Копируй других, подражай, повторяй

Хороший плотник знает, когда нужно махнуть топором, а когда деликатно поработать напильником. Дизайнер и редактор такие же ремесленники. Чтобы сделать свою работу хорошо, они тоже должны уверенно владеть различными инструментами, приёмами и техниками, и применять их там, где они по-настоящему уместны.

Любое ремесло: дизайн, редактура, фотография, иллюстрация — это про умение говорить на разных языках. Но даже этого мало: важно ещё ориентироваться в наречиях, диалектах, жаргоне и сленге, и знать, когда будет уместно сказать «кринж», а когда «треш», когда использовать гротеск, а когда акцидентный шрифт.

Чтобы знать, когда уместно использовать отдельное слово или визуальный приём, важно тренировать насмотренность. Но нет никакого смысла смотреть на чужую работу просто так. Нужно разбираться, почему люди пишут и рисуют именно так, а не иначе.

Почему здесь запятая, а там тире? Почему у одного автора лёгкий и понятный слог, что даже лонгриды на 20 минут читать одно удовольствие, а у другого даже короткий пост на 200 слов вызывает головную боль и тошноту?

Почему здесь вот такой отступ, а тут меньше? Почему здесь пятипиксельная сетка, а в другом проекте — четырёхпиксельная? Почему здесь римская антиква, а там — гуманистический гротеск? Почему одна афиша нравится, а другая раздражает? Что не так с композицией на этом слайде?

Может показаться, что это и есть секрет успешности молодых дизайнеров. Но задавать вопрос «почему» — лишь первая часть обучения начинающего дизайнера или редактора. Второй шаг — повторять чужие работы: перерисовывать сайты, логотипы, подражать другим авторам, использовать их стилистические и синтаксические приёмы, обороты.

Копируй других, подражай, повторяй — это единственный способ научиться говорить с людьми на понятном для них языке. Кайф в том, что учиться этому можно всю жизнь.

А если кажется, что есть какой-то другой путь, то почитайте биографию Да Винчи: свой путь он начинал как подмастерье у скульптора Андреа Верроккьо.

Главный секрет эффективного управления ★

Самое главное в бизнесе и управлении — быстро принимать решения. Я регулярно наблюдаю, как бизнес умирает или стагнирует, когда руководители не принимают решения или принимают их слишком медленно.

Думаю, этому способствует странная совковая установка, что всё нужно делать идеально, на 100% всех возможностей. Но поскольку бизнес не существует в вакууме от всего остального мира, это бредовая установка. Есть куча факторов, которые могут похерить все эти 100% усилий: пандемия, локдаун, новый мудацкий закон, новый продукт конкурентов и т. д.

Никому не нужны 100%, достаточно хотя бы 80%. Большинство людей попросту не заметит разницы.

Я принимаю решения по любым операционным вопросам в секунды, на месте. И это безумно облегчает жизнь. Да, решение может быть ошибочным или неидеальным, но оно позволяет команде двигаться вперёд, к результату, уже сейчас. Если я был прав, вваливаем ещё больше сил, если ошибся — пробуем другое.

Работа руководителя — принимать решения, а не ждать. Нет никакого смысла ждать идеального момента, чтобы что-либо сделать. Нет смысла выдрачивать результат до некого идеального состояния.

Для бизнеса нет ничего более губительного, чем ожидание и бездействие. Хуже этого только принять решение и на полпути его поменять. Уж лучше сразу закрыть бизнес и не ебать людям мозги.

Объяснил, отдал и забыл

Кажется, самое сложное в управлении — это делегировать задачи. На деле это такой же навык, как и все прочие. Сначала отдаёшь задачи неуверенно, опекаешь, проверяешь, всё ли ОК, а спустя время отдаёшь легко, без переживаний.

У меня есть простой принцип, который помогает не волноваться и делегировать всё, что только можно. Принцип звучит так: сделай всё, чтобы задача была сделана хорошо, отдай её и забудь. Можно сократить его до «объяснил, отдал и забыл», что тоже верно.

И как только я передал задачу, это больше не моя головная боль, а того, кто эту задачу принял. Он ведь мог и не принимать. А ещё он мог задать уточняющие вопросы, если чего-то не понял. Но раз взял и ничего не спросил, я рассчитываю, что теперь он эту задачу сделает. И до тех пор, пока он не скажет, что не справляется, что ему нужна помощь, что у него есть вопросы, я не буду переживать и лезть с советами.

