Боюсь, что буду вкладывать в сотрудников, а они уйдут в другую компанию. Как удержать людей?

Ко мне тут пришёл Семён Иноземцев из Клуба главредов с запросом на наставничество для его дизайнеров. При обсуждении деталей у Семёна возникло опасение:

А вдруг дизайнеры прокачаются, но не найдут применения собственным скиллам и уйдут из агентства? Ведь у нас нет для них вертикальных треков развития, они будут упираться в потолок.

Я накатал ответ, который превратился в пост.

⌘ ⌘ ⌘

Толковый руководитель понимает: мало нанять людей, их надо обучать, в них нужно вкладываться. Но где-то внутри есть страх:

Вот я сейчас буду вкладывать в человека, куплю ему курсы, оплачу консультации, он станет крутым, перерастёт мои задачи и уйдёт в другую компанию. Получается, что я выращу человека для другого работодателя, и все мои вложения будут зря.

Опасения понятны: никто не любит терять деньги и вкладывать в человека, который уйдёт. Мои наблюдения показывают, что на практике так почти никогда не происходит, и вот почему.

Люди меняются медленно. По своей природе люди инертны и ригидны, то есть меняются неохотно, под давлением обстоятельств и среды, а не потому что сами так решили. Лишь небольшой процент людей может признать свои слабые стороны, начать над ними активно работать и показывать крутые результаты уже через месяц. Чтобы полученные знания превратились в навыки, нужно время, минимум полгода-год. За это время можно подготовить смену и подыскать задачи для подросшего и окрепшего сотрудника.

У всех разный уровень и разные цели. Не все вокруг хотят быть главредами, арт-директорами и руководителями. Даже на уровне одной редакции один автор может стремиться в шефы, учиться строить процессы, а другому нравится общаться с экспертами и писать статьи, его всё устраивает. Первый будет качать одни навыки, а второй — совершенно другие. Вряд ли оба вырастут из своих задач, заскучают и уйдут одновременно.

Не всем с вами по пути. Чтобы сотрудник не ушёл, с ним нужно говорить про его цели и планы, постоянно корректировать их и смотреть, по пути вам или нет. Бывает так, что у вас просто нет того, что ему нужно. Обычно это видно уже на этапе собеседования и в первые месяцы работы. Если на этом этапе есть расхождения, то уход такого человека — лишь вопрос времени. В этот момент стоит честно себя спросить, нужен ли вам такой человек в команде и хотите ли вы в него вкладываться?

Да, можно попытаться сделать работу для этого сотрудника интересной, чтобы не скучал. Но по опыту это работает недолго. Если таких сотрудников будет много, «развлекать» всех никаких сил не хватит. Возможно, стоит найти другого человека, который будет лучше подходить под ваши задачи, будет сам делать работу интересной, двигать себя вперёд и расти. Да, это сложно, но мотивировать тех, кто не хочет, кому неинтересно — ещё сложнее.

⌘ ⌘ ⌘

Задача руководителя не в том, чтобы удержать сотрудников, а чтобы от него не хотели уходить. Чем сильнее руководитель хочет удержать сотрудника, тем больнее и дороже это будет для него самого. Дороже не по деньгам, а по времени и вниманию, которое будет утекать в пустоту.

Задача руководителя не в том, чтобы удержать сотрудников, а чтобы от него не хотели уходить.

Те, в кого стоит вкладывать, обычно сами ищут знания, курсы и книги, приходят за советами и просят научить. Их не нужно заставлять и уговаривать. А развивать и мотивировать насильно не выйдет. Это стремление либо есть, либо нет.

Ещё я люблю смотреть на возможный уход сотрудников так: рано или поздно человек всё равно уйдёт. Необязательно потому, что станет скучно или он перерастёт задачи. Может, просто сменит профессию. Может, переедет в другой город или страну. Может, создаст семью и посвятит себя детям. Мало ли что ещё может случиться.

В конце концов, сотрудник может умереть. Но это не повод бездействовать и лишать лучших в своей команде роста и развития.

Сейчас

На встречах с клиентами исполнители задают много вопросов о прошлом. И зря. Почти все вопросы о прошлом ведут в тупик и не дают ответа на вопрос, что делать сейчас.

