Зачем и почему ★ 

В проектной работе с клиентами бывает так, что задачу, которую вам поставили, делать не нужно. Но обычно выясняется это слишком поздно, когда задача уже выполнена. Я наблюдал такое десятки раз.

Причин, почему так происходит, много. Вот две основные, которые я знаю:

  1. Пытаемся решить надуманную проблему. То есть проблема выросла не из жизненного контекста или реального запроса, а из переживаний о будущем и стремления продумать план действий на всевозможные жопы в будущем.
  2. Решаем задачу, потому что «так надо», «так принято», «так правильно». Иногда бессмысленные задачи оправдывают процессом: «Вот у нас процесс такой, поэтому надо сделать». И не важно, что процесс был написан пять лет назад и с тех пор его никто не читал и не обновлял.

Есть исполнители, которые умело вычисляют эти красные флажки. Их мало. А есть те, кто без лишних вопросов идёт делать бесполезную и никому не нужную задачу. Таких большинство. Разница между первыми и вторыми в одном слове. Вернее так, в английском это одно слово — why, а в русском у него две формы: зачем и почему.

Несколько примеров:

  • Зачем мы делаем эту задачу?
  • Зачем нужен этот экран?
  • Зачем нужна встреча?
  • Почему нужно сделать именно так?
  • Что значит «так надо»? Кому надо?
  • Что будет, если мы сделаем не так, а вот так?
  • А если не сделаем вовсе, что тогда?
  • Что можно не делать?

«Зачем» раскрывает суть проблемы, обнажает детали, которые скрыты за словесной мишурой про «нам нужен сайт» или «нам нужен текст». «Почему» ведёт к сути и заставляет задуматься о целях и приоритетах. Вопрос «что можно не делать» на первой встрече с заказчиком приводит нас к тому, что делать важно и нужно.

Зачем и почему помогают вычислять и отсеивать ложные, надуманные задачи. Исполнители, которые умеют задавать эти вопросы, быстрее добираются до сути, экономят кучу времени и успевают больше, чем те, кто работает бездумно и по указке.

Главные помощники автора, дизайнера или менеджера — зачем и почему.

Лучший способ сделать проект — понять, что можно не делать.

Лучшее решение задачи — найти способ её не делать.

Про современное искусство 

Понял, что современное искусство и различные производные от него меня не волнуют и не цепляют. Обычное искусство — да, хотя далеко не каждый его экземпляр, а вот современное — практически никак. Я долго думал, почему так, и нашёл такое объяснение.

Искусство — это некое сообщение остальным, поданное в определённой форме: картина, фильм, фотография, рассказ. Искусство создают с целью передать своё видение мира, удовлетворить любовь и стремление человека к прекрасному.

Пока речь идёт про искусство, всё в порядке. Но как только в предложении появляется слово «современный», происходят забавные вещи:

  1. Фокус со зрителя смещается на автора. Выпячивается «я» художника, которое нам предлагается изучать. Спасибо, но я не за тем пришёл.
  2. Само искусство обесценивается. Автор произведения словно стремится как-то оправдать факт появления и существования своей работы, и дабы прикрыть оплошности добавляет прилагательное, которое отвлечёт зрителя от сути.
  3. В современном искусстве мало или почти отстутствует эстетика и красота. Очень много треша, акционизма и шоу, и очень мало того, на что можно смотреть часами, изучать, наслаждаться.

Ты можешь подумать, что я сам никогда никакого искусства и не видел. Но в том-то и дело, что видел и немало. И каждый раз, когда это преподносили со словами «современное искусство», я уходил разочарованный. А когда шёл просто посмотреть картины или какой-нибудь музей старой техники, возвращался поражённым и писал об этом в своих письмах и делился с тобой.

Искусство в большей степени про других людей и мир вокруг и в меньшей степени про того, кто создаёт. Поэтому искусство прошлого так ценно, поэтому его изучают в школах, поэтому оно до сих пор влияет на умы и идеи.

Авторы сегодняшних творений, добавив к искусству унизительную приставку «современное», лишь подтвердили, что они не ставят цели сказать что-то, что будет вызывать чувства и впечатлять через 100−200 лет. Во многом современное искусство — кривляние и показуха.

