Ялуторовск, август 2020

В августе прошлого года я посетил Ялуторовск, небольшой город в 80 км от Тюмени, с населением около 40 тысяч человек. Цель поездки была сугубо этнографическая: познакомиться с ещё одним городом региона, приметить отличия от Тюмени и Тобольска, где я уже знаю каждый камень.

Электричка от Тюмени до Ялуторовска стоит 138 рублей. По приезде встречает старый железнодорожный вокзал. Дореволюционная архитектура радует глаз, но баннеры и вывески намекают, что ялуторовчане не избалованы красивой наружной рекламой.

Сразу напротив вокзала небольшая площадь с мемориалом, который посвящён декабристам. В этом смысле Ялуторовск похож на Тобольск: сюда тоже ссылали неугодных. Мемориал унылый, смотреть не на что.

Сразу за вокзалом начинается частный сектор. Старых домов в этом районе нет, но несмотря на это люди стараются сделать красиво. На этом доме довольно симпатичный водосток.

Неподалёку от мемориала натыкаюсь на первый артефакт — городскую урну. В Ялуторовске они необычные, нигде прежде таких не видел. Раскрашенные они выглядят ярко и жизнерадостно.

Воскресенье, но на улицах пустынно: ни машин, ни людей. Иногда встречаются одинокие мамы с детьми, но в целом, город выглядит мёртвым.

Довольно быстро натыкаюсь на шедевры наружной рекламы.

Буква «Г» на барабане. Представляю, как ночью эта вывеска сливается в единое целое.

Неполиткорректная парикмахерская «Чёрная леди».

Неплохой фонарь, но неествественная вытянутая форма светильников и худощавый постамент всё портят.

Современные скульптуры ещё более убогие, чем советские. Понятно, что хотели показать величие истории, а получилось, что показали бездарность и безвкусицу.

Первое красивое здание на центральной улице. Наличник очень красиво обрамляет окно. Видно, что здание совсем недавно отреставрировали.

Ещё одна ялуторовская урна, уже в чёрно-зелёной раскраске.

Остекление балконов выходит за пределы бортиков. Чувствуется, что центральную улицу здесь причесали и стараются поддерживать в хорошем состоянии.

Сохранившийся таксофон. В Тюмени уже нет ни одного.

Так выглядит автобусная остановка Ялуторовска. Здесь можно укрыться от дождя или ветра в плохую погоду.

Расписание автобусов. Свёрстано на твёрдую «тройку», учитывая, что это глубокая провинция. Эстетики мало, зато всё ясно и понятно. В Тюмени и Тобольске расписания выглядят гораздо хуже.

Если заглянуть в какой-нибудь двор за прилизанные фасады, открывается вот такой пейзаж.

Уныние и безнадёга. Кажется, дети в этом дворе не живут.

Я прошёл уже половину центральной улицы, но увидел лишь одно красивое здание. Зато вот такого новодела хоть отбавляй.

В Ялуторовске не заморачиваются в названиями и по-своему понимают стиль «ретро».

Первые намёки на деревянное зодчество. Жаль, что оригинальные наличники не сохранились, это уже реставрация, и не очень удачная.

Минут через 30 я дошёл до старого центра, где сохранился небольшой островок дореволюционных строений. За машиной скорой помощи — здание МВД.

В Ялуторовске довольно широкие дороги для такого маленького города.

Это один из самых длинных пешеходных переходов, что я видел в жизни. Длиннее, наверное, только в Казани.

Старые купеческие дома с воротами, которые каким-то чудом сохранились. Хотя шары с башенок уже сбили.

Здесь мог бы находиться красивый ресторан с террасой или верандой и красивой оранжерей. Увы, двери закрыты на навесной замок. Стоит разрушается.

«Почта России» расположилась в старом здании. Видно, что когда-то это был купеческий дом с аркой, через которую хозяева заезжали во двор. Арку, конечно, же заложили. Глухая входная дверь тоже навевает тоску.

