Зачем проводить бесплатные мастер-классы

Позавчера я провёл бесплатный мастер-класс «Сильный текст о себе». Чаще всего главная причина сделать бесплатное событие — реклама. И в этот раз я хотел рассказать о моём курса «Текст для всех». Но на такие события редко собирается много людей, тем более в будний день. Поэтому реклама — не основная причина организовать бесплатный мастер-класс. Есть несколько других.

Побороть страх сцены

Мне всегда было страшно выступать на публике. Боишься сказать что-то не так, хочешь казаться весёлым, пошутить, но из-за волнения будто забываешь все нормальные шутки. Волнуются даже те, кто выступает перед публикой и работает в прямом эфире каждый день.

Например, Владимир Познер говорит: «Я и перед каждым эфиром до сих пор волнуюсь. Когда я перестану, это уже не будет иметь смысла».

Я считаю точно так же, и обязательно волнуюсь, пока не заговорю. С тех пор волноваться уже не получится, как ни старайся. В процессе выступления не остаётся времени думать о волнении.

Тем не менее, у некоторых людей страх бывает настолько паническим, что они не могут выйти на сцену вообще, начинают заикаться, забывают слова. Чтобы такого не было, нужно этот страх и волнение тренировать. Выступать сначала перед друзьями, тренироваться дома перед зеркалом, и устраивать вот такие бесплатные встречи.

Один из способов побороть страх сцены и выступлений — изменить отношение к этому. Я всегда отношусь к мастер-классам и прочим выступлениям не как к чему-то серьёзному и сложному. Для меня это дружеские встречи, где я делюсь опытом и знаниями. Люди пришли слушать меня, так чего мне бояться? Они хотят, чтобы я говорил. И я начинаю управлять залом: общаюсь, вступаю в диалог, задаю вопросы.

Я веду встречу с мыслью, что люди в зале — мои старые знакомые. И страх отступает. Ведь мы боимся только неизвестного.

Отрепетировать платный мастер-класс

У бесплатных мастер-классов есть свойство: на них можно рассказываать всё, что угодно. Вряд ли кто-то напишет потом негативный отзыв.

Люди не тратят деньги на посещение, поэтому их ожидания заведомо снижены.

Это развязывает вам руки: вы можете провоцировать аудиторию острыми вопросами, поднимать дискуссионные темы. Например, я люблю говорить, что продающих текстов нет. И всегда найдётся один-два человека, готовых со мной поспорить.

Провокации на бесплатном мастер-классе помогают понять реакцию людей без риска потерять клиента. Вдобавок, вы учитесь отстаивать свои взгляды на публике и отрабатывать негатив.

Даже если у вас что-то не получится — не страшно. Вы ничего не теряете. Наоборот, получаете опыт и возможность исправить ошибки в вашем продукте до запуска.

Проверить запрос рынка на ваши услуги

Лучшая идея та, которую можно быстро проверить. А самый простой способ: организовать бесплатный мастер-класс или семинар.

Так вы сможете:

  • собрать людей, которым интересна ваша тема;
  • узнать, есть ли спрос на подобные услуги и продукты;
  • встретить единомышленников и конкурентов.

Вы ничем не рискуете. Только тратите два часа своего времени, чтобы проверить гипотезу. Если она подтверждается, делаете проект, если нет — не делаете. Лучшего способа сэкономить деньги и не придумаешь.

Найти клиентов

Умение продавать — искусство. И научиться ему очень сложно. Гораздо сложнее, чем писать тексты. В продажах важно всё: какой текст на сайте, какая картинка, как менеджер отработал заявку, как преподаватель провёл занятие.

Бесплатное событие помогает привлечь заинтересованных в вашем продукте людей, сделать их более лояльными, сформировать положительный образ вашего продукта и компании.

Главное правило продаж на бесплатных мастер-классах: не впаривайте.

Покажите свой профессионализм на деле: ответьте на вопросы, подскажите конкретные решения для бизнеса. Покажите людям пользу и только после этого расскажите, что запускаете новый курс или продукт.

