К любому чёрному кофе всегда нужно подавать стакан воды. Это нужно делать по трём причинам:
Чёрный кофе повышает кислотность во рту, и это хреново для зубной эмали. Вода снижает кислотность, за счёт чего кофейный налёт не так сильно оседает не зубах и не разъёбывает эмаль.
Кофеин разгоняет все процессы в организме. Поэтому после кофе возникает сушняк и все бегут в туалет. Организм теряет жидкость, вода восстанавливает баланс. А когда пьёте турецкий кофе, где очень много мелких частиц кофе, вода ещё и помогает почкам выводить всё это из организма.
Кофе вырубает вкусовые рецепторы, и они перестают распознавать вкусовые оттенки. Но если поочерёдно пить кофе и воду, каждый новый глоток кофе будет как первый.
Кофеен, где подают воду к чёрному кофе по умолчанию, единицы. По какой-то причине бариста до сих пор не усвоили этот стандарт. Я бы рад платить больше ребятам, которые шарят, но их почти нет. Приходится каждый раз просить воду отдельно или носить с собой в бутылке.
Скриншоты — самый быстрый способ проиллюстрировать текст. Без них не обойтись, когда пишете раздел «Помощь» или составляете редполитику. Иногда авторы и дизайнеры сильно мудрят с оформлением или не думают об удобстве читателя, из-за чего скриншоты теряют пользу…
Есть два способа, как люди ведут проекты: договариваются о каждой встрече с отдельно и встречаются раз в неделю в одно и то же время. Очень долго я работал по первому сценарию, но последние два года полностью перешёл на второй. Рассказываю, почему.
Договариваться о каждой встрече отдельно
Подход даёт гибкость в планировании, но если в проекте больше двух человек, согласовывать день и время встречи становится нудно и утомительно. Однако это не самое страшное.
В начале проекта встречи проходят более-менее регулярно, но чем дольше идёт проект, тем реже встречи. Иногда между двумя встречами возникают перерывы в две-три недели, иногда — в месяцы. Я называю их «дырами». Чем больше «дыра», тем хуже взаимопонимание и коммуникация, тем меньше доверия в проекте.
Долгие перерывы между встречами завышают ожидания клиента и значимость проделанной работы дизайнера. Представим, что клиент и дизайнер не виделись три недели.
Заказчик думает: «Раз они три недели молчали, значит, скорее всего что-то очень долго делали. Наверное, сейчас покажут мне крутые дизайны!»
Дизайнер в свою очередь думает: «Мы три недели рисовали макет, тут всё идеально. Сейчас его примут без правок!»
Так возникают ситуации, когда заказчик ожидал сразу увидеть кликабельный прототип с анимацией, а исполнитель принёс статичный макет. Это те самые встречи, на которых заказчик говорит: «Всё не то, дизайн — говно». Все, кто бывал на таких встречах, мечтают, чтобы они никогда не повторялись. Второй подход помогает избежать таких ситуаций.
Встречаться раз в неделю в одно и то же время
Еженедельные встречи снижают гибкость в планировании, зато повышают управляемость и снижают трение в коммуникации. Главный принцип этого подхода: встречи должны быть несдвигаемыми. Не важно, какая погода за окном, все приходят, рассказывают новости, обсуждают результат.
Большинство никогда не работали по этому сценарию, и почти всегда предложение встречаться раз в неделю встречает дикое сопротивление. Возникает куча «зачем», «в чём смысл» и других вопросов. Отвечаю.
Встречи каждую неделю в одно и то же время решают проблемы, присущие хаотичному планированию:
Снижается тревожность и беспокойство участников проекта. Клиент знает, над чем вы работаете или где возникли сложности и как вы с ними справляетесь. Исполнитель знает, что творится у клиента, учитывает контекст и корректирует решение и свои действия под этот контекст. Всё потому, что в коммуникации нет «дыр».
Повышается управляемость, снижается цена ошибки. Благодаря тому, что все в курсе, как идёт проект, растёт доверие между участниками проекта. Заказчик и исполнитель работают в тандеме, на благо проекта, вместе принимают решения и делят ответственность. Никто не ищет виноватых.
Не нужно согласовывать время для каждой встречи. Выбрали, создали в календаре повторяющуюся встречу и забыли. Это освобождает кучу времени на более полезные дела.
