Срочные задачи

Все кто приходят со срочной задачей, описывают её, как неимоверно важную. Что-то вроде: «Если мы не сделаем это до понедельника — а сегодня пятница — то наш бизнес рухнет, от нас уйдут все клиенты, а налоговая арестует счета». Но так никогда не происходит.

Все разы, когда я брался за срочную задачу, оказывалось, что в принципе она не такая уж важная и срочная. Почти во всех таких проектах можно было спокойно сдвинуть сроки на два-три дня. Иногда бывало так, что результаты моей работы не использовались. Просто в плане прописано, бюджет выделен — надо сделать. На деле же задача была не нужна. Было и такое, что я сделал лендинг, а на него забили и даже не платили за хостинг целый год.

Теперь, когда ко мне приходят со срочным заказом, у меня в голове только один вопрос: «Если задача такая срочная и важная, то почему ей не уделили должного внимания? Почему оставили на последний момент?» Я вижу в этом противоречие и уже около года шлю срочные задачи нахуй.

Если хотите, чтобы ваша работа чего-то стоила и если вам важны не только деньги, но и признание — не беритесь за срочные задачи. Результат всегда будет сырой и стыдный. Такие работы нельзя положить в портфолио, о них не хочется написать в блоге. Срочные задачи как туалетная бумага. Подтёрся и смыл.

Как написать большой текст

В статьях, где много фактов, несколько героев и локаций, сложно выстроить структуру. Ещё сложнее не пропустить опечатки, проблемные места и неуклюжие формулировки. Когда я понимаю, что материала много, я использую один трюк, который помогает справиться с большим форматом.

Разделить структуру и содержание

Чтобы было легче редактировать, я делаю так: в одном документе держу структуру, а в другом по очереди пишу текст блоков.

Представим, что в статье следующая структура: А, Б, В и Г. Я беру блок А, выношу его в отдельный документ и пишу: накидываю фактуру и структурирую информацию. Потом делаю то же самое с Б, В и Г. Так можно быстро превратить любой план в черновик.

Редактировать блоки по очереди

Когда черновик готов, я откладываю его на несколько часов. Потом возвращаюсь и так же отдельно редактирую блоки: меняю формулировки, вычищаю мусор, вычитываю на опечатки и двойные пробелы. Сделать это внутри одного блока легче, чем копаться в пятнадцатистраничном гугл-доке.

Если что-то не подходит к теме раздела — убираю лишний кусок текста в отдельный файл. Возможно, пригодится в другом месте. Но раз здесь он пока не нужен, думать о нём не стоит.

Когда все блоки готовы, собираю их в главном документе с общей структурой и редактирую начистовую.

Чем хорош такой подход

Достигать результата проще маленькими шагами. Так и редактировать текст легче небольшими блоками.

Метод помогает не думать обо всей структуре одновременно. Я навожу порядок в одном блоке и шлифую его, пока он не станет самодостаточным и информативным, и перехожу к следующему.

Работа внутри одного блока помогает исключить из него лишние понятия и оставить только то, что относится к подзаголовку.

Ты в порядке ★

Люди извне постоянно пытаются внушить нам, что мы не ОК, что мы в чём-то неправы, что мы ошибаемся и вообще так, как мы живём, жить нельзя. Но мы же живём.

Когда кто-либо в очередной раз включит критику и недоверие, скажет тебе, что твоя идея слишком смелая для этого проекта, что твой дизайн слишком прогрессивен для этого фестиваля, что нужно сначала поработать годик-два, а потом повышать цены — не слушай. Вернее так: слушай, но не принимай, как руководство к действию.

Каждый человек советует и говорит, исходя из его опыта. А опыт у всех разный, никто не может прожить два одинаковых опыта за жизнь. Даже если ситуация будет одна и та же, опыт будет разный. Так мы устроены.

