Самая тупая фраза, которую когда-либо слышал: жизнь прожить — не поле перейти. Жуть, как бесит, потому что почти все используют её не к месту и не в том значении.
Изначально фраза означала, что жизнь состоит из радостей и трудностей, и что следует достойно переносить удары судьбы. Но сегодня её говорят, когда хотят показать собеседнику, что он в жизни ещё ничего не видел и ни черта не знает. При этом подразумевается, что тот, кто произносит эти слова, по умолчанию более опытный и бывалый, и уж он-то знает, как надо жить и перейти это сраное поле.
Для меня эта фраза всегда звучит как оправдание собственному бессилию. А ещё это, конечно же, зависть и удобная отговорка на случай, когда встречаешь человека, который осмелился подумать или сделать что-то такое, о чём ты даже не мечтал. В тот момент аргументы заканчиваются, и в ход идёт фраза про поле.
Сравните два диалога. В первом фраза используется в изначальном значении, а во втором — в современном.
— Эх, не повезло Петровичу. Надо ж было, чтобы всё так совпало неудачно… — Да, жизнь прожить — не поле перейти. Ничего оправится!
— Я решил открыть своё дело: буду шить одежду на заказ! Что думаешь? — Ой, ну не знаю… Вообще-то жизнь прожить — не поле перейти. Как ты свою семью кормить будешь, об этом подумал?!
Пожалуйста, никогда не используйте эту мудацкую фразу в разговоре с кем-либо в таком значении. И то, что Пастернак когда-то использовал её в своём стихотворении, не делает её хоть в чём-то хорошей.
В каждом второй отклике письме на тему «хочу работать у вас» я встречаю такие фразы: люблю заниматься дизайном, люблю писать тексты, люблю природу и саморазвитие и т. д. Даже страшно, что люди в 2022 году все ещё думают, что это работает.
Пожалуйста, перестаньте писать эту хуйню в своих резюме! Окей, любите вы там в чём-то развиваться и самореализовываться. Почему мне должно быть это интересно? В чём здесь моя выгода? Это что повод дать вам работу и денег?
Если вы предлагаете себя на какую-либо позицию, предполагается, что вам это интересно и вы заведомо любите своё дело. Но это точно не предмет обсуждения при найме. Уберите это слово из резюме и сразу переходите к сути: оформляю офисы креативных агентств, разбираю новые законы и объясняю их простым языком, управляю командами.
Любите своё дело, сколько влезет. Только не надо писать об этом в резюме, в этом нет никакого смысла. Вместо этого, например, сверстайте резюме так, чтобы было ясно: это сделано с любовью, с заботой, с душой. Чтобы нанимателю не приходилось продираться через ваши дифирамбы и стихи о том, как вы всегда были талантливы и любили рисовать натюрморты.
Любая вакансия — это всего лишь приглашение к разговору, а не призыв кому-то угодить или понравиться.
Одно из самых важных открытий в жизни — это работа в поездках. Кайф в том, что ты одновременно создаёшь пользу, получаешь новый опыт, отдыхаешь и невероятно обогащаешься.
Я люблю приехать в новый город, побродить по его улочкам, почувствовать его настроение, пообщаться с людьми. А потом найти местную кофейню, съесть чего-нибудь горячего, взять американо, и сделать пару задач из списка на день или написать какой-нибудь хороший пост.
Конечно, поездки без работы тоже хороши, но работать в поездках — отдельный вид удовольствия. Это развивает умение быстро переключаться между контекстами и ролями. Ничто так не развивает и не тренирует мозг, как опыт в новых, совершенно незнакомых условиях.
Хотел у тебя спросить, у меня довольно токсичный СТО, который мне постоянно говорит что нельзя быть фронтендером и дизайнером одновременно, ибо буду плох и там и там.
Я люблю писать код, но при этом мне нравится дизайн и я хочу этим продолжать заниматься, Расмус Андерсон же как-то был лидом дизайна в «Фигме», стоял у истоков «Спотифая» и при этом написал кучу языков программирования, компиляторов и так далее. Этот вопрос мне просто не даёт покоя. Что ты думаешь по этому поводу?
Есть мнение о том, нельзя быть программистом и дизайнером одновременно. Я считаю, что это полная хуйня. Наверное, так можно было рассуждать лет 30 назад, но не сегодня. Ещё в 70-х Папанек писал о том, что изучение смежных дисциплин — это часть профессии дизайнера, а не чья-то прихоть. Работа дизайнера всегда опиралась на технологии своего времени: печатный станок, фотонабор. Сегодня основная технология — это код.