Напротив почты — здание начала 20 века, фасад котрого испортили неудачной реставрацией. О былой красоте напоминают решётки на окнах. Зато с тыльной стороны красота ещё сохранилась.

Перед поездкой мне рекомендовали посмотреть острог, но он почему-то был закрыт. И это глупо, потому что когда ещё ходить по музеям, если не в воскресенье? Снаружи, правда, острог никаких эмоций не вызывает. Так что я не жалею, что не попал туда.

Напоследок я решил пройтись по частному сектору. И здесь мне наконец-то повезло: всё самое интересное находится именно там, а не на центральных улицах города.

Это вроде бы старый детский сад. Скромные наличники выдают стиль, в котором советская власть строила школы и детские сады в Тюменской области в 30-е годы.

Ещё один красивый дом со старой калиткой. Здесь находится мемориальный музей.

Некогда красивое здание — теперь лавка восточных сладостей. Купил узбекскую пастилу, оказалась невкусной.

Самый красивый жилой дом, что попался мне на пути. Сохранилась даже противопожарная стена. Соседнего дома, конечно, уже нет.

Как развивать насмотренность

Когда я приезжаю в новый город или страну, у меня включается режим повышенной внимательности к деталям.

Я обращаю внимание на всё, что попадается на глаза: вывески, наружную рекламу, одежду людей, их обувь, шрифты, урны, остановки, автобусы — и отмечаю детали, цвета, сходства и различия, необычные решения, ищу закономерности.

В первых поездках я делал это насильно, заставлял себя смотреть, учился вычленять детали. Со временем это приём превратился в навык, который постоянно в режиме сна, но в нужный момент включается сам.

Благодаря этому навыку, я регулярно нахожу новые детали, которые меня удивляют. Даже если иду по той же улице, что и вчера.

Пробелы перед запятой ★

Больше всего на свете меня бесит, когда люди ставят пробелы перед запятыми или не ставят их совсем. Особенно обидно, когда автор пишет умные вещи, но из-за неверно расставленных пробелов читать его текст физически больно.

Я могу простить хуёвый синтаксис, но пробелы перед запятой или точкой — это лютый пиздец. Почему люди ставят знаки препинания через жопу, откуда они взяли это правило — для меня огромная загадка.


Подписывайтесь на еженедельную рассылку и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты.

Чистка банана

В детстве я открывал бананы с «головы»: надкусывал кончик и делил кожуру на лоскутки. А когда вырос, понял, что чистить с «хвоста» гораздо удобнее.

А как вы чистите бананы? С головы или с хвоста? А как едите: откусываете или режете дольками?

Семь заповедей проектного менеджера

Всё нужно делать заебись. А если заебись по объективным причинам не получается, нужно делать хорошо. А если и хорошо не получается, то лучше не делать вовсе или найти кого-то другого, кто может сделать хотя бы хорошо.

Работать нужно с душой. А если проект кажется скучным и с душой не получается, не нужно страдать. Надо придумать, как сделать проект интересным, чтобы снова хотелось работать с душой. На крайний случай можно отказаться от проекта и пойти делать другой проект.

Работать надо с теми, кто тебе интересен и кому интересен ты. Но иногда приходится работать с теми, кто интересен тебе, но не заинтересован в работе с тобой. Такое тоже бывает. Не может же всегда везти.

Никогда не нужно работать с мудаками и жмотами. Но если всё же случился клиент-мудак, нужно его послать на хуй, пока не поздно. А если поздно, то нужно довести начатое до конца и больше никогда с ним не работать.

Никогда не нужно казаться тем, кем ты не являешься. Честность обезоруживает и настраивает на партнерские долгосрочные отношения. А если клиент твою честность не ценит, то это так себе клиент. А если ты облажался или ввел клиента в заблуждение, нужно признать ошибку, извиниться и всё исправить за свой счет.

