Когда тебе можно писать

Самый дурацкий вопрос на свете: «В какое время тебе можно писать?»

Не понимаю, нахуя это спрашивать. Это ж интернет, ёпта. Пиши, когда хочешь. Прочитают, когда будут в сети, и ответят, когда будет удобно.

У меня простой принцип: я пишу, когда хочу, но не ожидаю ответа в ту же секунду. Так же и мне можно написать в любое время, но я не обещаю, что отвечу сразу.

Если бы люди приняли этот принцип за основу, одним тупым вопросом на свете стало бы меньше.

Как делиться идеями и не отчаиваться

Есть такое убеждение, что хорошими идеями, которые приходят тебе в голову, нужно делиться с окружающими. Мол, не надо бояться: можно скопировать идею, но нельзя скопировать процесс, людей, веру в продукт. Всё так. Но в этом суждении есть обратная сторона, о которой почти не говорят.

Делиться идеями нужно с правильными людьми.

Я не раз сталкивался с тем, что приходил к кому-то из друзей и с горящими глазами рассказывал о своей новой идее, а в ответ слышал: «Ммм, ну не знаю. А как ты будешь вот эту проблему решать?» И целая вереница таких «а как то, а как сё» и «а вдруг не получится». После такого у меня опускались руки: идея уже не казалась мне такой привлекательной. В конце концов, я понял, что делиться идеями нужно с правильным людьми, а некоторые идеи лучше и вовсе держать при себе до тех пор, пока не воплотишь их в реальность.

Правда в том, что далеко не каждый человек может оценить вашу идею. Даже если это самый близкий на свете человек из вашего окружения: друг, брат, мама, папа, жена или муж — он, скорее всего, будет не силах до конца понять и принять вашу идею с таким же энтузиазмом как вы. И это нормально.

Идей о бизнесе можно поделиться с тем, кто делал или имеет бизнес. Идеей о продвижении надо делиться с тем, кто понимает в маркетинге. Идеей о том, как назвать ребёнка надо делиться с женой. Идеей о том, куда поехать отдохнуть, надо делиться с тем, с кем хочешь провести отпуск.

Идея — результат длительного мыслительного процесса, финалом которого является некое осознание, озарение, инсайт.

Чтобы появилась идея, иногда нужно потратить тысячи часов или несколько лет. И хотя ваши родные и друзья в этот момент были рядом, они продолжали жить своей жизнью. Они не ходили с вами на созвоны, не работали над вашими проектами, не вели тяжёлые переговоры. Всё это проживали вы, а не они.

Ваша работа — только ваша и ничья больше. Поэтому даже самые близкие люди могут считать ваши идеи бредом и не верить в них. Главное, чтобы верили вы.

Библиотека Алвара Аалто в Выборге ★

Во время октябрьской поездки в Питер, мне удалось на день заскочить в Выборг и посетить библиотеку Алвара Аалто.

Аалто — финский архитектор и дизайнер, один из основополжников интернационального стиля в архитектуре. Он построил несколько библиотек и ещё кучу зданий в Финляндии. Но именно выборгская библиотека считается самой крутой. В её проекте он изящно вписал геометрические формы в природный ландшафт и искусно использовал естественное освещение.

Сегодня библиотека Аалто — это прекрасное общественное пространство, образовательный центр и единственный памятник финского модернизма в России.

Глухая стена слева — читальный зал, в его стенах нет окон. Свет попадает в помещение через потолок.

В дизайне дверей и лестниц нет ничего случайного. Всё подчинено функции и практичности.

В фойе много стекла, металла и бетона. Например, рамы дверей сделаны из меди: их восстановили по чертежам Аалто.

Двери в туалет — первый деревянный элемент, который встречает посетителей библиотеки. Чем дальше, тем больше дерева.

Тактильная карта библиотеки — одна из самых красивых вещей, что я вообще когда-либо видел.

В гардеробе выдают советские номерки.

Двери в лекционный зал интригуют и приглашают внутрь, не раскрывая всей красоты этого пространства.

Здесь почти всё деревянное: табуретки, кресла, столы, двери и волнообразный акустический потолок. В 1935 году, когда библиотека открылась в первый раз, дизайн потолка произвёл сильное впечатление: ничего подобного в то время никто из архитекторов не делал.

За время Второй мировой войны дерево отсырело и волнообразный акустический потолок в лекционном зале обрушился. В 2010-х потолок его восстановили.

