Не бойся выглядеть дураком или сначала разберись в задаче, потом делай

Первый этап любого проекта и задачи — это понять, а что вообще нужно сделать: в чём проблема, какие есть ограничения, что можно, а что нельзя, какое решение видит клиент, а что нужно сделать на самом деле. Есть проекты, в которых нихуя с первого раза непонятно и кажется, что решения нет.

В такие моменты у неопытных исполнителей: менеджеров, дизайнеров, редакторов — случается стресс и замыкание. Они бегут к своему ноутбуку и начинают создавать видимость работы: пишут текст, рисуют дизайн, пишут клиенту коммерческое. Мол, потом разберёмся, что там нужно. Главное же, что я работаю, решаю задачу! И вроде как не придраться: дизайнер ведь и правда чего-то там рисовал, редактор что-то писал, а менеджер вёл какие-то переговоры с заказчиком и что-то ему отправлял.

Не нужно писать тексты, рисовать дизайн и отправлять письма, если вы чего-то не понимаете в задаче. Сначала проясните ситуацию, потом действуйте.

Нужно перестать выдрачивать слова и пиксели, и научиться задавать глупые вопросы себе, своим коллегам и заказчикам. Не писать текстики, а искать решения. Не рисовать дизайн, а понять ограничения и цели компании. Не выставлять счёт, если остался незакрытый вопрос по какому-то пункту в договоре. Не стесняйтесь разбираться в задаче. Задавайте глупые вопросы. Не бойтесь показаться дураком на старте проекте, чем оказаться в жопе, когда проект идёт полным ходом.

К слову, это ещё и один из самых простых способов проверить человека на профпригодность. Если в сложной ситуации человек пришёл к вам со словами: «Слушай, я вот тут не знаю, как поступить, не понимаю вот это и это…» — с этим человеком можно работать. А если просто ушёл делать, ничего не спросив, а потом что-то принёс со словами: «Ну я же работал, время потратил…» — то перед вами мудак, которого нужно слать нахуй и никогда больше с таким не работать.

Блог: зачем он нужен и как выбрать стратегию для его развития ★

В прошлом выпуске моей рассылки один из читателей спросил:

Жень, а расскажи больше об идее блога? Почему решил делать? Какие цели ставил в начале? Для чего? Почему решил запустить рассылку? Как набирал первых читателей? И, конечно, техническая сторона тоже была бы интересна. Тоже думаю делать свой блог и задаюсь вопросами.

В этом сообщении несколько вопросов, и раскрыть их в одной заметке я не смогу. Поэтому я решил разбить свой ответ на серию постов про блог и информационные продукты в целом. Для начала расскажу, зачем вообще нужен блог и как выбрать для него стратегию.

Зачем вести блог

Блог — отличный способ упорядочить мысли и научиться ясно их выражать. С этой точки зрения, вести блог определённо полезно, нужно и важно. Но причин запустить блог много, у каждого своя. Я разберу лишь те, которые мне кажутся наиболее естественными и практическими.

Личный дневник и рефлексия. Этот вариант самый простой и одновременно самый бесполезный. Пользу от дневника получаете только вы сами. Количество людей, кому будет интересно знать, как прошёл ваш день, довольно ограничено: ваши родители, семья и друзья, возможно, какие-то обожатели или фанаты. Но если вы человек, который прежде не вёл никакой публичной деятельности, то скорее всего ваши мысли будут интересны 20−30 людям, которые вас знают.

Вести дневник и документировать свою жизнь — не плохо. В этом есть смысл, но он понятен лишь вам или очень узкому кругу людей. Возможно, у вас благородная миссия, и вы хотите сохранить эти заметки для своих детей и внуков. Ваше право. Просто имейте ввиду, что кроме них, это мало кого заинтересует и точно не принесёт вам клиентов.

Создание популярного контента и продажа рекламы. Можно задаться целью, набрать в блог большую аудиторию и продавать рекламу. Так делает большинство: Дудь, Лебедев, Варламов, Ивангай и Пьютипай. Эти авторы не ставят цели стать авторитетами в какой-либо сфере, но у них уже есть полезное действие — развлекать аудиторию. Экспертность формируется уже апосредованно от этой функции.

При упоминании Лебедева все думают о дизайне, а при упоминании Варламова — про городскую среду и урбанизм. Хотя при этом оба блогера затрагивают в публикациях совершенно разные вопросы. Тем не менее, даже у них есть темы, которым они уделяют больше внимания, чем остальным.

Главная ценность блогов с популярным контентом — помочь человеку отдохнуть, посмеяться, узнать что-то новое. Без конкретного фокуса на чём-либо.

