Не понимаю людей, которые с любовью вспоминают школу и ностальгируют по ней. Мол, вот бы сейчас обратно в школу, там было легко.
Я никогда не любил школу. Для меня это всегда — уравниловка, отсутствие практических знаний, насаждение устаревших идеалов, которые не имеют отношения к жизни.
Но самое хуёвое, что школа полностью атрофирует умение слушать себя, принимать решения и мыслить свободно. Школа учит подчиняться и следовать правилам, а не размышлять, анализировать и делать выводы. Большинство учителей просто рассказывают то, что когда-то выучили сами, но не учат получать знания и работать с данными.
Поэтому, если вы молоды и учитесь в школе, никого нахуй не слушайте. Не пытайтесь вписаться в чей-либо формат: ошибайтесь, пробуйте снова, пробуйте разное. Это единственный способ научиться слушать себя и быть свободным от чужих убеждений.
П. С. Единственное, что было по-настоящему круто — это играть в снежки или в царя горы после уроков.
Дал интервью изданию «Кто студент». Говорили о том, как редактор может управлять студией, каких скиллов не хватает дизайнерам, про работу с клиентами и главной проблеме Школы Бюро Горбунова. Читать интервью →
Вот несколько цитат из разговора:
Дизайнеры умеют рисовать картинки, но не умеют и даже боятся работать над содержанием.
Нормально быть уверенным, что писать стоп-слова — это редакторский смертный грех, а через год иногда их использовать.
Клиента надо понимать: он рискует всем, а мы двигаем пиксели в Фигме. Дизайнерам и редакторам нужно перестать воротить нос, когда клиент задаёт глупые вопросы.
В жизни есть одно хорошее правило, которое экономит много сил и времени, а главное помогает не выглядеть мудаком: всё, что хорошо для тебя, необязательно хорошо для других. Иными словами, делай, что хочешь, но не навязывай свои предпочтения другим.
Можно есть мясо, а можно не есть, можно стать веганом. Можно писать в инфостиле, можно писать витеавато, а можно вообще не писать. Можно быть чистоплюем, а можно не мыть полы месяцами. Можно верить в бога и считать остальных грешниками, можно сомневаться, а можно не верить вовсе.
Можно переживать за экологию в Африке и ныть об этом в соцсетях, можно плевать на сортировку мусора, а можно посадить дерево за домом. Можно вставать в полдень и чувствовать себя прекрасно, а можно вставать на заре и тоже быть в порядке, можно вообще не ложиться спать.
В самом выборе нет ничего плохого до тех пор, пока этот выбор определяет жизнь одного человека.
В самом выборе нет ничего плохого до тех пор, пока этот выбор определяет жизнь одного человека. Хреново, когда люди навязывают свой выбор и предпочтения другим и говорят, что вот так «правильно», а всё что не совпадает с этой парадигмой — ошибка.
Нет никакого правильно и неправильно. Эти границы задаём мы себе сами, ну и, конечно, контекст, в котором мы находимся: люди, общество, законы, государство и т. д. Задача каждого человека придумать себе границы, в котором ему будет хорошо и спокойно.
А если кому-то кажется, что все вокруг делают что-то «неправильно», то это только его проблема.
В некоторых тюменских автобусах после объявления остановки диктор читает: «В непосредственной шаговой доступности находятся детский сад № 53 и такой-то там музей».
Вроде бы классная штука, что позаботились о людях, про слабовидящих и слепых не забыли, но сделали это абсолютно наотъебись. Что мне с того, что я узнал, что тут рядом находится? Зачем мне эта информация?
Вот если сказать: «В 100 метрах находится такой-то музей. Сейчас там идёт выставка оружия времён Гражданской войны. Музей работает до 17:00, школьники и пенсионеры бесплатно».
Да, стало длиннее. Зато сразу ясно, что такое «в непосредственной шаговой доступности» — бля, хотел бы я посмотреть на посредственную — и какая польза от посещения музея. С такими объявлениями хотя бы будет шанс, что какие-нибудь школьники из этого автобуса с пользой прогуляют уроки.
Мужчины придумали кучу разных вариантов пожать руку, но до сих пор нет единого способа сделать это так, чтобы человеку напротив не хотелось вас прибить.
Одни здороваются с размаху, другие суют руку прямо в вас, словно хотят проткнуть, третьи — хватают только пальцы и сжимают их что есть сил, четвёртые — кидают краба, пятые — выгибают ладонь и оттопыривают пальцы в обратную сторону.
Кроме сортировки по стилю и технике, рукопожатия можно разделить по ощущениям. Рукопожатие бывает вялым и дохлым, бывает уверенным, тёплым и располагающи, бывает сухим и резким, бывает мерзко потным, бывает склизким, а бывает таким, будто тебе пытаются сломать руку.
Рукопожатие, как визитка: или дохлая, распечатанная на струйном принтере бумажка, которую хочется поскорее выбросить в урну, или аккуратная карточка, которую хочется повесить на стену в рамке.
Самое уебанское комбо, когда жмут руку, ломая тебе пальцы. По шкале хуёвости с ним сравнится разве что потное и вялое рукопожатие — после него хочется пойти и помыть руки.
Самое приятное — тёплое, в меру крепкое, располагающие рукопожатие. Когда через рукопожатие чувствуешь, что человек тебя уважает, а не самоутверждается.
В общем, мужики, не ломайте людям кисти, а если руки потеют, носите с собой платок, и всё будет ОК.
П. С. В конце должна быть фраза, что-то вроде такой: «Хочешь получить готовое рукопожатие? Не жмоться и запишись на курс по рукопожатию прямо сейчас! Мы разработаем для тебя подходящий стиль рукопожатия, который сделает тебя успешным». Но курс я пока не придумал, поэтому придётся вам самим потренироваться.
На одном из недавних созвонов клиент пожаловался на людей, которые общаются голосовыми по пять минут. Я подсказал инструмент, который поможет совладать с такими ребятами, и внезапно меня осенило.
Мы с этим клиентом работаем душа в душу. Откуда такая химия? Почему с этим клиентом сильно легче и проще, чем с другими? Потому, что он разделяет наши взгляды и подход к работе.
Как и мой клиент, я ненавижу голосовые. И потому коммуникация у нас идёт легко и просто.
Как и мой клиент, я не даю скидок, и потому клиент принимает мою ценовую политику без торгов.
Как и мой клиент, я не обесцениваю свой труд словами: легко, просто, без проблем. Потому что за любым результатом — труд людей.
Как и мой клиент, я ставлю договорённости выше договора. Но это не значит, что нельзя эти договорённости изменить.
Все эти пункты можно превратить в вопросы и сделать частью брифа на первой встрече. Ответы клиента помогут ещё до входа в проект понять, насколько легко или сложно будет идти коммуникация, насколько вероятно, что между вами возникнет та самая химия.
Чем больше совпадений, тем лучше. Чем меньше, тем сложнее будет коммуникация.
Рассылка о том, как жить, работать и управлять без суеты
Раз в неделю я отправляю письма, в которых делюсь опытом и мыслями о работе в команде, коммуникации, управлении и всём, что меня волнует.
Пишу о том, как находить главное, доносить свои идеи, строить долгосрочные отношения с людьми и идти вперёд, когда тяжело.
Блять, не ничего тупее фразы «я тебя услышал» или «услышал».
Во-первых, с какой интонацией бы вы её не произнесли, по-русски она звучит как «иди на хуй».
Во-вторых, это безграмотно. Услышал не означает согласие, это не то же, что «понял» или «хорошо, сделаем».
Во-третьих, напрашивается вопрос: «А до этого ты не слышал что ли? Или как?» Если так сказать пять раз за разговор, то вообще пиздец, получается, что собеседник ни черта не понял.
Просто сравните два диалога:
— Нам важно, чтобы кнопка стояла справа… — Услышал
— Нам важно, чтобы кнопка стояла справа… — Понял, сейчас запишу и после встречи передам дизайнеру.
В первом случае непонятно, понял ли человек, что я имел ввиду, и как он решит эту задачу. А во втором случае он нарисовал мне картинку в голове, я представил и успокоился.
Хуже, наверное, только фраза «я не в ресурсе». Вообще непонятно, откуда она взялась. А какие фразы вы ненавидите?
