Посмотрел фильм Питера Джексона «Они никогда не станут старше»(англ. They Shall Not Grow Old). До сих пор нахожусь под сильным впечатлением.
Весь фильм — хроника Первой мировой войны с воспоминаниями английских солдат. Видеоряд ускорили до 24 кадров в секунду и раскрасили, поэтому создаётся эффект, будто фильм снимали совсем недавно. Некоторые моменты хроники даже озвучили, прочитав слова по губам. Титанический труд!
Моя рецензия будет краткой. Этот фильм — лучшее напоминание о том, что война, как явление, это абсолютное зло. Нет такой войны, которой можно оправдать хотя бы одну смерть. Даже героическую, даже за так называемую родину. Когда смотришь на вереницу слепых восемнадцатилетних мальчишек, всё это пустые слова.
Кадр из фильма с пронзительным взглядом английского солдата
Больше всего меня раздражает, когда в ответ на сообщение присылают: «ОК». Особенно, если в моём сообщении есть вопрос.
Например «Здравствуйте, Иван Иванович! Вы можете завтра созвониться, чтобы обсудить…» В ответ прилетает «ОК». Что ок, блять? Как это понимать?
«ОК» уместно использовать в качестве согласия. А с вопросом нельзя согласиться. Непонятно, как продолжать диалог после такого ответа. Приходится задавать уточняющие вопросы.
Логичнее было бы ответить: «Да, удобно. Давайте в 16:00. Вам подходит это время?» Так вы проявляете уважение к собеседнику и не ставите его в идиотское положение.
Самое дурацкое, что можно делать перед путешествием — строить ожидания. Как только нарисуешь себе красивую картинку, обязательно получится хрень. И, наоборот, если довериться дороге, случаются самые яркие поездки.
Когда я летел в Лондон, думал, что всё будет как в учебниках по английскому за пятый класс: высокий Биг Бен, рыба с картошкой, вкусный чай. Оказалось совершенно иначе. Кухни своей у англичан особо нет, рыба с картошкой отвратительны на вкус, Биг Бен в два раза ниже телебашни в Тюмени, а сам город вечно хмурый и серый.
Когда я поехал в США в 18 лет, я не знал ничего, кроме английской грамматики и названий нескольких американских городов. Работая в лагере, я познакомился с ребятами из Мексики с которыми мы общаемся до сих пор. Или, например, когда поехал в Иран, у меня не было никаких представлений, кроме исламской революции и фарси. Получилось одна из самых ярких и незабываемых поездок, которую я вспоминаю до сих пор.
Конечно, были люди, которые говорили, что в США нельзя ночью выходить на улицу из-за высокой преступности, а в Иране вообще живут одни террористы и действуют законы шариата. Но я их не слушал и держал в уме одну мысль: «Везде есть добрые и хорошие люди». В итоге, оба путешествия стали частью меня, оставили самые сильные воспоминания.
Если хотите, чтобы путешествие вам запомнилось, не стройте ожиданий. Покупайте билеты, берите рюкзак и в путь.
Как-то я купил на распродаже две книги Чарльза Буковски: «Женщины» и «Хлеб с ветчиной». Прежде читал у него только «Почтамт» и остался доволен. Буковски обнажает свою душу перед читателем, вложив свои мысли в реплики своего героя и альтер эго — Генри Чинаски.
Первым делом я прикончил роман «Женщины» — зарисовки об отношениях 50-летнего писателя Генри Чинаски с противоположным полом и о том, что бывает, когда человек не получал любви в детстве и юности, когда она так необходима. Роман явно дался автору нелегко, но именно эта искренняя боль и переживания главного героя притягивают. Кроме этого между строк зашиты правдивые рассуждения о писательстве, мире и людях.
Вторую книгу «Хлеб с ветчиной» я прикончил за ночь. Она слишком хороша, чтобы читать её дольше, и ещё более волнительная, чем «Женщины». Буковски рассказывает рассказывает о своём детстве, отношениях с отцом-тираном и бесхребетной матерью, о школе и первой работе. Если вы хотите познакомиться с Буковски, начните с этой книги. Тогда все следующие вы поймёте гораздо лучше. Вот небольшой отрывок:
«Жизнь в колледже была стерильной. Здесь никогда не говорили, что ожидает нас в реальном мире. Они пичкали нас теорией, которая была совершенно бесполезна на улицах. Университетское образование могло лишь сделать личность непригодной для настоящей жизни. Книги только ослабляли нас. Когда человек оказывался в гуще жизни, ему требовались совсем другие знания, в отличие от тех, которыми были напичканы университетские библиотеки».
