Дизайнеров постоянно мучают вопросы, как создать уникальный дизайн, как задизайнить «как у Эпл», как развить талант и разбогатеть? Поэтому они упражняются в вёрстке на латинице и ноют о том, какие клиенты тупые: просят покрасить кнопки в ярко-фиолетовый.
Авторы и редакторы мастурбируют на идеальные тексты, лид-магниты и нейрокопирайтинг. Им тоже хочется славы, богатства и чтобы клиенты платили за статью не 500 рублей, а 15 тысяч.
На самом деле рецепт хорошего дизайна и сильного текста очень прост: чугунная задница и умение бить в одну точку подход за подходом. Всё остальное — блажь и пиздёж. Сначала нужно научиться работать, а уж потом — давить из себя креатив.
Если вы сейчас пишете цели на 2021 год, советую включить это в свой список. Потому что креативить все научились, а работать никто не хочет.
В американской бизнес-литературе есть странное убеждение «be nice or nobody will like you». На русский его перевели как «будьте добренькими, во всём угождайте клиенту, даже если он несёт полную ахинею». Типа клиент всегда прав, и кто ты такой, чтобы ему возражать.
Так вот это полная хуйня. Клиенту не нужен согласный на всё исполнитель. Ему нужен тот, кто объяснит, какое решение подходит в конкретной ситуации, какие есть последствия, риски, издержки и прочие тонкости.
Представьте, что клиент приходит с правками к тексту, а редактор всё принимает без обсуждений. Скорее всего это плохой редактор. По сути ему плевать, какой текст выпустит клиент, он хочет поскорее закончить проект и получить деньги. Ему не нужны конфликты и споры. Он на всё согласен.
И всё бы ништяк, но эта стратегия не работает в долгую. Через некоторое время такой редактор обнаружит себя в потоке однообразных задач, на том же уровне, что и год назад. Всё потому, что он переживал о том, как понравиться клиентам, а не задачи решал.
Клиентский сервис это не про любезность, не про «нравится и не нравится», а про умение предлагать и аргументировать свои решения, последовательно вести проект и отвечать за результат. Это сложно, а иногда невыносимо болезненно.
Только через боль можно расти, развиваться, становиться круче. Именно в сложных проектах, в диалогах с клиентом рождаются решения, которые нас меняют.
Конечно, можно продолжать быть любезным добрячком и продолжать есть говно с ложечки. А можно начать предлагать решения, воплощать их в жизнь и развиваться вместе с вашим клиентом.
Это заметка — перевод отрывка из письма копирайтера Эдди Шлейнера. Если знаете английский, вот оригинал.
Люди от природы любопытны. Поэтому они кликают на ссылки, чтобы читать статьи, слушать подкасты и смотреть видео. Они обращают внимание на рекламу и этим дают вам шанс убедить их. Это всё, о чём мы действительно можем просить как рекламодатели.
Умение пробудить в читателях любопытство — один из самых важных навыков копирайтинга и маркетинга, который вы можете развить. Вот проверенный способ, как делать это в заголовках:
Дать ценное обещание: как написать хороший рекламный заголовок в три шага.
Поддразнить, заинтриговать. Использовать слова «как», «почему», «зачем» и др. Они мотивируют перейти по ссылке.
Приукрасить и усилить пользу: в три шага — то есть результат придёт быстро, легко, без напряга.
Рассмотрим другой пример. Вот заголовок рекламной кампании американского копирайтера Джозефа Шугермана:
“Vision Breakthrough: When I put on the pair of glasses, what I saw I could not believe. Nor will you.”
А это топорный, почти дословный перевод: «Прорыв в зрении: когда я надел эти очки, я не поверил своим глазам. С вами будет так же».
Проверим заголовок по формуле выше:
Дать ценное обещание: Vision Breakthrough.
Поддразнить, заинтриговать: When I put on the pair of glasses…
Приукрасить и усилить пользу: …what I saw I could not believe. Nor will you.
Это заголовок рекламной кампании очков «Блю Блокер» 1987 года. Та реклама продала солнцезащитных очков на 20 миллионов долларов. И каждая продажа начиналась одинаково: с такого же чувства любопытства, которое вы испытывали в начале этой заметки.