Проблема такого подхода в том, что популярный контент собирает разношёрстную аудиторию, которая не объдиняется конкретной тематикой. Поэтому, например, Артемий Лебедев не продаёт в блоге услуги своей студии. Просто потому, что скорее всего там не так много людей, готовых купить логотип за миллион.

Продвижение себя, формирование экспертности и авторитета в профессии. Это вариант, которого придерживется Максим Ильяхов, Илья Бирман и различные нишевые медиа, например «Дело» Модульбанка или «Жиза» Эвотора. Эти люди и медиа создают контент, который посвящён конкретной теме.

  • Максим Ильяхов — редактура, визуальное повествование и управление вниманием
  • Илья Бирман — дизайн, русский язык и интерфейсы
  • Жиза и Дело — про то, как малый бизнес выживает в России
  • Кто студент — медиапроект о выпускниках Школы редакторов

У этих проектов мало подписчиков, счёт идёт всего на несколько десятков тысяч. В масштабах страны и мира это немного. И это нормально. Блоги на узкие тематики всегда менее популярны, чем массовые. Потому что подразумевается, что информацию, которую читатель там получит, нужно обдумать, осмыслить и как-то применить в жизни. То есть потребление полезного контента запускает мыслительный процесс.

У Максима Ильяхова на эту тему была хорошая мысль рассылке «Сильный текст». Не помню фразу дословно, но суть следующая:

Люди в большинстве своём думать не любят. Им гораздо лучше заходит всякая развлекуха: шутейки, мемасики, котики, бабки и накаченные жопы в инсте. И это нормально.

Было бы странно, если бы все сейчас бросили Тикток, открыли справочник Мильчина и начали читать про редакторские стандарты и оформление перечней. Этот справочник не каждый редактор в руках держал, не то что открывал и читал.

Поэтому, если вы решили наращивать свою экспертность и авторитет в профессии, приготовьтесь к тому, что это будет долго, нудно. Скорее всего, у вас не будет много подписчиков. Скорее всего, блог не будет приносить вам клиентов в первый год или полтора. У меня, например, ушло почти два года до момента, когда блог и рассылка стали приносить мне клиентов.

А ты сам, какой стратегии придерживаешься?

В своё время я попробовал всё и убедился, что последний подход — самый эффективный для меня. Я веду блог о редактуре, дизайне и управлении. Понятно, что это не массовые темы, и они никогда не приведут мне сотни тысяч подписчиков. Но мне и не надо. Мой блог привлекает только тех, кому интересны вопросы редактуры и управления. В моём контенте они видят для себя какую-то ценность, и потому продолжают читать мои посты. Другие — просто не мои читатели.

Чек-лист: три вопроса, которые помогут выбрать стратегию для блога

  1. Чего вы хотите: стать популярным, сформировать авторитет в профессии, стать экспертом в конкретном направлении, или просто порефлексировать о прожитом дне?
  2. Кого вы хотите видеть среди ваших читателей? Безликую массу людей или аудиторию с чётким запросом? Ваших родственников или коллег по цеху?
  3. Будет ли в вашем блоге монетизация? Если да, то какая? Продажа рекламы или продвижение собственных продуктов и услуг? Может, кстати, и не быть монетизации. Это тоже нормально.

Что это

Серия постов о том, как запустить текстовый блог. Вот примерный план заметок.

  1. Блог: зачем он нужен и как выбрать стратегию для его развития — вы здесь
  2. Блог: как часто надо в него писать
  3. Блог: откуда брать идеи для постов
  4. Блог: как выбрать платформу для блога
  5. Блог: где найти первых читателей
  6. Блог: как понять, стоит ли его запускать

Подписывайтесь на еженедельную рассылку и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты.

Проект — не что, а чей

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия, подражая зарубежным брендам.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов Respublica». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Windows. Во всех остальных случаях названия компании надо склонять.

Больше этого меня бесит только пресловутое «подпишитесь на нас в Twitter». Единственно правильный вариант — «подпишитесь на нас в Твиттере». Или «мы в Твиттере», но никак не «мы в Твиттер».

Рассылка для нередакторов: как писать тексты, если в компании нет редактора ★

❌ Из-за ухода Майлерлайта из России, рассылка временно не работает. Если вы хотите купить все письма сразу, оплатите рассылку через форму в конце этой страницы. После оплаты я пришлю ссылку с доступом к материалам курса.

Время от времени люди пишут тексты на работе. Даже если это не их основная обязанность. Сегодня нужно ответить на запрос клиента из другого города, завтра — написать пост в соцсетях, а послезавтра — придумать текст о компании.