Ручки на дверях лекционного тоже восстанавливали по чертежам. Отвал башки!

В лекционном зале библиотеки огромные панорамные окна, а в читальном окон в стенах совсем нет, только круглые окна-прожекторы в потолке.

Кроме книг в читальном зале есть фонотека виниловых пластинок. Можно прийти и послушать Чайковского.

В блоге у Игоря Штанга прочитал, что перила изогнуты не просто так. Они направляют посетителей и работают как элемент навигации.

Несмотря на отсутствие дополнительного освещения, в читальном зале очень светло.

Стеллажи кажутся бесконечными. Всего в книжном фонде библиотеки около 400 000 книг, хотя изначально она была рассчитана максимум на десять тысяч.

Из окна открывается замечательный вид на парк, в котором находится библиотека.

Невероятная красота!

Помимо взрослого читального зала, есть детское отделение с отдельным входом.

В коридорах книгохранилища очень красивые таблички.

Старый финский лось напротив библиотеки. В России очень не хватает таких памятников.

Ещё в библиотеке есть специальный зал, предназначенный для чтения газет и журналов. Сегодня никто их не читает, и кажется, что зал можно смело использовать как коворкинг, хоть и без вайфая. Выборжчане, к сожалению, пока этой возможностью не пользуются: бо́льшую часть времени зал пустует.

Горячо рекомендую посетить библиотеку, если будете проездом в Выборге — там невероятно красиво.


Справка

Аалто спроектировал и построил библиотеку в 1933—1935 гг. А в 1940 году во время советско-финской войны Выборг заняли советские войска. Так библиотека оказалась в России.

Почти пятнадцать лет здание было заброшено: во время Второй мировой было не до архитектуры, а после — не было денег. В 1954 году деньги нашли, но Хрущёв не дал советским архитекторам пообщаться с финскими, чтобы они могли по оригинальным чертежам восстановить здание. Поэтому реставрацию провели так, как умели, знали и насколько смогли понять задумки Аалто.

О полноценной реставрации заговорили только в 1998 году, а провели её лишь в 2011—2013 гг.


Рассылка о том, как жить, работать и управлять без суеты

Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.

Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.

Неправота

Самое трудное, когда ты облажался — это признать, что это лишь твоя вина и ничья другая.

Признать свою неправоту — невероятно тяжело. Очень сложно встать и сказать: «Да, я обосрался. Извините, был не прав».

Очень немногие способны на такой шаг. Если вы так можете, у вас есть повод для гордости за себя.

Не додумывай ★

Коммуникация — главная боль в проекте. Если её нет или она плохо отлажена, возникают трение, конфликты и недопонимание внутри команды. Это хуёво сказывается на итоговом результате и эмоциональном состоянии людей.

Иногда минутный разговор может спасти от нескольких часов тревоги и неизвестности. Для этого нужно лишь взять на себя ответственность за происходящее и проговорить вслух то, что вас беспокоит, тревожит, раздражает, волнует, напрягает. Желательно сказать об этом тому, кто является источником неопределённости и тревоги.

Люди могут не догадываться о том, что у вас есть проблема. Им надо об этом сказать.

Эту простую мысль стоит держать в уме при общении с кем угодно: с клиентом, менеджером, дизайнером, арт-директором, исполнителем.

Люди разные и сложные, одни и те же вещи они понимают по-разному. И, как правило, люди редко вредят намеренно. Об этом очень сложно помнить, когда вы на эмоциях. Но если попробовать, то жить станет чуть проще.

Отпусти свой мозг погулять ★

Ничего не делать — сложно. Это противоестественно, контринтуитивно. Люди стремятся заполнить любое пустое пространство: текстом, мыслями, звуками и словами и действиями.

И вопреки ожиданиям их продуктивность не растёт, а падает. Мозг подводит и в нужный момент не выдаёт желаемый результат. В такие моменты люди говорят: не прёт, нет вдохновения. А на самом деле, их мозг просто устал. Заебался постоянно придумывать себе занятие, чтобы заполнить вакуум.

Позвольте себе хотя бы полчаса в день ни о чём не думать и просто наблюдать жизнь. Посмотрите на людей, почувствуйте холод, кайфаните от солнца, повтыкайте на падающий снег. Не пытайтесь контролировать ход мыслей, дайте им волю.

Научитесь отпускать свой мозг погулять, и тогда, когда придёт время сесть за работу, он будет свежим и отдохнувшим.