Еженедельные встречи позволяют делать проект поступательно, без стресса. И вы и клиент знаете, что в понедельник, в 15:00 будет встреча и вы принесёте макет, а клиент даст замечания. Даже если вы ничего принесёте, то обсудите, почему не получилось принести. Это будет честно и открыто, без утайки.
Вывод
Подход с хаотичным планированием подходит для коротких проектов, когда есть только вы и заказчик. Однако риск, что что-то может пойти не так, по-прежнему высок.
Подход с еженедельными встречами работает всегда. А большие и сложные проекты вроде разработки интерфейса или масштабного редизайна вообще нельзя делать по-другому.
Регулярные встречи с клиентом — пульс проекта. Без него проект либо не двигается вперёд, либо двигается не в том направлении. Регулярные встречи решают эту проблему и двигают проект всегда в нужном направлении.
Мария пишет: «И на прошлом и на позапрошлом месте работы у меня был один и тот же страх: если я скажу, что чего-то не знаю, то меня уволят. Из-за этого иногда я могла часами тупить над задачей, потому что боялась попросить помощи, задать кучу тупых вопросов. Ведь тогда работодатель подумает, что я некомпетентный специалист, и уволит меня. Как с этим справиться?»…
В человеке всё должно быть едино: мысль, слово и действие. Когда мысли, слова и поступки совпадают друг с другом, растёт доверие к себе и уверенность в своих возможностях, а с ними — и доверие окружающих. Но самое главное, единство мыслей, слов и дел снижает уровень хуйни в жизни.
Чтобы убедиться, а не хуйню ли я делаю, достаточно ответить на три вопроса: — Что я подумал? — Что я сказал? — Что я сделал?
Если ответы на всех трёх уровнях совпали, то вероятность того, что ты делаешь хуйню, стремится к нулю. А если подумал одно, сказал второе, а сделал третье, значит, где-то в логической цепочке есть нестыковка, разрыв связи, сбой. Либо врёшь себе, либо окружающим, либо устал и не можешь мыслить ясно. Стоит остановиться и разобраться, где произошёл сбой.
Почти все логические и психологические проблемы лежат на уровне «мысль — слово», так как бо́льшая часть наших мыслей, особенно в отношении самих себя, остаются мыслями и просто крутятся в голове. Вот почему я люблю рассуждать вслух наедине с собой. Это прекрасный способ выгрузить мысли из головы, увидеть, что я на самом деле думаю, и соотнести это с тем, что я собираюсь делать. Дневник и блог выполняют эту же функцию.
Сверять мысли со словами и делами можно хоть каждый день. Это упражнение никак не вредит мышлению, наоборот, развивает и ускоряет его. Со временем эта проверка происходит на автомате. И чем целостнее ты становишься в своих взглядах и убеждениях, тем быстрее ты принимаешь решения и действуешь, тем ты счастливее и спокойнее ты живёшь.
Когда кто-то говорит, что всё это зря, а жизнь не имеет смысла, я удивляюсь. Для меня нет такой дилеммы, и я не понимаю, почему такое огромное количество людей терзают себя этими вопросами. Конечно, не зря.
Не зря, потому что за последний месяц я встретил много добрых людей. Не зря, потому что за год посетил Владикавказ, Тулу, Уфу. Не зря, потому что сумел сохранить дружбу с теми, кто мне дорог. Не зря, потому что поддерживал близких в трудные моменты.
Всё это не зря, потому что я мыслю, пишу, чувствую людей, наблюдаю и через это познаю мир, а следовательно — себя.
Смысл жизни — в познании. В первую очередь, в познании себя. Жизнь кончается, как только мы перестаём познавать себя, и наоборот, когда человек мёртв — познание невозможно. Пока познаёшь себя, живёшь. А значит, всё не зря.
Лучший момент на встрече, когда клиент говорит, что ему нихуя непонятно. Если вы слышите такое, это хороший знак, и вот почему:
Клиент с вами честен и прям. Он вам доверяет и знает, что вы спокойно воспримете даже такой ответ. Клиент, который вам не доверяет, никогда так не скажет, да ещё и матом.
Клиент только что сообщил «У нас проблема». Вам осталось лишь её определить и устранить.
Клиент только что сообщил: «Вы не попали в цель». Это может означать, что решение слишком сложное или что клиент ожидал увидеть что-то другое.