Редко когда в маленьких и средних организациях есть редактор в штате. Не у всех компаний хватает денег на редактора или хотя бы копирайтера. Есть и такие компании, которые откровенно экономят на этом. Особенно в кризис. В таких компаниях один сотрудник отвечает и за ведение Инстаграма, и за наполнение сайта и за переписку с клиентами. Хотя его должность при этом — менеджер.

Хорошо, если этот человек с текстом «на ты». Но если нет, такие задачи станут для него проблемой: будут отнимать много времени и сил, раздражать и демотивировать. Что делать в таком случае? Ругаться с начальником, что «это не мои задачи»? Скинуть задачи на кого-то другого в команде и испортить отношения с коллегой? Вряд ли это поможет ему решить проблемы с текстом. А этот курс поможет.

Решение

Рассылка по электронной почте. Одно письмо — одна тема. Внутри будут разборы конкретных ситуаций, редакторских приёмов, готовые шаблоны и решения для ежедневной работы с текстом.

Первое письмо придёт 14 мая, дальше — по письму в неделю. Сейчас в плане 15 писем, возможно, будет больше. Для некоторых писем запишу видео или подкаст, но текстовая часть будет всегда.

Все подписчики могут прислать вопрос, текст или ситуацию на разбор. Я сгруппирую похожие и напишу отдельное письмо с ответами.

Для кого

Менеджеры, эйчары, маркетологи из компаний, где нет редактора. Каждый день общаются с коллегами: ставят и получают задачи, проводят собеседования, обсуждают решения решения в чате или почте. Тексты для них — это головная боль. Особенно на удалёнке.

Небольшие ИП и самозанятые. Нужно продвигать свои услуги, рассказывать о себе, но нет возможности нанять автора или эсэмэмщика. Хочется рассказывать о своих работах и достижениях так, чтобы другим было интересно читать.

Для всех остальных, кто не редактор, но хочет освоить редакторские приёмы и применять их в работе.

О курсе

Цель курса — помочь вам решать вопросы с текстами без редактора.

Курс поможет познакомиться с основами сильного текста. «Волшебной пилюли» у меня нет, зато будут готовые шаблоны и решения для работы, реальные примеры, разбор ваших текстов и ответы на вопросы.

Расскажу, как сделать так, чтобы темы для блога и соцсетей не кончались, как писать про свою работу и о себе, оформлять кейсы, поделюсь приёмами, которые помогут сделать переписку с коллегами и клиентами более эффективной.

Содержание

  1. Кто такой редактор и зачем он нужен бизнесу
  2. Что делать, если в команде нет редактора: формулировка задач
  3. Что делать, если в команде нет редактора: ограничения
  4. Шаблоны кейса и новости: скринкаст и подборка статей по теме.
  5. Как добиться качества от авторов и сколько времени уместно тратить на контент
  6. 9 шагов, которые помогут написать любой текст и не страдать над пустым листом
  7. Разбор объявлений: репетитор испанского языка
  8. Генерировать много тем, чтобы они не кончались: где брать идеи для блога, издания или рассылки
  9. Позиционирование в соцсетях и личный бренд
  10. Структура: абзацы, предложения
  11. C чего начинать текст: с черновика или структуры?
  12. Структура: заголовки
  13. Ответы на вопросы: зарплата, удалёнка и переговоры
  14. Как и где искать фактуру для статей
  15. Как наполнить текст пользой: иллюстрации и примеры
  16. Очистить текст от мусора и «воды»: редактура
  17. Скринкаст: разбор текста для лендинга
  18. Как доносить нужные смыслы до читателей
  19. Текстовая гигиена и типографика: как грамотно оформить и сверстать текст
  20. Как писать тексты о себе и компании
  21. Как написать понятное объявление
  22. Как писать вакансии и откликаться на них
  23. Как сделать переписку по почте более эффективной
  24. Подборка книги и каналов о редактуре
  25. Главный враг хорошего текста

Примеры писем

Несколько скриншотов из писем курса.

Кто автор

Евгений Лепёхин, редактор и арт-директор

С февраля 2019 по ноябрь 2020 — редактор ЦРМ-системы «Анима». В Аниме отвечал за тексты, смыслы, составил редполитику и шаблоны по работе с текстом.

С 2017 — руковожу своей дизайн-студией, где отвечаю за качество сайтов, логотипов, текстов и всего, что мы делаем.

С 2016 по 2019 — редактор на фрилансе. Писал статьи для ПИКа, Эвотора, Скилбокса и дизайн-студии «АИС». Посмотреть работы можно в моём портфолио.

Веду рассылку о текстах, дизайне и управлении и Телеграм-канал.