Ситуация тут такая же, как с приставками и модными словами в профессиях. Если ты просто дизайнер, то ты словно какой-то неполноценный. А если назовёшься экологичным дизайнером, это да, это совсем другое дело. Если скажешь, что ты — редактор, то как-то скучно, ей богу. А если богиня копирайтинга, тогда верю, передо мной профессионал!

Возможно, я ошибаюсь. Возможно, я просто ни черта не понимаю и всё обстоит иначе. Возможно, моя точка зрения ужасно непопулярна и не близка тебе. Возможно, я что-то упускаю. Пусть так.

А пока искусству я говорю «да», а современному искусству — «нет».

Рабочий стул для редактора ★ 

В июне я рассказал, как спроектировал для себя рабочий стол. Мне понравилось работать с Жасланом — я предложил ему сделать вместе ещё и стул и превратить всё это в капсульную коллекцию. Мы взялись за работу в начале июля, а закончили — только в последних числах сентября.

Это большой пост о том, как мы проектировали стул, с какими сложностями столкнулись и почему делать стулья сложнее, чем столы.

Контекст и проблемы

На момент, когда мы начали проектировать стул, я пользовался креслом «Эрвфьеллет» из Икеи и у него было несколько проблем, которые напрямую мешали работе:

  1. Несмотря на внешне приличный вид у этого кресла плохая поддержка поясницы. Два часа часа работы в таком кресле и боль в спине на остаток дня обеспечена. А я иногда проводил в нём по 5−6 часов. Неудивительно, что у меня постоянно болела поясница.
  2. Хотя у меня была тканевая версия, в жаркую погоду сидеть на таком кресле неприятно: элементарно потеет задница. Приходится время от времени вставать. Это вроде хорошо, но когда ты сфокусирован, то не хочется, чтобы тебя что-либо отвлекало. Особенно потная задница.
  3. Непродуманный подголовник. Даже если расположить монитор прямо перед глазами, откинуть голову назад так, как это задумали дизайнеры Икеи, не получится.
  4. Бесполезные подлокотники постоянно мешали и стукались о столешницу. Мелочь, но опять же: когда какая-то мелочь повторяется изо дня в день, раздражение накапливается.

Задача

Задизайнить и изготовить стул для длительной сидячей работы.

Требования и пожелания к результату

Будущий стул должен обладать следующими качествами:

Поддержка поясницы. Когда я работаю, я откидываюсь на стул верхней частью тела. Он должен выдержать 40−50 кг этой нагрузки. Спинка не должна скрипеть, шататься и деформироваться со временем.

Правильная эргономика. Важно, чтобы у спинки был правильные анатомический изгиб, который будет облегать поясницу. Это первое, что начинает затекать при длительной работе за столом. Единственный способ решить эту проблему — учесть анатомию человека.

Простота и устойчивость конструкции. Есть красивые стулья и кресла, но у них мудрёная и ненадёжная конструкция. Со временем они начинают скрипеть, шататься и прочее. Нужно найти баланс между красотой и функцией.

Красивый и стильный. Стул должен быть нейтральным, вписываться в любой интерьер и, конечно, сочетаться по стилю со сделанным ранее столом.

Примеры стульев, которые нравятся

Как и в прошлый раз я составил подробное понимание задачи, собрал референсы и разбил их по категориям. Публикую здесь только те, что легли в основу нашего проекта.

Винтажный фанерный стул Германа Миллера. В этом стуле мне понравилась спинка. У неё хороший баланс наклона, округлости и высоты.

Стул «Боккен» компании «Коле́». Красивый стул, у спинки хороший и уютный изгиб, должна хорошо держать. Ещё понравилась идея с кастомизацией: человек может выбрать цвет на свой вкус, это создаст акцент в комнате.

Стул с крестообразной опорой компании «Такт». Основной референс по конструкции. Помимо простоты, важен был экономический фактор: цена фанеры постоянно скачет, и мы стремились сократить количество деталей, за счёт чего снизить себестоимость производства и следовательно конечную цену.

Проектирование и дизайн

Как и в прошлый раз, мы начали работу с грубого наброска в 3D.

Стул проектировали под меня, поэтому сделали его на 6 см выше обычных стульев. Так мои коленки в сидячем положении образовывали угол 90°, что позволяет ногам не затекать во время сидячей работы.