Примечание автора блога
На примере про рекламу очков видно, что продают ценность и польза, которую мы обещаем читателю, а вовсе не текст. И покупают люди не потому, что увидели какой-то особый текст, а потому что им обещают решение их проблемы, потому что нарисовали в их голове картинку «более хороших, успешных, богатых, эффективных, сильных, здоровых» себя.
Люди ведь покупают велотренажёр, не чтобы крутить педали, а чтобы стать здоровее и похудеть. Люди покупают айфон, потому что хотят делать крутые фотографии, как показали на презентации ребята из «Эпла». Тут я остановлюсь и подведу к главной мысли.
Текст ничего не продаёт и никого ни в чём не убеждает. У него нет такой задачи. Это всего лишь инструмент коммуникации, который соединяет компанию и читателя. Хороший текст помогает бизнесу донести до читателя нужное сообщение, зацепить его внимание в потоке информации, сказать ему: «Эй, у меня есть решение твоей проблемы».
Но чтобы читатель стал клиентом и купил, кроме хорошего текста нужен хороший продукт, хороший сервис, служба доставки, упаковка, возможность оплатить онлайн любой картой и многое другое.
Не переоценивайте роль текста. Текст — не инструмент продаж, а лишь одна из точек контакта читателя с компанией.
Этот манифест впитал в себя опыт и принципы лучших редакторов России. Я собирал их четыре года и сократил до списка из 25 тезисов. Эти правила помогают мне не делать говно и защищают от дурных проектов.
Редактура
Прежде чем писать текст, подумай, как его не писать.
Твой текст не изменит мир. Это просто ещё один текст.
Не перебирай и не двигай слова. Они ничего не решают.
Не выдрачивай тексты до идеала. Идеальные тексты существуют только в твоей голове.
Выпускай текст, пока тема горит и волнует.
Найми корректора, чтобы не спорить с клиентом об орфографии и пунктуации.
Сервис
Отвечай за результат, а не за отдельные слова и предложения.
Задавай вопросы и внимательно слушай клиента. У него есть ответы и решения.
Не будь мудаком: не пропадай и предупреждай о проблемах, как только они возникают.
Не учи клиента писать тексты и не упирайся, как баран: не спорь об инфостиле и своём уникальном авторском видении. Это никому не интересно.
Решай задачу, а не пытайся доказать клиенту, что ты главный.
Оставь эмоции за дверью, когда заходишь на встречу. Перенеси созвон, если ты не в себе.
Не унижайся и не соглашайся на плохие решения. Свои принципы нужно защищать.
Деньги
Работай по договору, бери предоплату.
Справедливой и средней цены за текст не существует. Справедливая цена та, которая устроила тебя и клиента.
На одном тексте много не заработаешь. Чтобы получать больше, продавай сервис, а не текст и не количество знаков.
Не бери срочные задачи. Много не заработаешь, зато гарантированно хлебнёшь говна и останешься крайним.
Работай только в тех проектах, за которые не будет стыдно и которые сможешь положить в портфолио.
Не влезай в проект с дурным контекстом из-за нужды. Будешь не рад этим деньгам.
Сила
Помни, ты — молодец. Ты зарабатываешь на жизнь своим умом. Не у каждого хватит смелости на такое.
Когда не можешь найти решение, вернись к истокам: перечитай задачу и начальный бриф. Обычно там есть ответ или подсказка.
Доводи все проекты до конца. В трудный момент напоминай себе, зачем ты влез в этот проект, и держи цель в голове.
Береги здоровье: спи ночью, занимайся спортом, нормально питайся. Проходи 10 000 шагов, ешь фрукты и овощи, пей побольше воды и поменьше кофе.
Будь честен и прям с собой. Все проблемы начинаются с вранья.
Постскриптум
В 2021 году я планирую больше общаться с редакторами и буду дополнять манифест новыми принципами, которые покажутся мне важными и полезными. Надеюсь, через пять лет, когда выйдет пятая версия манифеста, можно будет проследить, как менялась и развивалась профессия редактора в России.
Заметил, что люди, работающие в госорганах и окологосударственных компаниях постоянно используют слово «направить». Направить документы, направить вопросы, направить ещё что-нибудь. Меня жутко коробит от этих фраз, и, как оказалось, не без причины.
