Всегда говори последним
Три главных отличия хорошего руководителя от плохого: он не занимает всю встречу своей болтовнёй, не утверждается за счёт других и не навязывает свои решения. Все три пункта можно уложить в один принцип:
Всегда говори последним
Хороший руководитель никогда не перебивает коллег, внимательно выслушивает все мнения и опасения, и берёт слово, только когда все высказались. Он постоянно учится слушать людей, чувствовать их состояние, улавливать реакции и микроэмоции, задавать уточняющие, открытые вопросы.
Этот принцип позволяет ему получать непредвзятую обратную связь о происходящем, видеть картинку целиком и принимать более взвешенные решения. Именно поэтому хороший руководитель всегда выступает последним на встречах и созвонах.
Такой подход полезен и для команды. Люди чувствуют, что у них есть возможность быть услышанными, что их мнение важно и ценно для руководителя. Помимо этого, высказываясь первыми, участники команды учатся:
- обмениваться мнениями и знаниями,
- руководить и вести других людей,
- проявлять инициативу,
- брать ответственность за результат.
Плохих руководителей же редко волнует чужое мнение. Они слишком заняты, упиваясь своей властью и статусом начальника. В таких командах люди довольно быстро теряют интерес к происходящему и стараются лишний раз не высовываться: всё равно начальство решит так, как нужно. В итоге, люди чувствуют себя бесполезными и выгорают, а руководитель понятия не имеет, что в команде огромные проблемы с той самой мотивацией и моральным духом.
Команды, в которых мнение людей не учитывается, размякают, теряют инициативность, из-за чего ими легко управлять. Это удобно ровно до тех пор, пока всё идёт хорошо. В сложные времена опереться можно только на что-то твёрдое. И если для чего и нужны кризисы, так для того, чтобы проверить, насколько сильную и надёжную команду вы собрали.