Стартап за 100 $, Крис Гильбо

Главная идея книги в одном предложении звучит так: «Каждый может открыть бизнес без особых вложений и инвестиций». По сути, это полноценное руководство о том, как запустить микробизнес. Самое крутое, что в этой книге собраны реальные истории и рабочие советы, которые вдохновляют. Каждые две-три страницы — новая история.

Вот несколько идей, которые зацепили:

  • Дайте людям рыбу, а не учите их рыбачить. То есть, продавайте, предлагайте людям готовые решения. Никто не хочет платить за то, что придётся допиливать, доделывать, додумывать.
  • Три основных условия для существования бизнеса: продукт или предложение; аудитория, которая хочет его купить; возможность оплатить продукт или услугу здесь и сейчас.
  • Стройте бизнес не на вашем образовании или хобби. Работайте с навыками, которые могут быть полезны окружающим и за которые вы можете брать деньги. Можно очень любить шоколад, но никто не будет вам за это платить. Но если вы круто пишете статьи, то можете помочь тем, кому нужны хорошие тексты.
  • Никогда не конкурируйте ценой. Это слабая позиция. Делать ставку на низкую цену и большой объём — плохо. По статистике, люди купившие товар за $ 10 долларов, жалуются и пишут гневные комментарии чаще, чем тем, что потратили $ 100. Лучше показать преимущества вашего продукта, и пояснить, что именно за них человек и платит, а не за себестоимость или времязатраты. Работайте на качество, а не на количество. На длинной дистанции это прибыльнее.
  • Оценивайте товар с точки зрения пользы для клиента. Никому неинтересно, как вы это сделали и сколько времени у вас ушло на это. Клиенту нужен результат, решение, которое даст ему определённые ценности, преимущества, принесёт ему пользу.
  • Ищите не деньги на запуск, а возможности заработать. Это то, что отличает успешного бизнесмена от неудачника.

Определённо советую эту книгу. Особенно, если собираетесь в университет. Вдруг передумаете.

Почему я всегда пишу «ё»

Я всегда пишу букву «ё». Можно обложиться энциклопедиями, долго спорить и говорить, что она не нужна, но я расскажу одну историю, которая доказывает обратно и разбивает все аргументы за отказ от буквы «ё».

В 14 лет, когда я получал паспорт, работница ФМС ошиблась и написала фамилию Лепехин, через «е», что вообще-то и пишется и читается не как Лепёхин. Это породило несколько проблем:

  1. Все произносили фамилию неверно, мне постоянно приходилось их поправлять. У меня не самая распространённая фамилия и здесь не работает правило «я помню, что здесь „е“ читается как „ё“».
  2. У моих родителей фамилия была записана через «ё», что могло доставить кучу неприятностей в будущем: по документам получалось, что я не их сын и вообще не родственник.

Через несколько лет произошла другая ситуация. Я оформил кредит в банке, и менеджер невнимательно переписала мою фамилию, заменив «ё» на «е», из-за чего я не мог провести первый платёж.

Буква «ё» не важна в переписке с другом. Но когда дело доходит до документов, договоров, статей в изданиях, ведении канала, писать её необходимо. Это такая же буква, как и остальные 32. Иногда отсутствие двух точек имеет значение.


Результаты опроса в моём Телеграм-канале показывают, что большинство моих читателей тоже за «ё».

Результаты за 2018 год

Тарко-Сале

7 апреля. Проснулся около 6 утра. Мы подъезжали к Тарко-Сале.

Если в Ноябрьске ещё была тайга, то здесь она закончилась: вокруг всё было белым. Сухие, мёртвые карликовые берёзы и сосны — единственная растительность, выглядели так, словно их сожгли на солнце через лупу. Они имели странный цвета оттенка ржавчины.