Ловушки креативного мозга

Максим Понамарёв рассказал про то, как наш мозг обманывает нас и косячит, когда мы пытаемся креативить. Проблема в том, что наш мозг не воспринимает креатив как что-то жизненно важное и достойное внимания. Из-за этого брейнштормы и прочие способы коллективного креатива — не работают.

Главные мысли из видео:

  • Помните о брифе. Не постраивайте бриф под вашу «самую крутую» идею.
  • Мозг отключается после того, как он придумал одну идею. В этот момент нужно взять паузу и начать заново.
  • Не меряйте целевую аудиторию по себе. Потребители всегда — ОК, они не тупые и не хотят, чтобы их учили. Важно полюбить людей и пожить в их мире.
  • Не нужно тащить старые идеи в будущее. Они как правило бесполезны и подгонять их под реальность не нужно.
  • Избегайте цепочки «продукт — ассоциация — дизайн на ассоциацию». В таком случае продукт остаётся в стороне и появляется дизайн ради дизайна.
  • Не нужно бежать к компу и рисовать логотип сразу после брифа. Сначал смысл, потом форма, а не наоборот.

Так победители ли мы?

2009 год, Тобольск. Урок литературы за несколько дней до 9 мая.

Мы с пацанами пели военные песни, написанные во время войны и после: «Катюшу», «Десятый наш десантный батальон», «На безымянной высоте», «Тёмную ночь» и другие.

На первой песне девчонки подпевали, на второй молчали, сдерживая слёзы, а на третьей — заревели. Плакала и учительница. А мы вчетвером продолжали петь стоя, под гитару. Без оркестра и марша с барабанами, без бэтеров с солдатами на броне, без шаров в небе, без георгиевских ленточек, без салюта и бессмертных полков.

Мы пели, потому что были живы. Потому что благодаря тем, кто погиб, мы могли петь. Мы пели, потому что это лучшее доказательство того, что на дворе — мир, а в воздухе — свобода. Прошло 10 лет, и всё изменилось.

В людях поселили страх, что нас хотят завоевать, что вокруг одни враги. Нам внушают, что умереть за свою страну — это правильно. Но почему бы, чёрт подери, не пожить за свою страну? Почему героизм сегодня снова равно смерть? Почему мужество — это обязательно кишки на гусеницах?

Людей убедили, что война это красиво, необходимо и вообще нормально. И когда я слышу заезженное «лишь бы не было войны», мне смешно и грустно. За последние 11 лет наша страна устроила три войны. И это мерзко.

Победители так себя не ведут. Победители тихо вспоминают тех, кто остался лежать в полях и лесах. Они помнят, как в блокадном Ленинграде выжившие ели трупы умерших от голода. Они помнят, что после победы их погнали в сталинские лагеря. Настоящие победители всё это помнят. И потому они делают всё, чтобы война никогда больше пришла в их города. А то, что происходит сегодня, не имеет к ним никакого отношения.

Так победители ли мы?

Так победители ли мы?

2009 год, Тобольск. Урок литературы за несколько дней до Дня Победы.

Мы с пацанами пели военные песни, написанные во время войны и после: «Катюшу», «Десятый наш десантный батальон», «На безымянной высоте», «Тёмную ночь» и другие.

Первую песню девчонки подпевали, вторую держались, а на третьей — заревели. Плакала и учительница. А мы вчетвером продолжали петь стоя под гитару. Без оркестра и марша с барабанами, без бэтеров с солдатами на броне, без шаров в небе, без георгиевских ленточек, без салюта и бессмертных полков.

Мы пели, потому что были живы. Потому что благодаря тем, кто погиб, мы могли петь. Мы пели, потому что это лучшее доказательство того, что на дворе — мир, а в воздухе — свобода. Прошло 10 лет, и всё изменилось.

В людях поселили страх, что нас хотят завоевать, что вокруг одни враги. Нам внушают, что умереть за свою страну — это правильно. Но почему бы, чёрт подери, не пожить за свою страну? Почему героизм равно смерть? Почему мужество — это обязательно кишки на гусеницах?

