Всем привет ★

Самая дурацкая ошибка в переписке — писать «Всем привет» или «Коллеги, есть вопрос». Особенно это выглядит тупо, когда в проекте больше пять-шесть человек.

Всем — значит никому. Всем — значит ответа не жди, потому что непонятно, кто должен ответить. Всем — значит «ну вы там сами разберитесь, кто отвечает».

Люди на другой стороне воспринимают подобные запросы так: «Всем — значит точно не мне. Да и вообще у меня тут другие задачи есть, наверное ему кто-нибудь ответит из наших…»

Если нужно получить быстрый ответ в чате, тегните нужного человека или менеджера другой команды. Или хотя бы имя напишите. Следующий уровень: обозначить, как срочно вам нужен ответ.

Конечно, можно просто вкинуть вопрос в чат на всех, но тогда и не удивляйтесь, если вам никто не ответит.

Заранее спасибо! Всем хорошего дня!

Понятное дело, разумеется и конечно

Однажды в кафе я наблюдая наблюдал примерно такой диалог:

Заказчик: А вы оптимизируете тексты под СЕО перед публикацией?
Исполнитель: Ну, разумеется.

Заказчик: Нам ещё мобильная версия нужна, знаете…
Исполнитель: Понятное дело.

Исполнитель: Планируете ли вы отдавать тексты на вычитку корректору?
Заказчик: Конечно, а вы как думаете?

Хуечно, блять. Терпеть не могу, когда на встрече кто-то отвечает так, будто ему лень объяснять свой подход и рабочий процесс. И наоборот, когда в ответ на уточняющий вопрос прилетает «а вы как думаете?»

Пиздец, нельзя так общаться с людьми. Если вам задают банальный вопрос, никогда не обламывайтесь ответить развёрнуто. Даже если для этого придётся просто повторить то, что сказал собеседник. В этом и суть коммуникации — подтвердить, что а) вы слышали, что сказал человек, б) вы поняли, что он имел ввиду.

Ретрансляция — охуенный приём, без которого невозможна нормальная коммуникация. Когда кто-то обламывается его использовать, он подрывает компетентность другой стороны и уместность самого вопроса. Это почти как сказать человеку: «Ты чё тупой?» Вместо этого лучше ответить детально и по делу:

Заказчик: А вы оптимизируете тексты под СЕО перед публикацией?
Исполнитель: Да, мы анализируем запросы через Яндекс Вордстат и потом пишем тексты с этими запросами.

Заказчик: Нам ещё мобильная версия нужна, знаете…
Исполнитель: Да, понимаем, сейчас 50% трафика — мобильные устройства. Мы продумываем мобильную версию на этапе визуальной концепции, а потом готовим макеты в пяти разрешениях, чтобы сайт выглядел хорошо на любом устройстве.

Исполнитель: Планируете ли вы отдавать тексты на вычитку корректору?
Заказчик: Да, мы работаем с одним исполнителем, он билингв. Но мы готовы рассмотреть ваше предложение.

Клиент не знает, как вы работаете. Возможно, в его жизни были только исполнители-мудаки, и потому он теперь переживает и всё уточняет. Исполнитель, в свою очередь, ничего не знает про бизнес заказчика и его возможности и ожидания от результата. Уточняющие вопросы помогают убедиться, что вы понимаете друг друга.

А фразы «понятное дело», «конечно» и «разумеется» для каждого означают своё, и содержат скрытую агрессию. Не используйте их, и хуйни в ваших проектах станет меньше.

Как написать письмо клиенту, если в проекте конфликт 

Менеджеры часто путают ситуации, когда можно написать клиенту письмо, а когда лучше позвонить или назначить встречу. Из-за этого в проектах часто возникает дополнительное трение и конфликты. Разбираю письмо, которое попалось мне на глаза в одном из проектов, объясняю, что с ним не так и как это исправить…

⚡️ Платный блог о редактуре и управлении на «Бусти»

Я запустил платный блог на «Бусти» для всех, кто пишет и управляет: авторов, редакторов, менеджеров и просто любознательных людей.

Там будет появляться контент, которого нет на других площадках: разборы клиентских материалов, редакторские приёмы, советы по управлению собой, командами и проектами.

Только что опубликовал там первый пост про то, как выбирать новости для блога компании и объяснить клиенту, почему не стоит писать в блоге про дни рождения сотрудников. Вот вступление из него:

Новостная матрица

Частая ситуация: компания нанимает агенство, которое будет отвечать за внешнюю коммуникацию. Под этой формулировкой может скрываться всё, что угодно, но обычно подразумевается ведение соцсетей и создание какого-то контента. Почти всегда в это понятие входит создание новостей.

Писать новости несложно, но почему-то именно этот формат доставляет авторам столько проблем. Почти никто не умеет делать новости, которые хочется читать, репостить и сохранять в закладки. Они либо жёлтые и пустые, либо скучные, либо от них веет говном.

Главная ошибка агентств, которые занимаются включают новости в свой контент-план, в том, что они пишут не те новости. Для клиента проблема и вовсе неочевидна: вроде блог ведётся, какие-то новости публикуются, чего-то там эти маркетологи делают, ну и слава богу.

Чтобы писать те новости, нужно понять, какие новости бывают. Я выделяю четыре вида…

Читать целиком на «Бусти» →

Новостная матрица 

Частая ситуация: компания нанимает агенство, которое будет отвечать за внешнюю коммуникацию. Под этой формулировкой может скрываться всё, что угодно, но обычно подразумевается ведение соцсетей и создание какого-то контента. Почти всегда в это понятие входит создание новостей…

Две встречи в день

Пиздец, я не понимаю людей, которые проводят по шесть-восемь встреч в день и ещё бравируют этим, мол, смотрите, какой я продуктивный. Чувак, огорчу тебя, работа не делается на встречах. Встречи — лишь обсуждение работы.

