Лёгкие решения

Одна из частых ловушек на проектах — поиск лёгких, простых решений.

Какой-то мудак однажды сказал, что все решениями должны быть легкими, и с тех пор все стараются избегать сложностей. Мол, если в проекте появляется сложное решение, значит у вас проблема. Непонятно, где здесь логика. Наоборот, почти все решения, которые кажутся лёгкими на первый взгляд, в итоге, оказываются невыносимо сложными и мучительными для команды.

Делить решения на простые и сложные — само по себе упрощение. У любого решения есть четыре основных критерия, на которые стоит обращать внимание:

  • оно отвечает нашим ценностям и стандартам,
  • оно решает задачу и приближает проект к завершению,
  • у нас достаточно ресурсов на его внедрение,
  • мы владеем технологией и знаем, как воплотить его в жизнь.

Иногда нам кажется, что мы нашли идеальное решение, которое приближает проект к завершению, помогает достичь целей проекта и отвечает нашим стандартам качества. Да, это хорошее решение, но нужно смотреть, можем ли мы сделать его реальностью и есть ли для этого другие ресурсы: время, деньги, силы. Если нет, то такое решение требует пересмотра или отправляется в корзину.

Избегайте лёгких решений. Чаще всего они ведут не туда, куда нужно вам.

Защищай свой процесс

Считается, что клиент всегда прав. Нихуя подобного, не всегда. Следуя этому убеждению, можно незаметно для себя пойти на уступки там, где этого делать не следует и сломать свой рабочий процесс.

Клиент прав только в одном — в желании получить за свои деньги лучший результат из возможных. Задача исполнителя — предложить решение и воплотить его в жизнь. Однако, гарантировать клиенту лучший результат можно только соблюдая привычный и понятный для вас рабочий процесс.

Считается, что клиент всегда прав. Нихуя подобного, не всегда.

Когда заказчик вмешивается и пытается навязать исполнителю свой процесс, в проекте возникает трение и конфликты. Приведу несколько примеров.

  1. Заказчик просит назвать примерную цену до того, как вы разобрались в задаче. Если пойти у него на поводу, то можно угодить в ловушку. Ведь непонятно, относительно чего вас просят назвать цену. Как быть уверенным, что вы с заказчиком одинаково поняли, о чём идёт речь?
  2. Клиент просит вас начать работы по дизайну сайта без материалов. Если согласитесь, есть риск, что вёрстка развалится, когда заказчику поставит в неё реальные фотографии и тексты.
  3. Чтобы настроиться на работу, вам важно начинать день с йоги и чтения, поэтому вы не ставите созвоны до обеда. Клиент предлагает созвониться в восемь утра. Если согласитесь, то весь день будете раздражены и рассеянны, а следовательно — менее продуктивны.

Важность процессов можно наблюдать в других сферах. Строители следуют нормам безопасности, чтобы дом не рухнул. Повара готовят по технологическим картам, чтобы люди вкусно ели и не отравились. Стоматологи соблюдают медицинские протоколы, чтобы пломба не выпала через месяц. Если бы строители, пекари и стоматологи работали так, как хочет клиент, они бы не смогли гарантировать результат.

В дизайне нет единых стандартов — всё очень субъективно — и каждый исполнитель выводит их для себя сам. Но важно помнить, что, выбирая исполнителя, заказчик соглашается с его подходом к решению задач, с его стандартами и принципами.

Защищайте и лелейте свою рутину, не позволяйте никому влиять на ваши процессы, ведь именно они помогают вам давать клиенту лучший результат. А все несогласные могут найти себе другого исполнителя.


По этой теме также рекомендую прочесть § 87 «Клиент всегда неправ» из Ководства. Там вопрос рассматривается с другого ракурса.

Дизайн для реального мира, Виктор Папанек

Одна из самых важных в жизни любого дизайнера, инженера или изобретателя. Её автор, американский дизайнер Виктор Папанек, опередил время: он описал и сформулирова суть работы дизайнера в простых и понятных терминах.

Дизайн — это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.

Кроме этого, в своей книге, которая вышла в свет в 1971 году, он описал многие проблемы, с которыми человечеству пришлось столкнуться гораздо позже: экологический кризис, загрязнение окружающей среды, исчезновение лесов, перенаселение планеты. Он также уделял огромное внимание безопасности в медицине, автомобилестроении, производстве, детских игрушках и бытовых приборах.

