Редактура — это работа

Ходил подстричься. В процессе разговарился с парикмахером, и она вдруг выдаёт: «Вот бы мне такую работу как у тебя: сидеть дома за компом и ничего не делать». Я промолчал. Она же не виновата, что ничего не знает о работе редактора. С чего бы? Редакторы не рассказывают, из чего состоит их работа.

Даже мои друзья не до конца понимают, чем я занимаюсь. Объяснить, что я делаю, моей бабушке ещё сложнее. Для них я просто работаю «в компуктере». Но даже с людьми до 35 лет у меня периодически случается примерно такой диалог:
— А ты кем сейчас работаешь?
— Редактором.
— А, ну, короче, у тебя творческая профессия, да?
— Ага.

На самом деле нет. Я не терплю, когда работу дизайнеров, редакторов и арт-директоров приравнивают к творчеству.

Творчество осталось в детсаде на уроках рисования.

Процент творчества в работе редактора бесконечно стремится к нулю. Чтобы вы понимали, почему это так, приведу примерную схему работы редактора над одним материалом.

  1. Редактор получает сообщение от застройщика, которому срочно нужна статья о том, что у него самый лучший жилой комплекс в Крыжополе. И просит назвать цену.
  2. Редактор: «Давайте сначала разберёмся, зачем вам статья?»
  3. Клиент: «Ну, все пишут, а мы чё лохи? Нам тоже нужен полезный контент, посты в Фейсбуке и всё такое».
  4. Редактор: «Ага, понял, вы не хотите выглядеть как лохи. А для кого статья, кто будет её читать, где вы планируете её разместить, кто будет верстать, что вы хотите от читателя...» В общем вы поняли. Редактор задаёт вопросы до тех пор, пока не поймёт, почему он должен написать эту статью, зачем, в каком формате, сколько времени займёт изучение темы.
  5. После этого редактор такой: «Напишу за 12 тыщ. Сроки — две недели. На мне корректура, вычитка и рекомендации по вёрстке для дизайнера».
  6. Клиент: «Ты берега-то видишь? Какие 12 тыщ?! Тут на бирже пацаны за сотку пишут!»
  7. Редактор: «ОК, идите на биржу».
  8. Клиент идёт на биржу, ему пишут унылый говнотекст. Возвращается и говорит, ок, давай напишем, но за 10 тысяч?»
  9. Редактор: «ОК, можно за 10, но тогда корректура и вычитка на вас».
  10. После этого редактор задаёт вопросы про бизнес клиента: кто за что отвечает, почему его ЖК самый крутой, в чём конкретно он лучше других, кто его будет строить, какие материалы используются для отделки, кто разрабатывал проект и т. д. Хороший редактор знает, что статью без исследования не сделать. Поэтому говорит: «Мне нужна неделя на черновик. В следующий понедельник покажу, чё получилось».
  11. Редактор собирает информацию, которую узнал от клиента, изучает рынок, смотрит, что пишут о других жилых комплексах Крыжополя, отмечает их сильные и слабые места. После анализа он находит главную мысль-аргумент за ЖК клиента и начинает строить вокруг неё структуру будущей статьи, снабжает материал фактами и примерами. Иными словами, редактор создаёт в статье условия, при которых читатель почувствует, что этот жилой комплекс — лучший в Крыжополе, и там стоит купить квартиру.
  12. После этого редактор показывает черновик клиенту. После чего замечания, доработка, вычитка, корректура, ещё раз вычитка, вёрстка и вуаля — текст сдан и выпущен.

А теперь скажите мне, где тут творчество?

Поделиться
Отправить
1 комментарий
Алексей Литвинов 23 дн

Хм... Зацепило.
И у меня возник совершенно естественный вопрос: а у парикмахера работа творческая? Я, например, лет уже двадцать хожу к одному и тому же парикмахеру. Мало того, я и жену постепенно убедил к ней ходить. Может быть потому, что парикмахер — работа творческая?

И следующий вопрос есть: антипод творческой работе какая? Для меня — механическая. И я на собственном опыте знаю, что это такое. Работал на сборке, даже на автомобильном конвейере. На сборке было так: дают тебе три-четыре-пять ящичков каких-то деталюшек, ты сидишь целый день на одном месте и в результате у тебя один ящичек выключателей, например. Совершенно одинаковых, как эти... капли воды. На автомобильном конвейере в течение дня может быть больше разнообразия, но вариантов немного.

Теперь про стрижки: сколько совершенно одинаковых стрижек делает парикмахер за день? Пусть это будет хороший парикмахер. Думаю, что количество одинаковых стремиться к нулю.

Ну а теперь про того, кто пишет статьи.

Сколько у вас написано совершенно одинаковых статей? Опять же думаю, что нисколько. То есть абсолютно.

Ах, вы про процесс? Ну да, парикмахер пользуется теми же ножницами, расческами, машинкой... Где тут место творчеству? А художник пользуется теми же красками и кистями...

Так что я думаю, что написание статей еще как творческий процесс. Процентов на 100 примерно :-)

Евгений Лепёхин 21 д

Творческие профессии в нашем обществе расцениваются, как что-то лёгкое и простое. Труд творческих людей обесценен. Мало кто понимает, что за работой парикмахера стоит аналитическая работа, мало кто понимает, что дизайн — это не красивые картинки, а анализ рынка и бизнеса клиента. Вот почему приравнивать дизайн, редактуру или что угодно к творчеству — плохая идея. Это автоматически обесценивает труд.

Попробуйте, расскажите клиенту, какой вы творческий. Да ему насрать. Как и мне насрать, насколько креативный за спиной парикмахер. Мне нужна стрижка, которая мне будет к лицу. А кому-то нужен текст, который решит его задачу. Никто на встрече с клиентом не говорит о творчестве. Ему важно, чтобы исполнитель был не мудак. А творческий или нет — дело десятое.

Апдейт.
Нашёл ссылку в тему про парикмахеров — http://shabalinsergey.ru/all/istoriya-vhoda-v-professiyu/

Популярное