Базовое знание ХТМЛ и вёрстки позволяет дизайнеру ещё на стадии макета понять, что можно реализовать, а что нельзя и как сформулировать задачу для разработчика. И, наоборот, если разработчик понимает правила проектирования интерфейсов, видит ошибки у дизайнера и знает, как их исправить, ему гораздо проще общаться с дизайнерами и решать технические задачи.
Я не вижу большой разницы между разработчиком и дизайнером. Принципы проектирования у них одинаковые, отличается лишь инструментарий. И чем дальше, тем больше он сливается в единый набор навыков и практик. Есть много дизайнеров, которые умеют кодить, и немало программистов, которые стали дизайнерами. Например, Илья Бирман умеет кодить, благодаря чему сам написал первую версию «Эгеи», а Саша Бизиков пришёл в дизайн из разработки и теперь управляет дизайнерами.
Знания и навыки из смежных дисциплин усиливают твои позиции в основной деятельности. Чем длиннее твоё «плечо», тем ты более востребован, тем легче тебе создавать новые смыслы. Развиваясь не только вглубь, но и вширь, ты прокачиваешь «мышцы» — навыки — которые неразвиты у твоих коллег, и создаёшь нечестное преимущество.
Развиваясь не только вглубь, но и вширь, ты прокачиваешь навыки, которые неразвиты у твоих коллег, и создаёшь нечестное преимущество.
К слову, у меня есть друг — Дима Уткин. Он разработчик на Реакте, но задизайнил кучу разных штук, и ему интересно буквально всё от городской среды и архитектуры до техник по управлению собой и личной эффективности. И это правильный подход! Ведь дизайн — это осмысленное упорядочивание имеющихся данных и создание новых смыслов. Сегодня новые смыслы зарыты на стыке технологий и дисциплин, а не в какой-то одной области.
П. С. И ещё, когда кто-то говорит вам, что чего-то там нельзя, помните, что можно всё!
Меня всегда раздражало, что в России при знакомстве людям важно понять, какой ты национальности. Некоторые прям спрашивали в лоб: «У тебя такая внешность… А ты кто по национальности?» Я терялся и отвечал, что русский, но по взгляду понимал, что мне не верят. И я до сих пор не понимаю, почему это, блять, важно.
Национальность — устаревшее понятие, и у меня нет ответа, зачем оно всё ещё существует в 21 веке, доставляя людям столько проблем.
Во-первых, не очень понятно, из чего складывается это понятие. Как, например, определить национальность? По акценту? По цвету кожи? По языку, на котором говорит человек? Чаще всего мы делаем это на глаз, и очень часто неверно.
Во-вторых, понятие национальности подразумевает, что есть некие «свои» и есть «чужие». На деле это, ведь чужие могут быть и среди своих. И мысль, о том, что «своих» мы понимаем лучше, тоже ошибочна. Можно не понимать человека, который живёт в квартире напротив и прекрасно понять иранца или японца, не зная их языка. Понимание — это вопрос ценностей и контекста, а не вопрос происхождения.
В-третьих, непонятно, что должно измениться, когда мы узнали национальность человека. Что делать с этой информацией? Почему национальность должна определять моё отношение к тому или иному поступку? Если китаец сделал что-то хорошее, он что, лучше грузина? А если таджик сделал что-то плохое, то все таджики теперь недостойны жить в России?
Я не понимаю, почему происхождение человека должно влиять на моё отношение к его поступкам. Для меня нет разницы, кто совершает преступление: русский, украинец, испанец или бангладешец. Насилие — всегда плохо, не важно, какой паспорт у человека, который его совершает. Так и нет разницы, кто творит добро: голландец, немец, египтянин или кениец. Польза и значение их поступка никак не зависят от того, какую колыбельную пели им в детстве.
Насилие — всегда плохо, не важно, какой паспорт у человека, который его совершает.
Пока люди будут строить мир по принципу национальных государств, будут существовать такие понятия как фашизм, война, геноцид. Всегда найдётся один сумасшедший, кто поверит, что у него и его народа особый путь и миссия. И всегда найдётся момент в истории, когда этот народ будет настолько уязвим, что заразить его этой смертельно опасной бактерией фашизма не составит никакого труда.
В 2020 году мы с женой решили перезимовать в Турции. Судьба занесла нас в Ризе, небольшой турецкий город на черноморском побережье, в двух часах езды от Батуми.
