Понятное дело, разумеется и конечно

Однажды в кафе я наблюдая наблюдал примерно такой диалог:

Заказчик: А вы оптимизируете тексты под СЕО перед публикацией?
Исполнитель: Ну, разумеется.

Заказчик: Нам ещё мобильная версия нужна, знаете…
Исполнитель: Понятное дело.

Исполнитель: Планируете ли вы отдавать тексты на вычитку корректору?
Заказчик: Конечно, а вы как думаете?

Хуечно, блять. Терпеть не могу, когда на встрече кто-то отвечает так, будто ему лень объяснять свой подход и рабочий процесс. И наоборот, когда в ответ на уточняющий вопрос прилетает «а вы как думаете?»

Пиздец, нельзя так общаться с людьми. Если вам задают банальный вопрос, никогда не обламывайтесь ответить развёрнуто. Даже если для этого придётся просто повторить то, что сказал собеседник. В этом и суть коммуникации — подтвердить, что а) вы слышали, что сказал человек, б) вы поняли, что он имел ввиду.

Ретрансляция — охуенный приём, без которого невозможна нормальная коммуникация. Когда кто-то обламывается его использовать, он подрывает компетентность другой стороны и уместность самого вопроса. Это почти как сказать человеку: «Ты чё тупой?» Вместо этого лучше ответить детально и по делу:

Заказчик: А вы оптимизируете тексты под СЕО перед публикацией?
Исполнитель: Да, мы анализируем запросы через Яндекс Вордстат и потом пишем тексты с этими запросами.

Заказчик: Нам ещё мобильная версия нужна, знаете…
Исполнитель: Да, понимаем, сейчас 50% трафика — мобильные устройства. Мы продумываем мобильную версию на этапе визуальной концепции, а потом готовим макеты в пяти разрешениях, чтобы сайт выглядел хорошо на любом устройстве.

Исполнитель: Планируете ли вы отдавать тексты на вычитку корректору?
Заказчик: Да, мы работаем с одним исполнителем, он билингв. Но мы готовы рассмотреть ваше предложение.

Клиент не знает, как вы работаете. Возможно, в его жизни были только исполнители-мудаки, и потому он теперь переживает и всё уточняет. Исполнитель, в свою очередь, ничего не знает про бизнес заказчика и его возможности и ожидания от результата. Уточняющие вопросы помогают убедиться, что вы понимаете друг друга.

А фразы «понятное дело», «конечно» и «разумеется» для каждого означают своё, и содержат скрытую агрессию. Не используйте их, и хуйни в ваших проектах станет меньше.

Как написать письмо клиенту, если в проекте конфликт 

Менеджеры часто путают ситуации, когда можно написать клиенту письмо, а когда лучше позвонить или назначить встречу. Из-за этого в проектах часто возникает дополнительное трение и конфликты. Разбираю письмо, которое попалось мне на глаза в одном из проектов, объясняю, что с ним не так и как это исправить…

⚡️ Платный блог о редактуре и управлении на «Бусти»

Я запустил платный блог на «Бусти» для всех, кто пишет и управляет: авторов, редакторов, менеджеров и просто любознательных людей.

Там будет появляться контент, которого нет на других площадках: разборы клиентских материалов, редакторские приёмы, советы по управлению собой, командами и проектами.

Только что опубликовал там первый пост про то, как выбирать новости для блога компании и объяснить клиенту, почему не стоит писать в блоге про дни рождения сотрудников. Вот вступление из него:

Новостная матрица

Частая ситуация: компания нанимает агенство, которое будет отвечать за внешнюю коммуникацию. Под этой формулировкой может скрываться всё, что угодно, но обычно подразумевается ведение соцсетей и создание какого-то контента. Почти всегда в это понятие входит создание новостей.

Писать новости несложно, но почему-то именно этот формат доставляет авторам столько проблем. Почти никто не умеет делать новости, которые хочется читать, репостить и сохранять в закладки. Они либо жёлтые и пустые, либо скучные, либо от них веет говном.

Главная ошибка агентств, которые занимаются включают новости в свой контент-план, в том, что они пишут не те новости. Для клиента проблема и вовсе неочевидна: вроде блог ведётся, какие-то новости публикуются, чего-то там эти маркетологи делают, ну и слава богу.

Чтобы писать те новости, нужно понять, какие новости бывают. Я выделяю четыре вида…

Читать целиком на «Бусти» →

Новостная матрица 

Частая ситуация: компания нанимает агенство, которое будет отвечать за внешнюю коммуникацию. Под этой формулировкой может скрываться всё, что угодно, но обычно подразумевается ведение соцсетей и создание какого-то контента. Почти всегда в это понятие входит создание новостей…

Две встречи в день

Пиздец, я не понимаю людей, которые проводят по шесть-восемь встреч в день и ещё бравируют этим, мол, смотрите, какой я продуктивный. Чувак, огорчу тебя, работа не делается на встречах. Встречи — лишь обсуждение работы.

