Как я преодолел страх и решился написать книгу
Немного жизы и внутренних переживаний, которые я никому обычно не показываю. Но я затем и придумал этот блог, чтобы делиться личным…
Немного жизы и внутренних переживаний, которые я никому обычно не показываю. Но я затем и придумал этот блог, чтобы делиться личным…
Бывают дни, когда я ничего не читаю. Ни посты в Телеграме, ни РСС-ленту, ни чужие рассылки, ни книги. Нет, не потому что мне лень, а потому что мне это не нужно.
В дни, когда я чувствую, что голова и так переполнена, что мне достаточно того, что я уже знаю, хочется делиться и осмысливать, а не грузить себя новыми знаниями.
Есть ощущение, что сегодня люди читают не потому, что чувствуют потребность, а лишь бы спасти свои мозги от разложения (англ. brain rot — слово 2024 года по версии Оксфордского университета).
В чтении ради чтения нет смысла. Необязательно что-либо читать, если не хочется.
Читать следует, когда есть осознанный запрос, потребность: пополнить запасы идей, найти решение для волнующей вас проблемы, посмеяться, выяснить неизвестное, подтвердить свои сомнении или опровергнуть чей-то аргумент.
Чтение должно быть осознанной привычкой. Если же относиться к нему как к очередному способу убить время и заполнить свой день, то это ничем не лучше бездумного листания ленты в соцсетях.
Моя жена последнее время подсела на корейские дорамы. Поначалу я их сторонился и пытался понять фишку этого жанра по обрывочным фразам и диалогам. Всё тщетно. Дорамы мне так и не понравились. Но кое-что про них я всё-таки понял.
Дорама — это старая добрая сказка. История, где есть поучительный момент, где терпение и труд всё перетрут, где зло будет наказано, а принцессу спасёт благородный принц на белом «Хёндэ».
Если вы как и я не выкупаете дорамы, посмотрите на них не как на фильм и серьёзное кино, а как на сказку. И тогда все претензии к реалистичности сюжета отпадут сами собой. Потому что в сказке возможно всё. Вот и в дорамах так.
Пара занимательных фактов:
Изначально дорамы появились в Японии. Просто японские дорамы не сильно зашли, а корейские залетели на весь мир. Потому сегодня дорамами называют, в первую очередь, корейские сериалы, да и в целом все сериалы из Восточной Азии.
Дорама — это слово «драма» в японском произношении. Поскольку в японском у каждой согласной должна быть гласная пара, чтобы образовать слог, получилось слово «дорама». При этом корейцы произносят «о» в этом слов больше как немую беглую «ы» — дырама.
Всю прошлую неделю из-за метели я просидел дома и к пятнице уже ни черта не соображал. А вчера пошёл прогуляться и понял, что целую неделю не давал своему телу то, что ему так было нужно: движение…
На прошлой неделе мы записывали выпуски для нового сезона подкаста. Когда обсуждали мой пост про тюменский Яндекс, меня вдруг осенило: мы как страна, как общество, страшно себя стесняемся и даже стыдимся.
У нас в России хорошо почти со всем, кроме самопиара и умения презентовать себя другим. У нас жуткий комплекс относительно самих себя. Мы себя не ценим, не любим, не принимаем, постоянно принижаем свои заслуги и достоинства.
Всё время нам кажется, что где-то там лучше. Что где-то там у них теплее, вкуснее, сытнее, свободнее. Но это не так. Такое бегство от себя по-умному называется дефицитарный нарциссизм. В одной книжке прочитал. Только там про людей, а я спроецировал это на страну.
Однако большая картина складывается из мелочей. Если страна стыдится говорить о себе хорошо, это же происходит на уровне компаний, бизнеса и отдельно взятых людей. Я уже как-то писал про тюменский Яндекс и объяснял, почему это плохо. Так вот это то же самое. Это всё про тот же простой выбор: быть как кто-то или быть тем, кем только ты можешь быть.