Если ты делаешь дизайн, который не понимают в коммьюинити, это не значит, что твой дизайн — плохой. Если ты пишешь тексты, которые приводят копирайтеров с биржи в бешенство — это не твоя проблема, а их. Просто помни: ты в порядке. Хотя бы потому, что созидаешь. Хотя бы потому, что зарабатываешь на жизнь сам, без мамы и папы. Зарабатываешь тем, что некоторые называют «картинками и текстиками».

Помни, ты в порядке. Говори себе это почаще, и жить станет легче и веселее. А всех, кто считает иначе, надо слать нахуй.

О барбершопах и парикмахерах ★

Всю жизнь я стригся в парикмахерских на первом этаже того же дома, где жил, за 350—500 рублей. В таких парикмахерских всё одинаковое: запах чужих волос, парикмахер-самоучка, от которой несёт куревом, а после стрижки вся шея и спина в колючих волосах. И мне казалось это нормальным. Я не понимал, в чём смысл платить 1000 рублей за стрижку? Я не понимал, в чём ценность услуг барберов.

И я бы дальше продолжал презирать барбершопы, если бы не одна проблема. У меня не очень ровно растёт чёлка, после каждой стрижки в парикмахерской мне приходится достригать её самому. Ни в одной парикмахерской меня не могли постричь так, чтобы чёлка не выглядела по-уебански. Однажды меня это достало, и я решил сходить в барбершоп.

Первое, что запомнилось — сервис. Но не кофе и чай — это, конечно, приятно, но в целом похуй. Я не же не чай пить пришёл.

Сервис в самом подходе. Барбер сначала разбирается в задаче, а только потом стрижёт.

Перед стрижкой он спрашивает, для чего нужна стрижка, что для меня важно в стрижке. У меня непослушные волосы, и я не хочу возиться с утра: мыть голову или укладывать их феном. Мне нужно, чтобы причёска была практичной: провёл рукой и пошёл.

— Может ещё какие-то пожелания?
— Да, у меня чёлка по-дурацки растёт. Можно ли сделать так, чтобы даже если коротко постригусь, не выглядело уродливо?
— Да, можно сделать вот так и так. Что думаете?

Только после вот такого диалога барбер моет голову с шампунем, стрижёт, а в конце укладывает волосы специальной пастой для волос и отряхивает шею от волосы. После стрижки в барбешопе нет желания скорее добраться до дома, залезть в душ и помыть голову. Можно пойти дальше по делам или даже на встречу.

Барбер не только решил мою проблему: нормально постриг чёлку, сделал причёску удобной и практичной для ежедневного ухода — но и сэкономил мне время. Приду ли я к нему ещё раз? Конечно, приду.

Мне уже не важно, какие курсы прошёл этот человек и где он учился стричь. Он нашёл подход к моим проблема, предложил решение, и сделал всё круто. Стоит ли за это отдавать 1000−1200 рублей? Для меня кажется, что стоит. Потому что я покупаю не стрижку, а покупаю решение моей проблемы. И чем оно для меня ценнее, тем больше я готов за него заплатить.

Этот принцип работет в любой другой сфере. Если вы боитесь повышать цены, то скорее всего, у вас просто другой подход. Повышать цену в сфере услуг можно только благодаря более высокому и качественному клиентскому сервису. Масштабирование и всё остальное — сложнее и требует вложений. А нормально работать можно начать уже сегодня и бесплатно.


P. S. Забавное наблюдение: парикмахер это всегда женщина, а барбер — мужчина. Ни разу не встречал обратного.

Объясните цель встречи ★

Звонить и предлагать встретиться, чтобы рассказать о своём предложении или задаче — неуважение ко времени другого человека.

Всех, кто обращается ко мне, чтобы обсудить некую абстрактную задачу, я прошу письменно объяснить ситуацию. Это помогает проверить, насколько на самом деле задача важная и ценная. Те, кто просто хотел потратить время, в итоге ничего не присылают.

Этот же подход мы используем в студии. Клиентов, которые обратились к нам впервые, мы просим заполнить бриф. То, как заказчик формулирует задачу, уже многое говорит о нём и его картине мира. Вдобавок, текст даёт нам фору: можно спокойно обдумать предложение, задать дополнительные вопросы и не тратить время на встречу, которая возможно и не принесёт результата.

Письменная речь вытаскивает наружу глубинные вещи, которые в разговоре собеседник может намеренно или случайно упустить. В тексте так сделать не получится: ошибка в логике или умозаключении будет очевидна. А недостающие детали вызовут вопросы.

Что ценно для этого человека? Как он пришёл к этой идее? Почему он пришёл именно ко мне? Что его натолкнуло на эти мысли? А думал ли он о других способах решить задачу?

Не надо звонить и предлагать встретиться. Ни у кого нет времени на абстрактные встречи. Никто не обязан соглашаться на встречу с вами, просто потому что вы позвонили и что-то предлагаете или просите. Вас смело могут послать нахуй и будут правы. Учитесь писать, ёпта.

Лучший способ перестать отвлекаться на смартфон

Сначала люди придумали смартфоны, чтобы быть продуктивнее. Но что-то пошло не так, и через десять лет люди придумали тысячу способов, чтобы смартфоны не мешали им быть продуктивными.

Кто-то ставит специальное приложение и выращивает деревья, кто-то работает по помодоро-таймеру, кто-то ограничивает экранное время. Но всё это хуйня и не работает.

Лучший способ перестать отвлекаться на смартфон — выключить все уведомления и убрать телефон в ящик стола. Всё. Через полчаса вы забудете, что у вас вообще есть смартфон. Если чего-то нет перед глазами, то нам этого и не хочется.

Никак по-другому, кстати, не работает. Если просто поставить на беззвучный режим, но оставить на виду, то при первой же возможности, рука сама потянется к телефону. А вот если убрать его из поля зрения, проблема решается сама.

Принцип «с глаз долой, из сердца вон» отлично работает с любыми видами зависимостей: от телефона, от сладкого, от порнографии и прочих соблазнов современного мира, которые развратили нас и убили нашу способность фокусироваться дольше, чем на 20 минут.

Карточка предприятия в Ворде

Я не понимаю, почему люди до сих пор присылают реквизиты организации в вордовских файлах или пдф. Зачем заставлять собеседника скачивать файл и копировать оттуда данные?

Самый удобный вариант — сделать Гугл-док или документ Пейпер в Дропбоксе с общим доступом и кидать на него ссылку. Так человек сможет посмотреть информацию и выставить вам счёт даже с телефона.

У некоторых сервисов и банков, есть уже готовые онлайн-визитки с вашими реквизитами. Например, у «Эльбы Контур». А насиловать людей документами в конце 2019 — это мудоёбство.

Под диктовку ★

Делать что-то под диктовку, значит — деградировать. Например, вносить правки от главреда или двигать пиксели по указке арт-директора. Это полный пиздец. Даже если эта работа будет сделана, в 99% случаев получится плохо. Потому что сотрудник, которому не доверяют, выполнит задачу максимально наотъебись.

Сотрудник, который работает под диктовку, из партнёра превращается в исполнителя. А руководитель — в начальника, который растрачивает потенциал сотрудника впустую. Вместо партнёрста, получается модель «кто сверху, тот умнее», теряется уважение, в итоге никто не развивается.

В идеальном мире руководитель говорит сотрудникам, что делать только, когда всё летит в пизду. Тогда руководитель должен взять на себя ответственность, оптимизировать работу команды и «отрезать» ненужные задачи.

В остальное время руководитель чётко формулирует задачу, а её исполнение доверяет команде. Верх мастерства, если руководитель делает это письменно. Без этого навыка нереально построить удалённую команду, потому что ни у одного человека нет столько времени на созвоны.