Ответы на вопросы

Как и когда я получу эти материалы?

Материалы приходят в виде электронных писем. Один выпуск — одна тема. Письма можно читать и пересылать друзьям, но нельзя публиковать.

Первое письмо придёт через день после подписки, дальше — по два письма в неделю.

Что внутри писем?

В письмах будут разборы конкретных ситуаций, редакторских приёмов, готовые шаблоны и решения для ежедневной работы с текстом. Для некоторых писем запишу скринкаст, но текстовая часть будет всегда.

Можно ли получить все письма разом?

Пока что нет, но когда я напишу все письма, такая опция появится.

Можно ли подписать на рассылку компанию или общий корпоративный ящик?

Нет. Подписка — только на личный ящик. Оплата — только от частных лиц по этой оферте. Акты и другие закрывающие документы не подписываю. Оплата рассылки подтверждает, что вы согласны с условиями оферты.

Можно ли вернуть деньги, если рассылка мне не подходит?

Можно вернуть всю стоимость рассылки в течение двух недель с момента подписки. Если вы не попросили вернуть деньги в первые две недели, я считаю, что рассылка вам нравится. После двух недель деньги не возвращаются.

Есть ли домашние задания, сертификаты и обратная связь?

В некоторых уроках будут задания для закрепления материла, но проверять я их не буду. Сертификаты не выдаются.

В любой момент можно задать вопрос сюда — evgeny@lepekhin.ru.

Сколько стоит

Для физлиц и самостоятельных участников — 2990 ₽.

Для компаний, по безналичному расчету, со всеми документами — 6990 рублей с человека. Чтобы купить курс для сотрудников, напишите на evgeny@lepekhin.ru.

Нажимая «Подписаться», вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

ИП Лепёхин Евгений Александрович

ОГРНИП 318723200000054, ИНН 720692717060

evgeny@lepekhin.ru

Досудебный порядок урегулирования споров обязателен. Все споры — по эл. почте, переписка юридически значима. Права по договору уступке не подлежат. Акты не подписываем.

Тексты и подсказки в интерфейсе — это обычная редакторская задача

Я не вижу сильно большой разницы между дизайнерами и юкис- или юай-дизайнерами. То же самое с редакторами и юикс-писателями. Для меня все эти приставки юикс — это просто модные словечки и чаще всего попытка спрятаться за малопонятным английским термином. Есть исключения, их я укажу в конце статьи.

И хотя я ни разу не юикс-писатель и никогда специально не занимался интерфейсными текстами. Но попробую порассуждать на эту тему.

Читать дальше

Главные инструменты редактора ★

Парадоксально, как мало вокруг говорят о настоящих инструментах редактора. Все пишут про всякие задачники, новые текстовые редакторы и удивительные инструменты для проверки текстов. На деле же главные инструменты редактора — это незнание и любопытство.

Незнание помогает редактору разобраться, что читатель ожидает увидеть в этом тексте. Редактор почти никогда не эксперт в том, о чём пишет. Для этого он привлекает других людей, которые потратили много часов на то, чтобы познать и изучить предмет.

Эксперты, в свою очередь, не сильны в дистрибуции, подаче, визуальном повествовании и проблемах людей. Они круто разбираются в теме, а редактор — нет. Именно незнание темы на профессиональном уровне позволяет редактору смотреть на проблему глазами читателя, который тоже не в теме.

Любопытство помогает копать глубоко, погружаться в детали, задавать глупые вопросы. В процессе создания статьи, редактор разбирается в нюансах, которые ему неизвестны. Редактор не обязан знать, чем масляная краска отличается от водоэмульсионной, и тем не более не обязан знать, когда какую лучше использовать. Но он обязан быть любопытным и хотеть разобраться в этом.

Без любопытства — нечего делать в профессии. Без любопытства нельзя стать хорошим редактором. А тексты писать можно и в стандартном блокноте. Все эти программы и приложения вообще ни на что не влияют.

Встречи один на один

Состояние команды и каждого отдельного участника очень важно на длинной дистанции. Если кому-то в коллективе плохо — это проблема и её надо решать. Это не значит, что с ним надо нянчиться, жалеть и вытирать сопли. Нет, это сигнал, что нужно поговорить и вместе найти решение.

Ещё лучше действовать на опережение. Я для этого использую встречи один на один. Лучше всего встречаться лично, но если команда удалённая, или у вас карантин — то и созвон сойдёт.

Наедине человек может сказать то, что не решается или не хочет говорить при других. Формат «один на один» помогает решить вопрос до того, как он стал проблемой. В карантин такие встречи это ещё и отличный способ пересмотреть процессы внутри вашей команды: отказаться от ненужных этапов и согласований, перераспределить обязанности, сменить инструменты на более удобные.