Мы не умеем рассказывать о себе, пиарить и хвалить себя, а хвастаться в нашем обществе чуть ли не смертный грех: будут завидовать, сглазят, и вообще это неправильно. С детства нам ставят железобетонный блок на умение любить себя, поощрять и хвалить, что кошмар. Мы недолюблены родителями, властью и, в итоге, самими собой.
Мы — общество дефицитарных нарциссов, где сказать вслух «я — классный, я — клёвый, я — молодец» зазорно и неправильно.
Мы нация, которая постоянно ищет одобрения извне. Мы делаем всё с оглядкой на других и безумно хотим всем понравится. Отсюда берутся все эти «догнать и перегнать», «не имеет аналогов в мире» и другой бред. Да даже если и имеют, почему нам не плевать?
Мы ведём себя как застенчивый ботан, с которым никто не танцует на школьной дискотеке, вместо того, чтобы сбрить пушковые усы и первым пригласить девчонку на танец. Мы скромно ждём, что нас позовут в тусовку классных ребят, позволят постоять рядом и хотя бы посмотреть.
Нам давно пора разрешить себе говорить вслух: «Мы классные, у нас охуенно». Всё, что для этого нужно — перестать стесняться самих себя и того, что мы умеем делать хорошо. А это почти всё: общепит, военпром, медицина, веб-дизайн, онлайн-банкинг, часы, театр, сериалы и много чего ещё. И что важно, мы быстро учимся и умеем перенимать опыт других.
В России живут люди, которые схватывают всё на лету. Я помню, своё детство, где толком ничего не было. Один супермаркет на весь город и две кофейни, в которые никто не ходил. За 20 лет страна сильно изменилась, и с каждым годом расцветает всё пышнее. И всё это заслуга людей, которые здесь живут. Не власти, не Путина, а людей.
У нас есть всё, чтобы быть самой интересной и привлекательной страной для жизни. Осталось лишь заявить об этом вслух, и тогда не останется поводов ею не быть.
Рассылка о том, как жить, работать и управлять без суеты
Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.
Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.
Весной прошлого года, за два месяца я обработал около 10 входящих заявок от новых клиентов. Только трое из них стали нашими клиентами. Интуитивно я всегда понимал, какой проект наш, а какой нет, но до сих пор никак не мог уложить это в систему. Из-за чего иногда брался за проекты, о которых потом жалел…
Главное, что важно знать и помнить про человеческую природу: люди забывают.
Пароли, слова в песнях, дни рождения друзей и родных и что ели на завтрак — всё это люди легко и быстро забывают. Забывают и довольно страшные события: авиакатастрофы, теракты, войны, болезни. О них помнят чуть дольше, чем о том, что ели на завтрак. Но, в итоге, всё равно забывают.
Самая важная задача в любом деле — регулярно напоминать себе, что сейчас происходит и зачем всё это нужно. Потому что в какой-то момент вы обязательно заскучаете, захотите всё бросить, начнёте искать отговорки и причины ничего не делать. Не потому что вы лентяй и вас мама в детстве мало хвалила, а потому что забывать и терять фокус — в природе человека.
Мы очень быстро забываем. Мы легко переключаем наше внимание на что-то более интересное, яркое и приятное. С одной стороны, этот навык помогает нам выдерживать сильный стресс и не свихнуться. А с другой — мешает нам делать сложные и длинные проекты, не теряя фокуса.
По этой причине стюардессы перед каждым полётом повторяют правила безопасности. Казалось бы, их все знают, и всё же их проговаривают и показывают снова и снова. Чтобы во время ЧС люди меньше паниковали и знали, что делать. Потому что на борту могут быть люди, которые летят впервые. Потому что люди всё забывают.
Чтобы не забывать, нужно постоянно напоминать себе о важном. Через действие, через повторение. По сути речь идёт о дисциплине, но мне больше нравится сравнивать это с молитвой. Например, пятикратная молитва в исламе — напоминание о том, что твоя жизнь в любой момент может закончиться. Воскресная служба у христиан — то же самое. Когда верующий человек оставляет молитву, он начинает забываться, теряет ориентиры.
