Параллельная работа в созвоне

Самое деструктивное в работе — созвониться с коллегой и работать параллельно. Производительность падает в разы.

Любой созвон длиннее 30 минут вгоняет людей в тоску и раздражает. Если созвон идёт дольше 30 минут, значит, либо тема встречи сформулирована неверно и участники не понимают, что они там делают, либо участники плохо подготовились и вместо того, чтобы определить решение, пытаются решить задачу.

По моему опыту: ещё ни одна задача не решалась созвоном. Единственное для чего нужны созвоны — понять ситуацию и разобраться в задаче. После чего нужно делать, а не языком чесать.

Вывод: приходить на созвон надо с идеями и решениями, а не с вопросами. Уважайте чужое время, ёпта.

Ирригатор

До 23 лет я не знал, как выглядит кресло стоматолога. Но ночные смены баристой в студенческие годы дали о себе знать, и в 24 у меня появился перешеечный кариес. А потом ещё и ещё. Короче, пиздец — зубы сыпались один за одним.

Проблема была вот в чём: крупные куски еды застревали между зубами, и кариес появлялся там, где его и не видно. Вроде смотришь, все зубы белые, не болят, а там уже ползуба изнутри сгнило. И ничего не помогало: ни чистка два раза в день, ни зубная нить, ни регулярный осмотр у стоматолога.

А дело в том, что зубная нить и даже электрические щётки не могут нормально прочистить пространство между коренными зубами. Особенно между верхними. Особенно, если зубы расположены слишком близко друг к другу, как у меня.

Единственное средство, которое помогло — ирригатор. Это ручной аппарат, в который заливают обычную воду, и она под давлением бьёт струёй в несколько сот Паскалей. Ошмётки еды вылетают к хуям, как миленькие. И дёсны не страдают, потому что это обычная вода.

Мобильный ирригатор с тремя режимами стоит 2500−3000 ₽. Для сравнения, вылечить зуб с кариесом на начальной стадии и поставить пломбу стоит от 2500 ₽.

Когда мне первый раз сказали про ирригатор, я думал: «Да ладно, вот вылечу сейчас зубы, и всё будет ОК». А когда кариес вернулся во второй и в третий раз, я понял, что лоханулся. Я мог бы сэкономить кучу денег, нервов и времени, если бы купил его себе четыре года назад. Теперь с ирригатором не расстаюсь. Это определённо лучшее вложение в себя за этот год.

Редактура — это работа ★

Ходил подстричься. В процессе разговарился с парикмахером, и она вдруг выдаёт: «Вот бы мне такую работу как у тебя: сидеть дома за компом и ничего не делать». Я промолчал. Она же не виновата, что ничего не знает о работе редактора. С чего бы? Редакторы не рассказывают, из чего состоит их работа.

Даже мои друзья не до конца понимают, чем я занимаюсь. Объяснить, что я делаю, моей бабушке ещё сложнее. Для них я просто работаю «в компуктере». Но даже с людьми до 35 лет у меня периодически случается примерно такой диалог:
— А ты кем сейчас работаешь?
— Редактором.
— А, ну, короче, у тебя творческая профессия, да?
— Ага.

На самом деле нет. Я не терплю, когда работу дизайнеров, редакторов и арт-директоров приравнивают к творчеству. Творчество осталось в детсаде на уроках рисования.

Процент творчества в работе редактора бесконечно стремится к нулю. Чтобы вы понимали, почему это так, приведу примерную схему работы редактора над одним материалом.