Идеальный рабочий день — день без встреч. Тогда получается сделать кучу дел, написать десять постов в блог, отредактировать клиентские тексты, погулять, подумать о жизни.

Рабочие дни с одной встрече тоже хороши. Можно заварить кофе, спокойно подготовиться к вопросам, после встречи написать итоги и пойти делать остальные задачи.

Две встречи с интервалом в два-три часа — тоже норм, но больших задач на этот день лучше не планировать. Больше двух встреч в день — табу. Как только появляется намёк на третью встречу, знайте, где-то там рядом с ней притаился пиздец и портал в ад.

Никогда не ставьте больше двух встреч в день. Это главный секрет эффективной удалённой работы и продуктивности.

Ещё важно, чтобы одна встреча длилась не дольше часа. Но про это как-нибудь в другой раз.

Заткнись и слушай

Самый лучший совет, который можно дать начинающему автору, интервьюеру или редактору перед встречей с заказчиком: «Заткнись и слушай».

В ответах заказчика спрятаны все разгадки, решения и ограничения. По ответам можно понять и главную ценность вашей работы для заказчика и его бизнеса.

Никогда не стоит перебивать собеседника и спорить. Задай вопрос, заткнись и слушай. Даже если человека понесло в сторону, не перебивай. Пусть выговориться.

Фиксируй важные идеи и мысли, а потом уточняй детали, объясняй риски и нюансы, аргументируй. Это простое знание поможет избежать неоправданных конфликтов и напряжения.

Переоценка целей ★

Считается, что если поставил цель, то нужно обязательно «дожать, добить её, дойти до конца». Но в жизни бывает так: идёшь куда-то и вдруг на полпути понимаешь, что всё это время шёл не в ту сторону, что тебе туда не надо.

В таких ситуациях обычно принято «идти до конца». Срабатывают различные социальные установки, навязанные обществом: бросать начатое плохо, ты такой необязательный, ты подведёшь людей, а чё тебе слабо. Я считаю, что это заблуждения и всё обстоит как раз наоборот.

Признаться себе, что цель тебя больше не радует, требует гораздо большей смелости и воли, чем ослиное упрямство. Кроме этого, чтобы признать свою ошибку, необходимо критическое мышление в отношении собственных решений. Безответственным и слабым людям это несвойственно.

Конечно, можно «пойти до конца» и «добить начатое». Но зачем, если ты уже понял, что на том конце нет нужных ответов? Зачем, если ты уже осознал, что результат не даст ожидаемого эффекта? Зачем, если весь оставшийся путь ты пройдёшь с мыслью и ощущением, что всё происходящее не приносит тебе удовольствия, не драйвит, не качает, не срывает башню?

Получать удовольствие от процесса — уже давно не банальный совет. Учёные выяснили, что дофамин вырабатывается не в момент, когда мы получили желаемое, а на пути к цели, то есть в предвкушении результата. Например, в процессе создания книги, а не когда она вышла в продажу.

Переоценка целей — сильный инструмент управления. Без него очень сложно идти долго и в нужном направлении.

Еженедельная корректировка целей помогает не сбиться с пути. Для этого достаточно время от времени честно отвечать себе на три вопроса:

  • Меня всё ещё привлекает эта цель? Горят ли мои глаза, когда я рассказываю о ней друзьям и родным?
  • Эта цель — то, ради чего я встаю по утрам из тёплой постели?
  • Если бы у меня остался год жизни, продолжил бы я путь к этой цели?

Чужое мнение

Никогда не нужно бояться чужого мнения и ограждаться от него. Даже если вы с ним не согласны. Ведь цель любого разговора не в том, чтобы доказать свою правоту, а в том, чтобы услышать и понять человека напротив, и, наоборот, чтобы быть услышанным и понятым в ответ.

Разговор — единственный реальный способ донести свою точку зрения до другого человека, быть услышанным и понятым.

Не прекращайте общение с родными и близкими, с друзьями и коллегами, даже если вы не разделяете их позицию. Говорите с ними, обсуждайте проблемы, проговаривайте детали и сложные вопросы, не отмалчивайтесь. Молчание отдаляет, разделяет людей и порождает сомнения, домыслы, которые разрушают отношения.

Пишите письма друзьям, отправляйте открытки, звоните родителям, бабушкам и дедушкам по выходным. До тех пор, пока твоя связь с человеком не потеряна, есть шанс её наладить, восстановить, укрепить.