Людей убеждают — и чаще всего успешно — что война это красиво, необходимо и вообще нормально. Когда кто-то говорит, лишь бы не было войны, мне смешно и грустно. За последние 11 лет, наша страна устроила три войны. И это мерзко.

Победители так себя не ведут. Победители тихо вспоминают тех, кто остался лежать в полях и лесах; тех, кто ел трупы в блокадном Ленинграде; тех, кого после немецкого плена погнали в сталинские лагеря. Победители не говорят о войне. Они помнят и делают всё, чтобы война никогда больше пришла в их города.

Так победители ли мы?

Молодые девушки от 25 до 30 лет — это не ЦА

Когда я задаю клиентам вопрос, кто их целевая аудитория, они обычно присылают мне это:

Мужчина от 25 до 34 лет — предприниматель, успешный, амбициозный, активный человек. Женат, детей нет. Регулярно подвержен стрессу и частому переключению с одной задачи на другую. Предпочитает отдыхать дома: смотрит спортивные передачи, читает, зависает в интернете.

Это полная хуета, по которой невозможно понять, кто эти успешные парни. Вдобавок, возникает много вопросов, с чего клиент решил, что его продукт нужен 25-летним предпринимателям, как их вычислить, какие вообще проблемы у этих парней?

Целевая аудитория — это не про возраст и географическое местоположение некой группы людей. Это люди, которых объединяет конкретная проблема, культура, ценности, любовь или ненависть к чему-то.

Когда человек приходит в магазин купить молока, он не видит на упаковке надпись: «Для 40-летних мужчин и женщин из Сыктывкара». Он видит название бренда, цвет и дизайн упаковки и прикидывает — соотносится ли то, что ему обещает упаковка, с его внутренним миром, его ценностями и убеждениями.

Грубо говоря, человек оценивает, хочет ли он, чтобы эта пачка стояла у него в холодильнике и на столе? Похожа ли эта пачка молока на него? Ведь молоко-то примерно одинаковое, что в тетрапаке, что в пластиковом пакете.

Стэк — приложение для соцсетей

Когда я перешёл на Мак, то исследовал как можно больше приложений. Быстро понял, что большая часть — несусветное говно, но есть отдельные крутые программы. Причём странно, что о них мало кто знает, а некоторых даже нет в Эпсторе.

Одна из них — Стэк. Изначально она позволяла просматривать только ленты Инстаграма, Твиттера и Фейсбука. Но недавно разработчики выкатили огромное обновление и теперь там есть почти всё: Ютьюб, Телеграм, Вотсап, Мессенджер, Гугл-почта.

Я не люблю ходить по сайтам и пользоваться несколькими приложениями для соцсетей. Стэк помогает держать все коммуникационные каналы в одном окне. И самый его большой плюс — он бесплатный. Нет никаких премиумов и апгрейдов. Качай и юзай.


П. С. Отдельная крутость: Стэк поддерживает большую часть функций Инстаграма. Можно грузить и публиковать фотографии в ленту прям с ноутбука. Это прям огонь.

Скачать Стэк

Почему молодёжь не уважает старших

Потому что в России не уважают молодёжь. Я это вижу и наблюдаю почти в каждом взрослом, за редким исключением.

Взрослые не доверяют молодым. Говорят, что им не хватает опыта, что они жизни ещё не видели и нечего им умничать, что молодые глупые и наивные, что они ничего не понимают, что они непатриотичные, бескультурные и бездуховные.

Взрослые, в частности родители, пичкают молодых моральными ценностями прошлого века и поучительно замечают, что все так живут. Отчего хочется поскорее сбежать и от этих ценностей, и от взрослых — и назло сделать всё по-своему. Общество не побуждает молодёжь быть лучше, наоборот, постоянно подавляет, не разговаривает и не слышит.

Если в 18 лет ты не знаешь, кем быть, обязательно иди в университет. Не важно, что ты не понимаешь, зачем это нужно. Если ты устал и у тебя температура 39°, всё равно уступи место в автобусе. Если ты девушка, которая не хочет детей или не хочет замуж, то ты дура и останешься одна. А если ты парень без серьёзной работы в офисе, то ты не мужик.