  1. Редактор получает сообщение от застройщика, которому срочно нужна статья о том, что у него самый лучший жилой комплекс в Крыжополе. И просит назвать цену.
  2. Редактор: «Давайте сначала разберёмся, зачем вам статья?»
  3. Клиент: «Ну, все пишут, а мы чё лохи? Нам тоже нужен полезный контент, посты в Фейсбуке и всё такое».
  4. Редактор: «Ага, понял, вы не хотите выглядеть как лохи. А для кого статья, кто будет её читать, где вы планируете её разместить, кто будет верстать, что вы хотите от читателя…» В общем вы поняли. Редактор задаёт вопросы до тех пор, пока не поймёт, почему он должен написать эту статью, зачем, в каком формате, сколько времени займёт изучение темы.
  5. После этого редактор такой: «Напишу за 12 тыщ. Сроки — две недели. На мне корректура, вычитка и рекомендации по вёрстке для дизайнера».
  6. Клиент: «Ты берега-то видишь? Какие 12 тыщ?! Тут на бирже пацаны за сотку пишут!»
  7. Редактор: «ОК, идите на биржу».
  8. Клиент идёт на биржу, ему пишут унылый говнотекст. Возвращается и говорит: «ОК, давай напишем, но за 10 тысяч?»
  9. Редактор: «ОК, можно за 10, но тогда корректура и вычитка на вас».
  10. После этого редактор задаёт вопросы про бизнес клиента: кто за что отвечает, почему его ЖК самый крутой, в чём конкретно он лучше других, кто его будет строить, какие материалы используются для отделки, кто разрабатывал проект и т. д. Хороший редактор знает, что статью без исследования не сделать. Поэтому говорит: «Мне нужна неделя на черновик. В следующий понедельник покажу, чё получилось».
  11. Редактор собирает информацию, которую узнал от клиента, изучает рынок, смотрит, что пишут о других жилых комплексах Крыжополя, отмечает их сильные и слабые места. После анализа он находит главную мысль-аргумент за ЖК клиента и начинает строить вокруг неё структуру будущей статьи, снабжает материал фактами и примерами. Иными словами, редактор создаёт в статье условия, при которых читатель почувствует, что этот жилой комплекс — лучший в Крыжополе, и там стоит купить квартиру.
  12. После этого редактор показывает черновик клиенту. После чего замечания, доработка, вычитка, корректура, ещё раз вычитка, вёрстка и вуаля — текст сдан и выпущен.

А теперь скажите мне, где тут творчество?

Собеседник прочитал сообщение и не отвечает: что делать?

Бывает напишешь кому-нибудь по важному и срочному делу, а он не отвечает. А ты-то видишь, что он сообщение прочитал. И тут начинается страшное: чешутся руки, чтобы написать ещё одно сообщение, накричать капсом, восклицательный знак поставить в конце предложения. Стоп, лучше три — тогда точно ответит! Но есть более действенный способ получить желаемое.

  1. Не паникуйте и не пишите сообщения вроде: «Ау, ты где? Алё, гараж?! ТУТ ВСЁ ГОРИТ, СРОЧНАА ОТВЕТЬ, КЛИЕНТУ НУЖЕН МАКЕТ!!! АДВДАВДАДВ!» Это вообще никак не поможет делу, а только выбесит собеседника.
  2. Сделайте три глубоких вдоха.
  3. Сконцентрируйтесь на мысли, что собеседник, возможно, занят и ответит позже. Раз вы пишите, значит вопрос не срочный.
  4. Если вопрос срочный и всё горит — позвоните. Но тогда вопрос к вам: зачем пишете, если дело срочное?
  5. Вспомните, что никто не обязан вам отвечать в ту же секунду. Вам вообще никто ничего не должен. Даже если вам что-то пообещали, не факт, что так и будет.

Рассылка о том, как жить, работать и руководить без суеты

Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.

Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.

Правила, которые помогают делать работу и быть счастливым ★

У каждого редактора свои способы и приёмы, которые помогают не выгорать и держать баланс между работой и отдыхом. Кому помогает кофе, кому — бег, кому — тяжёлые наркотики. Всё индивидуально. За два года работы я вывел несколько принципов, которые работают для меня. Все примеры в статье связаны с редактурой, но можно применять их и к другим профессиям.

Пиши в одиночестве

Легче войти в состояние потока, когда никого не слышишь и не видишь. Со временем появляется навык «отключаться» даже в шумном кафе или офисе полном людей. В такие моменты люди не могут до меня докричаться. Если вы попали в такое состояние, продолжайте писать, не переключайтесь. Поток — признак того, что вы занимаетесь любимым делом.

Пиши вечером, редактируй утром

После отдыха в голове нет навязчивых мыслей о плохой жизни в России, спасении природы или выборах в Мосгордуму. Я почти всегда встаю раньше своей жены и стараюсь поработать до завтрака. Выпиваю стакан воды, съедаю несколько фиников, яблоко или вообще ничего не ем и сажусь писать. Вечером лучше не редактировать, а писать черновики: от усталости увидеть недочёты в тексте сложнее. Поэтому черновики я пишу вечером, а утром редактирую.