Сегодня, забыв про то, что политические границы и убеждения — самая большая условность на свете, люди разрывают многолетние связи, отказываются от друзей из-за неудобного мнения по какому-либо вопросу.

Любого «инакомыслящего» можно кинуть в бан, заблокировать, стереть из контактов, закенселить или по-русски «отменить». Это очень легко и удобно. Но кто-нибудь задавал себе вопрос: «А что дальше?»

Иногда лучше не сделать, чем сделать

Сегодня я хотел написать в блог умный пост, но ничего светлого в голову не пришло. Поэтому я пошёл пить чай с венскими вафлями. Возможно, вафли только что спасли вас от унылого, скучного поста в этом блоге.

Четыре принципа управления, которым меня научили в музыкальной школе ★

Мало кто знает, но помимо обычной школы я закончил музыкальную школу по классу баяна. Сегодня я вряд ли смогу что-либо сыграть, так как не брал инструмент в руки более 10 лет. Зато я до сих пор помню несколько уроков, которые навсегда остались со мной благодаря моим учителям.

Регулярно приноси результат. Уроки в музыкалке шли не каждый день, но регулярно. Например, два раза в неделю было сольфеджио, а занятия по основному инструменту — три раза в неделю по полтора часа. Учитель всегда давал домашку, и забить на неё было нельзя, потому что на следующем уроке нужно было показать какой-то результат. Если я не успевал позаниматься, никто не ругался: просто мы вместе с преподавателем продолжали учить произведение прямо на уроке.

Такой подход напоминает мне принцип несдвигаемых встреч и сроков, когда вы встречаетесь с коллегой или клиентом и делаете что-то прямо на встрече, даже если все проебались и ничего не принесли. В музыкальной школе этот принцип действовал ещё 15 лет назад, и, наверное, действует до сих пор.

Количество превращается в качество. Количество повторений определяет скорость, с которой приходят ощутимые изменения. Например, чтобы научиться играть какую-нибудь фугу Баха на баяне, нужны неимоверная усидчивость и терпение. За два занятия точно ничего не получится, а вот за четыре-пять месяцев ежедневных репетиций — получится очень даже хорошо. И чем чаще упражняешься, тем быстрее заметен прогресс. Именно в музыкалке я впервые понял, что процесс важнее результата.

Это можно сравнить с любым другим делом. Если каждый день писать по три-четыре поста, то через полгода, ты будешь писать один пост за 15−20 минут. Если заниматься в тренажёрке три раза в неделю, то через год, точно будешь жать от груди больше, чем сейчас. Количество повторений всегда приводит к более высокому результату, чем имеешь сегодня.

Базовые навыки решают больше, чем талант. На занятиях по баяну я впервые понял, что нельзя прыгнуть выше головы. Если ты не научился играть гаммы, не научился расслаблять кисть во время игры, не знаешь, как ориентироваться в левой клавиатуре, то никакую фугу ты, конечно, не сыграешь. Даже если будешь биться год. Кроме того, если дать неподготовленному ученику слишком сложное произведение, через какое-то время он просто может разлюбить музыку и забросит музыкалку. Поэтому любое обучение новому ремеслу начинается с основ и базовых упражнений и задач.

Здесь можно привести в пример работу новичка-дизайнера. Нельзя ему сразу дать в работу сложный проект на целый год и сказать: «Давай, всё получится». Не получится, потому что слишком много нюансов, про которые он не в курсе. Это как дать 100 кг штангу человеку, который впервые пришёл в тренажёрный зал. Даже если он от природы сильный и поднимет эту штангу, высок риск, что он повредит себе какую-нибудь мышцу или связку и на этом его карьера штангиста закончится.

Снижать ожидания. Никто не ожидает, что ты сразу будешь играть Баха или «Распрягайте, хлопцы, коней» в две руки. Собственно, никто и не учит играть сразу произведения с листа. Сначала медленно, по частям, разучивают тему правой руки, потом аккомпанемент левой, потом соединяют, и только потом добавляют темп, отрабатывают акценты и различные приёмы.

Этот принцип разучивать песни и мелодии по частям, постепенно дало понимание, что большие задачи нужно делить на мелкие и понятные. Не нужно требовать от себя выдать черновик за один день, не нужно уметь рисовать сайты за два часа. Действуй поступательно, и результат придёт, если заниматься регулярно и много.

П. С. Этот пост не является призывом отдать ваших детей в музыкальную школу. Если вы родитель и теперь спешите сделать из вашего ребёнка Моцарта или Паганини — остановитесь! Сначала спросите у ребёнка, хочет ли он туда ходить, и проверьте слух. Возможно, музыка это не его.


Подписывайтесь на еженедельную рассылку и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты.