Не бывает продающих текстов. Потому что ни один маркетолог не объяснит вам, что это такое. Не бывает продуктовых текстов. Ни один продакт-менеджер не сможет сформулировать их определение.
Не существует волшебных текстов, от которых у клиента перед глазами начинают плясать розовые единороги или появляются доллары в глазах. Их просто нет в природе.
Не бывает каких-то особых слов и формулировок, которые сделают текст волшебным. Никакой текст не поможет вам продать услугу или продукт, если у вас хуёвый сервис: не работает сайт, не отвечает колл-центр, не перезванивают менеджеры.
Ни один текст не продаёт сам по себе. Как и дизайн, сайт или посты в Инстаграме. Всё это просто инструменты коммуникации. Продают ценности, которые вы транслируете, хороший сервис, спокойствие, с которым вы разбираетесь в задаче. А вся эта возня с желанием поскорее продать — не продаёт. Она только отталкивает и раздражает.
Если клиент или руководитель просит вас написать продающий волшебный текст с огоньком, спросите его: «А что это значит? Что вы имеете ввиду под продающим текстом? А в чём будет заключаться „огонёк“? Какой результат он по-вашему даст? Как люди узнают о вашем тексте?» И тут небольшой совет: так нужно поступать с любым текстом.
Есть разные задачи, а буквы, алфавит и тексты — те же. Поэтому нет смысла делить тексты на подвиды. Это полная хуйня, которую придумали маркетологи и копирайтеры, чтобы продавать свои услуги «вкусно и сочно». Если вы хорошо работаете, вам не нужно уметь в продающие тексты. Нужно просто уметь разбираться в задаче.
— Коль, чё-то текст не очень продающий… — Ща я туда огоньку добавлю и причастных оборотов сверху накину!
Если где-то вам оказали хуёвый сервис, разворачивайтесь и уходите. В таких ситуациях решение нужно принимать легко и без сожаления. Не надо терпеть и платить деньги, если очевидно, что вам не рады.
Нахамили в такси, как только вы сели? Не нужно ехать с этим водителем: вряд ли поездка будет приятной. Не прожарили стейк, как вы просили? Не надо его есть, попросите переделать или дожарить. А если откажут, идите в другое кафе.
Вы не обязаны оплачивать труд тех, кто не умеет быть внимательным и обходительным, кто не хочет ваших денег. Есть огромное количество других таксистов и официантов, которые с радостью примут ваш заказ и сделают охуенно. Приведу пример.
Сегодня мы с братом забирали комп из «Ситилинка». Вызвали такси — ждём. Сначала водитель не позвонила и не сказала, что остановилась на другой парковке. На улице холодно, и не очень круто стоять с телефоном в руках. Когда мы нашли машину и стали ставить коробку на заднее сиденье, девушка заорала: «Я же сказала — не ставить коробку на заднее!»
Я закрыл дверь. Мы отменили заказ, вызвали другое такси и прекрасно доехали с добродушным дядькой лет 50. Оставили ему на чай рублей 40, кажется. Потому что не жалко. Потому что он помог нам решить нашу проблему легко и непринуждённо. Потому что приятно расставаться с деньгами, когда понимаешь, за что их отдаёшь.
Сейчас в Аниме я делаю первые шаги и учусь организовывать редакторский процесс с нуля. Его пока что нет. Вернее есть, но только в моей голове и в лице одного человека.
Моя задача — сделать так, чтобы этот процесс понимали и принимали все остальные участники команды. А это маркетологи, дизайнеры, арт-директора, менеджеры продаж. Все они будут работать с текстом. Каждый из них будет передавать мне информацию о продукте и клиентах, чтобы я создавал контент для блога и соцсетей.
Поэтому теперь периодически я буду делиться тем, что происходить в нашем продукте, рассказывать как я принимаю решения и развиваю редакцию. Начну с того, как выбрать стратегию.
Можно быстро и плохо. Можно долго и хорошо. А надо быстро и хорошо.
Я веду рассылку о редактуре. Её читает 1390 человек. В том числе известные редакторы. Например, Сергей Король. Не важно, как часто он её читает, как минимум он знает, что она есть и кто её автор.
Сергей сидит в Телеграм-чатиках и общается с другими редакторами. Вдруг кто-то присылает в чатик вопрос, что им нужен автор в Тюмени. Именно там, а не на удалёнке. У Сергея Короля срабатывают ассоциации, и он вспоминает, что читает рассылку некого Жени Лепёхина из Тюмени. И этот Женя тоже редактор, пишет тексты, сайты делает.
Сергей думает: «Хм, рассылка у него неплохая. Пожалуй, можно посоветовать этого парня». И кидает ссылку на Женин сайт. Редактор, которая искала автора, приходит к Жене и говорит: «У меня есть работа». Женя получает интересный заказ, деньги и в какой-то степени признание со стороны коммьюнити. Ведь на него сослались, а значит он норм.
Думаю, из этой истории принцип контент-маркетинга понятен. Контент-маркетинг не работает по щелчку и не приводит клиентов в ту же секунду, как вы запостили что-то в Фейсбуке или запустили рассылку. Глупо думать, что вот я сейчас месяц попишу посты в Инстаграме, и у меня заказы попрут. Смешно же, ну.
Это долгосрочная работа на перспективу и своё имя. Это тяжёлая и сложная работа. Она требует внимания, усидчивости и постоянства. Тот, кто наиболее постоянен и последователен, получает больше так называемых «среднячков», которые забили и разочаровались в контент-маркетинге. Просто они неправильно поняли его суть.
Удивляюсь тому, как некоторые до сих всерьёз относятся к общению в чатиках, оскорблениям и троллингу.
Даже странно, что в школах и универах до сих пор нет предмета, который бы вёл какой-нибудь тролль или блогер. Он мог бы учить детишек отражать нападки хейтеров, справляться с кибербуллингом и отличать информационные вбросы от более-менее реальных новостей и угроз. В принципе он же мог бы объяснить, что люди в жизни и сети — разные.
Сегодня очевидно, что ни один постсоветский учитель не может научить ребёнка посылать нахуй всяких мудаков в сети. Родители тоже не всегда справляются с этой задачей, но по другой причине: теряют доверие и уважение детей, а потом жалуются, что те «смотрят в интернетах всякое» или самоубиваются. По-моему просто не надо быть ханжой и увольнять учителей за фотки в купальниках, а рассказывать про жизнь, как она есть.
Нужно общаться с детьми и объяснять им, что сегодня какому-нибудь школьнику из Лабытнанги и Насте Ивлеевой доступны абсолютно одинаковые инструменты медиа. Тогда, возможно, этот самый школьник научится монтировать видосы, запустит блог или сайт и через несколько лет заработает больше, чем Настя.
А пока Минобр будет проводить унылые заседания, закрывать Ютюб и заставлять учителей мониторить соцсети учеников, нихуя хорошего не случится.
Если с приветом ещё как-то можно оправдать собеседника: мол, не хотел показаться грубым, поздоровался и т. д. То здесь у меня нет вариантов. Зачем кому-то спрашивать, тут я или нет? Что это меняет?
Если меня нет, я не отвечу. Если я тут, отвечу. Особенно странно делать это в командных мессенджерах вроде Слэка. Там есть статусы, и если кто-то не онлайн, то он «не тут» — нет смысла спрашивать.
Самый нормальный вариант, сразу писать по делу без расшаркиваний. Человек прочитает, когда зайдёт в сеть. А если не прочитает, и нужен ответ — можно позвонить.
Почему у одних логотип стоит пять тысяч, а у других миллион? Почему фрилансер с биржи рисует лендинг за 20 тысяч, студия — за 100?
Потому что студия — это объединение таланта, навыков и усилий большого количества людей. Вместе они вкладывают свои силы, время, труд и энергию, чтобы сделать работу. Больше людей могут сделать более охуенный продукт. Это само по себе не может стоить дёшево.
А ещё задача дизайнера не в том, чтобы нарисовать красивые кнопки и вставить в макет lorem ipsum. А в том, чтобы учесть в дизайне кучу деталей, нюансов и ограничений. Поэтому по факту клиент платит не за лендинг, а за то, какую ценность этот лендинг ему принесёт.
В современном русском языке тире победило двоеточие. Почти все используют первое где нужно и не нужно, и совершенно не знают, когда использовать второе.
Двоеточие используется в сложноподчинённых предложениях, где вторая часть поясняет то, что написано в первой. Двоеточие по смыслу можно заменить на союзы потому что, а именно, так как, поскольку.
Васе пришлось вернуться в квартиру: он забыл книги на столе. Правда они ему были не нужны: Вася не умеет читать.
Тире употребляется, наоборот, когда главная мысль находится во втором предложении или вторая часть — следствие первой. Посмотрите, я только что это сделал. Тире можно заменить на и, но, а, поэтому, тогда, словно, будто. Ещё тире употребляют в предложениях без глагола.
Это был первый день после ядерной войны — Аркадий улыбался. Аркадий — странный.
Это конспект лекции Сергея Кулинковича, арт-директора Студии Лебедева, на тему «Что такое хорошо». В лекции Сергей рассказал, как оценивать дизайнерские работы и понять, что в них хорошо, а что плохо, и как перевести эти понятия в плоскость дизайна.