И ещё один, очень актуальный сегодня:
«Рузвельт требовал, чтобы мы отправлялись на войну. Естественно, это обеспечивало ему место в книге мировой истории. Воюющие президенты обладают большей властью, а позже бо́льшим числом страниц».
Все книги Буковски до боли автобиографичны. В одном из своих первых интервью он признался, что всё, о чём он пишет, на 99% его опыт и лишь 1% фантазия. Думаю, именно поэтому Буковски занял почётное место на моей книжной полке рядом с Хемингуэем.
Рассказы Буковски могут показаться излишне резкими, но я вижу в них правду жизни. Правду, с которой, я надеюсь, большинство из нас никогда не столкнётся.
Терпеть не могу людей, которые копаются в моей речи и тыкают: «Я заметил, что ты говоришь не „хочу“, а „надо“. Это значит, что ты не живёшь своей жизнью». Брррр.
Есть ещё такие, кто анализируют поведение: «Ты скрестил руки — тебе некомфортно, ты закрываешься от меня». Блин, да мне просто удобно так стоять!
В какой-то момент все вокруг стали психологами: научились находить чужие гештальты, закрывать их, «читать» людей — в общем, ударились во всю эту белиберду. Думаю, это нехило подпортило отношение общества к психологам в целом.
Одно дело, если ты занимаешься этим профессионально, а я пришёл на консультацию и прошу о помощи. Тогда, конечно, можно разобрать мои комплексы, зажимы и «лечить» за мои же деньги. Но если человек даёт советы в разговоре, между делом, когда никто не просил, у меня только один ответ. Пошёл на хуй, мудак!
Как только понадеешься, что кто-нибудь проникнется страстью к твоему делу, интересом к твоей жизни или только что прочитанной книге, так сразу же получишь под дых. Вот ни секунды не медля, судьба, вселенная, бог или законы физики — кто во что верит — поставят тебя на место.
Когда я работал в офисе, я надеялся на коллег. Но это длилось не долго. Когда ушёл на фриланс, работал в проектах — надеялся на партнёров. Ещё меньше. Теперь вообще ни на кого не надеюсь. Потому что так лучше всего.
Когда не надеешься, то и не ждёшь, что кто-то тебя похвалит или оценит твои старания, помощь. Следственно, меньше расстраиваешься, быстрее идёшь вперёд. А стоит только на кого-то положиться, непременно подведут. Поэтому я стараюсь ни на кого не надеяться.
Надо встать рано — ложись раньше. Не надейся, что кто-то тебя разбудит. Хочешь машину покруче — заработай сам, а не жди, пока подарят на день рождения. Хочешь сделать бизнес — не жди одоброния со стороны и не ищи партнёров. Начинай сам, а те, кто горят и мыслят как ты, присоединятся сами.
Надежда на других — так себе занятие. Исключения, когда надеяться можно, есть, но их жутко мало.
Позавчера стою в «Читай-городе», выбираю книгу. Подходит девушка:
— Извините, а вы можете мне помочь? — Да, а чем? — Мне не продают книгу. — Почему?! — Сказали, что она в категории 18+, типа там сцены убийства есть… Просят предъявить паспорт. Он у меня не с собой. — Покажите книгу.
Уходит, возвращается с книгой «Сын» норвежского писателя Ю Несбё. Обычная обложка, в описании никакого намёка на «безнравственность» или побуждение к насилию. На книге, и правда, стоит маркировка 18+. Прежде я вообще не слышал и не видел, чтобы книги маркировали по возрасту.
— Хорошо, давайте куплю. Переводите деньги. На сбер? — Да, говорите номер…
С таким раскладом получается, что теперь и «Красную шапочку» детям читать нельзя. Ведь там волк сожрал бабушку и девочку, а потом дровосеки его выпотрошили. Это что можно расценивать как призыв к убийству животных?
Вообще вся эта ситуация в книжном напомнила антиутопию «451 градус по Фаренгейту» Рэя Бредбери. Не удивлюсь, если через пару лет книги начнут сжигать, потому что они «пропагандируют безнравственность и аморальность».
На прошлой неделе съездил в Тобольск на день рождение дедушки и сделал фоторепортаж о своём родном городе.
Краткая справка
Тобольск — маленький сибирский город с населением около 110 тысяч человек. От Тюмени до Тобольска — 228 км. Четыре часа на поезде, пять — на автобусе.
В 18 и 19 веке был столицей Сибирской губернии, самой большой в России. После строительства Транссибирской магистрали, которую проложили через Тюмень, Тобольск остался в стороне и перестал так интенсивно развиваться. Именно поэтому сегодня Тюмень столица области.
В Тобольске находится единственный в Сибири каменный кремль, Софийский собор, тюремный замок, где сидел в своё время Достоевский и декабристы. Всего в городе 19 религиозных сооружений: храмов, церквей, мечетей. До революции 1917 года их было около 40.