Стул состоит всего из четырёх деталей: спинка, сидушка и две ножки, скрепляющиеся между собой крест-накрест. В разобранном виде стул можно уложить в плоскую коробку и спокойно провезти в автобусе или обычном такси. При отправке в другой город компактность также позволит значительно снизить затраты на доставку.

Я дал свои замечания к эскизу, и Жаслан начал работу над первым прототипом.

Первый прототип

Первый прототип был плоским, без изгибов и утончённых деталей. Его задачей было прикинуть угол наклона спинки и сидушки, а также проверить устойчивость конструкции.

Крестовина, которую образовывали ножки стула, оказалась слишком тонкой и при большом давлении начинала «танцевать» туда-сюда. Стул шатался, сидеть на нём было нельзя. Стало ясно, что высоту опорной части крестовины нужно увеличивать как минимум вдвое.

Жаслан прикидывает, какой высоты должна быть крестовина

Отдельной проблемой было то, что без изгиба и обратного наклона сидушка превращалась в табурет. Мы обсудили эти нюансы, Жаслан закупил фанеру и сделал ещё один подход.

Студийный подход во всём: во всех проектах я пишу итоги встречи
Второй прототип

Прежде чем встречаться снова Жаслан записал видео, где рассказал об изменениях и доработках. Стало намного лучше: стул выглядел надёжно и приглашал присесть.

Вживую он оказался ещё лучше, чем на видео. Спинка теперь плотно прилегала к спине и поддерживала её, а не впивалась в мышцы и рёбра. Высота спинки охватывает всю поясницу, благодаря чему нагрузка распределяется равномерно, а мышцы спины не перенапрягаются.

Выглядит монументально и при этом приветливо.

Вот ещё фотографии в полную высоту с разных ракурсов. Сбитый, крепкий и очень красивый стул.

Дело было за малым: покрасить, высушить и проветрить перед доставкой. Но нужного масла не оказалось в наличии, и пришлось ждать пару недель, чтобы закончить работу.

Результат

Стул после сборки у меня дома. Листайте галерею, чтобы рассмотреть со всех сторон.

Сроки

С начала работ до момента, как стул оказался у меня в квартире, прошло почти три месяца. Из-за загрузки у меня и Жаслана не получалось видеться часто, поэтому проект затягивался, но мы договорились, что не будем спешить. Важно было сделать хороший продукт, и время у нас было.


И да, теперь вы можете сделать предзаказ стула и стола, по отдельности или вместе. Оформить предзаказ →

Консультация. Нейминг объекта для компании «Колесник» 

В сентябре ко мне обратился Иван Кидяев, исполнительный директор компании «Колесник». Это добрый клиент нашей студии: мы сделали для них логотип, айдентику, сайт и многое другое. На этот раз нужна была помощь с названием для одного из объектов компании. Бюджет на работу был небольшой, и сроки тоже. Я предложил найти решение на консультации, Иван согласился.

Контекст

В начале этого года один из кооперативов под управлением компании «Колесник» приобрёл группу зданий на ул. Федюнинского, 12. Архитекторы разработали проекта концепцию реновации — в будущем здесь появится ритейл-парк. Концепция получилась классная, но без названия.

Главный элемент — необычная крыша здания
Здание не очень видно с дороги, а крыша сделает его заметным

Команда «Колесника» стала искать идеи для названия самостоятельно и составила список из четырёх вариантов:

  • Пила — по форме территория будущего ритейл-парка напоминает пилу, а скатные крыши похожи на зубцы;
  • Ё — скатные крыши напоминают и иголки по силуэту;
  • Стрела — это местное название района, в котором располагается ритейл-парк;
  • Март — сокращение от «маркет», к тому же многозначительности добавляет то, что рядом с нами ЖК «Апрель».

Однако ни одно из названий не вызывало ощущения «Да, это то, что нужно!» Было непонятно, на что опираться в выборе названия. Компания даже устроила конкурс на лучшее название среди подписчиков. Новые варианты внесли ещё больше смуты.

Задача

Придумать название для объекта, которое поможет в продвижении объекта, создаст ажиотаж и будет продвигать как бы само себя, будет запоминающимся.

Проблемы

  1. Текущие названия не нравились: вроде бы то, но не совсем.
  2. Слишком много вариантов, неясно, за что зацепиться.
  3. У местности нет истории, а рядом нет архитектурных доминант, к которым можно было бы привязаться.
  4. У места нет народного названия, как это обычно бывает.