Выбираемся в центр города. В Ризе выращивают чай, поэтому в центре можно увидеть фонари в виде чайных листочков. Повсюду виднеются турецкие флаги: турки не стесняются и вывешивают их по поводу и без. Если ехать по Турции на машине, на каждом холме, каждые 30−40 километров будет стоять флагшток и гигантским турецким флагом.
Дороги в центре вымощены брусчаткой, а некоторые пешеходные переходы сделаны в виде вставок из асфальта.
Ресторан с названием, которое для русскоязычного человека может показаться странным. Хотя по-турецки durak всего лишь означает «остановка».
Прямо перед центральной площадью — мечеть и огромный красный баннер с портретом Эрдогана. Здесь пешеходная зебра уже жёлтого цвета и нанесена прямо на асфальт.
Город расположен на холмисто-горной местности, поэтому почти все улицы имеют уклон. Из-за высокой влажности воздух непрозрачный, дышать тяжело. Идём домой отдыхать.
Утром возвращаемся в центр по делам, изучаем его подробнее. Стоим в очередь на почту, чтобы оплатить электричество. Из-за ковидных ограничений все ждут на улице, и, когда подходит ваша очередь, специальный человек приглашает вас внутрь. Пока ждём, любуемся хаотичной застройкой Ризе.
Покупаем пончики с кофе и идём гулять на центральную площадь. Находим там скамейку и оглядываемся по сторонам.
Турки очень часто используют красный цвет для вывесок и рекламы. На втором месте — синий.
Слева — двухэтажное здание почты, справа — какой-то офисный центр, где мы оформляли страховку для получения ВНЖ.
У нас за спиной ещё один более старый и уже выцветший баннер с Эрдоганом и стела, посвящённая победе младотурок после распада Османской империи.
Во время нашего пребывания в Турции началась вторая карабахская война. В знак поддержки по всему городу рядом повесили азербайджанские флаги. В целом, за границей отношения к флагам более трепетное и осознанное, чем в России. У нас флаги никогда не используются как способ выразить позицию, а заграницей — повсеместно.
Заметно чёткое разделение: дорога для машин вымощена брусчаткой, а тротуар — плиткой. Никому в голову не пришло сделать тротуар из асфальта.
В некоторых местах города такие резкие перепады высот, что используют надземные пешеходные мосты. Сам мост я, к сожалению, не заснял. Вот вид с одного из них.
Несмотря на то, что Ризе — небольшой город, автомобильный трафик здесь довольно плотный.
Внезапно встречаем старую «копейку». Ещё часто встречались «восьмёрки» и «девяносто девятые»: знакомые турки объяснили, что в 80−90-х эти машины пользовались спросом из-за низкой стоимости и неубиваемой подвески.
Внезапно натыкаемся на старый заброшенный особняк. Странно, что из него не сделали какой-нибудь музей истории Ризе или ресторан. Получилось бы чудесное место!
Такие подъёмы здесь — норма. Думаю, у людей в этом регионе в старости нет проблем с сердцем и сосудами. Хотя вот моя жена говорит, что есть, потому что турки едят жирное и сладкое в огромных количествах. Возможно, сказывается то, что здесь всё продаётся гигантскими порциями. Найти в Ризе майонез не в литровом ведре и пачку сливочного масла весом менее 500 грамм было очень сложно: турки в этом регионе закупаются основательно и не скупятся. По своему уровню турецкий консьюмеризм уступает разве что американскому.
Если обернуться назад, поднимаясь по склону, открывается красивый вид на мечеть.
Локдаун
В ноябре 2020 во всей Турции ввели жёсткий локдаун. С 9 вечера до 6 утра — комендантский час, по выходным — нельзя выходить из дома. Всюду требовали носить маски, даже на улице.
Город опустел, и у меня появилась уникальная возможность запечатлеть Ризе без людей. В любой другой день это было бы невозможно.
Кто-то сострил и надел маску на памятник лазам, народу, который исторически проживал на этих землях. Когда-то эти земли принадлежали Грузии и назывались Лазистан.
Набережная
Попасть на набережную можно по вот таким пешеходным мостам с зелёно-синей подсветкой или пройдя под автобаном. Цвета выбраны не случайно: это главные цвета герба. Синий означает море и намекает на рыбные промыслы, а зелёный — плодородную почву и чайные плантации.
Набережная отделена от города автобаном. Со стороны набережной открывается вид на центр города.