— Когда вы последний раз делали рекламу?
— Два года назад
— А какой был результат?
— Ну какой-то был, надо посмотреть…

— Почему вот этот раздел на сайте сделан именно так?
— Ну потому что так было нужно. Мы уже не помним…

Чтобы решить текущие проблемы бизнеса, нужно говорить о том, что происходит сейчас. Потому что болит сейчас. Что-то беспокоит и мешает идти вперёд сейчас. Не вчера, не месяц и не год назад. Сейчас.

Общение с клиентом очень похоже на приём у врача или вызов сантехника. Что вас беспокоит (прямо сейчас)? Где проблема с трубой (прямо сейчас)? Слово «сейчас» не произносится, но подразумевается самим контекстом.

Сейчас — это ключ в решению любой задачи и пониманию, куда мы хотим прийти. Фокус на «сейчас» поможет выявить проблемы, увидеть логические нестыковки, определить взаимосвязи и не нагородить лишнего.

Стикерпак «Плёночный» ★

Не все знают, но я снимаю на плёнку и вместе с моим братом делаю небольшой магазин фотокамер и плёнки «Юра портит плёнку». Недавно мы устроил коллабу с нашей подругой и крутым иллюстратором Розой Асфо.

Советую также посмотреть стикерпак «Настоящий менеджер»

Роза нарисовала стикеры, которые вобрали в себя все самые сильные и яркие образы, связанные с плёночной фотографией. Здесь и холодильник, доверху забитый плёнкой, и старая милая «Смена-8М», и Полароид, и самый частый вопрос «А у тебя есть красная комната?», который уже стал мемом.

Стикерпак «Плёночный» можно дарить тем, кто уже давно снимает на плёнку, и тем, кто только начинает. А если вы планируете подарить кому-то плёночную камеру или пару катушек плёнки, то стикерпак станет приятным дополнением к подарку. Кстати, камеры и плёнку, тоже можно купить у нас, в нашем магазине во ВКонтакте.

Технические характеристики

Стикеры с ламинацией, прочные. Легко клеятся и снимаются, не оставляют следов.

Ответы на вопросы

Сколько штук в одном наборе?
Один набор включает 14 стикеров на листе формата А5.

Сколько стоят?
Самовывоз в Тюмени — 299 ₽
С доставкой по России — 449 ₽

Стоимость доставки включена в цену, потому что так проще.

Как получить стикеры, если я не из России?
Напишите Юре Лепёхину в Телеграм. В сообщении расскажите, куда нужно прислать стикеры — мы изучим варианты и предложим наиболее оптимальный по цене и срокам.

Сроки и условия доставки
Для доставки мы используем Почту России и СДЭК. После отправки заказа мы пришлём трек-номер для отслеживания отправления и сообщим примерный срок.

Сроки доставки зависят от исполнителя услуг, но кажется, по России любая посылка доставляется примерно за 7−10 дней.

Что с возвратом и обменом?
Если стикеры пострадают по вине транспортной компании или Почты России, вышлем вам новых за свой счёт. В других случаях стикеры обмену и возврату не подлежат.

Есть стикерпак для Телеграма?
Пока нет. Но, возможно, сделаем.

Как купить

Заполните форму ниже и оплатите заказ. После оплаты вам на почту придёт письмо с подтверждением заказа.

Нажимая «Заказать», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

ИП Лепёхин Евгений Александрович

ОГРНИП 318723200000054, ИНН 720692717060

evgeny@lepekhin.ru

Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Все споры — по эл. почте, переписка юридически значима. Права по договору уступке не подлежат. Акты не подписываем.

Наставничество для авторов, редакторов, дизайнеров и менеджеров

Привет, меня зовут Евгений Лепёхин. Я руководитель собственной дизайн-студии и редактор. Правда я давно уже не пишу тексты, а в основном руковожу, организовываю процессы в своих и клиентских проектах так, чтобы всё случалось без меня или с моим минимальным участием.

За восемь лет работы на себя я прошёл путь от внештатного автора до руководителя студии и собственного продукта. Каждый день я принимаю десятки решений, управляю проектами, веду переговоры с клиентами, направляю авторов и редакторов, даю замечания к дизайну и текстам. Я понимаю, в чём на самом деле заключается работа и что значит «сделать проект».

