Под диктовку ★

Делать что-то под диктовку, значит — деградировать. Например, вносить правки от главреда или двигать пиксели по указке арт-директора. Это полный пиздец. Даже если эта работа будет сделана, в 99% случаев получится плохо. Потому что сотрудник, которому не доверяют, выполнит задачу максимально наотъебись.

Сотрудник, который работает под диктовку, из партнёра превращается в исполнителя. А руководитель — в начальника, который растрачивает потенциал сотрудника впустую. Вместо партнёрста, получается модель «кто сверху, тот умнее», теряется уважение, в итоге никто не развивается.

В идеальном мире руководитель говорит сотрудникам, что делать только, когда всё летит в пизду. Тогда руководитель должен взять на себя ответственность, оптимизировать работу команды и «отрезать» ненужные задачи.

В остальное время руководитель чётко формулирует задачу, а её исполнение доверяет команде. Верх мастерства, если руководитель делает это письменно. Без этого навыка нереально построить удалённую команду, потому что ни у одного человека нет столько времени на созвоны.

Зачем я открыл дизайн-студию

Каждый понедельник я отправляю авторскую рассылку. В письмах рассказываю, что нового, и делюсь ссылками на полезные материалы о дизайне, редактуре и вёрстке. После писем читатели хвалят, присылают критику и отзывы. Один подписчик прислал такой вопрос:

Хотел у тебя спросить: как ты решился открыть студию? Что для этого делал, готовил ли бизнес-планы, как искал первых клиентов? Может есть курсы или статьи, который помогли тебе в этом?

Как ты решился открыть студию?

В 2016 году жизненные обстоятельства требовали перемен. Мне нужен был гибкий график и более высокий доход. Ни того, ни другого мой работодатель дать мне не мог. Поэтому я оставил офисную работу и начал фрилансить эсэмэмщиком и редактором. Так продолжалось год. В один момент ко мне пришла заявка сделать лендинг. Я позвонил знакомому дизайнеру и верстальщику, мы взяли и сделали это сайт. Так появилось бюро.

Это не было бизнесом. Мы просто делали сайты, когда к нам приходили с таким запросом. В остальное время каждый работал сам на себя — никаких обязательств. У меня не было цели превратить это в бизнес или стать руководителем. Но так сложилось, что отвечал за всё я. У меня это получалось лучше всего, к тому же меня невероятно пёрло.

Только спустя два года — три месяца назад — я задумался о том, что хочу развить это в бизнес. Так что не знаю: то ли я открыл студию, то ли она меня. Всё это наталкивает на мысль, что открытие студии, как и любой шаг в жизни, должно быть осознанными, продуманными, назревшими. Чтобы попробовать себя в чём-либо, не нужно открывать компанию. Достаточно просто сделать это.

Что для этого делал, готовил ли бизнес-планы?

У меня нет бизнес-образования, и я никогда в жизни не составлял бизнес-план. Самое сложное, что я делал: суммировал расходы на зарплату, прибавлял маржу, аренду офиса и налоги. Так формировалась стоимость наших услуг до весны этого года.

Сейчас этот подход меняется, так как бизнес подразумевает более высокие риски. Может случиться так, что заказов не будет, а зарплату платить надо. Думаю в ближайший год цены студии будут постепенно расти, и к следующему году мы окончательно сформируем нашу финансовую модель. Пока что я и сам не понимаю, как надо правильно, и очень хочу пообщаться с мудрым арт-директором на эту тему.

Как искал первых клиентов?

А никак не искал. Чаще всего случалось так: люди знали, что я занимаюсь «чем-то там в интернете, соцсетями и сайтами» и приходили за советом. И я уже на месте оценивал, можем ли мы им помочь и сколько это может стоить.

Если ты хорошо работаешь, у тебя никогде не будет простоя. У нас в порфтолио пять сайтов, и нас постоянно рекомендуют. Просто не со всеми получается работать. Кого-то не устраивает цена, кто-то не нравится нам, или мы понимаем, что мы ещё не доросли до таких задач. Не каждый клиент твой, а ты не всем подходишь, как исполнитель. Это нормально.

Продвигаться как-то по-другому в дизайне — бессмысленно. Не таргетинг же лить, в самом деле. На меня частенько выскакивает один и тот же дизайнер с предложением сделать «лучший логотип в моей жизни». Но я почему-то до сих пор у него ничего не купил. Потому что никому здесь и сейчас не нужен логотип. А когда будет нужен, я не буду искать его в соцсетях. Я напишу друзьям, чтобы они посоветовали мне дизайнера.

Люди охотнее выберут исполнителя, которого им порекомендовал знакомый человек, чем перебирать тысячи кандидатов в интернете. Это же риски. Большинство людей предпочтут не рисковать.