Идеальный рабочий день — день без встреч. Тогда получается сделать кучу дел, написать десять постов в блог, отредактировать клиентские тексты, погулять, подумать о жизни.

Рабочие дни с одной встрече тоже хороши. Можно заварить кофе, спокойно подготовиться к вопросам, после встречи написать итоги и пойти делать остальные задачи.

Две встречи с интервалом в два-три часа — тоже норм, но больших задач на этот день лучше не планировать. Больше двух встреч в день — табу. Как только появляется намёк на третью встречу, знайте, где-то там рядом с ней притаился пиздец и портал в ад.

Никогда не ставьте больше двух встреч в день. Это главный секрет эффективной удалённой работы и продуктивности.

Ещё важно, чтобы одна встреча длилась не дольше часа. Но про это как-нибудь в другой раз.

Заткнись и слушай

Лучший совет, который можно дать начинающему автору, дизайнеру и любому другому исполнителю перед встречей с заказчиком: «Заткнись и слушай».

В ответах заказчика спрятаны все разгадки, решения и ограничения. По ответам можно понять, что будет главной ценностью вашей работы для заказчика и его бизнеса, с чем ему нужна помощь, что сейчас болит, что важно.

Когда я иду на встречу, чтобы обсудить задачу, я задаю всего один вопрос и замолкаю. Заказчик сам всё расскажет, нужно лишь внимательно слушать. Даже если человека понесло в сторону, я не перебиваю. Пусть выговориться.

Здесь всё как на приёме у врача: нельзя лечить абстрактную болезнь. Врач даёт таблетку, только когда знает, с чем имеет дело, когда он понимает, что с вами и какая именно таблетка нужна.

Никогда не стоит перебивать заказчика, спорить и навязывать какие-то решения. Задай вопрос, заткнись и слушай.

Фиксируй важные мысли, уточняй детали, объясняй риски, аргументируй. Но не дави. Это простое знание поможет избежать неоправданных конфликтов и напряжения. И только так формируется настоящее доверие.

Переоценка целей ★

Считается, что если поставил цель, то нужно обязательно «дожать, добить её, дойти до конца». Но в жизни бывает так: идёшь куда-то и вдруг на полпути понимаешь, что всё это время шёл не в ту сторону, что тебе туда не надо.

В таких ситуациях обычно принято «идти до конца». Срабатывают различные социальные установки, навязанные обществом: бросать начатое плохо, ты такой необязательный, ты подведёшь людей, а чё тебе слабо. Я считаю, что это заблуждения и всё обстоит как раз наоборот.

Признаться себе, что цель тебя больше не радует, требует гораздо большей смелости и воли, чем ослиное упрямство. Кроме этого, чтобы признать свою ошибку, необходимо критическое мышление в отношении собственных решений. Безответственным и слабым людям это несвойственно.

Конечно, можно «пойти до конца» и «добить начатое». Но зачем, если ты уже понял, что на том конце нет нужных ответов? Зачем, если ты уже осознал, что результат не даст ожидаемого эффекта? Зачем, если весь оставшийся путь ты пройдёшь с мыслью и ощущением, что всё происходящее не приносит тебе удовольствия, не драйвит, не качает, не срывает башню?

Получать удовольствие от процесса — уже давно не банальный совет. Учёные выяснили, что дофамин вырабатывается не в момент, когда мы получили желаемое, а на пути к цели, то есть в предвкушении результата. Например, в процессе создания книги, а не когда она вышла в продажу.

Переоценка целей — сильный инструмент управления. Без него очень сложно идти долго и в нужном направлении.

Еженедельная корректировка целей помогает не сбиться с пути. Для этого достаточно время от времени честно отвечать себе на три вопроса:

  • Меня всё ещё привлекает эта цель? Горят ли мои глаза, когда я рассказываю о ней друзьям и родным?
  • Эта цель — то, ради чего я встаю по утрам из тёплой постели?
  • Если бы у меня остался год жизни, продолжил бы я путь к этой цели?

Чужое мнение

Никогда не нужно бояться чужого мнения и ограждаться от него. Даже если вы с ним не согласны. Ведь цель любого разговора не в том, чтобы доказать свою правоту, а в том, чтобы услышать и понять человека напротив, и, наоборот, чтобы быть услышанным и понятым в ответ.

Разговор — единственный реальный способ донести свою точку зрения до другого человека, быть услышанным и понятым.

Не прекращайте общение с родными и близкими, с друзьями и коллегами, даже если вы не разделяете их позицию. Говорите с ними, обсуждайте проблемы, проговаривайте детали и сложные вопросы, не отмалчивайтесь. Молчание отдаляет, разделяет людей и порождает сомнения, домыслы, которые разрушают отношения.

Пишите письма друзьям, отправляйте открытки, звоните родителям, бабушкам и дедушкам по выходным. До тех пор, пока твоя связь с человеком не потеряна, есть шанс её наладить, восстановить, укрепить.

Сегодня, забыв про то, что политические границы и убеждения — самая большая условность на свете, люди разрывают многолетние связи, отказываются от друзей из-за неудобного мнения по какому-либо вопросу.

Любого «инакомыслящего» можно кинуть в бан, заблокировать, стереть из контактов, закенселить или по-русски «отменить». Это очень легко и удобно. Но кто-нибудь задавал себе вопрос: «А что дальше?»

Иногда лучше не сделать, чем сделать

Сегодня я хотел написать в блог умный пост, но ничего светлого в голову не пришло. Поэтому я пошёл пить чай с венскими вафлями. Возможно, вафли только что спасли вас от унылого, скучного поста в этом блоге.