По ошибке многие называют уроженцев города тобольцами, но правильно — тоболяки, тоболяк, тоболячка. Звучит, круто, как сибиряк. В Тобольске родились многие известные люди: Дмитрий Менделеев, Александр Абдулов, Николай Никитин, архитектор Останкинской телебашни, и Семён Ремезов, архитектор тобольского кремля.
Как добраться: электричка
Добраться от Тюмени до Тобольска можно на автобусе или электричке. Автобус стоит 750 рублей, а электричка — 688 рублей за проезд в первом классе и 446 — во втором. Электричку полностью обновили: закупили новые вагоны, сделанные специально для маршрута до Тобольска.
Проводницы здесь ведут себя как стюардессы: приносят кофе, чай, объявляют станции и желают доброго пути перед отправлением. Делают это всё без потуг и притворства. Приятно.
Внутри почти как в самолёте. Удобные откидные сиденья, есть кондиционер. В отличие от старых вагонов под каждой парой сидений есть две розетки.
Порадовало, что есть нормальный столик, куда можно положить книгу или поставить кофе. Для ног предусмотрена удобная подставка: можно снять ботинки и не парить ноги четыре часа. Если очень хочется — можно купить тапочки.
На потолке не совковое жёлтое освещение, а полноценный дневной свет: читать приятно, легко — глаза не устают. Ещё всю дорогу крутят туристический ролики и рассказывают про «духовную столицу» Сибири. Но я бы так её не называл. Видео идёт без звука. Чтобы послушать, нужно подключить наушники в разъём у основания кресла.
Стены вагона украшают различные факты из жизни семьи Романовых, всячески подчёркивается их связь с городом, есть рассказы про Распутина. В каждом вагоне есть табло, которое показывает температуру снаружи, время, номер вагона и свободен ли туалет.
В вагоне два биотуалета. Выглядят опрятно. Что понравилось, в туалете нет окна. И правильно, а зачем оно там?
Нагорная часть города
Через четыре часа я в Тобольске иду к своему дому. Тобольск делится на две части: нагорную и подгорную. Современный город и Кремль стоят на горе. Частный сектор, дом Романовых, старинные церкви — под горой.
В современной части города нет улиц, а есть микрорайоны. Например, адрес может звучать так: 8 микрорайон, дом 38, квартира 10. И если человек не местный, то он никогда в жизни не найдёт этот 38 дом, потому что здания расположены в совершенно хаотичном порядке.
Например, на этом фото 7 микрорайон, справа 17 дом, слева 21, а за 21-м идёт 55-й. То есть никакой логики нет. Такой вот суровый Тобольск. Если ты здесь не родился, то считай, что как в лес попал — куда идти непонятно.
Нагорная часть в основном застроена вот такими девятиэтажками, их называют домами тобольской серии. Но я не уверен, что так их называют везде. Видимо, здесь их так много, что горожане считают их «своими».
Такой тип коробок здесь называют «малосемейка», потому что он состоит исключительно из однокомнатных квартир. С годами панели обшарпались, и теперь микрорайоны похожи на гетто.
Застройка очень разрозренная, бесплановая. Судя по всему лепили как попало. Впереди, по центру фотографии, виден мой дом.
В отличие от Тюмени здесь очень много снега и его не убирают. Поэтому к концу зимы нарастают достаточно высокие сугробы, а во дворах машины накатывают ледяные колеи. Люди передвигаются исключительно по протоптанным тропинкам.
А так выглядит двор из квартиры моего отца. С тех пор, как я уехал, за семь лет ничего особо не изменилось. По-моему даже стало хуже: добавился какой-то сумбур в виде игровой «клетки» и мусорных контейнеров прямо на проезжей части. Жёлто-зелёная лестница справа и разноцветные бортики, торчащие из сугробов, всё это из 90-х. Ничего нового тут не построили.
Историческая часть на горе
В современном городе больше смотреть особо нечего, лучше покажу кремль и вид с холма на подгорную часть города. На фото ниже: Гостиный двор, где останавливались иностранные купцы, за ним — Софийский собор.
Софийский собор выглядит величественно. В 90-х и начале нулевых золотых куполов не было, и от собора веяло стариной. Тогда кремль выглядел потрёпанным, но в нём жил некий исторический дух. После реставрации, в конце 2000-х, всё прилизали, и стало уже не так. Слишком гламурно, богато.
В 1809 году в колокольню установили куранты. Но благородные большевики в 1917 году часы сняли и отдали бедным. Лет 10 назад куранты восстановили, теперь они отбивают каждую четверть часа.