Есть курсы или статьи, который помогли тебе в открытии студии?

Статей и курсов, которые рассказывают, как открыть студию, я не встречал. Хотя вроде недавно что-то подобное появилось у «Скилбокса», но не знаю, насколько это эффективно.

Учиться надо у практиков, а не у теоретиков. Поэтому я пересмотрел все интервью с Лебедевым, Горбуновым, Ильяховым, Башевым. Мне кажется эти парни очень хорошо секут в управлении. Даже, если это управление самим собой и своим временем. Они рассказывают о вещах, которые познали на деле. И что круто, в них нет никакого пафоса. А это значит, что несмотря на успех, они остались собой. Мне кажется, это важно, когда ты открываешь студию. Важно, чтобы именно ты ей управлял, а не она тобой.

У Максима Ильяхова недавно вышел курс про деньги и работу с клиентами: многое я почерпнул оттуда и сразу сделал принципами студии. Например, работать только по договору. Когда ты один, то можно забить и не делать договор. Единственное, чем ты рискуешь — не получить деньги за свой труд. Но когда я у тебя в команде есть люди, которые помогают тебе, ты не можешь идти в бой с неприкрытой задницей. Я, конечно, преувеличиваю: мы с клиентами не воюем.

Договор — это единственная гарантия, что в случае какой-то дурной ситуации, ты выйдешь из неё без потерь.

Вообще с открытием студии появляется очень много вопросов: как быть с правами на результаты интеллектуального труда, оформлять сотрудников в штат или нет, сколько надо заработать, чтобы выйти в ноль, нужен нам офис или будем сидеть по домам? Правильных ответов нет. Единственное, чем тут можно руководствоваться: делать так, как удобно вашей команде.

Что объединяет Украину и Белоруссию? ★

В русском есть одно словосочетание и одно слово, от которых у некоторых украинцев и белорусов подгорает. Для украинцев это фраза «на Украине», а для белорусов — когда их страну называют Белоруссией.

Хуй знает, почему кто-то решил, что «на Украине» это что-то обидное и означает «на окраине». Самый распространённый аргумент, что те, кто испольуют этот предлог оскорбляют целый народ и проявляют неуважение к его культуре. По-моему обидеться на две буквы — это лютый пиздец.

Кто-то идёт дальше и откапывает постановления Госдумы о том, что когда-то в мохнатом году какие-то депутаты установили норму «в Украине». Ну установили и установили. Люди от этого говорить по-другому не стали.

Спустя время оказалось, что на Украине претензии не только к русскому, но и английскому языку. Дело в том, что Трамп в одном твите написал the Ukraine. Кого-то это возмутило, и украинское правительство попросило Трампа так больше не делать, чтобы не оскорблять украинцев.

Ещё большая загадка для меня, почему некоторые белорусы обижаются на Белоруссию? Кто и где решил, что теперь по-русски нужно говорить Беларусь? Это ведь вообще белорусское слово. А мы вроде как в России живём. При том, что в Белоруссии два государственных языка: белорусский и русский. И у них разные нормы правописания для одних и тех же явлений, а для некоторых — разные слова.

Язык — живая субстанция. Он живёт и изменяется по своим законам. Если 10 лет назад молодёжь говорила «угорать», то сейчас говорит «флексить». И никого это не ебёт. Люди всегда будут говорить и писать так, как им удобнее, так как они привыкли. Норма изменится только тогда, когда люди сами решат говорить или писать по-другому.

Сам факт, что кого-то вообще волнует такая хуйня, как артикль или предлог перед названием страны, говорит о том, насколько людям нечем заняться. Людям кажется, что если их страну будут называть так, как они привыкли, то и отношение изменится. Не изменится.

Сам факт, что кого-то вообще волнует такая хуйня, как артикль или предлог перед названием страны, говорит о том, насколько людям нечем заняться.

Для меня, например, нет разницы, как называть Россию: Рашка, Российская Федерация, Russia или Русь — это всё равно Россия. Суть не меняется. Это всё та же страна с кучей проблем, охуенной природой и ленивыми людьми. Если кому-то хочется быть безграмотным и говорить «на России» или писать Расія — его право.

Но я против того, чтобы люди тащили политику в язык и срались из-за предлогов. Я против хуйни.

Лишняя точка в прямой речи

После школы мне почти никогда не приходилось сталкиваться с прямой речью на письме. Из-за чего и возникли проблемы, когда я начал работать редактором: я постоянно забывал, какие знаки нужно ставить.

Особенно бесила точка в предложениях, где слова автора стоят перед прямой речью. Но если разобраться, то всё просто.

Коля говорит: «Если предложение утвердительное, точка выносится за кавычки».

