вперёд, в будущее.

Лучше всего, этот жизненный принцип сформулировал Лев Толстой: «Делай то, что считаешь честным, не ожидая за этой никакой славы». Эти слова я увидел в Туле, и с тех пор они не выходят у меня из головы.

Мужские слёзы 

Слёзы — наиболее часто сдерживаемая человеческая реакция. Считается, что заплакать, проронить слезу при ком-то значит потерять лицо или проявить слабость. Эти установки особенно относятся к мужчинам.

Мужчина в современном обществе не имеет права плакать. Ему нельзя показывать свою уязвимость, ранимость и чувственность. Мужчина должен уметь держаться, учат нас с детства. «Не реви, чё как не мужик», — эту фразу слышал каждый мальчик. Нас стыдят за слёзы при любом удобном случае. Всё это привело наше общество к установке, что плакать на людях — нельзя.

Но плакать так же нормально, как смеяться, улыбаться и злиться. Это не стыдно и не зазорно. Наоборот, иногда поплакать даже полезнее, чем держать и носить тяжёлые чувства в себе. И необязательно делать это только по грустным поводам.

Совершенно естественно прослезиться от трогательной мелодии или песни, от фильма или какой-то мысли, от волнующего разговора. Например, Лев Толстой часто плакал по разным поводам. В то время слёзы мужчины не считались чем-то зазорным. Жаль, что мы утратили эту способность и такое глубокое понимание собственной природы.

Выборг, октябрь 2021 ★ 

Прошлой осенью я на один день заехал в Выборг. Город поразил меня своей увядающей деревянной и каменной, северной красотой и библиотекой Аалто. Если вы планируете путешествие в Петербург, выделите один-два дня на Выборг, он того стоит.

Мы с моей троюродной сестрой приехали в город около восьми утра. В это время в центре работала всего одна кофейня «Хэппи дэй». Мы зашли туда скоротать время, а, в итоге, нашли самый вкусный кофе и брауни в Выборге.

Выходим из кофейни и первой встречаем старую советскую вывеску, спрятанную под тремя слоями краски. Люди, живущие в этом доме, скорее всего даже не знают о существовании этой вывески.

Ещё одна советская вывеска, но у этой более счастливая судьба.

Очень красивая парадная с модерновыми цифрами. Но без глухой железной двери в России никак.

Удивительный нейминг Выборга. Никогда не думал, что встречу в одном предложении эти слова.

Дом с необычными существами, напоминающими то ли древних духов, то ли языческих богов.

Прекрасный балкон с озеленением.

Все балконы в Выборге не застеклены. Возможно, так не принято, либо это запрещено на законодательном уровне. Хотя кто-то всё же поставил деревянную раму.

Где-то вдали виднеется старый дом. В этих местах можно снимать кино про 90-е в стиле Балабанова.

Идём на набережную. Здесь не очень уютно и особо нечего делать.

Выборгская автобусная остановка в самом центре города.

Автобусная схема довольно примитивная и топорная, но свою функцию выполняет.

Городская урна.

Доходим до основного туристического места: базарной площади и городского рынка.

Здание рынка по большей части отлично сохранилось, но есть много странных решений: вывеска «Рынок» в псевдоготическом стиле и современная серая плитка, которая никак не сочетается со старым камнем ни по текстуре, ни по цвету.

Манекены у входа создают ощущение, будто мы в глубокой провинции, а не в нескольких десятках километров от Финляндии.

Слева от входа высечено имя архитектора, а справа — годы строительства.

Оставляем рынок позади и идём вглубь исторического центра. Встречаем красивый дом с нарядной парадной, но снова с металлической дверью без окон.

На первом этаже в левой части здания расположились магазины с каким-то ширпотребом

А правая часть первого этажа никак не используется и выглядит заброшенной.

На углу здания висит советская табличка с номером дома, и открывается обалденный вид на соседнюю улицу.

Ещё одна советская адресная табличка. Интересно, что висит она не на углу дома, а прямо над входом в подъезд.

Дом, где чудом уцелели балкон и оригинальные деревянные рамы на втором этаже.

Всё, что осталось от старых ворот.

Милая дверца, ведущая в подвал или погреб старого дома.

Флюгер в виде ангелочка. Почти такой же есть в Тобольске на одной из башен кремля.

Улицы становятся всё уже и уже.

Внезапно находим неописуемую красоту. Такие стены, укрытые вьюном словно одеялом, я видел только в Грузии. В Выборге они придают городу дополнительный шарм и усиливают ощущение заброшенности.

Надеюсь, что до этой красоты никогда не доберутся реставраторы. Такое нужно доверять только тем, кто понимает архитектуру и тонко чувствует место.

А пока в этом здании базируется ОАО «Леноблторгтехника».

Северный осенний пейзаж Выборга. Невероятная красота!

Спасите меня!

Где-то в закоулках прячется красивый дом, облепленный спутниковыми тарелками.

Вот что ждёт Выборг, если его начнут «облагораживать» и «реставрировать». Получится какая-то эрзац- Европа. Такое нельзя допустить.

К счастью, это пока единственный такой дом на этой улице, остальные не пострадали.

Изящная девятка передаёт привет из начала прошлого века.

Арка в один из дворов Выборга.

Справа сохранился старый советский фонарь.

Двор, который переносит в 20−30-е годы прошлого века. Особенно мне нравятся балкончики с зеленью и вьюном.

В дополнение к девятке нам повстречалась изящная семёрка.

Центр пытаются реконструировать, но то, что я увидел, скорее огорчает, чем радует. Хотя жёлтый домик на этой фотографии ещё ничего. Но всё же не идеально.

Дальше каменные и кирпичные дома кончаются, начинаются деревянные дома. Некоторые из них многоквартирные, некоторые на две-три семьи.