Дизайнерское сообщество того времени не поддержало Папанека, а, наоборот, критиковало, называло его прогрессивные и нестандартные идеи бредом, глупостями. В этом считывался неприкрытый цинизм капитализма и та самая жажда заработать, а не помочь потребителю безопасно решить его задачу, о которой пишет Папанек.

Важнейшей способностью дизайнера является его умение осознавать, выявлять, определять и решать проблемы. На мой взгляд, в дизайне главное — это чувствовать смысл проблем, быть их «первооткрывателем» и уметь обозначить проблемы, которые ещё не осознаны, не выявлены, и придумать, как их решать.

В 70-е мало кто думал о потребностях людей с инвалидностью, различными отклонениями в зрении или банально левшей. Производители мебели, бытовых приборов и автомобилей, создавали решения для людей определённого класса и достатка или для людей со среднестатистическими показателями: рост 175 см, правша, белый, мужчина. Это приводило к тому, что многие из этих решений невозможно было экспортировать в другие культуры и страны: дизайн, созданный для американцев не приживался во Вьетнаме или Индии.

Блокнот с заметками Папанека: на развороте схемой, которая описывает понятие функции и суть дизайна.

Папанек не был первым, кто открыто заговорил о важности создавать и тестировать дизайн в тех культурных и бытовых условиях, где будущее изобретение будет производиться и использоваться. Но он был первым, кого услышали. Через двадцать лет этот подход был принят как основной и самый рациональный, а книгу Папанека включили в обязательный список чтения для студентов дизайнерских факультетов.


Статья в «Нью-Йорк Таймс» (англ), где очень ёмко описана биография Папанека и то, какое влияние он оказал на молодых дизайнеров во всём мире.

Эфир про управление в условиях дикой неопределённости

Разговор с Лидой Поповой, экс-менеджером Студии Лебедева, агентства «Агимо» и сертифицированным коучем, о том, как работать в период неопределенности, справляться с новыми вызовами, не бояться и не паниковать. Будет полезно всем, кто работает с людьми и руководит командами: тим-лидам, менеджерам, основателям.

Основные мысли

Во время эфира Лида записывала тезисы. Разговор получился не про процессы и «тайные знания», а про смыслы и опору в любой непонятной ситуации. Вот несколько инсайтов, которые она посчитала важными:

  • поддержка команды важнее мотивации
  • помнить про татуировку менеджера «стая копирует вожака»
  • признавать свою слабость и снижать требования, если возможно
  • не врать себе и команде, быть открытым, в том числе, в проявлении своих чувств по отношению к сложным ситуациям
  • вспомнить о том, какие цели были важны до наступления сложной ситуации
  • поисследовать их актуальность и варианты возврата, если актуальны
  • иметь бэклог личных дел, которые можно делать (Женина команда начала собирать новый сайт студии)
  • брать на себя посильные регулярные обязательства и их придерживаться (например, квиз с командой по пятницам или встреча с друзьями)

Ссылки

Подписывайтесь на наши с Лидой блоги, читайте её интервью про управление:

Поддержка бизнеса

Нет ничего более тупого, чем меры по поддержке бизнеса. Никакие льготы, кредитные каникулы не помогут бизнесу пережить кризис и лишь создают иллюзию помощи.

Опытный и думающий предприниматель никогда не надеется на господдержку. Она ему не нужна. Он потому и называется предпринимателем, потому что способен сам организовать рабочий процесс, создать надбавленную стоимость на свои товары и услуги и обеспечить доход для себя и своей команды.

Лучшая помощь, которую государство может оказать предпринимателю — это просто, блять, не мешать ему работать. Не вводить мудацкие ограничения, не ебать за маски и перчатки, не устраивать войну с соседним государством и не навлекать на себя санкции и гнев всего мира.

А поддержку свою пусть в очко себе засунут.

Прежде чем спросить

Золотое правило работы в команде: прежде чем спросить, сначала погугли. Используя этот простой лайфхак, можно сэкономить кучу времени себе и коллегам. Ведь на бо́льшую часть твоих вопросов уже есть ответы в сети: сколько варить яйца вкрутую, как заменить лампочку, как настроить сетку в Фигме — всё это гуглится за две секунды.

И, наоборот, гугл бессилен, если вопрос касается процессов, договорённостей, понимания задачи. Здесь, конечно, лучше пойти и спросить у живого человека. Например, если ты не уверен, можно ли уже отправлять макет клиенту, искать ответ в поисковике бесполезно. Правильный ответ есть только у арт-директора.