Зачем я открыл дизайн-студию

Каждый понедельник я отправляю авторскую рассылку. В письмах рассказываю, что нового, и делюсь ссылками на полезные материалы о дизайне, редактуре и вёрстке. После писем читатели хвалят, присылают критику и отзывы. Один подписчик прислал такой вопрос:

Хотел у тебя спросить: как ты решился открыть студию? Что для этого делал, готовил ли бизнес-планы, как искал первых клиентов? Может есть курсы или статьи, который помогли тебе в этом?

Как ты решился открыть студию?

В 2016 году жизненные обстоятельства требовали перемен. Мне нужен был гибкий график и более высокий доход. Ни того, ни другого мой работодатель дать мне не мог. Поэтому я оставил офисную работу и начал фрилансить эсэмэмщиком и редактором. Так продолжалось год. В один момент ко мне пришла заявка сделать лендинг. Я позвонил знакомому дизайнеру и верстальщику, мы взяли и сделали это сайт. Так появилось бюро.

Это не было бизнесом. Мы просто делали сайты, когда к нам приходили с таким запросом. В остальное время каждый работал сам на себя — никаких обязательств. У меня не было цели превратить это в бизнес или стать руководителем. Но так сложилось, что отвечал за всё я. У меня это получалось лучше всего, к тому же меня невероятно пёрло.

Только спустя два года — три месяца назад — я задумался о том, что хочу развить это в бизнес. Так что не знаю: то ли я открыл студию, то ли она меня. Всё это наталкивает на мысль, что открытие студии, как и любой шаг в жизни, должно быть осознанными, продуманными, назревшими. Чтобы попробовать себя в чём-либо, не нужно открывать компанию. Достаточно просто сделать это.

Что для этого делал, готовил ли бизнес-планы?

У меня нет бизнес-образования, и я никогда в жизни не составлял бизнес-план. Самое сложное, что я делал: суммировал расходы на зарплату, прибавлял маржу, аренду офиса и налоги. Так формировалась стоимость наших услуг до весны этого года.

Сейчас этот подход меняется, так как бизнес подразумевает более высокие риски. Может случиться так, что заказов не будет, а зарплату платить надо. Думаю в ближайший год цены студии будут постепенно расти, и к следующему году мы окончательно сформируем нашу финансовую модель. Пока что я и сам не понимаю, как надо правильно, и очень хочу пообщаться с мудрым арт-директором на эту тему.

Как искал первых клиентов?

А никак не искал. Чаще всего случалось так: люди знали, что я занимаюсь «чем-то там в интернете, соцсетями и сайтами» и приходили за советом. И я уже на месте оценивал, можем ли мы им помочь и сколько это может стоить.

Если ты хорошо работаешь, у тебя никогде не будет простоя. У нас в порфтолио пять сайтов, и нас постоянно рекомендуют. Просто не со всеми получается работать. Кого-то не устраивает цена, кто-то не нравится нам, или мы понимаем, что мы ещё не доросли до таких задач. Не каждый клиент твой, а ты не всем подходишь, как исполнитель. Это нормально.

Продвигаться как-то по-другому в дизайне — бессмысленно. Не таргетинг же лить, в самом деле. На меня частенько выскакивает один и тот же дизайнер с предложением сделать «лучший логотип в моей жизни». Но я почему-то до сих пор у него ничего не купил. Потому что никому здесь и сейчас не нужен логотип. А когда будет нужен, я не буду искать его в соцсетях. Я напишу друзьям, чтобы они посоветовали мне дизайнера.

Люди охотнее выберут исполнителя, которого им порекомендовал знакомый человек, чем перебирать тысячи кандидатов в интернете. Это же риски. Большинство людей предпочтут не рисковать.

Есть курсы или статьи, который помогли тебе в открытии студии?

Статей и курсов, которые рассказывают, как открыть студию, я не встречал. Хотя вроде недавно что-то подобное появилось у «Скилбокса», но не знаю, насколько это эффективно.