Нельзя врать своим ребятам. Люди хорошо чувствуют ложь и легко её разоблачают. Даже если вслух никто ничего не скажет, про себя все будут знать, что ты врёшь и со временем перестанут уважать.

Нужно всегда быть на передовой, в одном окопе со своими ребятами. Прикрывать их от нападок клиентов, защищать от злых языков и никогда не выносить сор из избы. Чтобы быть требовательным к другим, нужно, в первую очередь, быть требовательным к себе. Чтобы заражать людей идеями, нужно самому в эти идеи страстно верить. Только такие руководители вызывают уважение.

Зум

У Зума отвратительный интерфейс. Каждый раз, когда я им пользуюсь, я страдаю.

Первое, что бесит: кликаешь по ссылке на встречу и вместо самого Зума сначала открывается страница в браузере. Зачем, если у меня уже установлен Зум на компе? Почему на айфоне сразу кидает в приложку, а на десктопе меня заставляют делать лишние телодвижения?

Попасть на созвон и сразу начать говорить не получится. Сначала появляется картинка, но нет звука, потому что нужно подтвердить доступ к микрофону. Бля, а почему нельзя это спросить один раз и больше никогда не спрашивать? Оказывается можно, но из-за хуёвых формулировок, эта возможность неочевидна.

Каждый раз, когда я хочу поделиться ссылкой на комнату, я не могу найти, где эта ссылка спрятана. Ёпта, это же самая важная кнопка, почему она не на виду? Гугл Мит, например, сразу выводит всплывающее окошко с возможностью скопировать его содержимое одним кликом.

Интерфейс Зума настолько отсталый, что ещё год назад Зум прятал в меню кнопку «Поделиться экраном». То есть её тупо не было на панели управления звонком. Но видимо мимо проходил какой-то русский дизайнер и объяснил, что это совсем мрак и нельзя так издеваться над людьми.

Донаты в Телеграм-канале

В Телеге появились донаты, и я совсем не прочь их попробовать. Можно донатить любую сумму от 1 €.

Раз в месяц я буду направлять половину денег на благотворительность и всякие добрые дела: фондам и ребятам, которые делают жизнь вокруг лучше.

Чтобы донаты были полезными, я придумал прайс-лист:

  • до 15 € — подвесить кофе или что-нибудь ещё, сказать «спасибо» и передать привет
  • от 15 € — задать вопрос, на который я отвечу на голосовом стриме или постом в канале
  • 50 € — консультация на полчаса
  • 100 € — консультация на час

Принимать платежи в рублях Телеграм ещё не умеет. Но как только это станет возможным, перейдём на рубли.

Подписывайтесь на канал, чтобы получать посты раньше и быстрее, присылайте донаты и ваши вопросы.

Копируй других, подражай, повторяй

Хороший плотник знает, когда нужно махнуть топором, а когда деликатно поработать напильником. Дизайнер и редактор такие же ремесленники. Чтобы сделать свою работу хорошо, они тоже должны уверенно владеть различными инструментами, приёмами и техниками, и применять их там, где они по-настоящему уместны.

Любое ремесло: дизайн, редактура, фотография, иллюстрация — это про умение говорить на разных языках. Но даже этого мало: важно ещё ориентироваться в наречиях, диалектах, жаргоне и сленге, и знать, когда будет уместно сказать «кринж», а когда «треш», когда использовать гротеск, а когда акцидентный шрифт.

Чтобы знать, когда уместно использовать отдельное слово или визуальный приём, важно тренировать насмотренность. Но нет никакого смысла смотреть на чужую работу просто так. Нужно разбираться, почему люди пишут и рисуют именно так, а не иначе.

Почему здесь запятая, а там тире? Почему у одного автора лёгкий и понятный слог, что даже лонгриды на 20 минут читать одно удовольствие, а у другого даже короткий пост на 200 слов вызывает головную боль и тошноту?