Очень часто люди путают эти две ситуацию из-за чего тратят чужое время по пустякам и выглядят как мудаки.

Молчание — тоже реакция

Сегодня модно думать, что всё нужно проговаривать вслух. Общество настойчиво предлагает нам это решение как единственно верное, что само по себе абсурд.

Молчание тоже может быть ответом. Молчание может выразить позицию сильнее, чем очередной истеричный пост в соцсетях. Молчание может быть убийственно сильным и пронзительным. И выбирая между ещё одной чёрной аватаркой и реальными делами, я всегда выберу второе.

У меня есть друзья среди украинцев, в студии работают дизайнеры из Украины, в начале февраля я читал лекцию для украинской контент-школы. Лучшее, что я могу сделать в сложившейся ситуации: показать им свою поддержку, заботу, боль и своё небезразличие. Это мой долг и моя ответственность.

Реальные дела, слова и помощь, адресованные конкретным людям, будут гораздо эффективнее, чем очередные «нет войне» и «зачем».

Если вам хочется написать еще один антивоенный пост, лучше сделайте что-то для своих близких, родных, друзей. Возможно, им сейчас просто нужно отвлечься и поговорить о том, что происходит.

Не стоит вкидывать очередной пост про ужасы войны, когда вы сами войну не видели. Выглядит натужно и фальшиво. Сохраните силы для себя и своих близких. Ещё пригодятся.

Мышление начинается с нет

Долгое время я был заложником напускной вежливости. Думал, что отказ — это плохо. Но это ни хорошо, ни плохо.

Нет — это выбор, который позволяет нам не делать то, что мы не хотим, без чувства вины и угрызений совести.

Не хочешь с кем-то видеться, отмени встречу. Не хочешь принимать нежданных гостей, не принимай. Не можешь сорваться и поехать за город с друзьями, откажись. Ты не должен никому ничего объяснять. Друг поймёт и не будет лезть под кожу, а обидчивые отвалятся сами не будут тянуть вниз.

Нет — это основа критического мышления. Оно определяет способность подвергать сомнению чужое мнение и защитить себя от произвола окружающих. Только научившись говорить «нет», можно что-то изменить, чего-то достичь и шагнуть за пределы известного.

Не падай духом ★

В трудные времена сложно мыслить ясно. Страх парализует, бессилие подавляет разум, руки опускаются.

Главный принцип, который помогает мне в такие моменты: «Продолжай свой путь и не падай духом. Никогда не падай духом».

Не сбиться с пути, управлять своим фокусом и продолжать движение к цели, когда мир в огне — бесценный навык и сила. Помнить, что трудные времена не навсегда — невероятная стойкость.

Сил и стойкости. Продолжай свой путь. Никогда не падай духом.

Многозадачность — отстой

Было время, когда я обожал делать несколько дел одновременно. Мог варить суп и тут же согласовывать дизайн, писать рассылку и смотреть сериал. Со временем я убедился, многозадачность почти всегда — отстой, и вот почему.

  1. Людей, которые могут хорошо делать несколько дел одновременно, единицы.
  2. Желание сделать два дела одновременно — жалкая попытка выиграть время. Оба будут сделаны плохо.
  3. Многозадачность часто используют не там, где нужно. Это приводит к ошибкам, иногда фатальным.

Чтобы понять, когда делать несколько дел нормально, а когда нет, я использую простой принцип.

Если задачу можно решить не задумываясь: уборка, мытьё посуды, прогулка в парке — её можно совмещать с чем-то другим. Например, половину созвонов я провожу на ходу, ведь переставлять ноги можно не думая.

Если же задача требует погрузиться в тему, постоянно оценивать обстановку, следить за безопасностью: встреча с клиентом, игра в баскетбол, вождение авто — нужно отложить другие дела и сфокусироваться. Иначе можно пропустить важный нюанс в беседе или получить мячом в еблет. А если за рулём или при переходе улицы тупить в телефон, то можно и умереть.

Я не люблю многозадачность и терпеть не могу, когда её выдают за критерий успеха. При этом я обожаю разнообразие. Меня прёт вести сразу несколько проектов, каждый день встречаться с новыми людьми, посещать разные города. Но делать несколько дел одновременно — нахуй нужно. С высокой вероятностью получится хуйня.