Вот этот дом выглядит так, словно я перенёсся на 100−150 лет назад. Только провода и кусок асфальтированной парковки в левом углу фотографии выдают современность.

Редкое зрелище: оригинальная деревянная дверь в подъезд.

Некоторые жильцы заколачивают окна, видимо, чтобы снизить теплопотери.

Улица кончается, мы выходим к порту. Здесь кипит работа, разгружаются вагоны с углём.

Заканчиваем прогулку по центру и выдвигаемся в сторону библиотеки Аалто. Проходим мимо башни старой Выборгской крепости.

По пути встречаем здание без крыши, зато с элегантными решётками на окнах.

Неподалёку от библиотеки стоит здание с забавным непостоянством: в одном подъезде сразу три вида окон.

В подъездных окнах это непостоянство тоже сохраняется.

Пальцы сызюмились 

После долгого контакта с водой кожа на пальцах и ногах морщиниться и будто бы скукоживается. Скорее всего мы унаследовали такую способность от предков, и она имеет смысл.

Волнистая кожа на ступнях и руках работает по принципу вантуза или присоски: улучшает сцепление ступней с дном и позволяет на быстрее и точнее хватать предметы руками под водой. Учёные предполагают, что морщинистые пальцы помогали нашим предкам собирать различные растения из ручьёв и водоёмов.

А недавно я услышал замечательную фразу, которая лучше всего описывает такое состояние кожи: пальцы сызюмились. Теперь только так и говорю.

Уступки в одну сторону ★ 

Уступки в одну сторону — плохое решение. Часто оно становится причиной дурного контекста и испорченных отношений. Причин, почему так происходит, много, но есть главная:

Природа человека такова, что он постоянно испытывает этот мир и всё вокруг на прочность. Когда он не встречает отпора и сопротивления, то начинает думать, что можно всё. Так он формирует определённую модель поведения и с каждым разом начинает заходить всё дальше. Раз нет сопротивления, почему бы этим не пользоваться?

Надеяться на мораль и совесть не стоит. Моральные установки довольно хрупкий конструкт регулирования, он рассыпается сразу, как только человек понимает, что:

  1. у него есть власть, т. е. некий рычаг и ресурс влияния на окружающих
  2. и нет преград, т. е. никаких ограничений и последствий.

На двух этих принципах построены все диктатуры, домашнее насилие и различные формы нездоровых человеческих отношений. В этом смысле всё довольно банально. Если человек получает что-либо без просьбы и без уступок с его стороны, со временем он перестаёт ценить это и начинает воспринимать как должное, а спустя некоторое время начинает этим пользоваться.

Например, иногда можно услышать, как какой-нибудь менеджер недоумевает: «Не понимаю, почему вдруг так испортились отношения с этим клиентом, всё было хорошо. А теперь он угрожает судом и требует, чтобы мы переделали всё бесплатно». Однозначно, это зарвавшийся клиент, скажете вы. Но скорее всего, он стал таким не сам, а лишь потому, что ему позволили.

Почти в каждой такой ситуации, когда «отношения внезапно испортились», есть момент, когда клиент пересёк красную линию, и менеджер не отстоял интересы своей команды. Например, менеджер дал скидку, чтобы клиент не ушёл к другому исполнителю, а потом увеличил сроки согласования, не сократив объём работы, а потом согласился ещё пару страница нарисовать бесплатно.

Своими действиями менеджер задал норму: нас можно продавить, и мы готовы терпеть. Клиент лишь принял эту норму, потому что она ему выгодна. Как и Гитлер в 1938 году, он зарвался лишь потому, что его никто не остановил, не сказал «стоп». Нет, я не сравниваю клиента с Гитлером. Просто факт: человеческое поведение не изменилось.

Любые невынужденные уступки ведут к ещё большим уступкам.

Уступки должны быть взаимными, либо их быть не должно. Любой человек, видя, что ему уступают просто так, наглеет и требует ещё больше. Поэтому так важно знать свои красные линии, обозначить их для других, и не бояться говорить «нет» и «стоп», когда кто-то приближается к ним или пытается пересечь их «бесплатно», без уступок с его стороны.

Единственный способ не попадать в ситуации, где вас используют, а вы ничего не получаете взамен — не делать уступок в одну сторону. Конечно, если хочется проверить, так ли всё на самом деле, можно уступить кому-нибудь просто так несколько раз подряд. Но я бы не советовал.

Посадка в автобус 

Пиздец, люди не умеют садиться в автобус. Вместо того, чтобы сначала выпустить тех, кто выходит, они встают прямо напротив выхода и создают затор. Хотя двери у автобусов прозрачные. Думаю, дело в том, что в автобусах, в отличие от других видов транспорта, нет человека, который бы организовал процесс посадки. То есть менеджера.

В самолётах есть стюардессы, в поездах — проводники. Все они менеджеры. Например, стюардессы следят, чтобы на борт не зашёл пьяный человек, чтобы не было давки, чтобы все пристегнули ремни и убрали столик. В автобусе такого человека нет, поэтому люди творят что хотят — каждый сам за себя.

Заменеджерить посадку в автобус легко. Предлагаю такой алгоритм:

  1. Дождаться, пока автобус подъедет к остановке и остановится.
  2. Встать слева или справа от двери, чтобы пропустить тех, кто выходит.
  3. Впустить всех, кто очень торопится зайти.
  4. Если есть женщины с колясками или люди в коляске, помочь им сесть в автобус или позвать водителя.
  5. Зайти в автобус самому.

Если провести аналогию, то этот подход также можно использовать на любом проекте: сначала оцени обстановку, получи материалы и раздай всем ресурсы, а потом уже делай задачи. Никак не наоборот.