Новая типографика, Ян Чихольд
Писать рецензию на эту книгу бесмысленно — она обязательна для всех, кто пишет тексты и делает дизайн. Книга раскрывает историю современной типографики и её проблемы, которые сохраняются до сих пор, особенно в России. Я выписал несколько главных мыслей.
• Суть формы — это количество цвета… Мы больше не можем компоновать цвета, как бог на душу положит, интуитивно стараясь сделать нечто «красивое» и «прекрасное». Нет, надо действовать научно, добиться, чтобы цвета вибрировали, как звуки. Мы должны исходить из принципа: плакат — не инструмент соблазна, нет, плакат — это вызов или сообщение. Нужно разрабатывать плакат именно в этом ключе. Не пытаться сделать более или менее заманчивую предметную картинку, а стремиться добиваться того, чтобы наше внимание было приковано к плакату при помощи более или менее сильных вибрирующих визуальных ощущений.
• Широкие полосы, линии, точки
• …Нужно признать, что подавляющее число предметов повседневного потребления гораздо в большей степени подчиняется закону чистой целесообразности, чем требованиям индивидуального вкуса.
• Ещё один важный, очень действенный приём, характерный для нового текстового плаката, — пустое пространство. Оно бросается в глаза, потому что обычно на афишных тумбах не бывает пустой бумаги. Традиционные текстовые плакаты, на которых запечатаны даже крохотные участки. производят слишком хаотичное впечатление и поэтому неэффективны.
• Использование орнамента (неважно, какого стиля и качества) — это всегда наивное ребячество. Человек, который не довольствуется четкой конструкцией предмета и начинает его украшать, тем самым оказывается во власти примитивных представлений (что, в сущности, свидетельствует о том, что он боится неприукрашенного предмета).
• Чем ниже в своём развитии народ, тем роскошней его орнаменты и украшения.
• Новая типографика отличается от прежней тем, что она впервые пытается конструировать внешнюю форму, исходя из функций текста.
• Прежде всего восприятие всегда должно быть непосредственным, а от любых схем необходимо отказываться. Если мыслить ясно, а к задаче подходить смело и уверенно, то вполне можно найти удачное решение.
• Сегодня мы поняли, что искусство состоит не во внешнем подражании природе, а в формотворчестве, которое выводит свои законы из тектоники природы, а не из внешних её проявлений.
• Конструктивно, рационально, экономно (= красиво).
• Некоструктивно, нерационально, неэкономно (= некрасиво).