Расплачиваться наличкой в 2019 — странно. А в 2020 это будет выглядеть совсем по-идиотски.
Если где-то на кассе образовалась очередь, то как правило из-за какого-то мудака, который пришёл за хлебом с пятитысячной купюрой.
По-моему все платежи уже давно должны стать электронными, а бумажные — исчезнуть. И экологи будут счастливы, и налоговая довольна, и очередей станет меньше.
Я не понимаю людей, которые пользуются Вотсапом для деловой переписки и ведения бизнеса.
Там нельзя отредактировать сообщение, если опечатался. Там нельзя удалить фотку и потом скачать снова — она станет недоступна. Там нет нормальной синхронизации между разными устройствами: я не могу набрать сообщение с телефона, а потом открыть Вотсап на ноутбуке и продолжить писать его там. Там нет каналов, зато есть никому ненужные сториз.
Вотсап — это кастрированный Телеграм. Я понимаю, что он хорошо зашёл людям, которым за 30, и которые используют его для общения с родственниками и друзьями. Но зачем его используют те, кто ведут бизнес, я не понимаю. Там всё ужасно неудобно и раздражает.
Переписка с клиентом в Вотсапе — это полный пиздец и подстава. Поэтому всех заказчиков, кто предлагает общаться в Вотсапе, я вежливо прошу обсуждать дела в почте.
Никому не нужен гениальный креативный автор с уникальной интонацией. Никому не нужен автор с личным брендом. Ни одному клиенту. В первую очередь все ищут людей, которые просто умеют работать, предупреждать о факапах и делать свою работу хорошо. И ещё таких, чтобы с ними было приятно работать.
Какой бы автор ни был гениальный и как бы прекрасно он ни складывал слова в предложения, никто не захочет работать с мудаком и хамом.
Кто-то возразит, что вот есть же Артемий Лебедев, есть Линор Горалик, есть Илья Варламов, есть Максим Ильяхов, есть ещё куча блогеров, у которых неповторимый авторский стиль. Конечно, но они это делают у себя в блоге, а не в клиентских проектах. Если их приглашают в проект, то это происходит не из-за авторского слога, а потому что их авторитет и экспертность настолько высоки, что сам факт их участия в проекте — ценность. А авторитет завоёвывается и строится не один день и даже не один год.
Я в блоге и рассылке пишу, как хочу и что хочу. И это не мешает мне показывать свою экспертность в редактуре или дизайне. Но на сайте клиентов или в статьях, я следую редполитике, брифу или техзаданию. Не как школяр, конечно: понимать контекст и быть внимательным к обстоятельствам тоже важно. Но отсебятины быть не должно.
Если бы я писал для клиентов, как в этот блог, то у меня бы не было клиентов.
П. С. Для тех, кто не любит мат, эта запись без мата. Считайте, что это подарок на Новый год.
Странно, что люди пишут в вакансиях «ищем сильного редактора» или «ищем уверенного веб-дизайнера». Но разве кто-то вообще хочет себе в команду слабого редактора или неуверенного дизайнера? Гораздо важнее указать в описании вакансии, для каких задач нужен человек, с каким подходом к делу, а не абстрактные прилагательные.
Такая же ерунда встречается в советах. Вместо «посоветуй книгу», пишут «посоветуй хорошую книгу». Но ни один человек не посоветует хуёвую книгу. Потому что люди не хотят, чтобы о них думали плохо. Да и понятие «хороший» у всех разное. Вместо прилагательного лучше спросить, для чего нужна книга: отдохнуть, задуматься, помечтать, посмеяться или развить какой-либо навык.
Ищем сильного дизайнера → Ищем дизайнера мебели
Ищу надёжного стоматолога → Ищу стоматолога, который сохранит мне зубы, а не наделает дырок
Посоветуй классную книгу → Посоветуй книгу для поездки по Испании
Бесит, когда читаешь статью, а в ней через каждый два предложения используется слово «копирайт». И ты надеешься, что в следующем предложении автор найдёт синоним или хотя бы исправит эту идиотскую ошибку, но нет. В итоге, вроде и статья полезная, но на душе как-то паршиво от чтения.