Цель консультации

Целей было три, все тесно связанные между собой:

  1. Отсеять неудачные варианты и понять, почему они не подходят.
  2. Выбрать финальный вариант и продумать аргументацию, почему стоит взять именно его.
  3. Утвердить название прямо на встрече с основателем компании Сергеем Колесником

Результат

Прямо на встрече мы с Сергеем Колесником, основателем компании, разобрали существующие варианты, определили их сильные и слабые стороны, а затем один за другим — отсеяли до двух кандидатов. Вот список названий, которые мы забраковали:

  • Каскад — скучное, такого много.
  • Гарпун, Револьвер — агрессия, насилие.
  • Март — не стоит привязываться к названию местного ЖК.
  • Молния — хорошее нейтральное название, но оно не вызывает эмоций.
  • Ферма — могут возникнуть мысли, что это какой-то сельхозрынок. А ещё слова на «ф» тяжело произносить с предлогом «в».

Стало понятно, что наш фаворит — слово «пила». Но оно звучит слишком уж в лоб. Мы начали перебирать различные вариации этого слова. Одним из вариантов, который я придумал ещё до встречи, было слово «рыба-пила». Аргументация, почему это отличный вариант, появилась сразу:

Во-первых, просто «пила» — неодушевлённый предмет, инструмент у дедушки в гараже. А к неодушевлённым предмета люди по умолчанию испытывают меньше эмоций, чем к одушевлённым. Рыба-пила — это уже живое существо, у него может быть характер, какие-то эмоции.

Во-вторых, скорее всего никто никогда не видел рыбу-пилу вживую. У людей довольно смутное представление об этом существе, которое основано на детских впечатлениях или советском мультике «Голубой щенок». На этом можно сыграть в рекламе и пиаре нового проекта.

В-третьих, название точно запомнится, второго такого в городе нет. Благодаря этому у названия есть огромный потенциал для пиара, рекламы. Да и для Тюмени — это смелое название, нестандартное. Сам факт, что у частной компании хватит смелости назвать здание таким словом, уже инфоповод.

Идея для рекламы, эскиз которой я набросал на листке прямо на встрече

Сергею название понравилось, и спустя некоторое время в социальных сетях компании появились соответствующие анонсы: во ВКонтакте и Телеграме.

Отзыв заказчика

У нас было базовое название. Евгений пришёл, поставил и точку над «й»: добавил пиле глаза, оживил её и ушёл в закат. Быстро, коротко понятно.

Сергей Колесник, основатель

Реакция подписчиков и инвесторов

Комментарии под анонсом нового названия в Телеграме

Как попасть на консультацию

Ознакомьтесь с условиями и напишите мне на почту evgeny@lepekhin.ru или выберите свободное время в Окошках.

ИИ ★ 

Редакторы и дизайнеры сегодня боятся, что искусственный интеллект захватит мир, лишит всех работы, а завтра нам всем придётся искать себе новую профессию, и что вот это уже случилось, всё уже здесь, и мы обречены. Все эти переживания нелепы, и вот почему.

Телевидение не убило театр. Интернет не убил телевидение. Удаленная работа не уничтожила офисы. Радио не исчезло с появлением подкастов. Онлайн-букинг не убил турагентства: люди по-прежнему готовы платить людям за то, чтобы те организовали им отдых.

Новые технологии меняют правила игры, но не уничтожают предшествующие.

Всё адаптируется и меняется, но не исчезает. Да и нет причин, по которым люди смогут или в принципе захотят отказаться от человеческого труда и целиком заменить его работами.

Да, искусственный интеллект умеет сокращать тексты, писать конспекты и генерировать картинки. Но всё это компиляция знаний, созданных и загруженных в интернет человеком. ИИ не умеет создавать новые смыслы, строить процессы, решать нетривиальные задачи, так как не понимает контекста и не обладает эмпатией.

Искусственный интеллект — всего лишь очередной инструмент, не более. Он не может заменить людей, поскольку он не умеет чувствовать, размышлять и сомневаться. Люди по-прежнему превосходят ИИ в создании новых парадигм и концепций. ИИ же лишь запускает алгоритмы, разработанные… людьми.

Главный недостаток любого ИИ в том, что он не способен оценить ситуацию и сам принять решение. Без надзора человека, который нажимает на кнопки и запускает нужные программы — всё это не работает.