Продам Макбук Эйр 13, 2017 года

Статус: продан

Старая добрая классика. Отличный вариант для тех, кто хочет за небольшие деньги получить рабочую лошадку для работы с текстами, презентаций, просмотра фильмов и сериалов, работы в дороге.

Кому подойдёт. Студентам, эсэмэмщикам, редакторам, авторам, копирайтерам, таргетологам, дизайнерам презентаций и всем, кто не особо работает с графикой.

Как использовался. Покупал три года назад, когда работал редактором. Активно пользовался год, затем перешёл на прошку, а ноут отдал жене. Она, в основном, смотрела на нём сериалы, писала курсовую.

Состояние корпуса и экрана. Последние два года ноутбуком пользовались только дома, так что серьёзных косяков нет. Есть царапина на дне, пару небольших вмятин на углах верхней крышки и небольшие потёртости на рамках вокруг монитора — всё это никак не сказывается на производительности и работе устройства.

Плюсы

  • Идеальный вариант, чтобы писать длинные тексты. Здесь старая добрая клавиатура «ножницы», которую Эпл недавно вернули, после неудачных экспериментов с «бабочкой».
  • Человеческие USB-разъёмы и картридер! Понятно, что к тайп-си уже все привыкли, но иногда так приятно просто взять и вставить флешечку сразу в ноутбук, без переходников.
  • Довольно ёмкая батарея и отстутствие ретины, даже спустя три года позволят работать весь день без подзарядки или брать с собой в кафе на 5−6 часов.

Недостатки. У этого ноутбука лишь один недостаток — TN-матрица. По сравнению с ретиной она довольно тусклая и у неё устаревший спектр цветов. Но при работе с текстами этого никак не замечаешь. Поэтому, если вы не работаете с графикой, не монтируете видео, то всё вряд ли это минус.

Что ещё. Провод и зарядное устройство родные, в отличном состоянии.

Технические характеристики

  • Процессор два ядра Intel Core i5 1,8 GHz
  • Оперативная память 8 GB, 1600 MHz LPDDR3
  • Встроенная видеокарта Intel HD Graphics 6000
  • Диск SSD на 128 Гб
  • Два USB 3.0 и картридер
  • Батарея в норме, за три года всего 572 цикла перезарядки. Сейчас хватает на 5−6 часа автономной работы, что очень круто даже по сегодняшним меркам. После покупки он выдавал все 12 часов, проверял в поезде Тюмень — Ноябрьск.

Цена. 45 000 ₽

Доставка. Самовывоз бесплатно, доставка по Тюмени и в другой город за ваш счёт.

Похвала

В России не очень принято хвалить детей, родителей, коллег, партнёров, супругов. Мы довольно легко можем поругать, пожаловаться или мимоходом нахамить — это почти у нас в крови. Такая культура пронизывает практически все сферы, в том числе и работу. Изменить этот тренд сложно, но можно.

Хороший руководитель отличается от среднего и плохого тем, что не стесняется хвалить своих коллег. Главное не переусердствовать и не хвалить за то, что человек уже делает хорошо.

Хвалить следует в моменты, когда человек освоил новый навык и показал высокий результат, когда пришёл с крутым решением, когда вышел на новый уровень мышления, когда выдал сильный результат в два раза быстрее обычного. Всё это достойно похвалы.

Хвалить как и ругать, нужно исключительно за дело. Это залог предсказуемой и прозрачной системы управления. Будьте последовательны в критике и похвале, и со временем ваши коллеги сами начнут понимать, где поработали хорошо, где норм, а где проебались.

Лидия Попова, коуч и менеджер Студии Артемия Лебедева

— Кто такой менеджер? В чём суть его работы?

— Так получилось, что работа менеджеров чаще всего ассоциируется с мелкими проектами, а не с управлением большими процессами и решением сложных комплексных задач. Но для меня менеджмент — это, в первую очередь, работа с людьми. Не важно, какого размера команда, моя задача как менеджера — сделать так, чтобы эта команда достигла конкретного результата, чтобы она сделала задачу, реализовала проект. И главная сложность работы в том, чтобы управлять не управляя.

Есть два стиля менеджмента: директивный и недирективный. С директивным стилем всё понятно. Он хорошо работает в кризисных ситуациях, когда всё горит. Тогда менеджер приходит и говорит: «Ребята, спокойно: я знаю, что делать. Давайте на раз-два-три — у нас всё получится».