Пиши регулярно

Писать надо каждый день, а ещё лучше — каждый день в одно и то же время. Бытует мнение, что тексты писать легко и вообще «ну-ка, редакторишка, отойди от клавиатуры, ща я сам всё сделаю». Редактор — это человек, который в первую очередь умеет организовать свою работу. Только дисциплина поможет написать книгу, статью, пост в группу или гайд для продукта. Выделите время, когда вы будете писать и следуйте расписанию. Со временем привыкните и сами будет бежать к ноутбуку.

Работай налегке

Питание напрямую влияет на ясность мышления. Чем легче пища, тем легче думается. Я заметил, что если съесть в обед большой и аппетитный бургер, то настрой на работу пропадает: клонит в сон и тянет на философские беседы. Поэтому я отказался от мяса по утрам и в обед, ем его только вечером и в небольших количествах. В будни на обед хорошо заходят овощные смеси с рисом или гречкой, макароны или спагетти, бананы и яблоки.

Для особо чувствительных поясню: не надо голодать и мучать организм. Достаточно просто не обжираться или есть небольшими порциями. Так вы получите и топливо для мозга, и сможете писать, не засыпая за ноутбуком.

Не показывай черновик друзьям

Тем более не спрашивайте, как им ваша новая статья. Делать так не стоит по двум причинам.

Во-первых, любому клиенту и редакции важна конфиденциальность. Даже если ваш клиент — ИП с соседней улицы. Никому не нравятся исполнители, которым нельзя доверять. Возможно, у мелкого клиента и нечего скрывать, но у крупных компаний всегда есть вещи, которые нельзя разглашать. Молчание — доверие — деньги.

Во-вторых, если вам скажут, что текст плох, вы расстроитесь и останется неприятный осадок. Ведь если ваш друг не редактор, он не сможет оценить работу, потому что он не знает задачи и контекста. Если хотите совета, спрашивайте его у того, кто поможет увидеть и исправить ошибки. К друзьям лучше обращаться, чтобы проверили текст на опечатки.

Не публикуй текст сразу

Дайте ему отлежаться «в столе» или папке «Дропбокса». Ни один редактор и автор, каким бы гегниальным ни был, не может написать хороший текст с первого раза. Хороший и крепкий черновик — да. Но финальныйт текст статьи — нет.

Прежде чем вы поймёте, что текст готов, пройдёт не один день, и вы не раз внесёте в него правки. Поэтому в сроки важно закладывать не только время на написание и редактуру, но и перерыв между этими двумя процессами. Если текст большой, я стараюсь забыть о нём на два-три дня. После перерыва гораздо легче увидеть свои плохой синтаксис, неправильный порядок слов и сложные формулировки.

Отдыхай от работы

Во время отдыха не думайте о тексте и не говорите о редактуре. Разделите личное и рабочее время. Чтобы стать плодовитым автором, редактором, блогером, автором или кем-то ещё, нужно отдыхать. Отдыхать — не значит бездельничать. Путешествуйте, занимайтесь спортом, плавайте, ходите на прогулки, катайтесь на велосипеде, читайте других редакторов. Поглощайте информацию, чтобы потом отдать её: чем насыщеннее ваша жизнь, тем лучше и сильнее ваши тексты.

Я, например, люблю гулять по городу или по парку, ходить на выставки, читать книги о дизайне и типографике, видеться с друзьями и наблюдать за тем, как текст живёт и работает в городе на вывесках и объявлениях.


Если ты не высыпаешься, всё, что написано выше, не сработает.

Итоги встречи ★

Завоевать доверие человека трудно. Но если показать, что вы его понимаете и вам не пофиг на его проблемы, то не так уж трудно. Нужно лишь делать чуть больше, чем другие. Например, высылать итоги встречи в тот же день, когда прошла встреча.

Главная цель на первой встрече — установить контакт с клиентом и убедиться, что вы одинаково понимаете проблему и разделяете определённый подход к решению задач. Говорите не о дизайне, а проблемах клиента и его бизнеса. Разберитесь, что его волнует. Почему он к вам пришёл? Зачем? Что его побудило написать вам или позвонить?