Я полез в словарь и вот что выяснил. У слова «направить» три основных значения:
Задавать цель или направление кому-то либо чему-то. Например, направить ружьё на цель, направить корабль на юг, направить пациента к неврологу.
Налаживать что-либо, исправлять, настраивать. Направить автомобиль перед поездкой, направить приёмник перед эфиром, направить косу.
Адресовать, дать чему-нибудь тот или иной ход, направление. Направить дело в суд. Направить жалобу в ЖЭК. Направить документы на рассмотрение.
В повседневной переписке, когда речь идёт об отправке чего-либо, правильнее использовать глагол «отправить». Отправить письмо, отправить коммерческое предложение, отправить счёт. «Отправить» подтверждает, что есть результат, завершённое действие, а не просто направление. Технически, если использовать «направить» ошибки не будет, и все всё поймут. Но грамотнее и уместнее — отправлять.
Если не хотите звучать, как чинуша, говорите «отправлять». А если надо кого-то отправить далеко и надолго, для этого в русском есть отдельный глагол «послать». Такой вот наш язык богатый и прекрасный.
В 2017 году, когда я только начинал вести рассылку, я собирал контент как попало. Что-то читал в Телеграме, что-то в ленте во ВКонтакте, что-то в рассылках. На некоторые ресурсы я даже заходил специально, чтобы почитать новые статьи. Я просто не знал о РСС.
Что такое РСС
РСС(англ. RSS — Rich Site Summary или Really Simple Syndication) — это технология, которая позволяет читать новостные ленты, блоги, издания в одном месте и не прыгать по разным сайтам. Особенность РСС в том, что она который позволяет транслировать ключевую информацию с сайта: текст, картинки, видео — без дизайна.
Для примера, так выглядит один и тот же пост без в РСС-читалке и в блоге Медиума. В оригинальном блоге много элементов, которые не нужны при чтении статьи. РСС всё это убирает и показывает только важное.
Возможность подписаться на конкретный тег или рубрику есть далеко не на всех сайтах. Это у меня в WordPress так можно сделать(как и в любом блоге на WordPress). Но, скажем, на сайт «Медузы» можно подписаться только целиком, а на отдельные рубрики(кроме подкастов) — нельзя.
А ещё, чтоб добраться до фида рубрики, на разных сайтах к адресу надо добавлять разные слова: где-то — /feed, а где-то — /rss. Это тоже зависит от движка.
Некоторые РСС-читалки спокойно распознают ленты отдельных категорий и тегов даже без добавления /feed в конец ссылки. Например, если скормить ссылку на категорию «Инструменты» из моего блога читалка «Ньюс Эксплорер» распознает ленты, которые можно стягивать по этой ссылке. Среди будет и отдельная лента «Инструменты».
Почему РСС лучший инструмент для чтения блогов
В последней колонке Оливера Бёркемана была такая мысль:
There will always be too much to do — and this realisation is liberating. The only viable solution is to make a shift: from a life spent trying not to neglect anything, to one spent proactively and consciously choosing what to neglect, in favour of what matters most.
Перевод: У нас всегда будет слишком много дел, и осознание этого даёт свободу. Единственное жизнеспособное решение: не пытаться прожить жизни, пытаясь успеть всё, а, напротив, начать осознанно отказываться от ненужного в пользу того, что важно.
Так вот РСС — это инструмент, который отсекает лишнее и экономит время. Он идеально решает проблему страха упущенных возможностей(англ. FOMO или fear of missing out) и помогает управлять потреблением контента. Не смартфон решает, когда я буду читать статьи и где я буду их читать.
Я управляю вещами, а не они мной.
Тот же самый принцип я использую с перепиской по почте и в мессенджерах. У меня отключены все уведомления, кроме чатов с родными и друзьями. Я сам решаю, когда буду отвечать на сообщения и разбирать письма. Жизнь — это моё время, и я не хочу, чтобы программы решали, когда мне чем заниматься, на что мне тратить свою жизнь.