В такие моменты не нужно ничего делать и говорить. Тем более не стоит спорить и возражать, что «у вас всё понятно». Не выставляйте заказчика идиотом: если он не понял, значит не понял, надо разобраться.
Сделайте паузу. Как правило она длится не долго, и заказчик сам начинает изливать душу. В этот момент заткнитесь и слушайте. Скорее всего узнаете что-то важное о продукте и ожиданиях от результата.
Так на одной из недавних встреч мы узнали, что нет смысла показывать клиенту текстовые черновики: без визуальной структуры он ничего не понимает. Ему важно увидеть черновой эскиз, чтобы представить, где будет заголовок, где картинка, где кнопка. Ещё выяснилось, что сейчас горят не те страницы, что мы принесли, а другие, которые изначально отложили.
Не пугайтесь, если клиенту ничего непонятно. Это идеальный момент, чтобы разобраться в проекте и выяснить, чего от вас хотят.
Редактируем с автором лендинги для одного из клиентов студии. Компания запускает лендинги для продвижения B2B-маркетплейса. Страница сайта выглядит так…
Мы с женой решили снова зазимовать на юге и провести зиму вдали от сибирских холодов. В списке стран, где мы хотели провести часть зимы был Азербайджан. Однако для въезда туда необходимо иметь действующий сертификат о вакцинации, а я не успел поставить бустер перед отъездом из России.
Ближайший город России, где я мог поставить прививку — Владикавказ(осет. Дзауджикау). Дорога от Тбилиси занимает примерно пять часов, с учётом прохождения границы — шесть.
Накануне перед выездом у меня расшаталась старая пломба. Всю дорогу до Владикавказа я жевал стороной и в основном пил только воду, чтобы лишний раз не тревожить зуб. Однако местами дорога была не очень: трясло так, что я уже и не надеялся сохранить пломбу.
В итоге, всё сложилось идеально: доехал быстро, границу прошёл легко, зуб вылечил, вакцинировался, а остальное время гулял по одному из самых красивых и гостеприимных городов Северного Кавказа
Военно-Грузинская дорога
Путь из Тбилиси во Владикавказ пролегает по Военно-Грузинской дороге — старому тракту, который связывает Северный Кавказ с Закавказьем. Это дорога с непростым рельефом и не самым лучшим качеством асфальта. Неопытным водителям здесь лучше не лихачить.
Зато вид на горы — обворожительный! С этого и началось моё путешествие.
Мы только начинаем подниматься на хребет, впереди длинные серпантины и настоящие, большие горы.
Вдали виднеются заснеженные вершины Главного Кавказского хребта.
Осенние краски создают в горах особое очарование.
Взбираемся по серпантину и видим снег. Радуюсь как ребёнок: снег напоминает о Тюмени.
Чем ближе к грузинской границе, тем выше горы.
Такой вид открывается, когда стоишь в очереди на паспортный контроль со стороны Грузии.
Просто отвал башки! Хочется обнять эти горы и уснуть на них, как эти облака.
На границе
Грузинский флаг развевается красиво и гордо. Чувствуется, что люди уважают свой флаг и не стыдятся вешать его на такой изящный флагшток. Грузинский пограничник ставит штамп не глядя на меня. Мы попадаем на нейтральную полосу.
Подъезжаем к российской границе и сразу ощущаем: вот она родина. Нас встречает серая вертикальная стела с надписью «Россия», забор с колючей проволокой и молодой парень в камуфляжной форме.
Российское КПП выглядит хуже грузинского: всюду грязь, в углу стоит какой-то ободранный веник, датчик пожарной сигнализации свисает с потолка на тонком проводе. Пограничница спрашивает:
Ещё с полминуты листает мой паспорт. Наконец ставит штамп, и я дома.
А это уже кавказские горы со стороны России. Сами КПП фотографировать не стал: хотелось избежать лишних расспросов со стороны пограничников.
Знакомство с городом
Так меня встретил Владикавказ, вернее его окраина. Сначала я даже подумал, что это и есть автовокзал.
Настоящий вокзал скрывался прямо за алкомаркетом. Его очень аккуратно отремонтировали, а старый орнамент на удивление не заклеили сайдингом.
С первых же минут я понимаю, что попал в совершенно удивительный город. Сажусь в маршрутку, и понимаю, что у меня только крупный купюры, а картой заплатить нельзя. Какой-то парень суёт мне 25 рублей и говорит, что скидывать на карту не нужно.