Если во время беседы у вас появилось единое понимание задачи, вы поняли мотивы и цели клиента, и он это увидел — закрепите это ощущение. Самый простой способ — выслать договорённости и основные тезисы на почту сразу после встречи. Не нужно рисовать красивые рамочки и подбирать шрифт в Фотошопе. Достаточно записать всё, о чём договорились на встрече, в обычный гугл-документ: проблема, решение, план действий, ответственные и дедлайны.

Присылайте клиенту всё, что вы обсудили на встрече, в тот же день. Это такая банальная штука, но её почти никто не делает, хотя на встречах все так старательно что-то записывают. Многие делают для себя, но на самом деле это нужно для всех участников проекта, в первую очередь, для клиента.

Чтобы этот пост был ещё полезнее, я поделюсь шаблоном, который мы используем для отправки итогов встречи клиентам студии.

Шаблон для отправки итогов встречи клиенту →

Мат

Не понимаю, что плохого в мате? Почему его у нас так стыдятся?

Матерные слова виноваты лишь тем, что буквы в них сложились в определённый звуковой ряд и обозначают различные ситуации и явления. Один и тот же мат может быть междометием, прилагательным, существительным и глаголом — такой гибкости матерных слов я не встречал ни в одном языке мира.

Да, говорить исключительно матом — мерзко. Это признак того, что человек не владеет своим родным языком. Мат становится сильным, только когда его умело добавляют в предложения, вкрапляют в свою речь, словно приправу. Если пересолить суп, его будет невозможно есть. Так и с речью, насыщенной матами. Она отвратительна.

Но причина такого засилья мата в том, что его стесняются, боятся и запрещают с детства. Вместо того, чтобы объяснить, что это часть языка, и ей просто нужно уметь пользоваться. Как и с любыми другими словами надо знать место и время, когда мат стоит употреблять, а когда нет.

Например, использовать термин «эмболия» в разговоре с пациентом — странно, а с врачом — нет. Сказать родителям, что вы вчера «классно флексили» в автобусе с другом — глупо. Вряд ли они поймут, что вы имеете ввиду. С матом так же.

Вставлять маты в разговоре с малознакомым человеком — неприлично. А вот выкрикнуть «блять» вместо «блин», когда ошпарился — норм. Иначе будешь как мудак выглядеть.

Почему мы боимся задавать вопросы ★

На сайте тюменской Школы перспективных исследований очень хорошая статья о том, чем российские студенты отличаются от зарубежных. Перечислю их ниже в виде тезисов:

  1. Не умеют анализировать информацию и формулировать аргументы.
  2. Боятся задавать уточняющие вопросы, потому что это считается признаком слабости/тупости.
  3. Не отвечают на вопросы преподавателей, если не уверены, что их ответ ему понравится.
  4. Боятся признать, что изменили позицию по какому-либо вопросу — это приравнивается к поражению.
  5. Не умеют работать с обратной связью от преподавателей: студенты считают, что замечаниям можно не уделять внимание.
  6. Нет ведут заметки во время лекций: речь не о коспектах, а о своих замечаниях, мыслях, идеях.
  7. Боятся устроить дискуссию и включиться в диалог с преподавателем. В итоге: два-три человека активно работают, большая часть аудитории — тухнет.
  8. Не понимают, что такое критическое мышление и как его применять. Критика = непринятие чего-либо целиком во всём его проявлении.
  9. Не умеют работать с текстом итерациями, сразу стремятся написать определённое кол-во знаков начистовую, без доработок.

Все эти проблемы я замечаю в молодых ребятах, которые ищут работу после универа. Да и не только в них. Эти же проблемы живут в большинстве взрослых. Наиболее явно проявляется второй пункт: боязнь задавать вопрос, уточнять, если что-то неясно, сообщать о проблеме.

В своё время, на занятиях по редактуре мне приходилось буквально раскочегаривать людей, чтобы они не боялись вести диалог, высказывать предположения, вести дискуссию. Слова преподавателя в России — некая истина. Если ты с ними несогласен — молчи, если не знаешь, что сказать — молчи, если боишься ошибиться — молчи. В итоге, этот принцип распространяется на остальные сферы жизни. Мы молчим, а потом получаем гору проблем и конфликтов.