Советская «Нива». В этом регионе довольно часто можно встретить «Ладу» и «Жигули».
По пути к набережной, под автобаном, стоит световая инсталляция невероятной красоты.
Прогулки по набережной были одним из немногих развлечений во время нашей зимовки в Ризе. Такие закаты мы наблюдали чуть не каждый день.
В Турции довольно много бездомных собак, но все они стерилизованы и привиты. Я ни разу не видел бездомную собаку без бирки на ухе. Люди к ним очень добры, не отгоняют и не кричат.
Во время одной из моих прогулок, мне повезло наблюдать восход полной луны во время заката солнца. Редкая удача!
Набережная довольно длинная, около четырёх километров. Вдоль берега расположены различные кафешки, но в локдаун они все закрылись.
Мусорки на набережной. Интересно, что турки лепят герб города на любую муниципальную собственность.
Автолавка с рекламой молодёжного отделения правящей партии Турции, а-ля «Молодая гвардия» в России.
Фраза «я всё понял» — опасная ловушка, в которую часто попадают и заказчики, и исполнители.
Если человек с ходу говорит, что он всё понял, значит, он либо не понял, либо понял как-то по-своему. Высока вероятность, что у вас с ним разное понимание ситуации, вопроса или задачи.
Когда кто-то говорит, что ему всё понятно, ваша святая обязанность — убедиться, что именно понятно. Для этого достаточно попросить собеседника рассказать своими словами, как именно и что он понял.
— Слушай, хочу убедиться, что мы правильно друг друга поняли. Можешь своими словами проговорить наши следующие шаги?
Этот простой вопрос помогает избежать разногласий и в команде и с заказчиком. Да, можно проговорить всё самому и просто получить ОК — это тоже работает. Но по опыту в обратную сторону работает лучше.
В жизни почти обо всём можно договориться, многие вопросы можно уладить без суда, разборок и нервов.
Допустим, в проекте возникает проблема, по которой вы не можете сдать работу в срок. Многие исполнители в такой ситуации перестанут отвечать на звонки, будут выдумывать странные причины и оправдания, врать.
Но есть более простой путь. Позвонить клиенту и по-человечески объяснить свою ситуацию. Просто рассказать ему о том, что у вас творится. Не давить на жалость, а сказать как есть: «Слушай, у меня тут вот такое, я не предвидел… Дай нам время пару дней, чтобы наладить процесс и мы вернёмся к работе по проекту…»
Именно в таких случаев важна репутация. Когда вы ошиблись, но у вас есть репутация, клиент будет спокоен. Он будет знать, что вы справитесь и доведёте проект до конца. Чем сильнее ваша репутация, тем спокойнее клиент воспримет ваше сообщение от ошибки или проблеме.
Хороший исполнитель знает: косячат все, а признавать и исправлять их умеет не каждый — и умело пользуется этим знанием. В отличие от остальных он не стыдится ошибок и с любовью принимает критику. Поэтому его репутация с годами не падает, а лишь крепнет.
В 2020 году мы с женой решили перезимовать в Турции. По определённым обстоятельствам нас занесло в Ризе, небольшой турецкий город на черноморском побережье, в двух часах езды от Батуми.
Все турецкие города в этом регионе размазаны по черноморскому побережью. Этот кадр я сделал на подлёте к Трабзону, соседнему городу, где есть аэропорт. Понять, где начинается и кончается город — довольно сложно.
На первое время мы остановились у наших друзей в небольшом городке Гюнейсу, пригороде Ризе. Они живут в специальном жилом комплексе для заслуженных работников медицинской сферы, так как муж нашей подруги — хирург. В Турции врачи в большом почёте: им дают квартиры от государства, у них достойная зарплата и есть возможность ездить в страны Шенгенской зоны без визы.
В радиусе двух километров — три мечети. Пять раз в день звучит призыв на молитву — азан. Это всегда напоминает, что ты в Турции. Интересно, что светские турки, которые живут в окрестностях, редко ходят в эти мечети. По больше части они предназначены для сельских жителей, которые как правило более религиозны.
То, что мечетей аж три, объясняется особенностями ландшафта: карабкаться в гору пять в раз день не очень увлекательное занятие, поэтому важно, чтобы мечеть была в пешей доступности. Их строят в едином османском стиле, судя по всему по какой-то правительственной программе.
Дорожки на территории комплекса хорошо освещаются. Вечером на минарете включается подсветка. Всё это дополняет морской закат. Невероятная красота! Ложимся спать.