Только так можно проверить, умеет человек работать или нет. Именно так я проверяю всех ребят, которые приходят в студию: я просто даю им небольшую боевую задачу. Справятся — будем жить. Не справятся — значит ещё не время нам работать вместе.

П. С. Кстати, со временем появляется чуйка на то, понял человек, что надо делать или нет. Иногда непонимание буквально висит в воздухе. В таких моментах, я сам говорю: «Кажется, ты не понял, что надо сделать». И человек, как правило признаётся, что не понял. А те, кто продолжают упираться, что поняли, в итоге проваливают проект.

Классным ребятам всегда хочется платить больше ★

Есть очень простой способ проверить, насколько сотрудник или исполнитель соответствует вашим критериям хорошего работника.

Бывает, что человек так хуево поработал, что внутренне чувствуешь: ему даже две тыщи отправить не хочется. Вроде бы человек симпатичный, но работник никудышный. И вроде бы головой понимаешь, что должен сейчас заплатить, а внутри всё сопротивляется. В итоге, платишь, конечно, но без удовольствия.

А бывает, наоборот, человек так классно решил задачу, старался, поработал чуть больше, хотя и не просили, и вообще всячески заботился о том, чтобы задача была сделана хорошо и в срок. Такому работнику хочется давать самые классные и интересные проекты, развивать, вкладывать в них силы, деньги и знания.

Так вот, если вы отправляете деньги за работу неохотно, скрепя сердце, скорее всего человек работает так себе и вряд ли это изменится. А если вы отправляете деньги и вам кажется, что как-то мало вы этому человеку платите и хочется накинуть ещё, значит работник классный и вам нужно побольше таких ребят в команду.

К слову, этот нюанс полезно знать не только руководителям, но и самим работникам. Мотайте на ус и думайте, кем вы хотите быть: тем, кому жалко заплатить хотя бы то, что полагается, или тем, кому хочется дать ещё денег?

Посмотри в словаре

Никогда не стыдно посмотреть правило в справочнике, уточнить перевод или значение слова в словаре. Знать и помнить всё — невозможно, а зачастую просто бессмысленно.

Каждый день я заглядываю на сайт правил русского языка, освежаю что-то из Ководства, открываю справочник Мильчина, проверяю перевод слов и фраз в Яндекс Переводчике и английских толковых словарях.

Именно это, кстати, отличает дилетанта от профи. Новичок всегда во всём уверен, а опытный всегда всё подвергает сомнению и проверяет.

Общение родителей при детях

Нельзя ронять авторитет одного из родителей в глазах ребёнка. Ни когда вы в браке, ни когда вы в разводе.

Нельзя при ребёнке отзываться о супруге с пренебрежением, называть отца папашей, а мать — дурой. Даже если кажется, что он или она этого заслуживают.

Ребёнок не виноват в том, что его родители не смогли построить отношения и создать крепкую семью. И тем более он не виноват, что когда-то его мать выбрала этого самого папашу в мужья, а отец эту дуру в жёны. Это был их осознанный выбор.

Своим пренебрежением родители невольно говорят ребёнку, что их выбор был ошибкой, а значит и ребёнок тоже. Быть результатом ошибки своих родителей — так себе удовольствие.

Даже если вы развелись, и у вас есть общие дети, договоритесь, что не будете выяснять свои отношения при них и вовлекать их в ваши разборки. Конфликт когда-нибудь разрешится, а хуёвые воспоминания о детстве у ребёнка останутся на всю жизнь.

Где созвонимся?

За последний год развелось столько инструментов для созвонов, что теперь подготовка к любой встрече с новым человеком начинается с вопроса: где созвонимся?

У меня по умолчанию установлены все возможные звонилки, известные мне и прогрессивному человечеству. Мало ли что. Но предпочтение отдаю Гугл Миту и Веребаю.

А где вы проводите созвоны? Какой сервис для созвонов сейчас самый удобный, быстрый и неглючный? Какая иконка у вас в закрепе в панели задач или доке: Скайп, Гугл Мит, Зум, Веребай или что-то ещё?