Сегодня, когда я ищу людей в студию, я в первую очередь смотрю на то, умеет ли человек общаться, предупреждать о проблемах заранее, задавать вопросы, мыслить критически, а потом уже на его уровень как специалиста. Научить рисовать годный дизайн или писать сильные тексты можно за полгода. А вот научить размышлять, строить коммуникацию, доносить проблемы ртом — почти нереально. Установка «лучше промолчу, чтобы не выглядеть дураком» — засохла где-то на подкорке и её хрен отскребёшь, прям как старую советскую краску.


Рассылка о том, как жить, работать и руководить без суеты

Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.

Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.

Без приветов ★

Писать «привет», а потом ждать ответа — идиотизм. Это неуважение к собеседнику и его времени.

Особенно это глупо выглядит, когда вы пишете по делу. Есть дело — выкладывайте сразу, что к чему. Ни у кого нет времени на «приветы».

В рабочей переписке команды я вообще редко здороваюсь, ибо непонятно зачем. Вежливость? Сомнительный аргумент. Мы все знаем друг друга и знаем, кто за что отвечает. Чем быстрее перейдём к сути, тем быстрее решим задачу.

«Привет» стоит писать только если вы давно не общались с человеком или он вам незнаком. В остальных случаях можно не здороваться.

В интернетах на эту тему есть такая страничка — nohello.com.

Моё, твоё или как решать конфликты в проектах ★

Мне долго везло на дизайнеров, и я не понимал, почему в дизайн-коммьюнити так много ненависти друг к другу, зависти и снобизма. А недавно понял.

В одном проекте я работал арт-директором: общался с дизайнерами, организовывал разработку и предлагал решения, которые помогут улучшить финальный результат. На одно из моих предложений выровнять пару блоков по сетке, я получил такой ответ от дизайнера.

Сначала я подумал, что, возможно, не так сформулировал замечание. Но перечитав его несколько раз, убедился, что всё было вежливо, без зауми. Однако дизайнер воспринял мою правку так, будто я посягаю на его работу или ставлю под сомнение его навыки.

Здесь мне хочется обратиться к дизайнерам, разработчикам, редакторам, иллюстраторам — всем, кто работает в проектах — заказчику абсолютно насрать на дизайн, код, текст, картинки. В проекте нет понятий моё и твоё, нет начальников и подчинённых, нет победителей и проигравших.

Не важно, какой цвет у ховера вы поставили, не важно, кто нашёл решение, а кто увидел опечатку.

Важен — результат.

В проектах есть конкретная задача и ограничения. Их устанавливает клиент. Арт-директор и менеджер помогают в эти ограничения вписаться и максимально эффективно и точно решить задачу. Если я в проекте — арт-директор, то всегда подхожу к дизайнеру не с позиции, «ты сделал говно, переделай», а предлагаю решение и спрашиваю, что думает дизайнер. То есть приглашаю к обсуждению и даю право на аргументированное «нет».

Ответы вроде того, что привёл выше, нельзя принимать за мнение. Видно, что у человека нет аргументов, кроме как «я — художник, я так вижу». Это не аргумент, это — эгоизм. Поэтому если вы заходите в какой-то проект, оставьте своё эго за дверью. В проекте оно будет всем только мешать и тормозить работу.

Что делать, если вы видите плохое решение

В любом проекте есть общая цель — сделать хорошо и полезно для заказчика и пользователя. Когда у кого-то эго лезет вперёд, нужно напомнить ему об общей цели. Если это не помогло, надо действовать решительно, но вежливо. Иначе получите на выходе среднячок или ещё один никому не нужный сайт, логотип, текст.

Если решение мешает пользователю достичь желаемого, раздражает или отвлекает — это плохое решение и его нужно заменить. Изложите аргументы письменно и покажите их тому, кто с вами не согласен, пригласите его к дискуссии. Если разговор получается — хорошо, скорее всего вы найдёте решение, которое все устроит. Если нет — идите к заказчику.

Объясните ситуацию закачизку, представьте решения и их последствия. В конце-концов именно заказчик платит вам за конечный результат — из всех участников проекта, только у него есть право заказывать музыку. Возможно, заказчик увидит в вашем решении скрытые сложности для его бизнеса, а может — предложит альтернативное решение.

В общем, если видите проблему — говорите о ней. Молчанием вы лишь соглашаетесь с тем, чтобы в мире появилась ещё одна одна посредственная работа.