Недирективное управление про то, чтобы люди сами искали ответы на вопросы. Долгое время я была таким менеджером, который говорит другим, что им делать. Сейчас, когда начинающие менеджеры или стажёры приходят ко мне с задачей, я задаю им встречные вопросы: «Как бы ты сам стал её решать? Какие ты видишь варианты, способы, шаги? Что может быть первым шагом? Какие ресурсы тебе нужны? Чем я тебе могу помочь?»

— С чем ты бы сравнила работу менеджера?

— Людвиг Быстроновский, бывший арт-директор студии, когда-то давно учил нас правилам работы с дизайнерами через принцип УДОД: условия для осознанного дизайна. С одной стороны, это про поднесение снарядов, чтобы дизайнер не думал, где взять предметы для фотосъемки, как продлить лицензию на программу. С другой стороны, это про выращивание осознанности, когда специалист понимает, зачем, что и как он делает, и думает, как сделать лучше и быстрее.

Где-то полгода назад мне попалась цитата Иры Ильяховой: управлять — значит создавать условия для осознанной работы. Мне близка такая позиция. Так постепенно принцип УДОД распространился на всех специалистов, с которыми я работаю. Его суть: давать людям возможность самостоятельно думать, принимать решения и действовать. Этому нельзя научиться на курсах, только в процессе.

Менеджмент — это про умение находить ответы на вопросы в непонятных ситуациях, не бояться принимать решение. Этому нельзя научиться на курсах, только в процессе.

— Как ты поняла, что твоя сила в управлении?

— Анализируя весь свой прошлый большой опыт, я понимаю, что мне всегда нравилось кем-то руководить, делегировать, управлять. Вообще все самые классные воспоминания о работе, связаны с тем, что я изучала ситуацию, находила точки потерь, организовывала изменения и из этого получала результат. Например, я работала менеджером по маркетинговым исследованиям в сетевом DIY-гипермаркете. Мне поручили сделать исследование покупателей. Получить нормальную выборку только с помощью моих сил было сложно. Поэтому я наняла авторов, организовала интервью, составила анкету, проконтролировала работу, приняла результаты. На другой работе я вырастила веб-проект из эксель-табличек, и спустя год продала его за N миллионов крупному клиенту. А однажды я даже организовала исследовательский проект в семи городах России.

Или взять, к слову, волонтёрство. Как тимлид, я на каждом мероприятии придумываю что-то, исходя из особенностей места, где мы работаем, оптимизирую всё, что можно. Каждый раз мне нравится пробовать разные способы, и наблюдать, какие лучше работают — это и есть менеджмент. Однако, несмотря на свой опыт, я до сих пор стесняюсь говорить, что я менеджер.

— Здо́рово! Я считаю, что волонтёрство — начальная ступень в менеджменте. Оно учит решать очень разные и довольно непростые ситуации, что сильно меняет. Мне, например, однажды пришлось вести египетского спортсмена со сломанным ребром в больницу и переводить его ощущения, симптомы нашим врачам.

— Да, волонтёрство — это большая работа с клиентами, точно такая же как в управлении проектами за деньги. Для меня каждый спортсмен — это клиент. Ведь клиент — это не обязательно человек, который заплатил тебе деньги за услугу. Это может быть и внутренний заказчик.

Бывает, что исполнитель и клиент находятся на разных должностных уровнях. В таких ситуациях важно уметь взаимодействовать с людьми так, чтобы вы были с ними на равных, в партнёрстве, чтобы никто не приходил и не говорил тебе: «Так, девочка, сделай это быстро, потому что я здесь начальник». Не поддавайтесь на провокации!

— Позволь мне отклониться от плана на один вопрос. Ты затронула важную тему про внутренних заказчиков и внешних. Мне всегда кажется, что внутренние проекты менеджерить сложнее, чем внешние. Что ты думаешь об этом?

— Работа с внутренним заказчиком обычно более сложная, потому что все ресурсы студий и агентств направлены на зарабатывание денег, на внешние проекты. Внутренний заказчик может получить вознаграждение за внутренний проект, но это случается редко и занимает больше времени.

Вторая причина, почему внутренние проекты делаются долго и больно — ими занимаются не внутри рабочего времени, а сверх него. Как следствие, это сильно растягивает сроки и может демотивировать команду. Идеальный сценарий — когда на внутренние проекты выделяют время и ресурсы так же, как и на внешние. Давай рассмотрим это на примере технического долга.