Кроме этого, РСС позволяет не прыгать по разным приложениям. Мне не нужно помнить, где я подписан на, допустим, Иру Ильяхову. Я просто захожу в РСС-приложение, открываю папку «Редактура» и читаю всё про редактуру, в том числе Ирины посты. Такой подход помогает мне фокусировать на содержании и погрузиться в чтение. Никаких уведомлений, никакого соблазна зайти в чатик или полистать ленту Инстаграма.
Самый кайф, что РСС можно скормить почти любую ссылку. Так на прошлой недели я перенёс все Телеграм-каналы в РСС-читалку, и теперь использую Телеграм только для переписки.
РСС-читалки: Фидли, Ридер и Ньюс Эксплорер
Вообще инструментов для чтения потребления контента с помощью РСС довольно много. Расскажу лишь о тех, которые использовал сам.
Фидли. Это моя первая РСС-читалка. Она универсальная, работает на всех платформах, есть веб-версия. Она простая и не отличается эстетикой, но это отличный вариант проверить РСС это вообще ваша тема или нет.
Если у вас до 100 подписок и не более трёх лент, «Фидли» можно пользоваться бесплатно. Если подписок больше, придётся платить 6 $ в месяц, что по-моему дороговато. За эти деньги можно пожизненно купить «Ридер 5» или «Ньюс Эксплорер» и горя не знать.
Ридер 5. Симпатичный и простой РСС-агрегатор. Поддерживает интеграцию с самыми популярными РСС-приложениями и сервисами для отложенного чтения: «Покетом» и «Инстапейпером».
Когда у меня появился Мак, я почти сразу перевёз все свои подписки в «Ридер». Сделать это легко: залогиньтесь в «Фидли» при первом запуске «Ридера» и все подписки сами подтянутся в приложение.
Ньюс Эксплорер. Мой текущий инструмент для чтения статей. Он очень похож на «Ридер». Сначала я даже не понял, чем они отличаются помимо иконки приложения и дизайна. Пришлось почитать тексты на сайте, чтобы разобраться. Оказалось, что «Нюс Эксплорер» гораздо мощнее: он спокойно «переваривает» ленты Твиттера и Ютюба, а вот «Ридер» так не умеет.
К тому же «Ньюс Эксплорер» с самой первой версии использует Айклауд для синхронизации между устройствами, а в «Ридере» эта функция появилась лишь в последней пятой версии. А если у вас есть Эпл Ти-ви или часы, то «Ньюс Эксплорер» лучший выбор. Это единственная РСС-читалка, которая работает на всех устройствах Эпла.
В конце октября мы вместе с женой посетили Измир, турецкий город на побережье Эгейского моря. Когда-то это был один из старейших городов Древней Греции, и даже в Османской империи до 1923 года он назывался Смирна. Там проживало много греков и армян.
Во время нашей поездки в городе произошло землетрясение магнитудой до 7 баллов, вы даже могли слышать о нём в новостях. Пару ночей пришлось спать не раздеваясь, и один раз даже эвакуироваться на улицу с шестого этажа из-за сильных афтершоков.
В квартире, где мы остановились с женой, из-за землетрясения повредило водопровод, и мы пару дней жили без воды. Хозяин квартир вернул нам бо́льшую часть денег за аренду. В тот же день мы нашли другую квартиру и спокойно прожили там до отъезда. В общем, даже землетрясению не удалось испортить впечатления от поездки.
Мы прилетели и сразу пошли в город, прошлись по набережной. Такой вид открывается на районы Каршияка и Бостанлы с набережной Измира.
Мы сняли квартиру на «Эйр-би-эн-би» в районе Алсанжак. Это старая часть города, где до 1923 года жило много греков. Потому и архитектура здесь особенная, некоторые дома напоминают дореволюционные особняки в России.
Отдельного внимания заслуживают двери в старых греческих домах. Напомнило двери некоторых московских домов где-нибудь в центре.
А вот целая улица, на которой сохранились старые дома, как есть. Балконы и плитка — отвалбашки.
Накануне, 29 октября, был день Турецкой Республики, поэтому весь город украшен государственными флагами и портретами Ататюрка. Стоит это скорее всего недорого, но очень атмосферно и празднично.
В Алсанжаке, да и вообще в Измире, много граффити, часто встречаются целые муралы или целиком расписанные дома. В доме на второй фотке мы снимали квартиру.