Молодым навязывают кучу стереотипов, и, что самое плохое, их не учат выбирать. Их принуждают. Мол, вот так мир устроен, смирись и живи, ты — никто. Мы терпим, и ты потерпи. А в итоге, молодые вырываются на свободу и не знают, что с ней делать. Не знают, чем заполнить пустоту, которая образовалась на месте представлений о несуществующем мире. Что всегда меня удивляло, взрослые и сами в этот мир не верят, но упорно продолжают его строить для себя и своих детей.

Чтобы вам не казалось, что я надумываю проблему, приведу пример. Как-то я вёл курс по текстам для старшеклассников и спросил, нравится ли им в школе? Почти 80% сказали, что нет. На вопрос, почему, они ответили: «Нас никто не слушает, с нами не разговаривают на равных, как вы сейчас». И это с подростками, которые через год должны выбрать университет и профессию.

Взрослые ломают нас и одновременно делают сильнее. Делают нас более ущербными и одновременно прекрасными. Нельзя сказать, что они не дают ничего хорошего. Но, думаю, они бы дали гораздо больше, чем-то, что у них есть, если бы дали молодым свободу.

Что я смотрел на Просмотре

На прошлой неделе я был в Москве на «Дизайн Просмотре» — одном из главных событий для российского дизайн-коммьюнити. Написал конспект на основе прямой трансляции, которую вёл в своём Телеграм-канале.

Максим Ильяхов, Главред

Максим Ильяхов, основатель сервиса «Главред», экс-главред «Тинькоф-Журнала». Выступление называлось «Ваша последняя лекция про текст».

  1. Все люди визуалы, пока они не встретят хорошего редактора.
  2. Если текст рассказывает о том, что интересно читателю, он его прочтёт. Есть три типа пользы: прагматическая польза, стать более важным в обществе, повеселиться или позлиться. Не пишите чушь, и вас будут читать.
  3. Прагматические темы часто проигрывают эмоциям, потому что они не волнуют читателей здесь и сейчас. Самая качающая тема Т—Ж за 2018 год: «Как получить компенсацию за советский вклад». Более 1 млн просмотров.
  4. Полезный контент не всегда решает. Иногда вам просто интересен человек, а не польза от него. Личность и авторитет важнее.
  5. Люди зациклены на себе. Они любят читать о себе и когда читают о них.
  6. Тема статьи должна соотноситься с проблемой читателя. Формулировка вторична. Главное, чтобы она отражала решение насущной проблемы.
  7. Никому интересно читать о том, какие вы хорошие. Дайте факты. Вместо красивый покажите картинку. Ставьте иллюстрации. Без них текст — ничто.
  8. Факты сами по себе ничего не стоят. Их нужно подкрепить и связать с миром читателя ситуациями, примерами и сценариями. В каких ситуациях ваш факт станет пользой и преимуществом?
  9. Читатель всегда ОК. Не пытайтесь его yаучить или говорить ему, как правильно жить. Если вы пишете «будьте внимательны» говорит читателю, что он якобы невнимательный. Это бесит.
  10. Настройтесь на его волну, прежде чем писать текст. Уважайте и любите своих читателей.

Николай Хлопков, Whitemark

Николай Хлопков — креативный директор Уайтмарк (англ. Whitemark). Рассказывал о том, как найти баланс между креативом и самореализацией.

  1. Любой проект — это процесс. Если процесс организован верно, то вы быстрее достигаете результата. И получаете более качественный результат.
  2. Специализируйтесь на чём-то одном. Выберите точку приложения силы, в которую вложите все свои старания. Так вы быстрее станете крутым.
  3. Не нужно быть универсалом. Достаточно сотрудничать и объединяться с крутыми чуваками из смежных областей.
  4. Клиент всегда задаёт вопрос: «А что вы делали для???» Он хочет, чтобы вы были знакомы с его сферой заранее. Это нереально. Но нужно всегда говорить «да».
  5. Клиенту важны надёжность, скорость и комфорт. Главное — экономия времени клиента. Если у вас есть такой опыт, это вдохновляет клиентов больше всего.
  6. Специализация плюс опыт — грамотный процесс. Чем чаще вы делаете что-то, тем легче это для вас и понятнее. Выстроенные процесс помогает: быстрее получаете клиента, достигать лучшего результата за меньшее время, увеличивать прибыль.
  7. Чем хуже и слабее выстроен процесс, тем больше не ваших клиентов вы получите. Основа процесса — качество.
  8. Если на первом месте у клиента сроки и деньги — это плохой знак. У вас с ним разные ценности и нет взаимопонимания.
  9. Свои клиенты те, которые не тянут, а принимают решения, дают обратную связь и нацелены на результат.
  10. Когда нашли своих клиентов, проявляйте инициативу, делайте сверх ожиданий, тратьте на них время, любите их. Чтобы не терять клиентов, расширяйте спектр услуг. Лучшее рождается на стыке дисциплин.