Технический долг есть у любой команды. В него попадают все задачи со всех проектов, которые команда не успела закончить в срок: внутренних и внешних. Чтобы закрыть техдолг, команда выделяет один день на неделе, когда один дежурный разработчик решает горящие вопросы, а остальные разбираются с долгами. Так все понимают, что бизнесовые и технические задачи имеют один уровень значимости.

Мне повезло работать в компании, где на технический долг выделялось отдельное время. Но чаще в компаниях особенно с большим легаси — с накопленной кодовой базой — на технический долг не остаётся времени. Если в вашей компании это так, пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы изменить это.

Технический долг есть у любой команды. Идеальный сценарий — когда на внутренние проекты выделяют время и ресурсы так же, как и на внешние.

— Спасибо за классный пример про разработчиков. Возвращаемся к вопросам. Как ты думаешь, что делает руководителя руководителем?

— Очень классный вопрос. Думаю, что для любой деятельности, включая руководство, у человека должен быть внутренний огонь. Нет, тебе не должно сносить башню от того, что ты управляешь другими людьми. Круто, когда ты чувствуешь и понимаешь, что можешь кого-то можешь вдохновить. Я, например, очень люблю обратную связь, когда человек говорит: «Это было охрененно сложно, но я так круто вырос! Спасибо тебе огромное!» Такое происходит благодаря этому внутреннему огоньку, желанию делиться знаниями и растить других людей.

Руководство — не про то, чтобы называться начальником, всеми управлять и сидеть в красивом кресле. Это про то, чтобы другие люди становились лучше.

— Правильно ли я понимаю, что менеджер — это такой человек, который смотрит на других со стороны, видит их минусы и помогает членам команды стать сильнее в этих местах?

— Не совсем. Скорее он через разговоры понимает, что интересно его коллеге, и они вместе решают, как сделать так, чтобы человек развивался в этом направлении. Среди разработчиков есть те, кому нравится руководить, а бывают те, кому нравится просто писать код и не хочется тратить силы на общение с другими людьми. Люди второго типа не подходят для работы в управлении: такие люди хотят выращивать только себя, а в руководстве нужно постоянно вкладывать в других людей.

Такова реальность и её надо принять: пусть один пишет код и растёт по горизонтали, а другой растёт в тимлида. Это не значит, что первый хороший, а второй — плохой. Нет, просто у них разные интересы и руководителю важно учитывать это, если он хочет работать с ними и дальше.

Классный руководитель помогает понять, что ты хочешь на самом деле и как этого достичь. Поэтому руководителю важно быть ещё и коучем. Ведь коучинг — это поиск настоящей проблемы, анализ, составление плана действий и достижение поставленных целей. При этом может получиться так, что цель человека лежит вне должности, которую он занимает, или вне специальности, по которой он работает. Хороший руководитель умеет это признать и отпустить человека. То есть, руководитель — это в первую очередь открытый и честный человек.

Классный руководитель помогает понять, что ты хочешь на самом деле и как этого достичь.

— Назови одну вещь, которая изменила твоё представление об управлении? Это может быть книга, человек или случай.

— Многие, скорее всего, слышали разные легенды про Студию Лебедева. Одна из них о том, что в студии очень тяжело работать. Это правда. В глобальном смысле, студия это место, где у людей происходит резкий и местами болезненный рост. Он произошёл и у меня.

В какой-то момент я поняла, что я очень директивный руководитель. Тогда я считала, что менеджмент — это, когда ты говоришь людям, что делать, а они идут и делают. Но это так не работает. Гораздо интереснее помогать людям находить ответы на вопросы и их собственный путь решения задач. Потому что мы все разные: одному ближе это, а другому то. Конечно, ты можешь передать людям свои знания, но важно оставлять за человеком право выбора, как эти знания интерпретировать и как именно ими пользоваться.

Тогда я пересмотрела свои взгляды на управление и решила уйти из студии, что далось мне нелегко. После ухода я стала развивать в себе второй недирективный стиль управления: про внимание к человеку, его потребностям, развитие и личный рост. Поэтому сейчас я ещё и коуч.

— Твой самый крутой способ принятия решения?