Утром нас встречает стандартный турецкий завтрак: менемен(аналог израильской шакшуки), шесть видов сыра, мёд, специальный соус для завтраков, турецкий чай и обязательно оливки.
Цель на день — найти магазин и закупиться. Узнаём, что до ближайшего магазина нужно идти пешком: общественный транспорт здесь ходит нерегулярно. По пути изучаем окрестности Гюнейсу. В первую очередь, в глаза бросается идеально ровная дорога. Турки очень много путешествуют внутри страны на машинах. С такими дорогами это неудивительно.
Фонари похожи на стебли какого-то растения. Их форма как бы напоминает, что мы в чайном, сельскохозяйственном регионе. Каждый фонарь украшает турецкий герб.
На заборе — золотистый паттерн из шестиугольников и ромбов также с гербом Турецкой Республики. Он здесь повсюду!
Дорожные знаки висят очень низко. Это удобно: не нужно задирать голову, да и знак видно одинаково хорошо с любого расстояния.
По пути попадается вот такая крытая беседка. Наверное, здесь можно поиграть в нарды или остановиться на перекус, но за всё время, пока мы были в Гюнейсу, я ни разу не видел, чтобы ей кто-то пользовался.
Местная урна с гербом Гюнейсу.
Герб свёрстан плохо, буквы в словах стоят не на одной линии. Снова используется тематика природы: река, чайные листки, горы, зелень.
В чём турки преуспели, так это в умении грамотно себя пиарить: на каждом холме, в каждом поле стоит вот такой флагшток с огромным турецким флагом. Выглядит невероятно красиво и гордо. Турки очень гордятся своим флагом и своей историей.
Пешеходно-автомобильный мост соединяет трассу с микрорайоном Ададжами́, что буквально можно перевести как «островная мечеть». С этого ракурса флаг выглядит ещё красивее.
Довольно безвкусные современные указатели с убогой типографикой. Позади виднеется автобусная остановка.
Старые тёмно-синие таблички с красной каёмкой и стильным гротеском выглядят гораздо более выигрышно. Они напоминают стильные уличные вывески Лондона или Стамбула.
Стела на въезде в Гюнейсу — два скрещённых между собой турецких герба.
Пешеходный переход через трассу. Какой-то турецкий чиновник тоже решил, что бело-жёлтая зебра эффективнее, чем обычная белая. Зато столбики со знаками утоплены под плитку, что приятно глазу.
Дальше ничего примечательного не встречаем, закупаемся в магазине и идём обратно.
Недавно я наткнулся на двухминутный отрывок из интервью Джобса в 1994, где он рассуждает о важности действия и стремлении ошибаться. Мне эта мысль показалась очень глубокой и важной, поэтому я перевёл всё видео на русский.
Я давно понял одну тонкую вещь: большинство люди не получают желаемого, просто потому что они не просят о нём. К слову, я никогда не встречал человека, который бы отказал мне в помощи, если я просил его о чём-либо.
Когда мне было двенадцать лет, я позвонил Биллу Хьюлетту. И хотя он жил в Пало Альто, его номер по-прежнему был в телефонном справочнике. И вот я позвонил ему со словами: «Привет, я — Стив Джобс! Мне 12 лет, я учусь в старших классах и хочу собрать частотомер. Я хотел узнать, есть ли у вас лишние детали, которые вы могли бы отдать мне за ненадобностью?»
Билл Хьюлетт рассмеялся, но дал мне необходимые запчасти для частотомера. Более того, он взял меня на летнюю работу в «Хьюллет Паккард». Меня поставили на сборочную линию, где я соединял болты с гайками на частотомерах. То есть он дал мне работу в том месте, где их производили. Я был просто на седьмом небе от счастья!
Я никогда не встречал людей, которые бы сказали «нет» или бросили трубку. Я просто просил их о том, что мне было нужно. И сегодня, когда люди звонят мне, я стараюсь быть таким же отзывчивым и внимательным к ним, в благодарность за то, что когда-то кто-то был добр ко мне.
Большинство людей бездействуют и не просят о помощи. Это как раз то, что отличает тех, кто создаёт вещи, от тех, кто лишь мечтает о них. Ты должен действовать. И ты должен не бояться неудач. Наоборот, тебе следует стремиться к провалу. Не важно, что ты делаешь: просто звонишь кому-то или начинаешь бизнес — если ты боишься провала, то далеко не уедешь.