Вот несколько примеров из того, что я делаю:

Время от времени авторы, дизайнеры и менеджеры просятся ко мне на стажировку или консультацию, но оба эти варианта не годятся. Стажёры обычно сливаются, и я трачу своё время зря. А консультация для многих стоит слишком дорого.

Хорошая новость — я запускаю наставничество.

Кому полезно наставничество

Авторам и редакторам  — обрести уверенность в своих силах, побороть страх неизвестности, понять свой текущий уровень, определить сильные и слабые стороны, составить план развития, перестать решать задачи через тексты и учитывать взаимосвязи с дизайном, вёрсткой и другими дисциплинами.

Дизайнерам — то же, что и авторам, но наоборот — сменить оптику и посмотреть на дизайн глазами редактора, через текст, а не картинки. А ещё работать с ограничениями, вести переговоры, находить лучшее решение из доступных и презентовать его клиенту и никогда не слышать «всё не то».

Менеджерам — увидеть проблемные места в процессах, не попадать в конфликтные ситуации, не быть сломанным телефоном и передатчиком, выстроить работу так, чтобы задачи делались в срок, без надрыва, бесконечных созвонов и чатиков.

Начинающим главредам, арт-директорам и всем руководителям наладить понятные процессы и не скатиться в духоту, выстроить отношения с командой, вовремя замечать проблемы, риски и устранять их, принимать сложные решения и двигаться вперёд.

Вот ещё список ситуаций, с которыми смогу помочь. Если узнали себя, приходите:

  • Делаю одни и те же ошибки, из-за чего мне прилетает от руководителей и клиентов
  • Проект буксует, все сроки и бюджеты вышли, непонятно, как это закончить
  • Приношу результат, а меня разворачивают и отправляют переделывать
  • Процессы есть, но всё работает со скрипом, из-под палки
  • Недавно стал руководить и не уверен, всё ли я делаю правильно
  • Ничего не успеваю: постоянно тушу «пожары» и разгребаю авралы
  • Мой день состоит из планёрок и переписки, времени на работу не остаётся

Когда не смогу помочь

Тем, кто думает, что наставничество — это психотерапия. Нет, это про другое. Если у вас панические атаки, депрессивное состояние и вы не хотите идти на работу, я не смогу помочь. В такой ситуации лучше пойти к специалисту, я рекомендую обратиться к Светлане Гужве.

Тем, у кого нет чёткого запроса. Если вы не понимаете, зачем вам наставничество, скорее всего я вам откажу. У меня нет цели «лишь бы заработать». Мне важно видеть результат, а без мотивации с вашей стороны — его не будет. Мотивация, в свою очередь, рождается из запроса и контекста.

Тем, кто не готов работать и менять свой подход. Если вы не терпите замечаний, не готовы брать ответственность за свою жизнь и развитие на себя, считаете, что у вы вообще молодец, а все вокруг «плохие и нехорошие», вряд ли вам нужна моя помощь.

Отзывы

Я регулярно веду наставничество с коллегами по цеху и в студии. Я попросил их рассказать о том, как наши встречи помогли им в работе, жизни и что изменилось после работы со мной.

Дима Уткин, продуктовый менеджер в «Суперджобе»

Разговор с Женей как с хорошим лидом. По-дружески поговорили, что происходит и само собой осенило, что у меня не так и в какую сторону идти.

Я стал бутылочным горлышком многих команд и тем самым верблюдом, который идёт и подталкивает всех своим постоянством и регулярностью. Но верблюд идёт медленно, хоть и верно. Женя предложил дать свободу, чтоб команда не ждала задачки от меня, а самоорганизовывалась. А я бы валидировал прожаренные задачки, подсвечивал потенциальные или случившиеся косяки. А где-то чтобы вообще без меня случалось добро.

Встреча помогла осознать, что моя ответственность не столько слова писать или разговоры разговаривать, а фокусировать ресурсы команды на чём-то конкретном, расставлять приоритеты. То есть рассчитывать на команду, давать им свободу и ответственность принимать решения.

Проактивность — это инструмент, который я решил использовать после разговора с Женей. Нет, он не навязал его, не подсказывал и не подсвечивал. И даже слова этого мы не произносили. Но это стало моим инструментом справиться с ситуацией.

Я осознал, что моя ответственность — фокусировать ресурсы команды и расставлять приоритеты.