Василий Дубейковский, Урюпинск

Василий пять лет назад переехал в Урюпинск вместе с семьёй и хочет устроить там визуальную революцию. Считает, что переезд из крупных городов в маленькие станет трендом. Остаётся в Урюпинске, потому что в маленьких городах легче влиять на среду, в которой ты живёшь.

  1. В провинции не принято платить за дизайн. Поэтому чаще всего изменения происходят с грантовой поддержкой и по инициативе местных активистов.
  2. В Урюпинске есть институт развития города — инициативная группа людей, которые развивают город. Это единственный город России, в котором выбирают бренд-менеджера.
  3. Урюпинск считается дырой, но там есть бренд, мерч, слоган и много всего, чего нет даже у некоторых миллионников. Население Урюпинска 38 тысяч человек. Бюджет города 700 млн рублей.
  4. Фраза «Брошу всё и уеду в Урюпинск» — зарегистрированный товарный знак.
  5. Если вам не нравится окружающая визуальная культура, предложите свою. Плохого дизайна очень много. Единственный способ его победить — показывать альтернативу. Постепенно люди начнут отличать классное от говна.
  6. Сообщества сильнее меняют города, чем политики. Потому что политики меняют сверху, а сообщества снизу. Второй подход людям ближе.
  7. Одна из задач визуальной революции — навязать мнение, что дизайн это ценность.
  8. Нужно растить местных дизайнеров и повышать стоимость услуг. Нельзя обесценивать их труд. Стоимость разработки логотипа в Урюпинске варьируется от 1 до 5 тысяч рублей.
  9. У визуальной урюпинской революции есть четыре основных оружия: скупать хорошие неопубликованные фирмстили за 10 тысяч рублей, развивать дизайн-библиотеку, приглашать спикеров с лекциями в урюпинскую Высшую школу дизайна, развивать Инстаграм-аккаунт проекта — Революпинск.
  10. Миссия дизайнера — улучшать визуальную среду.

Алексей Андреев, Depot Branding Agency

  1. Дизайн — это инструмент. Если он работает, он хороший.
  2. Брендинг — индустрия. Дизайн — инструмент для его создания.
  3. Работа дизайнера в брендинге — не позор. Это постоянные вызовы, новые задачи. Говорить человеку, что он плохой дизайнер, правильно.
  4. Рынок брендинга переживает кризис: не хватает хороших дизайнеров.
  5. Хороший дизайн тот, от которого ничего нельзя отнять. Если отнять, останется пустота.
  6. Алексей запускает новый сервис, который будет помогать дизайнерам создавать крутой брендинг и защищать их интересы — brand-hub.ru. Для заказчиков это быстрый и удобный сервис. А для исполнителей — платформа самореализации и развития.

Иван Богданов и Сергей Жилкин

Мастер-класс Ивана Богданова и Сергея Жилкина о системном подходе к проектам.

  1. Сергей пришёл в дизайн два года назад. Думал, что логотипы это золотая жила. Спустя время изменил мнение.
  2. Надо понять не то, что говорит клиент, а где у него траблы.
  3. Первым делом нужно не рисовать, а понять, нахрена клиент к нам пришёл.
  4. Есть два режима работы: думать и не делать, делать и не думать.
  5. В проектах важно уметь видеть суть вещей и находить стержень, на который всё нанизывается.
  6. Создавайте многогранные бренды, чтобы они передавали или вызывали конкретные эмоции, чувства.
  7. Прежде чем рисовать в графическом редакторе, рисуйте и стройте систему на бумаге. Там легче и быстрее что-то исправить, доработать.
  8. Визитки, кружки, логотипы — это всего лишь слова. История — вот красная нить дизайна. История пишется в голове.