Так что расслабьтесь, выпейте чаю и продолжайте делать своё дело. Переживать о восстании машин пока рано. Люди приведут мир к катастрофе гораздо быстрее. И потому изучать их гораздо интереснее.

Надо переделать № 1: онлайн-консультанты, кнопка в Озоне и дерзкая 404 

У меня есть папка со скриншотами сайтов, сторис и прочего визуала, который мне попадается в работе. Прежде я делился им только внутри студии, чтобы показать, что такое хорошо, что такое плохо и как вообще люди решают задачи.

Ещё у меня есть куча всяких фоток из поездок: объявления, таблички, вывески и пр. Это добро я обычно публикую в блоге, когда пишу длинные рассказы о своих поездках. Но делаю я это редко, да и сами находки никак не комментирую.

Я подумал, что можно всё это дело время от времени приносить и показывать в платный, разбирая, что в этих примерах хорошо и круто, а что плохо и криво. Первый выпуск публикую для всех, дальше нужно подписаться на Бусти или группу в ВК.

Сегодня в выпуске:
00:39 — Сайты производителей паркета и фанеры
06:02 — Мобильная версия компании по аренде инструментов для ремонта
09:27 — Корзина на сайте Леруа Мерлена
11:32 — Пояснительный текст при оплате на сайте Леруа Мерлена
13:03 — Сайты, где по умолчанию запрещено писать букву «ё»
14:34 — Кнопка «Оплатить» в Озоне
15:23 — Страница 404 на Торшинском сайте

Студийный подкаст «Всё круто, но надо переделать» ★ 

В сентябре в студии запустили подкаст о том, как работать и руководить проектами и людьми. В выпусках мы рассказываем, как работаем сами, критикуем плохие правила и установки, отвечаем на глупые вопросы.

Подкаст называется «Всё круто, но надо переделать». На деле так и вышло: мы с Настей, автором студии, записали первый выпуск, а Артуру, нашему звукорежиссёру пришлось за нами всё переделывать.

Думал, что будем писать с видео, поэтому выставил свет, зашторил окна. Но видео не получилось. И со звуком были накладки, но мы справились. Оставлю здесь наш бэкстейдж для истории.

Где слушать

Первый и второй выпуски уже доступны в Мейве, Ютюбе, Эпл Подкастах, и ВКонтакте. Кроме самих выпусков на Ютубе и во ВКонтакте выходят шортсы. Это для тех, у кого нет времени слушать весь выпуск, но есть свободная минутка.

Как поучаствовать и помочь

Слушайте, делитесь с друзьями и присылайте вопросы. Каждый выпуск будем отвечать на один вопрос слушателей в порядке очереди.

Просто отдохни 

В одном из выпусков моей рассылки были такие слова:

Иногда писать нет ни сил ни желания. Так случается, и такие паузы нужны. Они — время, чтобы копить силы, мысли и знания.

Сегодня хочу раскрыть эту мысль глубже и поделиться своими соображениями, зачем нужны паузы и почему мы иногда не хотим делать то, что любим. У меня на этот счёт есть три мысли:

Если что-то не горит, то нам проще отложить дело на потом. Чтобы что-то начало гореть, должен появиться контекст и напряжение, или их нужно создать самому: придумать цель, некий смысл. Когда у задачи есть контекст, который толкает её вперёд, всё складывается и получается само, за какие-то часы. А когда такого контекста нет, то какое-нибудь простяцкое дело неделям перекочёвывает из одного списка дел в другой и идёт с таким скрипом, что ненавидишь весь мир.

Усталость — сигнал, что силы на исходе. Конечно, можно продолжить путь через силу, на волевых, и потом свалиться замертво: заболеть, заработать нервный срыв или и впрямь поехать кукухой. А можно взять паузу, перевести дыхание, оглядеться по сторонам и собраться с силами, чтобы идти дальше. Отдых нужен не для того, чтобы решить, хочешь ли ты продолжать путь. Такой вопрос не стоит. Отдых нужен, чтобы дойти до намеченной цели и уже там на месте решить, куда дальше.

Отдых — это возможность оценить обстановку. Оглядываться по сторонам — самый простой способ не упустить идею или решение, которые позволят срезать угол и добраться до цели быстрее, дешевле, проще или комфортнее. По моему опыту проёбанные возможности — это следствие усталости. Мы попросту не видим их, хотя они прямо у нас под носом.