Так, например, мы за последнюю неделю перешли из Трелло в Колонки, а вместо глючного Скайпа — в Зум. Сегодня на встрече с Лерой, менеджером студии, я узнал, что иногда задачи «проходят» мимо неё. Пересмотрели процесс принятия решений и сразу стали внедрять.

Проводить такие встречи достаточно раз в месяц. Чтобы всё это приносило результат, я советую записывать проблемы и решения, которые вы обсудили. Так спустя месяц сможете вернуться к прошлым записям и обсудить, что получилось внедрить, а что нет и почему.

Как сделать любой текст лучше за пять шагов: на примере письма из налоговой

В феврале я подал документы на налоговый вычет. Подавал онлайн, на сайте налоговой. Для этого завёл там личный кабинет, естественно привязал почту. Спустя время мне на почту стали приходиться письма и уведомления сомнительного содержания. Рассказываю, что с ними не так, и как сделать их лучше.

Читать дальше

Покажи, что ты сделал ★

Понял для себя, что не люблю длинные проекты, когда долго что-то пилишь, дорабатываешь, но всё никак не выпускаешь. Это демотивирует и вгоняет в прокрастинацию.

Поэтому в проектах, где я арт-директор, моя миссия — помочь команде проекта не развалиться, не завязнуть в каких-то мелочах, а быстро выкатить продукт и потом уже допиливать.

Это важно по нескольким причинам:

  1. Участники проекта видят результат — это вдохновляет, даёт ощущение причастности к чему-то крутому.
  2. Заказчик видит, что мы тут не хуй пинаем, а делаем что-то крутое, и он уже работает.
  3. Продукт начинает решать задачи клиента задолго до дедлайна. Сырой и работающий лендинг лучше красивого макета в Фигме.
  4. Продукт всегда готов. Нет такого, что прошёл месяц, а у нас полсайта в Фигме, полсайта в Гугл-доке. Всё уже работает, пусть и в минимальной версии.

В продуктах и корпорациях закиснуть ещё проще. Поэтому менеджерам и дизайнерам, которые работают в продукте, важно учиться дробить большие задачи на мелкие улучшать продукт по чуть-чуть, чтобы видеть результат.

Очевидно для тебя, невероятно для других ★

Начать что-либо обычно мешают две вещи: стремление сделать всё идеально и мысль о том, что мои знания и опыт неуникальны.

Если запускать курс, то надо, чтобы всё было круто, чтобы был красивый лендинг со сложной анимацией, онлайн-касса и автоматическая цепочка писем. Да и вокруг уже столько курсов про маркетинг, тексты и продажи, а я кто вообще такой, чтобы людей учить? Нет, я не достоин делать свой курс! Забавно, что так думают люди, которым на самом деле есть, что рассказать.

Однако, если взглянуть на рынок онлайн-курсов, то мы увидим огромное количество текстовых марафонов, вебинаров по продающим текстам и мама-копирайтингу. Чаще всего их ведут люди, которые учились на журфаке, прочитали «Пиши, сокращай» и теперь учат других двигать слова и структурировать тексты с помощью эмодзи. И таких людей не мучают вопросы, достойны ли они делать свой курс. Они просто берут и делают. Почему так?

Потому что всё, что очевидно для тебя, неочевидно и невероятно для других.

Об этом хорошо написал Дерек Сиверс в своём блоге.

Я регулярно сталкиваюсь с тем, что люди не знают самых элементарных вещей, которые для меня кажутся обычными. Кто-то не знает, что можно отправить приглашение на встречу через Гугл-календарь, кто-то не знает, что эмодзи в Телеграме при звонке означают шифрование, кто-то не знает, как открыть рекламный кабинет во «ВКонтакте». И так со многим.

Для меня писать тексты — обычное дело, а кому это кажется невероятно сложным искусством. Для кого-то кодить на ПХП, как два пальца обоссать, а для кого-то это уровень бога. Именно поэтому люди обращаются в дизайн-студии за сайтами, за ремонтом обуви — в мастерские, за юридической помощью — к юристам.

Это не значит, что теперь всем нужно срочно запустить свой курс. Я это всё к тому, что не надо обесценивать свои знания, опыт и навыки. Мы много работаем, чтобы ими овладеть. Хотя бы поэтому не надо давать скидки просто так, влезать в мутные проекты за копейки, считать себя недостойным чего-либо.

Просто запомните: всё, что для тебя понятно и просто, кажется абсолютно невероятным и гениальным для других.