Цирки с животными

Самое большое недоразумение в 2021 году это цирки с животными и перевозные зоопарки. Я правда не понимаю, зачем они существуют.

В чём смысл смотреть на то, как танцует дрессированный медведь? Кто хоть раз смеялся над шутками клоунов в цирке? В чём кайф смотреть, как животные сидят на жаре или морозе в маленьких клетках?

Я бы запретил цирки только за то, что у них совершенно омерзительная бездарная реклама и отвратительно колхозные костюмы, вид которых убивает в людях чувство прекрасного.

Не говоря уже о том, что насилие над животными в 21 веке — это полный пиздец.

Свежая афиша тюменского цирка — кровь из глаз

Los Puentes de Moscú, Альфонсо Са́пико

Los Puentes de Moscú (исп. «Московские мосты») — прекрасный чёрно-белый комикс об истории Страны Басков в 20 веке. Рассказ построен на биографиях двух героев, у которых на первый взгляд нет ничего общего.

Автор очень круто показал, где находится красная черта, которую нельзя пересекать, за которой кончается самоидентификация и начинается гражданская война. К сожалению, перевода на русский нет. Читал в оригинале, на испанском.

Вот пара мыслей, которые посетили меня во время чтения этой книги:

  1. Нам кажется, что только в России всё плохо с политическими свободами, людей убивают, запрещают концерты отдельных групп. Но в Испании примерно такие такие же вещи происходили буквально 15−20 лет назад. Баски ссорились между собой, террористы ЭТА взрывали бомбы, а Мадрид стремился задушить любые попытки самоопределения.
  2. Испанцы переосмысливают свою современную историю, и это очень круто. У нас этот процесс идёт сильно медленнее, топчется на месте. Чем быстрее проводится работа над ошибками, тем меньше шанс, что что-то подобное повториться снова: трагедии Афгана и Чечни в России до сих пор не переосмыслены, выводы не сделаны.
  3. Ещё раз убедился, что комиксы — обалденный формат, через который можно доходчиво раскрыть такие сложные темы, как политика и война. Я так, например, вместе с женой прочитал биографию художника Моне, хотя вряд ли чтение чужих биографий можно назвать увлекательным занятием.

Как решать проблемы на месте ★

Проблемы в любых отношениях начинаются с того, что люди хреново умеют формулировать свои мысли, пожелания и выражать недовольства беспристрастно, без эмоций. Делать комплименты умеют почти все, а вот прямо говорить о том, что не нравится или не устраивает, почти никто.

Я для себя выработал такой принцип: если что-то не нравится, некомфортно, напрягает или раздражает, об этом нужно сразу сказать. И сказать не себе под нос, а прямо тому человеку, кто стал источником раздражения или неудобства. Чем раньше человек узнает о проблеме или конфликте, тем быстрее он разрешиться.

Этот принцип я активно внедряю и использую во всех сферах жизни, особенно в работе. Например, в студии я всегда говорю менеджерам и дизайнерам, если они что-то делают не так. И тут же на месте объясняю ошибку, показываю, как её исправить. Этим я побуждаю их поступать так же по отношению ко мне и остальным ребятам. Мол, смотрите, так можно, это ОК, у нас так принято.

Постепенно в команде формируется спокойное отношение к своим и чужим ошибкам. Каждый может обосраться, и важно, чтобы когда это случится человек знал, что коллеги придут и помогут разрулить, научат, как правильно. Благодаря этому критика в студии расценивается не как наезд и придирка, а как помощь и поддержка.

Главное, говорить о проблемах незамедлительно, по горячим следам и не переходить на личности. Если прийти к человеку неделю спустя и напомнить о его косяке, это будет выглядеть как старая обида.

Крутость в том, что этот принцип прекрасно работает в любых ситуациях и контекстах:

  • Мешает музыка в такси — прошу выключить или убавить.
  • Сидит друг рядом и дрыгает ногой — прошу перестать, потому что это мешает сосредоточиться.
  • Кто-то из коллег регулярно опаздывает на встречи — созваниваюсь и объясняю, что нужно уважать чужое время иначе не сработаемся.

Короче, видите проблему — дайте окружающим знать, что она есть. Не факт, что они тоже её видят.