Стас Антипов, White Russian Studio

Чтобы понять, о чём идёт речь, просто зайдите на сайт студии «Уайт Рашн»

  1. C помощью анимации на языке Shader можно привлекать дизайнеров со свежими смелыми идеями.
  2. Такие анимации ещё и заставляют посетителей дольше находиться на сайте и залипать в такие вещи.
  3. Мы экспериментируем не в свободное время. Это для нас тоже работа. Но это происходит не в ущерб клиентам. Мы стараемся так распределить проекты и время, чтобы оставалось время на эксперименты. Например, если у кого-то появилась идея сделать так, чтобы по клику мышки на сайте что-то взрывалось, мы это делаем.
  4. Мы в студии поддерживаем даже самые дикие идеи. Например, нашему дизайнеру приснился карандаш с глазами, который на неё кричит. И мы это сделали. Не могу найти сейчас сам кейс, но вот посмотрите другой, не менее классный.
  5. Иногда бывает, что нам говорят, мол, что это?! Но практически всегда, то, что мы показываем на этапе мудборда, принимается. Никто не ждёт, что мы будем писать продающие стратегии, двигать кнопки чуть левее. Мы дизайн-студия со своим вкусом и видением.

Максим Десятых, Redmadrobot

Прежде чем прийти в дизайн, Макс учился на управленца. Называет это высшим «арт-директорским» образованием. После первого курса перевёлся на факультет дизайна.

В 2008 году, когда основали Redmadrobot, они (Макс и его партнёры) столкнулись с проблемой: на рынке не было ни одного дизайнера мобильных приложений. Тогда только появились айфоны и Эппстор. Пришлось растить кадры. Дизайнеров обучали внутри компании.

  1. Знания и умения — разные вещи. Цель образование не просто получить знания.
  2. Дизайнеров можно сравнить с врачами. Никто не хочет оказаться на столе у хирурга, который не умеет оперировать.
  3. Самые эффективные способы научиться чему-либо — практика и обучение других. У каждого участника команды должен быть ментор — кто-то, кто старше вас по опыту и помогает вам развиваться.
  4. Нужно потратить 10 000 часов, то есть около пяти лет работы, чтобы достичь успеха в своей сфере. С наставником это сделать гораздо проще. Без него путь труднее, дольше и тернистее.
  5. Насмотренность. Нужно смотреть много-много-много работ. Нужно загружать в себя много хороших образов и чужих решений. Со временем насмотренность начнёт отдавать — выдавать решения, доставать их из вашей головы. Начинайте день с просмотра новых решений.
  6. Инструментарий. Осваивайте новые программы. Адоби — маст хэв. Но сегодня ещё нужны Скетч, Фигма. Кроме программ, инструменты это шрифты, цветовые палитры.
  7. Копирование. Если у вас ещё нет большого количества работ, опыта, больше работайте, копируйте, создавайте фейковые проекты. Повторяйте и разбирайте успешные образцы дизайна. Это будет влиять сразу на два предыдущих пункта.
  8. Ликбез. Читайте, изучайте литературу, смотрите лекции, интервью с дизайнерами.
  9. Практика. Много практикуйтесь. Если есть реальные заказы, работайте и учитесь. Если клиентов нет, ищите, делайте бесплатно, исправляйте работы плохих дизайнеров — их в мире очень много. Всё вместе это приведёт вас к успеху. Зи энд.
  10. Любой человек может стать дизайнером. Просто кому-то нужно чуть больше времени.

Денис Мосин, «Икра» и Sensative Brands

Рассказывал, как разрабатывать продукт. Есть два подхода: правильный и неправильный.