Настя Фёдорова, автор в Студии Лепёхина

Мы работаем с Женей уже два года, и всё это время проводим встречи 1×1 примерно раз в пару месяцев.

За время наставничества у меня появилось более структурированное понимание работы и того, как построить рабочий процесс над статьей или проектом. Если раньше было сложно понять, с чего начать статью, как сделать структуру, то сейчас в голове закрепился понятный процесс.

Также мы много обсуждали дизайн, работу с Фигмой и вёрстку. До работы с Женей я была уверена, что редактору ни к чему дизайнерские навыки и вообще на всё есть дизайнер. В итоге я, самое главное, поняла, зачем редактору нужна Фигма и научилась делать несложные картинки, рисунки, ресайзы статей для соцсетей. По сути это даёт автору контроль над своим проектом или статьей, можно быстрее сделать несложные иллюстрации самой, чем поручать задачу дизайнеру. Короче, мне очень это было полезно.

Обсуждали, конечно, ещё психологическую сторону работы: как общаться с клиентами, относиться к правкам, периодически проводить такой аудит своих навыков и определять, куда двигаться дальше. Наверное, это можно и самому проводить, но с наставником и наводящими вопросами получается проще и быстрее.

Наставничество похоже на дружеские встречи, но когда вы обсуждаете не личные дела, а работу. Как будто встреча с другом, который прошёл этот карьерный путь и теперь подсказывает тебе, как быть и что делать дальше. Обычно мы созванивались примерно на час, обсуждали какие-то мои вопросы, потом делали конспект встречи и затем внедряли в работу то, что обсудили. Также Женя постоянно советует книги, статьи, подкасты по менеджменту, редактуре и дизайну, либо мы обсуждаем, что уже прочитали или посмотрели.

Всё, чем Женя делится на наставничестве, перекликается с тем, что транслируют главные спецы в дизайне и редактуре: Ира и Максим Ильяховы, ребята из Бюро Горбунова, редакторы из крупных медиа и брендов. То есть это прям свежая и полезная инфа, то, как сейчас нормальные компании выстраивают процессы в редакции. И затем уже спустя время я понимаю, как надо работать, как не надо, в голове выстраивается более понимание редакционной работы.

Встречи с Женей помогли сформировать комплексный подход к решению задач. Конечно, всё это можно и самому проводить, но с наставником и наводящими вопросами получается проще и быстрее.

Мария Никитина, специалист по рекламе

У меня был запрос — разобраться с темой самобичевания и синдрома самозванца. У меня не было вопросов, только примеры ситуации и мои мысли, связанные с работой. На встречах мы разобрали каждую ситуацию, мою реакцию и восприятие. Работали именно с моим восприятием, корень всех проблем лежал в этом.

Важно отметить, что Женя — не психолог. Он делится своим опытом и видением ситуации. И лично для меня его опыт и видение оказались полезными. Я с каждым объяснением Жени открывала для себя новый взгляд на привычные ситуации. Конечно, жизнь не поменялась в одну секунду, и первая реакция на подобные ситуации будет такой же как и прежде. Но теперь я знаю, как контратаковать голос в моей голове и своё мышление. И со временем, я уверена, приду к своему дзену.

Ставлю 10/10 и рекомендую. Мои ожидания были оправданы даже больше, чем изначально думала. После консультации под впечатлением поделилась полученными мыслями с друзьями, у которых есть похожие проблемы, они тоже отметили для себя полезность.

Я как-будто все это время смотрела на ситуации через маленькую щелочку, замочную скважину, а теперь мне открыли дверь.

Анна Борисова, дизайнер в «Окошках»

Я обучалась дизайну и управлению проектами у Жени последние полгода. За это время мы работали по трём направлениям:

Клиентский сервис и переговоры. Как сделать так, чтобы вы с клиентом одинаково понимали задачу и были с ним на одной волне? Как выходить из неприятной ситуации, если такое произошло? И как сделать так, чтобы этого не было? Как сделать так, чтобы клиент не пинговал дизайнера?

Коммуникация в команде. Как сделать так, чтобы вы с коллегами одинаково понимали задачу? Как избежать конфликтных ситуаций на работе? И что делать если у вас с коллегой все же есть конфликт? Как управлять ожиданиями коллег?