Система ККК
Каждый продукт можно оценить и разложить на три «К»: контент, контраст и контекст.
Контент
Контент — это текст, фото, видео, идея, заложенная в логотип, и даже cценарий поведения на сайте.
Контент без навигации — ничто.
Когда есть форма, но нет контента, все варианты идентичны. Нет смысла их перебирать.
Качество и количество контента определяют вид будущего продукта.
Пользователь не разбирается в типах теней, но разбирается в контенте.
Контраст
Бывает локальным и глобальным.
Локальный — это ритм, композиция. Он помогает определить, что суть, а что фон.
Глобальный контраст — это когда на фоне других ваше решение смотрится выигрышнее, отличается.
Дизайн никогда не живёт в отрыве от денег, от сроков, от отношений с клиентами, от здоровья. Всё это связано с дизайном, и качество дизайна зависит от состоянии этих вещей. Дизайн существует в контексте, в определённой среде.
Как пользоваться системой ККК
Открываете чек-лист: контент, контраст, контекст — и проверяете свой дизайн по нему, задаёте проверочные вопросы.
Контент
Контраст
Контекст
Сделано ли всё возможное для обеспечения максимального качества контента?
Сделано ли всё возможное для достаточной отличимости сути от фона?
Сделано ли всё возможное для проверки решения в реальной жизни?
Сделано ли всё возможное, чтобы контент вызывал интерес?
Сделано ли всё возможное, чтобы решение выгодно отличалось от остальных?
Вопросы из зала
После выступления из зала задавали вопросы, они тоже стоят внимания. Сергей хорошо раскрывает суть задачи и в принципе миссии дизайнера в любом проекте.
Как бороться с заказчиком, который хочет использовать много ярких цветов или шрифтов, например, на плакате?
С заказчиком не нужно бороться. Он ваш друг и знает гораздо больше о контексте. Используйте его знания. Заказчик — это хороший источник профессиональных знаний.
Как быть, если дизайнеру решение кажется норм, но арт-директор или заказчик его не принимают?
Нужно становиться арт-директором. В дизайне важнее всего коммуникация, и не в Скетче или Фотошопе, а именно то, насколько хорошо вы умеете убеждать и доносить свои идеи до вашего окружения: вашей семьи, коллег, друзей. Можете ли вы доказать арт-директору, что вы принесли ему хороший эскиз? Это зависит только от вас.
Нет правила, что нужно убедить человека. Задача в том, чтобы выстроить с человеком правильные отношения и понять его.
Задача дизайнера не просто нарисовать картинку, он должен нарисовать такую картинку, которую примет менеджер, арт-директор, и потом ещё и клиент. Сами по себе картинки не живут.
Как выращивать дизайнеров?
Растить дизайнеров дорого, поэтому в Студии Лебедева всё просто: дизайнерам разу дают коммерческие задачи. Выплыл — рабоатешь у нас, не выплыл — идёшь в другую студию. Никого заставить не получится. Если человек хочет учиться, у нас есть все условия, не хочешь — не надо.
Где вы черпаете идеи, что вас вдохновляет?
Дизайн — это не творчество и вдохновение. Это работа. Если дизайнер не будет заниматься дизайном, то на него будут злиться клиенты, у него не будет денег, будут проблемы. Если нет системности, то никакие красивые картинки эту проблему не решат. Скорее, наоборот, крутые картинки чужих дизайнеров будут вас угнетать и подавлять.
А вообще у каждого своё вдохновение. Кому-то нужны деньги для вдохновения, а кому-то достаточно съесть вкусный пирожок.
Как выстраивать взаимоотношения дизайнер — арт-директор? Как ставить задачи?
Идеально, когда дизайнер делает всю работу за арт-директора сам. Проводит предварительную встречу с клиентом, собирает информацию, приходит арт-диру, чтобы тот сказал ОК. Но так бывает редко.
Если арт-директор видит, что дизайнер не умеет задавать правильные вопросы, то он берёт это на себя. Иногда бывает наоборот, арт-директор никуда не ходит, пока дизайнер собирает инфу, вникает в выжимку и помогает дизайнеру сделать следующий шаг.
Арт-директор — супер-герой. Он нужен только, когда есть большая проблема. В остальных ситуациях он наблюдает и стимулирует дизайнера самостоятельно находить решения.
Какие качества присущи арт-директору?
Умение плюс знание дают результат. Ни одному дизайнеру не нравится рисовать по указке. Поэтому важно наделять дизайнера ответственностью за результат. Задача как арт-дира — предотвратить проблему, если она появится. Поэтому важно не превратиться в диктатора.