— Большинство сложных управленческих решений я принимала исходя из интуиции и понимания, что будет наиболее правильным в данной ситуации для конкретного проекта и конкретного клиента. Я думаю, что интуиция — не дар свыше, а накопленный годами опыт. В какой-то момент у тебя внутри всё складывается, и появляется ответ. Это происходит настолько быстро, что кажется, будто решение пришло свыше.

Приведу в пример ситуацию, которая со стороны кажется довольно простой. Студия делала новый сайт Альфа-банка, тот самый, с маками на главной странице. Я получила этот проект в таком состоянии, из которого команда не могла выйти несколько месяцев. Проект буксовал, ничего не происходило, я приняла решение, что нам нужно заново написать техническое задание. В новом техзадании мы уменьшили количество сущностей, описали весь сайт в двадцати шаблонах, и работа сдвинулась с мёртвой точки. Но психологически это было сложное и неприятное решение, потому проект и так уже шёл несколько месяцев и никуда не двигался, а на то чтобы написать новое техзадание тоже требовалось время. Однако интуиция меня не подвела, и результат показал, что решение было верным.

Тем, кто оказался в подобной ситуации, я бы предложила послушать внутренний голос, взять первую мысль, которая придёт вам в голову, и обсудить со своим руководителем. Подумать, какие есть риски, как их можно предотвратить. Правда, в моём случае ничего этого не было, потому что в студии есть правило: менеджеры сами принимают решения и за всё отвечают.

Один из навыков менеджера, если мы говорим про проекты, это умение гибко подстраиваться под ситуацию и иметь смелость действовать, когда эта ситуация меняется.

Есть ещё один способ: главное ввязаться, а там разберёмся. Любой проект, который ты начинаешь, имеет достаточно высокую степень неопределённости. Ты не можешь предсказать, что будет с этим проектом через месяц или через полгода. Поэтому один из навыков менеджера, если мы говорим про проекты, это умение гибко подстраиваться под ситуацию и иметь смелость действовать, когда эта ситуация меняется. Именно для этого нужны ежедневные или еженедельные созвоны с клиентом. Они помогают понимать, что нового и как это новое может повлиять на ход проекта. И документы нужно подписывать сразу ровно для этого: через месяц всё поменяется, поэтому важно, чтобы документы были в порядке.

— Опиши свой стиль управления одним словом.

— Я опишу это словом Юрия Гагарина: «Поехали!» Расшифровка такая: погнали, а там разберёмся.

— Твой совет на прощание?

— Самый ценный совет, который бы я сама хотела когда-нибудь от кого-нибудь услышать — будьте собой. Ищите свой собственный стиль управления, никого не слушайте и делайте так, как вам подсказывает сердце. Не бойтесь советоваться с людьми, которые кажутся вам старше, опытнее или мудрее вас. В большинстве случаев они будут рады поделиться с вами ценным опытом. Задавайте вопросы, какими бы глупыми они бы вам не казались. Помните правило Людвига: если вам что-то надо, идите и доебитесь до всех.

Ищите свой собственный стиль управления, никого не слушайте и делайте так, как вам подсказывает сердце.


Подписывайтесь на рассылку или Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интервью.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.

Ошибки ★

Люди в России страшно боятся ошибок. Боязнь бесповоротно всё испортить — главный тормоз любого прогресса, развития и движения вперёд. При этом ошибки — лучший способ чему-либо научиться, а без них это в принципе невозможно. Чем больше мы ошибаемся, тем быстрее мы учимся.

Вся соль в том, что до момента, пока решение принято и даже в процессе его воплощения в жизнь, никто не знает, правильное оно или нет. Ошиблись мы или нет, становится ясно лишь тогда, когда мы видим результат и можем оценить его. Вот почему ошибки так ценны.

Ошибки — это информация, обратная связь. Их нельзя игнорировать, наоборот, их следует изучать гораздо пристальнее, чем истории успеха. Однако и ругать за ошибки нельзя, впрочем как и хвалить. К ошибкам следует относиться как к возможности научиться и улучшить процесс, а не как в проблеме.

Руководители должны поощрять своих сотрудников принимать решения и ошибаться. В университете профессора должны требовать от студентов высказывать свои мнения и учиться спорить. Школьные учителя не должны ставить двойки за «неправильное» видение писанины Достоевского.

Как только в России изменится отношение к ошибкам, как только детей в школах перестанут ругать за ошибки, с того момента начнётся новая эпоха.


Рассылка о том, как жить, работать и управлять без суеты

Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.

Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.

Подписка означает, что вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности. Как будто у вас был выбор.