Правильный подход

  1. Определить территорию, на которой вы будете создавать продукт.
  2. Описать ЦА, провести исследование.
  3. Ищем инсайты. Некая человеческая потребность и барьер, который мешает эту потребность реализовать. Наш продукт должен убрать барьер.
  4. Формулируем гипотезы, наши первичные идеи. После этого формулируется MVP — minimum viable product. Это продукт, которые решает минимальный набор функций, которые закрывает потребности клиента/пользовтеля.
  5. Тестируем все наши MVP. Да, начальных продуктов может быть много. Обычно сегодня все эти этапы занимают год.
  6. После этого анализ и правки.
  7. Выход на рынок.
  8. Все гипотезы разбиваются о реальность. Всё потому, что нет ничего более непредсказуемого, чем человек.

Неправильный подход

  1. Полевое исследование — протестируйте гипотезу без идеи. Многие продуктовые команды делают умозаключения в офисе, но ээто ошибка. Не рассуждайте о том, как это могло бы быть. сходите и накрасьте ногти.
  2. Выпишите базис. Это минимальный набор функций, без которого продукт не cможет функционировать. Например, приложение для заказа такси не сможет работать без карты и кнопки «Заказать».
  3. Сгенерируйте 1000 улучшений. Что ещё можно добавить в ваш продукт? Как можно будет его развивать? Чем больше поле идей, тем круче. Плюс это весело :-) Но большинство продуктовых команд не умеют штормить. Нужно не стопарить друг друга, а поддерживать и раскачивать идеи сотрудников. Не давить, не глушить, не критиковать, не говорить, что это невозможно. Если даже идея кажется бредом, время покажет, так ли это.
  4. Отфильтруйте идеи. Задайте несколбько параметров, по которым эти идеи можно рассортировать. Насколько эта идея сложна в реализации? Что она нам даст? Как она увеличит монетизацию? Какой эффект эта идея вызовет у пользователей?
  5. Запускайте продукт маленькими стримами. Лучше 40 маленьких функций, чем одна крупная. Запускайте продукт по частям, маленькими порциями.
  6. Не цепляйтесь за изначальную идею. Если вы поняли, что изначальная идея — говно, не бойтесь её бросить или перепридумать. Не нужно лить слёзы о том, «как много сил мы вложили в этот продукт». Не бойтесь ошибаться и признавать ошибки. Это помогает идти дальше и стать ещё круче.

Выводы о продуктовой разработке от Дениса Мосина

  1. Если есть возможность сделать неправильно, попробуйте. Пойдите путём, которым никто не ходил.
  2. Нет единственно правильного ответа. Есть более правильный и менее правильный. Нас учат в школе, что в конце учебника есть праильные ответы, но в жизни всё не так.
  3. Люди не знают, что им нужно, но это не значит, что они идиоты. Потребитель не дурак. Ему просто нужно показать преимущество, не нужно разжёвывать. Если что-то неясно, они вас спросят.
  4. Сделайте так, чтобы было удобно вам. Если будет удобно вам, будет удобно и 99% других людей.
  5. Не работайте с идиотами, теми, кто говорит: «Мне не нравится». Нужно задавать вопрос, а что конкретно не нравится.

Денис Машаров, Paratype

Рассказывал, как правильно играть шрифтами.

  1. Первое же правило: нужно играть прописными и заглавными. То есть минискулами и маюскулами.
  2. Аппертура — степень открытости шрифта. Бывает открытая, закрытая и полуоткрытая. Лучший пример, на котором изучать аппертуру — буква «с». Аппертура не проход между засечками (очко), это про овальные литеры.
  3. Серифы — шрифты с засечками. Сан-серифы — шрифты без засечек. Они бывают контрастные и неконтрастные. Контрастность не то же самое, что и насыщенность. Раньше насыщенные и контрастные шрифты были отдельными начертаниями, их объединили только в конце 19 века. Бывают ещё среднеконтрастные шрифты с засечками — ионические.
  4. Каллиграфия отличается от рисования. В каллиграфии важна мелкая моторика руки — дукт.
  5. Дуктальные шрифты — антиквы и все шрифты, в которых при движении широконечным пером вниз получаются наиболее толстые линии, а вверх — более тонкие.
  6. Глиптальные шрифты — шрифты, которые появились в результате развития технологий. Их проектируют, конструируют, вырезают, рисуют через трафарет и т. д.
  7. Прописные буквы появились из строчных, потому что людям хотелось писать быстрее.
  8. На разнице между Caslon, Ladoga и Zagolovochnaya я сломался. Денис Машаров ушёл в такую высь, которую мой мозг не в силах постичь и осознать. По крайней мере пока.