Часто встречаются отсылки к сериалам, фильмам, мультам. Вот, например, Рик и Морти.
Это не знаю, что за дерзкая женщина, но красиво.
На эту девушку мы смотрели минут пять. Настолько это охуительно сделано.
А это вообще забор вокруг какой-то стройки. Идёшь и думаешь, какой же кайф!
В городе много католических храмов, это один из них.
Измир очень зелёный город. Как и в России здесь обрезают кроны деревьев. Только не тополям, а пальмам. Зачем, не знаю.
Кто-то просто взял и вырастил зелёную арку вокруг окна. Немыслимая вещь в России, хотя почти ничего не стоит.
Беговая дорожка в парке. Невероятная красота.
Навигация в Измире везде одинаковая. К ней быстро привыкаешь, а ещё таблички висят на удобной для глаз высоте. Любовь и уважение. А ещё все улицы названы номерами: 648-я, 1484-я, 745-я. Названия в честь людей только у проспектов и бульваров.
Часто встречаются вот такие указатели, которые обозначают одностороннее движение.
На всех домах вот такие аккуратные номерки. Просто, дёшево и узнаваемо.
В Турции у подъездов есть не только номера, но и имена. Этот называется Фатих.
В глаза бросается наличие настоящей доступной среды. Местами, конечно, есть бордюры, но в основном, никаких пандусов, горок и препятствий. Абсолютно плоские тротуары и переходы. И всё по земле, никаких подземных или надземных издевательств.
Между тротуаром и проезжей частью нет заборов. Мы спокойно переходили улицу, где хотели и не боялись, что нас собьют. Дороги узкие, и сильно тут не полихачишь.
Тротуар всегда из плитки, велодорожка — цемент. Всё это отделено от машин аккуратными валунами с жёлтыми маркерами.
На больших проспектах всегда есть жёлтая разметка для слабовидящих или дорожка из ребристой плитки.
Измирская мусорка
Конечно, куда без них. Котов здесь так же много, как и в Стамбуле. На каждой машине по коту.
Коты везде, даже в магазинах. Вообще турки очень хорошо относятся к бездомным животным. По городу всюду стоят специальные кормушки, где можно оставить еду. Все бездомные собаки с чипами на ухе: то есть стерилизованные и привитые.
Все светофоры для пешеходов оборудованы бесконтактными датчиками. Подносишь руку и светофор включается. Удобно, особенно во время пандемии, когда лишний раз не хочется ничего трогать.
В городе всё есть в плане транспорта: паромы, трамваи, автобусы, метро. И нет маршруток, что сразу заметно. Это местный трамвай, очень удобный и чистый. Можно доехать в любую точку города. Проезд на любом транспорте стоит 3,65 лиры, это ≈36 рублей.
Измир — европейский и либеральный город, это ощущается на каждом шагу. Гораздо меньше мечетей, чем в том же Ризе, гораздо меньше покрытых женщин.
В отличие от России, в Турции территория кафе не ограничена зданием. Кафе и рестораны ставят столы прямо на тротуар, а между ездят машины, ходят люди. Каждое заведение старается выделиться, создать свою атмосферу. Здесь не соскучишься.
Всю поездку меня не покидало ощущение, что я где-то в Барселоне. Разве что Барса чище и опрятнее.
Многие измирцы приходят в кафе с собаками и что-то пишут в блокнотах.
В одном из кафе в туалете лежали прокладки, дезодорант и лосьон. Я просто охуел: настолько это крутой сервис.
Да и в целом толчок милый.
Это бойо́з, местная сладость из слоёного теста. Бывает обычная и с начинкой: шоколад, шоколад с бананом, со шпинатом, с сыром. Ещё есть гевре́к, это то же самое, что и стамбульский симит, просто почему-то называется по-другому.
П. С. Одно из первых мест, куда мы зашли советую отдельно. У него смешное название «Лёп Лёп Кокореч» и мы там объелись офигенного куриного шашлыка. Вот это место на Гугл Картах.
Самая большая проблема, которую я наблюдаю в людях, это неумение вовремя предупредить о том, что ты что-то не успеваешь. Чтобы понять, умеет ли человек предупреждать, в работе нужно придерживаться взрослого подхода.