Любое дело можно превратить в молитву. Работа, занятия спортом, встречи с родными, время с семьёй, ежедневные прогулки в одиночестве, репетиции на гитаре, чтение книги перед сном. Молитвой может быть буквально что угодно.
Если строить жизнь по принципу молитвы, то сбиться с пути и упустить важное будет гораздо сложнее. В конце концов, мы становится сильнее и лучше только в том, что практикуем регулярно, изо дня в день.
Молитва упорядочивает жизнь, снижает стресс, повышает предсказуемость. Выберите себе любое дело, превратите его в молитву, и вам будет очень сложно не преуспеть в нём.
Подробнее раскрываю эту мысль в платном блоге:
В клиентском сервисе есть одно простое правило, которое знают все более-менее толковые менеджеры: «Обещать меньше, а делать всегда больше, чем обещал».
Часто его воспринимают буквально. Некоторые начинают прилагать сверусилия, иметь особые навыки, выпрыгивать из штанов. Некоторые считают, что делать больше только после того, как клиент заплатит. А пока денег нет, то и зачем стараться.
Делать чуть больше надо сразу, с первого контакта. И речь не о чём-то особенном, а о самых банальных вещах. Взять, например, итоги встречи.
Большинство людей не пишут итоги встречи. И уж тем более не присылают их клиенту после встречи. Некоторые старательно записывают за клиентом под диктовку каждое слово как школьники, но потом никак не используют.
Итоги встречи как сохранение в игре. Если не нажать F5, то потом фиг докажешь, что эта встреча вообще была. Письменные итоги встречи и их согласование — это точка опоры, на которую можно сослаться в случае конфликта или недопонимания.
Принцип прост как полено:
Присылайте заказчику всё, что вы обсудили на встрече, в тот же день.
В идеале сразу после встречи. Не идеально, но тоже ОК: в течение трёх часов, пока и вы и заказчик помните, о чём говорили.
Не нужно писать слово в слово. Никто не ждёт от вас стенограммы. Не нужно оформлять итоги в ПДФ или и рисовать красивые рамочки в Фигме. Не тратьте время на финтифлюшки.
Достаточно тезисно записать всё, о чём договорились на встрече, возможные решения, ближайшие шаги, ответственных и сроки. Для этого подойдёт обычный гугл-док.
И раз уж такое дело, вот шаблон для итогов встреч. Пользуйтесь и делитесь с другими. И удивите заботой своих клиентов.
В одном из январских писем своей рассылки я рассказывал о том, как планирую жизнь и ставлю цели через ценности. Но я не объяснил, какая логика стоит за этими приёмами и как использовать их на практике. Записал про это подробное видео. Конспект под ним…
Мало кто говорит о влиянии звука и картинки во время созвонов на ментальное здоровье удалёнщиков. Созвоны утомляют сами по себе, но ничто так не раздражает как лагающий звук у собеседника.
Правда в том, что у 99% людей на созвонах абсолютно конченый звук и шакальное видео. Большую часть времени приходится смотреть на замыленные лица и слушать пердящие голоса.
На одном из проектов я буквально избегал встреч с дизайнером, потому что у него было абсолютно уебанский звук. Ему приходилось чуть ли не класть микрофон с говно-гарнитуры себе в рот, чтобы я мог его слышать. Естественно, в такой конфигурации помимо слов я слышал и все его причмокавания. Короче, пиздец.
В конце концов, я не выдержал и заставил этого дизайнера купить себе конденсаторный микрофон. Пять тыщ рублей решили проблему: встречи по дизайну вновь стали спокойными и приятными.
Выражусь предельно ясно и чётко:
Ребята-удалёнщики, вложитесь в хорошие звук и картинку. Купите себе микрофон и приемлемую веб-камеру. Сделайте хорошо себе, вашим коллегам и клиентам. Если денег на всё сразу нет, то, в первую очередь, вложитесь в звук.
Один созвон с хорошим звуком изменит вашу жизнь. Пути назад уже не будет, и тогда вы с благодарностью вспомните этот пост и подумаете: «А Лепёхин был прав!»