Во всех остальных случаях знак остаётся внутри кавычек:

Петя изумлённо спрашивает: «Куда же ставить точку в этой прямой речи
Иван в отчаянии кричит: «О боже, когда же я запомню это правило
Лида безнадёжно заключает: «Мы все умрём…»

То же самое работает с прямой речью, когда она стоит перед словами автора. Только вместо точки ставится запятая.

«Ну, вот и разобрались с прямой речью», — резво заключил Илья.

Писательский блок — это лень

Самый частый вопрос о редактуре — как преодолеть писательский блок.

Всё, что нужно помнить: мозг боится именно начать работать. Он понимает: смотреть Ютьюб, читать книгу, листать Инстаграм проще, чем писать. Мозг не виноват. У него такая функция — защищать нас от вредного, сложного, опасного. Вообще от всего, что расходует наши ресурсы.

Чтобы побороть писательский блок, первое и единственное, что нужно сделать — сесть за стол и начать писать. Что угодно. Начинайте с любых слов, фраз и предложений.

Главное — начать.

Даже, если ваша статья о финансовой грамотности начнётся с того, что вы сегодня плохо спали, не беда. Через пару абзацев вы всё равно вырулите на нужный курс. Отредактируете потом.

Накосячил, сообщил, исправил

Самое важное в работе — коммуникация. Чтобы понимать друг друга, нужно разговаривать, озвучивать идеи и мысли вслух. Люди ещё не освоили телепатию, а значит не знают, что у тебя на уме.

Поэтому важно сообщать о факапах заранее и держать руководителя и коллег в курсе всех событий, которые могут сорвать сроки. Если сдавать проект завтра, а ты знаешь, что он не готов, и молчишь — то ты осознанно проёбываешься и подставляешь команду.

Вместо этого надо написать или позвонить руководителю и сказать: «Лёша, так и сяк, я не успел сделать. Завтра будет готово только то-то. Вот что я могу сделать, чтобы это исправить…» И предлагаешь решение. А всё остальное, это, простите, хуйня какая-то.

Параллельная работа в созвоне

Самое деструктивное в работе — созвониться с коллегой и работать параллельно. Производительность падает в разы.

Любой созвон длиннее 30 минут вгоняет людей в тоску и раздражает. Если созвон идёт дольше 30 минут, значит, либо тема встречи сформулирована неверно и участники не понимают, что они там делают, либо участники плохо подготовились и вместо того, чтобы определить решение, пытаются решить задачу.

По моему опыту: ещё ни одна задача не решалась созвоном. Единственное для чего нужны созвоны — понять ситуацию и разобраться в задаче. После чего нужно делать, а не языком чесать.

Вывод: приходить на созвон надо с идеями и решениями, а не с вопросами. Уважайте чужое время, ёпта.

Ирригатор

До 23 лет я не знал, как выглядит кресло стоматолога. Но ночные смены баристой в студенческие годы дали о себе знать, и в 24 у меня появился перешеечный кариес. А потом ещё и ещё. Короче, пиздец — зубы сыпались один за одним.

Проблема была вот в чём: крупные куски еды застревали между зубами, и кариес появлялся там, где его и не видно. Вроде смотришь, все зубы белые, не болят, а там уже ползуба изнутри сгнило. И ничего не помогало: ни чистка два раза в день, ни зубная нить, ни регулярный осмотр у стоматолога.

А дело в том, что зубная нить и даже электрические щётки не могут нормально прочистить пространство между коренными зубами. Особенно между верхними. Особенно, если зубы расположены слишком близко друг к другу, как у меня.

Единственное средство, которое помогло — ирригатор. Это ручной аппарат, в который заливают обычную воду, и она под давлением бьёт струёй в несколько сот Паскалей. Ошмётки еды вылетают к хуям, как миленькие. И дёсны не страдают, потому что это обычная вода.

Мобильный ирригатор с тремя режимами стоит 2500−3000 ₽. Для сравнения, вылечить зуб с кариесом на начальной стадии и поставить пломбу стоит от 2500 ₽.

Когда мне первый раз сказали про ирригатор, я думал: «Да ладно, вот вылечу сейчас зубы, и всё будет ОК». А когда кариес вернулся во второй и в третий раз, я понял, что лоханулся. Я мог бы сэкономить кучу денег, нервов и времени, если бы купил его себе четыре года назад. Теперь с ирригатором не расстаюсь. Это определённо лучшее вложение в себя за этот год.

Редактура — это работа ★

Ходил подстричься. В процессе разговарился с парикмахером, и она вдруг выдаёт: «Вот бы мне такую работу как у тебя: сидеть дома за компом и ничего не делать». Я промолчал. Она же не виновата, что ничего не знает о работе редактора. С чего бы? Редакторы не рассказывают, из чего состоит их работа.