Дизайн и вёрстка. Советы Жени помогли взглянуть по-новому на многие вещи, взгляд на которые уже замылился. Это и композиция, сетка и типографика, и работа с текстами.

Несмотря на то, что я не всегда сразу усваивала материал, Женя оставался вежливым ментором и пытался донести информацию снова и снова, с разных ракурсов, за что ему благодарна!

Советы Жени помогли взглянуть по-новому на многие вещи, взгляд на которые уже замылился. Это и композиция, сетка и типографика, и работа с текстами.

Формат: как проходят встречи

Три встречи в Зуме или другом сервисе видеоконференций в заранее назначенное время. Можно записать, но нельзя публиковать.

На первой встрече познакомимся, я буду задавать много вопросов, чтобы разобраться в вашей ситуации. По итогу встречи составим список проблем и план действий по их решению. План составляем вместе, обсуждаем его пункты, важно, чтобы это были шаги, к которым вы готовы.

На второй и третьей встрече — обсуждаем результаты и изменения, корректируем план. Вы сами занимаетесь внедрением плана, я лишь проводник, попутчик. На встречах я буду задавать наводящие вопросы, но в особо сложных и трудных местах проведу за ручку и покажу дорогу.

В отличие от консультаций в наставничестве нет готовых решений: мы обсуждаем варианты, выбираем тот, что подходит именно вам, и я помогаю вам сделать первые шаги на этом пути. Консультации больше подходят компаниям. Бизнесу нужны быстрые, готовые решения здесь и сейчас, там нет задачи чему-то научить или кого-то развивать.

Сколько стоит

Для самостоятельных ребят — 15 000 ₽ за три встречи, оплата по ссылке, которую я вам пришлю.

Для сотрудников компаний — 25 000 ₽. Цена выше, с учётом налогов и издержек на оформление.

Ограничения

Могу взять не более двух человек в месяц. Возможно, придётся подождать.

Оплата сразу за все три встречи, рассрочки нет.

Купить одну встречу не получится. В таком случае приходите на консультацию.

Встречи могу проводить только в будни, после 16:00 мск.

Как записаться

Напишите мне на почту и расскажите о вашем запросе. Я задам несколько вопросов, чтобы разобраться в ситуации и понять, смогу ли я помочь. Если могу, то выбираем день и время для встречи, вы оплачиваете счёт, и начинаем.

Обсудить наставничество →

Все решения интуитивны

Выбор дизайн-студии очень похож на выбор кофейни. Мы выбираем не кофейню или студию, мы выбираем людей, с которыми будем взаимодействовать. Наш выбор определяет то, насколько нам приятно видеть этих людей, насколько нам приятно с ними общаться, насколько они внимательны к нам, понимают ли они наши проблемы.

Любой бизнес — это люди. Мы выбираем исполнителей по нашему опыту взаимодействия с людьми, которые там работают. И наш выбор всегда субъективен. Мы выбираем по наитию.

Чтобы понять, подходит ли вам кофейня, спросите себя: «Хотел ли бы я вернуться сюда завтра? Хотел бы я ходить сюда каждый день?» Если ответ нет, вероятно, что-то было не так, и вы вряд ли станете брать здесь кофе на вынос. Просто потому, что вам здесь что-то не нравится. Кофе, сервис, стулья, громкая музыка — причины могут быть разные. Но это что-то оттолкнёт вас.

Похожий вопрос можно задать после встречи со студией: «Хочу ли я провести ещё одну встречу с этими людьми? Готов ли я встречаться с ними каждую неделю, пока идёт проект?» Если ответ нет, вероятно, это не ваши люди и вам попросту будет тяжело делать с ними проект. Потому что вам что-то не нравится. К вам были невнимательны, не вникли в вашу проблему, использовали непонятные термины — причин опять же много. Но что-то явно вас оттолкнуло.

Как бы мы не пытались рационализировать свой выбор, в итоге, всё решают наши симпатии, предпочтения и ценности. Цифры и факты могут говорить в пользу одного решения, но финальное слово всегда за человеком, которое нельзя оцифровать или посчитать. Потому что все наши решения интуитивны.