Иногда нам нужен просто день, иногда неделя отдыха. Но мы почему-то жадничаем и не даём себе выдохнуть и осмотреться. Нам кажется, будто ещё один день работы, ещё одна неделя что-то решают. Вряд ли.

Простая мысль: если устал, отдохни.

Главное не путать отдых с получением удовольствия и счастье. Отдых не про ублажение своего эго. Отдыхать значит заниматься чем-то, что приносит тебе спокойствие и умиротворение. Чем-то, что позволяет слышать себя, а не усиливает шум вокруг. Отдых — про заботу о себе.

Не загоняй себя. Просто отдохни.

Главная причина учить английский 

Сегодняшние переводы, даже в уважаемых изданиях вроде МИФа — говно. Большую часть книг читать в переводе на русский просто невозможно. По сравнению с сегодняшними переводами переводы Норы Галь, Маршака и Чуковского — шедевры.

Недавно я читал книгу Джейсона Фрида и Дэвида Хайнемайер Хенссона «Не сходите с ума на работе». В оригинале она называется: It Doesn’t Have to Be Crazy At Work.

Вот перевод одного из отрывков. Обратите внимание, насколько лучше робот справился с этой задачей. Если переводчики продолжат в таком духе, то первыми пойдут оформляться в местный центр занятости.

Оригинальный текст: Running a calm company is, unfortunately, not the default way to run a company these days. You have to work against your instincts for a while. You have to put toxic industry norms aside. You have to recognize that «It's crazy at work» isn’t right. Calm is a destination and we’ll share with you how we got there and stay there.

Перевод МИФа: К сожалению, в наши дни компании не создаются спокойными «по умолчанию». Некоторое время приходится действовать вопреки общепринятому мнению, в частности отказываться от общепринятых токсичных стандартов ведения дел. И признать, что дурдом на работе — это не норма. Мы расскажем, как нам это удалось.

Автоперевод в приложении «Дипл»: Управление спокойной компанией, к сожалению, в наши дни не является стандартным способом управления компанией. Вам придется некоторое время работать против своих инстинктов. Вы должны отбросить токсичные отраслевые нормы. Вы должны признать, что «на работе творится сумасшествие» — это неправильно. Спокойствие — это цель, и мы поделимся с вами тем, как мы туда попали и остаемся там.

Люди нормально переводить не хотят, а роботы ещё не дотягивают до уровня, когда можно скормить им книжку на английском и получить читаемый перевод на русском. Единственный вариант избежать страданий — учить английский и читать в оригинале.

Ты всегда работаешь на себя ★ 

Мой первый работодатель как-то сказала мне: «Женя, ты не понимаешь. Ты думаешь, что работаешь на меня. Нет, запомни, ты всегда работаешь только на себя». Мне тогда было 23, и я только что закончил универ. В тот момент я ничего не понял, лишь обозлился. Чего она вообще меня учит?!

Тогда я был уверен, что руководитель — зло и с ним надо бороться. Позднее, когда я начал работать на себя, а потом и нанимать людей в студию, я понял смысл тех слов. Я увидел в людях прошлого себя: юнца, который чего-то требовал от мира, от руководителя, от родителей. Видеть это в других со стороны было сильнейшим потрясением.

Многие люди оправдывают плохой результат своим окружением, плохими процессами. Но самое частое оправдание, что я слышал было: «Ну, я же работаю в найме, на дядю. Вот если бы я рулили всем сам, вот тогда я бы сделал всё как надо». Это настолько наивное заблуждение, что даже злиться на такое сложно.

Забавно, что когда таким людям на самом деле дают возможность проявить себя, дают им шанс сделать что-то самим от начала до конца, они проваливаются с треском. Они ошибаются в элементарном, попросту обсираются. Хотя никакой «дядя» над душой не стоит, и нет никаких препятствий сделать круто.

Лучшая стратегия в работе — всегда приносить лучший результат, что можешь дать на данный момент. Всегда делать работу настолько хорошо, насколько можешь. Потому что ты всегда работаешь на себя.

У меня ушло несколько лет на то, чтобы осознать это. Вам необязательно проходить такой же путь. Можно начать работать на себя уже сегодня. И не ныть, что кто-то виноват в ваших неудачах. Всё равно не поможет.