Почему здесь вот такой отступ, а тут меньше? Почему здесь пятипиксельная сетка, а в другом проекте — четырёхпиксельная? Почему здесь римская антиква, а там — гуманистический гротеск? Почему одна афиша нравится, а другая раздражает? Что не так с композицией на этом слайде?

Может показаться, что это и есть секрет успешности молодых дизайнеров. Но задавать вопрос «почему» — лишь первая часть обучения начинающего дизайнера или редактора. Второй шаг — повторять чужие работы: перерисовывать сайты, логотипы, подражать другим авторам, использовать их стилистические и синтаксические приёмы, обороты.

Копируй других, подражай, повторяй — это единственный способ научиться говорить с людьми на понятном для них языке. Кайф в том, что учиться этому можно всю жизнь.

А если кажется, что есть какой-то другой путь, то почитайте биографию Да Винчи: свой путь он начинал как подмастерье у скульптора Андреа Верроккьо.

Главный секрет эффективного управления ★

Самое главное в бизнесе и управлении — быстро принимать решения. Я регулярно наблюдаю, как бизнес умирает или стагнирует, когда руководители не принимают решения или принимают их слишком медленно.

Думаю, этому способствует странная совковая установка, что всё нужно делать идеально, на 100% всех возможностей. Но поскольку бизнес не существует в вакууме от всего остального мира, это бредовая установка. Есть куча факторов, которые могут похерить все эти 100% усилий: пандемия, локдаун, новый мудацкий закон, новый продукт конкурентов и т. д.

Никому не нужно 100%, достаточно хотя бы 80%. Большинство людей попросту не заметит разницы.

Я принимаю решения по любым операционным вопросам в секунды, на месте. И это безумно облегчает жизнь. Да, решение может быть ошибочным или неидеальным, но оно позволяет мне и команде двигаться вперёд, к результату, уже сейчас. Если я был прав, вваливаем ещё больше сил, если не получилось — пробуем другое.

Работа руководителя — принимать решения, а не ждать. Нет никакого смысла ждать идеального момента, чтобы что-либо сделать. Нет смысла выдрачивать результат до некого идеального состояния. Для бизнеса нет ничего более губительного, чем ожидание решения.

Хуже этого только принять решение и на полпути его поменять. Уж лучше сразу закрыть бизнес и не ебать людям мозги.

Объяснил, отдал и забыл

Кажется, самое сложное в управлении — это делегировать задачи. На деле это такой же навык, как и все прочие. Сначала отдаёшь задачи неуверенно, опекаешь, проверяешь, всё ли ОК, а спустя время отдаёшь легко, без переживаний.

У меня есть простой принцип, который помогает не волноваться и делегировать всё, что только можно. Принцип звучит так: сделай всё, чтобы задача была сделана хорошо, отдай её и забудь. Можно сократить его до «объяснил, отдал и забыл», что тоже верно.

И как только я передал задачу, это больше не моя головная боль, а того, кто эту задачу принял. Он ведь мог и не принимать. А ещё он мог задать уточняющие вопросы, если чего-то не понял. Но раз взял и ничего не спросил, я рассчитываю, что теперь он эту задачу сделает. И до тех пор, пока он не скажет, что не справляется, что ему нужна помощь, что у него есть вопросы, я не буду переживать и лезть с советами.

Только так можно проверить, умеет человек работать или нет. Именно так я проверяю всех ребят, которые приходят в студию: я просто даю им небольшую боевую задачу. Справятся — будем жить. Не справятся — значит ещё не время нам работать вместе.

П. С. Кстати, со временем появляется чуйка на то, понял человек, что надо делать или нет. Иногда непонимание буквально висит в воздухе. В таких моментах, я сам говорю: «Кажется, ты не понял, что надо сделать». И человек, как правило признаётся, что не понял. А те, кто продолжают упираться, что поняли, в итоге проваливают проект.