Дешёвый дизайн не бывает хорошим ★

Есть такой тезис, который часто транслирует Артемий Лебедев: «Хороший дизайн стоит не сильно дороже плохого». Я понимаю, что имеется в виду. Речь про объём трудозатрат, которые дизайнер тратит на поиск решения.

Всё так: в плане себестоимости «хорошо» от «плохо» отличается на какие-то проценты. Однако, при переводе этих трудозатрат в конечную пользу для клиента, разница будет колоссальной. Конечная стоимость хорошего дизайна будет отличаться от стоимости плохого дизайна в разы.

Именно мелочи, любовь к деталям и невидимые на первый взгляд штрихи, определяют и отличают хороший дизайн от плохого. Я это покажу и докажу на примере дизайна зубной щётки. Это предмет, которым каждый из нас пользуется минимум два раза в день.

Казалось бы, что сложного в том, чтобы спроектировать хорошую и удобную зубную щётку? Мой опыт и моя история подсказывают: дьявол в мелочах.

⌘ ⌘ ⌘

Где-то месяц назад я заказал себе новую зубную щётку, а старую по глупости выбросил. Доставка задерживалась, и мне пришлось купить себе временную щётку на ближайшую неделю.

Единственным условием при выборе щётки было, чтобы она была мягкой. Но так как большинство щёток, которые продаются в России либо средней жёсткойсти, либо просто жёсткие, выбор был небольшой. Я взял самую обычную щётку за 100 рублей, на ней было написано «Мягкая». Не помню её названия, пусть будет просто — синяя щётка.

Подумал, ну, наверное недельку потерплю с другой щёткой. Я не продержался и дня!

Щетинки просто протыкали мне дёсны в кровь. Из-за редкой посадки ворсинок и их разной длины щётка плохо контактировала с поверхностью зубов и не прочищала их, а ли размазывала налёт. Головка щётки была короткой, из-за чего щетинки едва покрывали площадь одного моего зуба, хотя должны покрывать площадь двух зубов, чтобы как следует прочищать пространство между зубами.

Хлебнув горя с безымянной синей щёткой, я снова пошёл в магазин и взял щётку подороже, за 300 рублей, с названием «Пур». Опять же смотрел, чтобы щётка была мягкой.

Щётка оказалась ни разу не мягкой, а супермегажёсткой. Было ощущение, что у меня в реальном времени стирается эмаль при чистке. И есть подозрение, что так и случилось: после чистки этим «Пуром» на одном из зубов появилась то ли потёртость, то ли скол. Вдобавок, длина чистящей основы была ужасно неудобного размера и постоянно упиралась мне то в дёсны, то в нёбо. Держать эту щётку дольше 20 секунд было невозможно: ужасно затекала рука.

На фото хорошо видно, что щетинки у «Пура» собраны слишком плотно, из-за чего при движении вверх-вниз они почти не гнутся, и приходится прилагать усилия, чтобы всё же прочистить зубы. От чего и начинает стираться эмаль.

При взгляде на щетинки сверху так же видно, что они слишком толстые и почти не пушатся, что плохо. Материал, из которого они сделаны, не подходит для деликатной и точечной чистки. Такая щётка вместо налёта стирает эмаль и портит зубы.

После этого я бросил попытки найти нормальную зубную щётку. Кое-как я промучался неделю в ожидания своей привычной щётки, и по больше части пользовался зубной нитью. Наконец, она приехала.

Последние три года я чищу зубы щётками швейцарской компании «Курапрох». Одна щётка стоит ≈800 ₽. Плотность щетинок подобрана так, чтобы они покрывали максимальную площадь зубов и прочищали труднодоступные места: у основания и между зубов. Обратите внимание на длину щетинок — она одинаковая. Это увеличивает площадь соприкосновения щётки с зубами при чистке.

Щетинки «Курапрокса» гораздо тоньше и мягче, чем у «Пура», но не такие тонкие и острые как у синей ноунеймовской щётки из Германии. Щетинки собраны в пучки, между которыми есть пространство, что обеспечивает их гибкость при чистке зубов. А ещё у «Курапрокса» удобная ручка, от которой не затекает кисть.