Со смотровой площадки видно всю подгорную часть, зимнюю переправу и другие башни кремля.
Обычно в конце ноября движение по переправе через Иртыш уже открыто, но в этом году слишком тёплая осень. На фото видно, как намывают более толстый слой льда, чтобы через реку могли ездить грузовые автомобили.
Каждая башня кремля имеет свой флюгер. Здесь видно, что один из них выполнен в форме ангела с горном. В 90-е все башни были или разрушены или пришли в запущение, оригинальные флюгеры не сохранились. В нулевых всё восстановили.
В подгорной части тоже сохранились старинные здания, церкви и храмы. Но большинство из них или в упадке, или разрушились, так и не дождавшись реставрации.
Некоторые люди совсем не умеют отдыхать. Например, пять лет назад я почти не отдыхал и фигачил по 16 часов в сутки. В молодости дури много, но далеко на ней не уедешь.
Отдых — защитный механизм, который позволяет распределять силы и постепенно идти к цели. Если не отдыхать, в один момент можно сильно заболеть и потерять ещё больше сил на восстановление. В жизни нельзя как в игре: сохраниться и пройти заново. Чтобы не «сгорать» и не начинать каждый уровень с нуля, я взял за правило отдыхать в течение дня хотя бы час.
Отдых для меня — это смена деятельности. Поэтому хотя бы час в день я читаю, гуляю, смотрю сериал, мою посуду, просто лежу или сплю. Что угодно, только не работа за ноутбуком.
Отдельный кайф — дневной сон. Как только я чувствую, что усталости больше, чем обычно и я хочу спать, я иду спать. На 15 минут, или на полчаса — в зависимости от того, сколько времени у меня есть. В дни, когда я выспался и отдохнул, я успеваю гораздо больше, легко совмещаю домашние дела и работу, нахожу время для семьи и похода в музей.
Без отдыха нет развития, нет роста и нет новой информации. Работа — это то, что мы уже умеем. Как правило, мы не очень много нового узнаём на работе. Чтобы развиваться, создавать что-то новое, мозгу нужен материал и время генерировать идеи. Разгружайте мозг время от времени и позволяйте ему делать что-то ещё кроме привычной работы.
Прочитал и законспектировал советы из книги Дэвида Эйри «Логотип и фирменный стиль». Книга полезна всем графическим дизайнерам, которые учатся создавать логотипы, айдентику и общаться с клиентами.
Методы и практики, на основе которых можно построить логотип
Фамилия или имя основателя.
Сочетание двух логотипов в одном — при слиянии компаний.
Простой символ вместо слова. Например, рекламная кампания последней книги о Гарри Поттере.
Смотрите на малое и превращайте в большое. Например, логотип The Royal Parks состоит из листьев деревьев и образует корону Британской империи.
Символы, которые выбивают из общего визуального ряда. Например, звезда Бетнал-Грин.
Фирменный стиль как компонент языка: Amanda Marsden, Believe in, Glad, Cystic Fibrosis.
Свойства культового дизайна, логотипа
Чем проще, тем лучше.
Ничего лишнего и неуместного. Логотип не должен изображать деятельность компании, но он не должен контрастировать с её настроением. Он отвечает интересам целевой аудитории бренда, заказчику и соотносится с названием компании.
Сохраняйте связь с традициями там, где это возможно.
Стремитесь к индивидуальности.
Закрепите в памяти. Если не можете запомнить логотип, значит вы ещё не сделали легендарный знак.
Мыслите миниатюрами: дизайн должен функционировать на маленькой площади. Мыслите миниатюрами и помещайте ваш логотип в разную среду: на одежду, на собачку молнии, в виде стикера на рюкзак. Хороший логотип отлично работает не только на баннере, но и на площади в сантиметр.
Сосредоточьтесь на чем-то одном. Гениальный дизайн отличается одной чертой, всего лишь одной.
Советы для дизайнеров
Рисуйте логотип на бумагете в черно-белом варианте. Узнаваемый силуэт имеет больший вес, чем цвета. Да и это быстрее, чем водить мышью по экрану.
Тратьте на одну миниатюру и эскиз не более 30 секунд. Это поможет нарисовать простой знак, который будет легче запомнить. Чаще всего в жизни у людей есть всего доля секунды, чтобы разглядеть логотип.
В книге ещё много полезных приёмов и советов, но я решил ограничиться только теми, что посвящены работе с графикой. В книге есть отдельная статья, где автор рассказывает об ошибках в общении с клиентом, презентации проекта и о том, как плохая коммуникация уничтожает даже самый гениальный дизайн.
П. С. За то, что привезли книгу в Тюмень, отдельное спасибо магазину «Никто не спит».