Учиться надо у практиков, а не у теоретиков. Поэтому я пересмотрел все интервью с Лебедевым, Горбуновым, Ильяховым, Башевым. Мне кажется эти парни очень хорошо секут в управлении. Даже, если это управление самим собой и своим временем. Они рассказывают о вещах, которые познали на деле. И что круто, в них нет никакого пафоса. А это значит, что несмотря на успех, они остались собой. Мне кажется, это важно, когда ты открываешь студию. Важно, чтобы именно ты ей управлял, а не она тобой.

У Максима Ильяхова недавно вышел курс про деньги и работу с клиентами: многое я почерпнул оттуда и сразу сделал принципами студии. Например, работать только по договору. Когда ты один, то можно забить и не делать договор. Единственное, чем ты рискуешь — не получить деньги за свой труд. Но когда я у тебя в команде есть люди, которые помогают тебе, ты не можешь идти в бой с неприкрытой задницей. Я, конечно, преувеличиваю: мы с клиентами не воюем.

Договор — это единственная гарантия, что в случае какой-то дурной ситуации, ты выйдешь из неё без потерь.

Вообще с открытием студии появляется очень много вопросов: как быть с правами на результаты интеллектуального труда, оформлять сотрудников в штат или нет, сколько надо заработать, чтобы выйти в ноль, нужен нам офис или будем сидеть по домам? Правильных ответов нет. Единственное, чем тут можно руководствоваться: делать так, как удобно вашей команде.

Что объединяет Украину и Белоруссию? ★

В русском есть одно словосочетание и одно слово, от которых у некоторых украинцев и белорусов подгорает. Для украинцев это фраза «на Украине», а для белорусов — когда их страну называют Белоруссией.

Хуй знает, почему кто-то решил, что «на Украине» это что-то обидное и означает «на окраине». Самый распространённый аргумент, что те, кто испольуют этот предлог оскорбляют целый народ и проявляют неуважение к его культуре. По-моему обидеться на две буквы — это лютый пиздец.

Кто-то идёт дальше и откапывает постановления Госдумы о том, что когда-то в мохнатом году какие-то депутаты установили норму «в Украине». Ну установили и установили. Люди от этого говорить по-другому не стали.

Спустя время оказалось, что на Украине претензии не только к русскому, но и английскому языку. Дело в том, что Трамп в одном твите написал the Ukraine. Кого-то это возмутило, и украинское правительство попросило Трампа так больше не делать, чтобы не оскорблять украинцев.

Ещё большая загадка для меня, почему некоторые белорусы обижаются на Белоруссию? Кто и где решил, что теперь по-русски нужно говорить Беларусь? Это ведь вообще белорусское слово. А мы вроде как в России живём. При том, что в Белоруссии два государственных языка: белорусский и русский. И у них разные нормы правописания для одних и тех же явлений, а для некоторых — разные слова.

Язык — живая субстанция. Он живёт и изменяется по своим законам. Если 10 лет назад молодёжь говорила «угорать», то сейчас говорит «флексить». И никого это не ебёт. Люди всегда будут говорить и писать так, как им удобнее, так как они привыкли. Норма изменится только тогда, когда люди сами решат говорить или писать по-другому.

Сам факт, что кого-то вообще волнует такая хуйня, как артикль или предлог перед названием страны, говорит о том, насколько людям нечем заняться. Людям кажется, что если их страну будут называть так, как они привыкли, то и отношение изменится. Не изменится.

Сам факт, что кого-то вообще волнует такая хуйня, как артикль или предлог перед названием страны, говорит о том, насколько людям нечем заняться.

Для меня, например, нет разницы, как называть Россию: Рашка, Российская Федерация, Russia или Русь — это всё равно Россия. Суть не меняется. Это всё та же страна с кучей проблем, охуенной природой и ленивыми людьми. Если кому-то хочется быть безграмотным и говорить «на России» или писать Расія — его право.

Но я против того, чтобы люди тащили политику в язык и срались из-за предлогов. Я против хуйни.