Копирайтинг(англ. copywriting) — создание рекламных текстов: слоганов, постов, статей, лонгридов.
Но даже говорить «мы сделали копирайтинг» — безграмотно. Потому что по идее копирайтинг — это сфера деятельности или процесс создания текстов, а не результат. Нельзя купить копирайтинг, можно купить текст или нанять копирайтера.
Пишите по-русски: слово «текст» всё ещё норм.
А если копирайтер, к которому вы обратились за копирайтом, вас не поправил — шлите его нахуй. Человек, который не знает, как правильно называется его профессия, не может быть хорошим специалистом.
В сентябре и октябре «Яндекс Афиша» прислала мне четыре практически одинаковых письма. Копирайтер, который отправляет эти рассылки, даже не подумал поменять тему и подводку — они одинаковые во всех четырёх письмах.
Да, это массовая рассылка, но её тоже можно персонализировать, а базу подписчикрв — сегментировать. Содержание и структура письма вызывают ещё больше вопросов. Давайте разбираться, как его можно улучшить.
Начнём с темы письма. Даже для массовой рассылки — это слабый заголовок. Он не побуждает открыть письмо, не интригует, в нём нет конфликта. В лучшем случае такой лид зацепит людей, чья молодость прошла в 80-х.
Очевидно, что письмо получили все, кто живут в Тюмени и подписаны на рассылку «Яндекс Афиши». Предположим, что у автора была задача — смотивировать читателя купить билет на один из концертов. Тогда тема и заголовок могли быть такими:
В Тюмень едут «Шляпники» и Розенбаум; Ваши любимые артисты скоро в Тюмени; Скидка 15% на Hatters и Sabaton в Тюмени.
Читаем дальше. То, что Тюмень ломится от концертов — круто, ну и что? Вдобавок, это никак не связано с темой письма. Порадовало обещание о том, что сейчас читателю помогут разобраться, на кого стоит идти. Но дальше в письме никакой помощи нет, просто какие-то группы и даты концертов.
Под фоткой «Шляпников» — информацию об их концерте. Сразу после неё читателю предлагают проверить баланс моих баллов. Что это такое? Какую пользу дают баллы? Читателю придётся искать информацию где-то на сайте «Яндекс Афиши», а это не гуд. Надо переписать и объяснить пользу:
Покупайте билеты на концерты в «Яндекс Афише». За каждую покупку мы вернём до 15% баллами. Один балл — один рубль. Баллами можно оплатить до 80?% стоимости билетов на любые другие события, кроме кино.
Сейчас у вас нет баллов. Чтобы получить их, выберите концерт или фильм на сайте «Яндекс.Афиши».
В конце письма стоит блок «Это нравится всем», внутри которого «Анакондаз», Розенбаумом, «Сабатоном» и «Конкорд Очестра». Такой винегрет не может нравиться всем — это абсурд. Общее впечатление от письма такое: автору рассылки плевать на читателя. Он не хочет помочь читателю выбрать концерт, а просто копирует письма и нажимает «Отправить». Иначе нельзя объяснить такую нелепую подборку исполнителей и бессвязную структуру письма.
Вместо блока «Это нравится всем» стоило сделать подборку по интересам читателя. И написать что-то вроде:
Мы проанализировали треки, которые вы слушали за последние три месяца в «Яндекс Музыке», и сделали подборку ближайших концертов в Тюмени по вашим интересам. Если мы в чём-то ошиблись, напишите нам на support@yandex.ru.
Так появляется привязка к интересам читателя в его мире. Мы говорим читателю: «Хей, мы хотим, чтобы ты круто провёл время под своим любимые треки».
Вывод
В корпорациях мозги у людей закисают и даже хорошие редакторы начинают писать посредственно или откровенно плохо. Иногда лучше не сделать ничего, чем сделать ради галочки. Чтобы это избежать, надо тренировать мозг и проверять работу по чек-листу. Но об этом в другой раз.