Всё очень просто: взялся за что-то, значит отвечаешь за это, не взялся — не отвечаешь.
Сила этого подхода в том, что не нужно ни с кем нянчится и уговаривать. Всегда следует исходить из мысли, что все люди взрослые и сами решают, что делать, когда и как, чтобы успеть в срок. А если понимают, что не успевают, то приходят и говорят об этом.
Причём странно, но все обсираются на том, что предупреждают о проблеме лишь накануне дедлайна или вообще в день сдачи работы. А говорить нужно сразу же в тот момент, когда понял, что не успеешь. Не нужно ждать и чего-то там бояться. Чем раньше все узнают о проблеме, тем быстрее она решиться.
Если ты редактор, иди с проблемой в главреду или шеф-редактору. Если ты дизайнер, иди к менеджеру проекта или арт-директору. И так далее. Просрочка на два-три дня не проблема, если заранее предупредить. За весь мой опыт работы с клиентами, не было такого клиента, который бы не согласился подождать несколько дней или даже неделю, чтобы закончить проект и всё доделать.
Ну, а руководителям нужно уяснить одно: не работать с теми, кто не умеет отвечать за свои задачи, предупреждать заранее и доводить проекты до конца. Нормальные ребята не должны страдать из-за мудаков.
При общении с другими людьми, особенно во всяких критических ситуациях: развод, смерть близкого, болезнь — стоит помнить одну простую вещь.
Невозможно понять боль другого человека. Невозможно понять и до конца прочувствовать его переживания и страдания. Радость делить легче, а вот горе и боль — нет. Она у всех разная, даже если два человека пережили одно и то же событие.
И всё, что нам остаётся в трудное время, это быть рядом и постараться не забыть, что чужая боль всегда сильнее нашей. И никогда не сравнивать, никогда не принижать чужую боль. Это нужно просто принять и взять за правило.
После каждого проекта мы в студии просим клиента написать нам отзыв, покритиковать, рассказать, что понравилось, а что нет. Самая частая претензия к нам, как к студии, в том, что мы излишне принципиальны. Мол, придираемся ко всему, задаём много вопросов, дотошные в общем.
Но есть другой показатель. Все наши клиенты — их около 15 — готовы рекомендовать нас своим друзьям, знакомым и партнёрам. Кажется, что это странное сочетание, но нет. Я рассматриваю это, как признание того, что наш подход работает.
Клиенту может сколько угодно не нравится наша пытливость и дотошность, наша принципиальность. Но ценность, которую мы ему даём, благодаря такому подходу, сильно выше. То, что клиенты возвращаются, рекомендуют нас другим компаниям, как бы говорит: «Да, вы вредные и вы не всегда делаете то, что мы просим, но в конце концов мы получаем то, что нам нужно. Не знаем, как, но это факт!»
Так происходит только потому, что мы, как студия, решили, как мы будем работать, а как не будем. Никто другой за нас это сделать не может. Никакой клиент не может повлиять на то, как мы ведём наши проекты и как мы создаём решения.
И если какой-то клиент думает, что дизайн-студия или дизайнер — это такой художник за деньги, то он сильно ошибается. Если какой-то клиент думает, что редактор должен писать то, что ему сказали, он ошибается. Если какой-то клиент думает, что он лучше дизайнера знает, как верстать презентацию, он скорее всего ошибается. К слову, это правило работает и в обратную сторону.
Если сформулировать в принцип, то клиент не должен учить дизайнеров делать дизайн, а дизайнеры не должны учить клиентов делать бизнес.
И здесь я подвожу к главному. В любом проекте две стороны, и они делят ответственность за результат. Но именно исполнитель отвечает и определяет, как пойдёт проект. Сделает он что-то, чем будет гордиться, или будет просто продавать своё время и навыки и в принципе похер, что там в итоге получится. Будет ли отстаивать своё видение, или же он будет во всём потакать клиенту, даже если тот предлагает очевидное говно? Это решаете вы сами, и никто другой.
И если вы сейчас ноете о том, что ваши клиенты вас не уважают, предлагают вам хуёвые решения, то так происходит только потому, что вы им позволили.