Вывод

Что мы имеем:

  • Безымянная синяя щётка за 100 рублей и повреждённые дёсны
  • Зелёная щётка «Пур» за 300 рублей и повреждённая эмаль
  • Швейцарский «Курапрокс» за 800 рублей, которые счищает налёт и не портит зубы

Все эти щётки сделаны из пластика, у всех есть щетинки, все они изготавливаются по одной технологии. Себестоимость производства этих щёток отличается незначительно. Однако первые две щётки чистят зубы намного хуже, чем «Курапрокс», и доставляют кучу проблем, за которые придётся расплачиваться дополнительными тратами и стрессом в кресле стоматолога. Именно поэтому щётка «Курапрокса» стоит в восемь и два с половиной раза дороже, чем её конкуренты.

Хороший дизайн не может стоить дёшево.

Хороший дизайн не может стоить дёшево. А дешёвый дизайн, по итогу, всегда обходится гораздо дороже, чем тот, что изначально продуман и сделан хорошо.

Делай сразу ★

Лучший способ что-либо сделать — сделать это сразу, как только идея пришла в голову. Сделать, пока горишь идеей, пока она жжёт изнутри, пока чувствуешь, что не можешь не сделать. Пока всё это есть, не медлите ни секунды — действуйте.

Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдет.

отрывок из книги Туве Янссона о муми-троллях

Не пытайтесь осмыслить идею, придать ей форму или проверить на прочность. Как только начнёте шлифовать её у себя в голове, как только попробуете представить её в реальных условиях, то с высокой вероятностью найдёте тысячу причин, почему эта идея не взлетит. И тогда воплотить её в жизнь будет практически невозможно.

Пара примеров из личного опыта:

  • Год назад я хотел снять курс про Фигму для авторов, но нашёл кучу отмазок этого не делать. Спустя год, этот курс так и не появился. Зато появился курс про рассылку, который я придумал и запустил за пару дней и снял за два месяца.
  • Несколько лет назад я учился в автошколе. По классике завалил город, а после пары неудачных попыток забросил идею получить права. Мол, когда-нибудь. Теперь вернуться и дожать это дело гораздо сложнее, чем тогда, пока я им горел и болел.
  • Сколько раз я откладывал идеи для постов, чтобы дописать позже. Ко многим я так и не вернулся, они лежат мёртвым грузом и ждут своего часа. Зато этот пост я написал на одном дыхании, за десять минут.

Вдохновение коне́чно. Если его не подхватить и не понести, оно быстро угаснет. Идея для бизнеса, которая качала сегодня, не будет качать через год или два. Мысль, которая посетила вас месяц назад, сегодня уже не кажется такой интересной и вдохновляющей.

Делать надо сразу. Пока горит, пока есть запал, пока чешутся руки. Неидеально, криво, но делать здесь и сейчас. «Потом» и «когда-нибудь» могут не наступить никогда.

Делать надо сразу. Неидеально, криво, но делать здесь и сейчас.

В конце концов, любая идея — это ещё не решение, а лишь отправная точка на пути к нему, как толчок веслом от берега. Круто, когда жизнь даёт такой толчок. Но дальше нужно грести самому. И лучше грести сразу, не ждать, пока течение прибьёт вас обратно к берегу или унесёт к обрыву с водопадом.

Консультация. Бюро «Понятно»: управление проектами, процессами и командой

В начале февраля мне написала Ирина Захарова, соосновательница бюро «Понятно», с таким запросом:

Я увидела у вас на сайте статью о том, что работаете циклами. Мне кажется это очень крутым решением — сейчас я чувствую, что рост нашего бюро уперся в ценообразование и потерю денег из-за простойки проекта или изменения вводных в середине проекта.

Пишу собственно, чтобы запросить обмен опытом: возможно ли это? Мне ужасно интересно узнать, как работает ваша система и вообще как вы строите экономику агентства внутри, чувствую, что знаний в этой области не хватает.

Я пригласил Иру и её команду на консультацию, где поделился опытом управления студией. Перед встречей я прислал уточняющие вопросы, чтобы лучше понимать специфику бюро и то, с какие проблемы сейчас мешают развиваться и расти дальше.

Контекст

Бюро «Понятно» — занимается аутсорсом редакции и дизайн-отдела, делает большие проекты и помогает компаниям развивать свой эйчар-бренд. Бюро чуть больше года, и для команды это первый опыт создания бизнеса в сфере дизайна.