Недели две назад я увидел в Инстаграме фото Сергея Кулинковича с часами на руке. Меня тогда осенило: это же крутой способ избавиться от навязчивой привычки смотреть время на смартфоне. Я постоянно смотрю в телефон, а через пять секунд не могу вспомнить, который час. Зимой это ещё и жутко неудобно — холодно же.
Надо написать про это в блог, подумал я, а в заметки идею не записал. И позавчера Кулинкович в своём Телеграм-канале написал то, о чём я хотел написать две недели назад.
Всё аналоговое снова становится популярным, потому что люди устали от вторжения в личное пространство. Вокруг так много шума, что когда оказываешься в полной тишине где-то в лесу, это кажется странным. Частенько ловлю себя на ощущении, что смартфон стал продолжением руки.
В общем во всей этой суматохе, не стрёмно возвращаться к простым методам: смотреть время на часах, ведь для этого они и были созданы, рисовать варфрейм или эскиз логотипа на обычной бумаге, читать бумажные книги. Но Ютюбчик, конечно, хуй заменишь.
Меня тут снова пытались развести на деньги. На почту пришло вот такое письмо.
В июне я продлил все домены на год вперёд, а сейчас декабрь. Год ещё не прошёл. Насторожило и то, что на оплату отвели всего один день. Обычно хостинг-провайдеры присылают такие письма за месяц-два до даты, когда закончится срок аренды домена.
Я решил перейти по ссылке, кликнул на кнопку и попал на форму «Яндекс.Денег». Мошенники рассчитывают на то, что текст в письме и страх потерять домен заставят человека паниковать и поскорее заплатить. И первое интуитивное желание — заполнить данные и нажать «Продолжить».
Я закрыл форму и снова заглянул в почту. Письмо было подписано официально — REG.RU. Именно так они подписывают все свои письма. Если раскрыть подробную информацию об отправителе, то мы увидим обычный имейл-адрес на совершенно другом домене.
В общем, чем дальше, тем изощрённее схемы по разводу. Главное правило: не паниковать, отключить эмоции и включить критическое мышление. Сложно, но по-другому от такой хуйни не защититься.
На пути к самим себе нам мешает куча вещей. Главная из них — погоня за быстрыми деньгами и успехом. Люди говорят «да» не задумываясь, потому что хотят успеха «здесь и сейчас». А он не приходит.
Пару лет назад я сам грешил этим: брался за любую работу и думал, что все, кто ко мне обратились, должны стать моими клиентами. Позднее, я понял, отказывать — не плохо. Это тоже часть работы. Умение отказать и при этом оставить человеку возможность вернуться к вам в будущем — важный навык.
Отказ — это не сжигание мостов, не потеря, и не проигрыш. Когда вы говорите чему-то «нет», вы говорите «да» другим делам. Всегда есть выбор отказаться. Хуй знает, почему люди об этом забывают.
Оценивать стоимость текста по количеству знаков — полная хуйня. Особенно, если автор называет её сходу, не зная задачи.
Каждый раз, когда кто-то оценивает стоимость работы за знаки, он обесценивает работу всех остальных авторов. Такое ценообразование развращает заказчиков и приучает рынок к низкому ценнику.
С этим же я столкнулся, когда начал заниматься дизайном. Есть огромное количество дизайнеров, которые делают десять вариантов логотипов за 500 рублей. Подобное встречается в других профессиях: у эсэмэмщиков, иллюстраторов, корректоров и переводчиков. А потом эти же ребята бздят о том, какие клиенты мудаки и суки, что не хотят платить им за их гениальный дизайн.
Не хочешь работать за бесценок, не работай, ёпта! Оказывай хороший сервис, общайся со своим заказчиком и проси оплату за результат, а не за количество вариантов айдентики или за буквы на экране. Когда все примут это за истину, то весь рынок поднимется, а с ним придёт качество и вырастут цены.
А заказчикам надо запомнить один метод, который поможет не нарваться на фрилансера-мудака. Чтобы понять, что перед вами норм специалист, просто посмотрите, как он реагирует на вопрос о стоимости. Если сразу называет цену за знаки или десять вариантов логотипа, можете слать нахуй. А если предложит сначала разобраться в задаче, найти решение и только после этого назовёт цену — с таким можно работать.