Поезд ехал быстро, и на горизонте небо сливалось с землёй. Вокруг белым-белом, словно снег и не таял в этих краях. Чувствовал я себя помято и думал о предстоящем дне. Отлично было бы сейчас где-нибудь раздобыть кофе, подумал я. Да ну брось, откуда ему здесь быть. Пейзаж за окном подтверждал мои мысли.

Вышли наружу. Минус двадцать два. Нас встретили, и Антон, один организаторов, будто прочёл мои мысли: «Поехали, возьмём кофе». И вот мы на одной из загородных заправок. На кофейном автомате вместо американо этикетка «Русиано XL». Несмотря на название, кофе был годный. Тогда я понял, что значит хороший гид.

Разговор в поезде № 378Й

В мае 2016-го со мной в одном плацкарте ехали табасаранка, башкирка, азербайджанец, русский и татарка. Между женщиной из Дагестана и русским состоялся следующий разговор:

— Вот хоть бы ветерок подул… Вентиляция не работает.
— Так вагоны старые, списанные давно. РЖД так и живет. Кому-то в карман деньги за новые вагоны упали.
— Ага, дай нам волю, мы бы так же не делали? Когда, вот бери, дают.

Мужик молчит, и спустя секунд двадцать говорит:

— А вот губернатора недавно какого-то посадили, ручка у него стоит 120 млн. рублей, говорят. Да и дома столько же денег нашли!
— Ручка из бриллиантов что ли у него? Да и толку, посидит он и выйдет.
— Да нет, там Путин сам взялся за него.
— Ага, взялся. Видимо, тот не поделился с кем-то или дорогу кому перешёл. Разрешают брать, пока можно, глаза закрывают, пока борзеть не начнут…

Потеплело

Разговор мамы и сына за чаем в Ноябрьске:

— Потеплело
— Сколько теперь?
— -44℃
— А было?
— -46℃
— Ну да, потеплело…

Русские поезда

Поезда — это какая-то особая страна внутри России. Здесь всё иначе, нежели в жизни. Все друг друга понимают без слов. Больным предлагают лекарства, голодным — еду, пьяным дают в морду, дети играют, взрослые пьют чай, кофе и разговаривают о жизни. Всё это без напыщенности и чувства собственной важности. Быть искренним здесь — негласное правило.

А ещё все постоянно что-то едят. Еда здесь никогда не кончается: её запасы нещадно пополняются на всех станциях, где останавливается поезд. Находится всё, словно люди всю жизнь готовились к этой поездке. Даже если это поездка «Тобольск — Тюмень» на четыре часа, здесь всё: рыба, мясо, соль, варёные яйца, хлеб, различные булки, йогурты, чай, кофе, сок, пиво и водка (запреты не работают). Люди умудряются с собой тащить целые окорока родственникам на другой конец страны. Транссиб в России — эдакий путь в Индию, а поезда — караваны.

Не было ещё ни разу, чтобы мне попались совсем уж плохие попутчики в поезде. Всякое бывало, но в поезде даже самый неприятный алкаш становится добрым и пытается тебе помочь. Почему-то именно в поездах в России в людях просыпается человечность и толерантность. Здесь в одном вагоне могут ехать люди, которые в жизни бы никогда не посмотрели бы друг на друга.

Самое радостное, что в поезде не встретить лжепатриотов. По-крайней мере, здесь они не кричат о любви к власти и адекватности властьимущих. Может и не ругают, но хотя бы не хвалят. Здесь говорят то, что думают. Нет никого, кто заложит, нет ФСБ. Эти старые поезда хранят откровения народа России.

В поезде всё происходит ровно так, как и должно быть. Почему же в жизни — не так?

Мои попутчики — молчуны, впрочем, как и я. Я не любитель трепать языком в дороге. Особенно, если устал, как сейчас. В поездах я люблю задавать вопросы и слушать истории людей, которых я вижу первый и последний раз в жизни. Если нам повезёт, мы встретимся еще раз, но вряд ли больше. Се ля ви. Да и так лучше. Пусть волшебство остаётся в поездах и не переносится на жизнь.