В команде три основателя: Ирина, Алиса и Евгений. Каждый отвечает за своё направление, но стратегию, финансы и оперативное управление пока строят и обсуждают вместе.

Цель консультации

Узнать, какие подходы к построению процессов и управлению проектами используются в студии, которые позволяют делать проекты в срок, не уходить в минус, не выгорать, вовлекать и мотивировать исполнителей.

Вопросы, которые обсуждали

До встречи основной вопрос звучал так: «А вы как делаете? Как вы ведёте проекты?» По ходу встречи вопросы становились более точечными, и я постарался ответить на них как можно подробнее.

За час мы обсудили много тем, вот главные:

  • Что такое циклы? Чем они отличаются от спринтов и часов?
  • Как управлять объёмом работы на проекте? Как исключить переработки?
  • Как оценивать проекты при работе по циклам?
  • Что делать, если проекты затягиваются, сроки плывут?
  • Что делать, если проект затягивается по вине исполнителя? Например, иногда клиенты не отвечают и не даёт обратную связь вовремя. А мы в этом время ждём, теряем деньги и время.
  • Клиент меняет вводные в середине проекта и просит поработать ещё. Мы идём навстречу, но уходим в минус или работаем в ноль. Как решить эту проблему? Не хочется быть душнилами, однако и себе в ущерб действовать тоже не хочется.
  • Нормально ли «увольнять» клиента, с которым не ладится работа? Не будет ли это дурно влиять на репутации бюро?
  • Как расти медленно, органично, без скачков?
  • Как вовлекать исполнителей и формировать единую культуру, не нанимая их в штат?

Результат

Вот что изменилось у команды «Понятно» уже через неделю после консультации:

Мы поняли, что легких дорожек не существует. Когда ты ищешь способы поменять систему, тебе кажется, что у кого-то есть волшебная палочка, но ее нет. Консультация поменяла линзу: просто выстраивать взрослые отношения, просто не пытаться подружиться с клиентом, просто ставить интересы агентства выше. Это помогает уже сейчас с новыми клиентами.

Еще как результат — мы сделали калькулятор на основе того, что прислал Женя. Для нас это было непросто: наши услуги — это не только проекты, но и аутсорсинг редакции. А значит, много маленьких задач по прайс-листу. С новым калькулятором считать все гораздо проще, сразу видна смета и маржа.

Ирина Захарова, соосновательница бюро «Понятно»

Отзыв

А ещё Ира написала приятный отзыв. Каждый раз радуюсь, когда люди уходят с консультации с решениями, осознанием, что с ними всё в порядке и чётким пониманием, что делать дальше:

Нам очень понравилась консультация: Женя открыто и честно отвечал на наши вопросы и помог поверить — наши ошибки нормальны. Мы просто проходим через то, через что проходят молодые агентства. Это дало нам силы и помогло немного развернуть наши усилия в нужное русло. А еще Женя задержался и поговорил с нами дольше, а после — прислал смету и объяснил, как с ней работать. 10/10

Ирина Захарова, соосновательница бюро «Понятно»

Как попасть на консультацию

Ознакомьтесь с условиями и напишите мне на почту evgeny@lepekhin.ru или выберите свободное время в Окошках.

Подключите автоплатёж

Памятка всем, кто делает сайты и настраивает рекламу для клиентов.

Купили домен и хостинг — подключите автоплатёж, чтобы не проебать классный адрес и чтобы в полночь вам не долбили в поддержку, почему ваш сайт прилёг.

Купили подписку на платный сервис для работы — подключите автоплатёж, что в самый важный момент всё работало.

Запустили рекламу в Яндекс Директе или в ВК — включите автопополнение баланса, чтобы не просрать обученные алгоритмы и чтобы реклама не останавливалась.

Я искренне не понимаю людей, которые боятся и избегают автоплатежей. Сегодня все сервисы охотно возвращают деньги за услугу, которую вы не хотели продлять. Проблем от неоплаченной вовремя услуги гораздо больше.

Как быть, если сотрудник хороший, но часто ноет 

Есть два вида сотрудников, которые доставляют трудности: молчуны и нытики. Выявить их на этапе собеседования получается не всегда. И когда они всё же попадают в команду, с ними нужно работать. С молчунами сложнее, о них напишу в другой раз. Сегодня — про нытиков…