Одно из новых направлений, которое я развиваю в студии — редактура. Учу новых авторов студии визуальному повествованию. Одна из проблем, что авторы думают, вот поставлю эмодзи и всё, иллюстрация готова.
А что эмодзи дают? Как помогают читателю понять, что происходит на слайде? Никак не помогают. Украшательство, да и только.
Коллаж ниже лишь ещё раз подтверждает, что автор должен подумать об иллюстрациях ещё на стадии сбора фактуры, до того, как открыл ноутбук и начал что-то писать. Картинка сверху иллюстрирует мышление новичка, он думает: «Ну вот написал текст, а теперь добавлю картинок». Получается красиво, но бессмысленно.
Нижняя картинка, наоборот, показывает мышление автора, который стремится решить задачу, а не просто написать текст. Он сразу планирует пространство для иллюстраций и пишет комментарии для дизайнера. Этим он решает две задачи:
Дизайнер уже может готовить иллюстрации, не дожидаясь финальной вёрстки.
Автор видит, встаёт ли текст в вёрстку, или нужно что-то отредактировать, переписать, разбить на два слайда.
Смотреть на продукт и задачу нужно комплексно, а не только с точки зрения визуала или текста. Важно всё, потому что всё взаимосвязано. А сами по себе картинки и текст ничего не решают.
Некоторые подумали, что я всерьёз решил вести Инстаграм и делать фальшивые фотки с томным взглядом и чашкой капучино у ноутбука(ага, попробуйте, блять, подойти ко мне с чаем или кофе, когда я работаю). Но подписчики, которые давно читают канал, знают, что я издеваюсь.
И, конечно, я понимаю, откуда берутся все эти личные бренды. Ведь это гораздо легче, чем проводить длительные беседы с клиентом и разбираться в задаче. Это гораздо проще, чем организовывать процессы в команде. Это гораздо проще, чем управлять людьми, ставить им задачи и при этом быть для них партнёром и учителем, а не мудаком и самодуром.
Почему-то никому не приходит в голову: чтобы кем-то стать, надо просто начать что-то делать.
Мне смешно видеть, как люди объясняют свою ценность выдуманными титулами: заботливый копирайтер, мать копирайтеров, королева текстов и прочей шелухой. Но стоит пролистать ниже, то становится ясно, что ничего, кроме постановочных фоток своих детей и неествественных поз за ноутбуком, эти ребята предложить не могут. Ни одного реального кейса, ни одной написанной и опубликованной статьи. Только нытьё про тупых клиентов, трёп о красивой жизни и о том, как они давно «ничего тут не писали и соскучились». Мне это чуждо.
Мне жалко тратить жизнь на то, чтобы казаться кем-то, кем я не являюсь. Мне жалко тратить силы на то, чтобы показать свою работу через красивые фотки в Инстаграме. У меня нет времени на эти игры, потому что нужно настраивать процессы в студии, отвечать клиентам, брать интервью, писать в блог, в конце концов проводить время с женой и родными. Мне всегда есть чем заняться, и совершенно нет нужды кому-то доказывать свою значимость.
Моё расписание на неделю, и это только встречи
И все нормальные ребята работают так же. У них нет личного бренда, потому что они завалены работой на месяцы, иногда годы вперёд. А у их клиентов лоб покрывается испариной от одной мысли, что придётся искать нового исполнителя. Потому что найти человека, который просто и без выебонов умеет работать — это невероятная удача.
Делать своё дело с отдачей — сложно. Мало кто на это способен.
Те, кто умеет так работать, они совсем не про личный бренд. Это люди, за которых не стыдно поручиться, которых можно рекомендовать друзьям не задумываясь и быть уверенным: они не подведут. Такую репутацию нельзя создать никакими фотографиями и натужными позами. Только реальными делами, проектами, а не марафонами по копирайтингу.
Поэтому не верьте никому, кто говорит, что он знает, как вам заработать на текстах. Вам предстоит выяснить это самим. Не ждите, что как в школе, вам скажут, что делать, чтобы получить «пятёрку». В жизни каждый сам делает выбор и отвечает за последствия.
Красивые фотки вашего ребёнка в Инстаграме не изменят вашу жизнь. А вот вы можете. Но для этого, конечно, придётся повъёбывать.