По пути в хостел встречаю уютное кафе. Столики на улице — это очень хороший знак!
Граффити в Северной Осетии! Кто бы мог подумать. У меня не было никаких ожиданий, но никогда бы не подумал встретить здесь такой красивый стрит-арт.
Очень приятные ворота. Чуть позже я увижу еще полсотни таких ворот и пойму, что здесь умеют отлично реставрировать двери и ворота. Да и современные выглядят нестыдно.
Заселилися в хостел «Рок». Здесь приятно, чисто и пусто: я жил один в номере на шестерых. Позже ко мне подселили людей, но первые сутки я жил один.
Первым делом, пока не стемнело, иду исследовать город и поесть. Прохожу через парк им. Коста Хетагурова, главного осетинского поэта.
Посреди парка расположилось кафе «Горка». Выглядит заманчиво, но мне нужно что-то посерьёзнее.
Парк красивый. Осень здесь в самом разгаре.
Посреди парка стоит красный рояль! За счёт такого сильного контраста он создаёт точку притяжения: с ним постоянно кто-то фотографируется.
Выхожу на проспект Мира, главную пешеходную улицу. Здесь очень людно, ходят трамваи и много лавочек.
Кафе при национальном музее Северной Осетии. Я точно в России?
Стрит-арт, который решил три задачи разом: украсил улицу, сделал отсылку к осетинской культуре и естественно встроился между витражами Летуаля.
Еще одно кафе со верандой. Боже, как красиво. И эта красота не стоит дорого.
По рекомендациям из статьи в «Т—Ж» захожу в ресторан «Лукум». Беру осетинский пирог со свекольными листьями, рыбу дорадо и тыквенный крем-суп. Очень вкусно! За всё отдаю около тысячи рублей. Иду гулять дальше.
Моё внимание привлекает кофейня с вывеской «Мидов». Чем-то напомнило «Оптимист» в Тюмени.
Внутри осетинские хипстеры варят кофе. Но я беру нанайы цай, что означает — горный чай.
Я точно в России?!
Владикавказская себяшка. Пять часов в маршрутке, расспросы на границе: где были, что видели, что ели, где спали — и вы будет выглядеть точно так же. Кстати, лучший способ выбрать заведение — заглянуть в туалет.
Иду спать в хостел. По пути понимаю, что одна из фишек Владикавказа — неоновые вывески. Здесь их делают на высоком уровне, без пошлости, со вкусом. Эта просто шедевр!
Так и манит зайти, но уже поздно: я только что прикончил осетинский пирог. Может, в другой раз.
Прихожу в хостел, сажусь работать и замечаю еще две неоновые вывески.
Мечеть Мухтарова, парк Хетагурова и проспект Мира
Утром после похода к стоматологу и вакцинации продолжаю изучать местность. Первые впечатления от Владикавказа — красивый, тихий и очень уютный город. Даже такие банальные тропинки выглядят симпатично.
А вот пример красивого декора некого хозяйственного помещения. Снова отсылка к осетинской культуре и музыке.
Городской пруд и одна из главных достопримечательностей города — мечеть Мухтарова или Суннитская мечеть. Её построили в 1900—1908 гг. на деньги крупного бакинского нефтяного миллионера и мецената Муртаза Мухтарова.
Мечеть спроектировал польский архитектор Иосиф Плошко. Он был любимым архитектором Мухтарова: магнат заказывал у Иосифа множество проектов. Позднее Плошко стал главным архитектором Баку.
Мечеть стоит на берегу Терека и доминирует над всем левым берегом. Ничего более красивого и высокого вокруге нет.
Ещё одна фишка Владикавказа — почти с любой точки города видно горизонт и горы. Здесь чувствуется неразрывная связь с природой, которой так не хватает в каменных джунглях Москвы, Питера, Тюмени.
Возвращаюсь в парк Хетагурова, иду вдоль пруда.
Доступ к воде, тень деревьев и удобный скамейки. Людям здесь повезло с таким парком!
Со скамейки на предыдущем фото открывается замечательный вид на другой берег и мечеть.
Вдоль аллеи стоят тополя. Судя по толщине стволов им не менее 70 лет.
Напомнило султанские сады Топкапы в Стамбуле. А это Осетия.
В парке даже есть старый летний домик с мансардой.