Андрей Кожанов, Высшая школа брендинга

Дальше конспектировать я не мог. Выручил Никита Ларионов, он записал всё в своём Телеграм-канале.

  1. В брендинге ты в первую очередь формируешь смысл. Брендинг — это перевод смыслов в точный образ.
  2. Алгоритм проектирования брена — это базовый скелет. Дизайнер должен включаться в создание бренда на всех этапах проектирования.
  3. Гипотеза позиционирования — метафора — позиционирование.
  4. Метафора — высшая степень подготовки, но она сложна для начинающих. Метафоре нельзя научить, ей можно только научиться.
  5. Важно понимать, какие смыслы хочет заложить в бренд бизнес. Лучше всего прописать его в одном предложении и превратить в бренд через средства образной выразительности.

Артур Арсёнов, основатель и арт-директор студии Looi

  1. Термин «продуктовый дизайн» непонятен. Неясно, чем занимается продуктовый дизайнер. Нет никакой дифференциации.
  2. Эксплуатация. Нанимая продукт-дизайнера, не знаешь, что ему дать.
  3. Неадекватные метрики оценки продукта. Все продукты получаются одинаковые — банки, мессенджеры, поисковики, почтовые клиенты. В основе трактаты об эффективном дизайне, аналитика по продажам, кликам и всему такому.
  4. Продуктовый дизайн обеспечивает потребности пользователя. Дизайнер не отвечает за деньги, он превращает мысли в продукты, которыми можно пользоваться.
  5. Специализация продуктового дизайнера. Продуктовым дизайном занимаются вообще все. Может быть сильный маркетинг-дизайнер, отличный юиксер. Но нет адекватных метрик оценки дизайнера.
  6. В результате дизайнеры стали менеджерами, маркетологами, программистами. Они делают всё, что угодно кроме дизайна.
  7. Дизайнер делает из ерунды что-то рабочее. Рост дизайнера в росте объёма аудитории, которая пользуется тем, что он делает. Такой дизайнер сталкивается с миллионом задач.
  8. Подходы к дизайну в крупных корпорациях. В Мейле — дизайн специального назначения (эффективность сомнительна), Альфа-лаб расформирована, в Яндексе дизайнеров разогнали по продуктовым подразделениям, в Рамблере был дизайн-отдел, который разогнали, централизованный отдел в Сбертехе расформирован. В корпорате поняли, что дальше кормить дизайн-подразделения нельзя.
  9. Откажитесь от приставок и станьте просто дизайнерами.

Ноябрьск, март 2019

Фотозарисовка из Ноябрьска после двухдневного снегопада и метели. Все снимки сделаны на Гугл Пиксель.

Сибирский говор

Мало кто знает, но сибирский говор очень сильно заметен. Особенно, когда приезжаешь в европейскую часть России.

В Сибири чётко произносят все гласные, не окают и не акают. Здесь любят добавлять частицу -то в конце слов и говорить «но» и «ну» вместо «да», а вместо «что» чёкают. Съедают окончания глаголов: вместо «знаешь» говорят «знашь», вместо «слышишь» — «слышь». Или вообще изменяют корень слова «подымешься» вместо «поднимешься».

А ещё вместо пойдём — айда́, бельмес — бестолковый, непонятливый человек (пришло из татарского), вошкаться — долго что-то делать (например, собираться), покоцанный — повреждённый, шибко — слишком.

Но больше всего мне нравится, как здесь виртуозно используют мат. Например, фраза «ты чё ёбу дал» в Тюмени означает «ты чё дурак, ты чё рехнулся», хотя в других регионах её употребляют в значении «свалить, сбежать».