Даже мои друзья не до конца понимают, чем я занимаюсь. Объяснить, что я делаю, моей бабушке ещё сложнее. Для них я просто работаю «в компуктере». Но даже с людьми до 35 лет у меня периодически случается примерно такой диалог:
— А ты кем сейчас работаешь?
— Редактором.
— А, ну, короче, у тебя творческая профессия, да?
— Ага.

На самом деле нет. Я не терплю, когда работу дизайнеров, редакторов и арт-директоров приравнивают к творчеству. Творчество осталось в детсаде на уроках рисования.

Процент творчества в работе редактора бесконечно стремится к нулю. Чтобы вы понимали, почему это так, приведу примерную схему работы редактора над одним материалом.

  1. Редактор получает сообщение от застройщика, которому срочно нужна статья о том, что у него самый лучший жилой комплекс в Крыжополе. И просит назвать цену.
  2. Редактор: «Давайте сначала разберёмся, зачем вам статья?»
  3. Клиент: «Ну, все пишут, а мы чё лохи? Нам тоже нужен полезный контент, посты в Фейсбуке и всё такое».
  4. Редактор: «Ага, понял, вы не хотите выглядеть как лохи. А для кого статья, кто будет её читать, где вы планируете её разместить, кто будет верстать, что вы хотите от читателя…» В общем вы поняли. Редактор задаёт вопросы до тех пор, пока не поймёт, почему он должен написать эту статью, зачем, в каком формате, сколько времени займёт изучение темы.
  5. После этого редактор такой: «Напишу за 12 тыщ. Сроки — две недели. На мне корректура, вычитка и рекомендации по вёрстке для дизайнера».
  6. Клиент: «Ты берега-то видишь? Какие 12 тыщ?! Тут на бирже пацаны за сотку пишут!»
  7. Редактор: «ОК, идите на биржу».
  8. Клиент идёт на биржу, ему пишут унылый говнотекст. Возвращается и говорит: «ОК, давай напишем, но за 10 тысяч?»
  9. Редактор: «ОК, можно за 10, но тогда корректура и вычитка на вас».
  10. После этого редактор задаёт вопросы про бизнес клиента: кто за что отвечает, почему его ЖК самый крутой, в чём конкретно он лучше других, кто его будет строить, какие материалы используются для отделки, кто разрабатывал проект и т. д. Хороший редактор знает, что статью без исследования не сделать. Поэтому говорит: «Мне нужна неделя на черновик. В следующий понедельник покажу, чё получилось».
  11. Редактор собирает информацию, которую узнал от клиента, изучает рынок, смотрит, что пишут о других жилых комплексах Крыжополя, отмечает их сильные и слабые места. После анализа он находит главную мысль-аргумент за ЖК клиента и начинает строить вокруг неё структуру будущей статьи, снабжает материал фактами и примерами. Иными словами, редактор создаёт в статье условия, при которых читатель почувствует, что этот жилой комплекс — лучший в Крыжополе, и там стоит купить квартиру.
  12. После этого редактор показывает черновик клиенту. После чего замечания, доработка, вычитка, корректура, ещё раз вычитка, вёрстка и вуаля — текст сдан и выпущен.

А теперь скажите мне, где тут творчество?

Собеседник прочитал сообщение и не отвечает: что делать?

Бывает напишешь кому-нибудь по важному и срочному делу, а он не отвечает. А ты-то видишь, что он сообщение прочитал. И тут начинается страшное: чешутся руки, чтобы написать ещё одно сообщение, накричать капсом, восклицательный знак поставить в конце предложения. Стоп, лучше три — тогда точно ответит! Но есть более действенный способ получить желаемое.

  1. Не паникуйте и не пишите сообщения вроде: «Ау, ты где? Алё, гараж?! ТУТ ВСЁ ГОРИТ, СРОЧНАА ОТВЕТЬ, КЛИЕНТУ НУЖЕН МАКЕТ!!! АДВДАВДАДВ!» Это вообще никак не поможет делу, а только выбесит собеседника.
  2. Сделайте три глубоких вдоха.
  3. Сконцентрируйтесь на мысли, что собеседник, возможно, занят и ответит позже. Раз вы пишите, значит вопрос не срочный.
  4. Если вопрос срочный и всё горит — позвоните. Но тогда вопрос к вам: зачем пишете, если дело срочное?
  5. Вспомните, что никто не обязан вам отвечать в ту же секунду. Вам вообще никто ничего не должен. Даже если вам что-то пообещали, не факт, что так и будет.

Рассылка о том, как жить, работать и руководить без суеты

Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.

Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.