Здесь можно бесплатно поиграть в пинг-понг и бильярд. Просто заходишь с друзьями и играешь.
Пройдя через парк снова попадаю на проспект Мира. Во-первых, прийдя сюда рано утром, я обнаружил плитку мокрой. При этом прилегающие улицы были сухими. А значит, проспект моют. И это заметьте не Москва.
Во-вторых, проспект выглядит как типичная европейская пешеходная улица. Да ещё и с трамваем. Оказывается, город застраивался и обживался довольно богатыми, интеллигентными семьями по последнему слову архитектурной мысли 19 века.
В-третьих, в ясную погоду, вдали видны горы. Вокруг гуляют люди, общаются, фотографируют друг друга, пьют кофе. Мимо курсируют трамваи, пролетают птицы. В такой город сложно не влюбиться!
Трамвайная система Владикавказа — одна из старейших в России. Трамвай запустили в 1904 году, то есть ему уже 118 лет.
Клёны на проспекте Мира выглядят монументально и дают хорошую тень. Ещё заметил, что во Владикавказе очень грамотно обрезают крону деревьев. Они выглядят опрятно, словно только что после стрижки.
Двери, ворота и окна
Три дня я снимал парадные, ворота и окна Владикавказа. Получилась небольшая и далеко не полная коллекция. Многое осталось за кадром, так как иногда просто не успевал достать телефон.
Очень хорошая реставрация, а может даже оригинал. Сложно сказать на глаз.
Близнецы.
Обратите внимание, как аккуратно звонок врезан в косяк.
Вроде ничего особенного, но почему так красиво?
Особую нежность испытываю к дверям с вот такими кармашками для писем.
Это современная дверь, но очень приятная: могли бы поставить глухую железную, но сделали красивую, с остеклением и изящной решёткой.
В общей композиции это имеет большое значение. Потому что самое здание построено в стиле модерн.
Никакой пластик никогда не заменит деревянные рамы. Это особенно заметно на деревянных рамах в постройках модерна начала 20 века.
Это вообще что-то невероятное! Просто посмотрите на форму окошек. Никогда такого не встречал.
Такая сухая и тёплая осень в ноябре.
Дерево очень красиво скинуло листву на крыш дома.
Снова модерн, только на этот раз ворота, а не двери.
А это целое отреставрированное здание на проспекте Мира.
Просто взгляните на эти оконные рамы. Тут такая любовь!
На балконах и окнах — много зелени.
Городская среда: разное
Конечно, от такого никуда не деться. Но подобных вывесок я видел не так много. Чаще видел вполне приличные и даже очень хорошие.
Покажу еще немного городской среды. Вот, например, улица Максима Горького, она пересекает проспект Мира.
Частенько встречаются кошки и собаки. Собаки с чипами на ушах: стерилизованные и привитые.
Памятная табличка, изящно встроенная в фасад здания.
Адресный указатель также аккуратно пристроили на углу здания. Загляденье!
В здании почты, на полу, старая плитка из Ростова или Таганрога. Само отделение почты не особо красиво внутри, но плитку сохранили — это уже дорогого стоит.
Табличка в память о репрессированных. Само здание, орнаменты и оконные рамы тоже заслуживают внимания.
А вот эта красота меня окончательно покорила. Очень напомнило Барселону в августе, когда проходит фестиваль улиц.
А с другой стороны еще и вот такая скамейка со столиками. Это точно Россия?!
Напротив стоит целое здание в стиле модерн со свежими деревянные воротами. Во Владикавказе точно живут самые рукастые и утончённые реставраторы по дереву и модерну.
Обычный осетинский дворик с вьюном, гаражом. Не хватает только верёвки с бельём.
Мой рюкзак и шопер готовы в обратный путь. Жди в гости, Владикавказ. Я обязательно вернусь!
Хостел «Рок». Отличное место для постоя на 2−3 ночи. Отдельное спасибо администраторам Сергею и Нино за помощь, советы и разговоры.
Ресторан «Лукум». Невероятный сервис, вкусная еда. Всё, что ни брал — идеально. Осетинские пироги брать на двоих, иначе не доедите. Хотя ребята без проблем заворачивают с собой.
Кофейня «Мидов». Отменный кофе и горный чай. Приветливые и улыбчивые бариста. Обязательно к посещению!
Кафе «Магия». Сладкие блинчики здесь норм, сытные — не очень.