Буква «кей» вместо тысячи

Никогда не понимал, почему вместо 1000 пишут 1k, и наконец решил разобраться.

Оказывается, это греческое «кило», что и переводится как «тысяча». Отсюда же слова килограмм, километр. Вроде бы такая очевидность, но мне даже в голову не пришла эта связь.

Могу теперь говорить, что у меня не тыща, а кило подписчиков.

Не изменяй себе ★

Послушал выступление Сергея Сурганова, дизайнера «Ноушена», в Яндексе. Понравилось. На мой взгляд, оно не менее важное, чем выступление Вадима Мармеладова из «Лота».

Выписал основные тезисы, которые пронизывают весь рассказ Сергея:
— занимайся тем, от чего прёт и не изменяй себе;
— благодаря первому тебя так или иначе заметят и позовут в крутой проект;
— в жизни многое определяет твоё любопытство и любознательность, но решает всё случай;
— создать и монетизировать проект можно даже, если кажется, что это никому не нужно, потому что так кажется только тебе;
— прокачивайся сначала вглубь, а потом вширь, хотя можно и наоборот, это тоже ОК, потому что никто не знает, как правильно.

По каждому из этих тезисов можно написать по статье, и когда-нибудь я это сделаю. А пока послушайте выступление Сергея. Когда он показывает картинки, можно и посмотреть чуть-чуть.

Пунктуация и опечатки — хуйня, но как сказать об этом клиенту?

Бывает, показываешь черновик клиенту, а он: «Почему у тебя тут запятая не стоит? А тут вот у тебя опечатки! Это же РУССКИЙ ЯЗЫК!» Короче, клиент начинает играться в слова, орфографию и пунктуацию, кичиться своей грамотностью. И так не только с клиентами.

Все, кто прежде не работал с редакторами и чья работа не связана с созданием информационных продуктов, поступают точно так же. Сначала меня это дико бесило. А потом я понял, что клиент и коллеги не виноваты: они просто не знают, куда смотреть.

Все думают, что редактор двигает слова и буквы, использует какие-то магические формулы текста. И потому начинают искать ошибки, опечатки, пропущенные запятые.

Чтобы не тратить время на споры о грамотности, прежде чем показывать текст, я пишу клиенту или коллеге примерно следующее:

Ольга, вот первый черновик. В документе пока только структура и тезисы по каждому разделу. Сейчас нужно проверить, правильно ли я уловил суть разделов, не исказил ли где-то смысл. Возможно, что-то упустил, и надо дополнить. На опечатки и запятые не смотри: поправлю позже .

Если структурировать моё сообщение, то получится следующий план:

  1. Сразу обозначить, что перед нами. Например, черновик.
  2. Сформировать ожидания, что ожидает внутри. Например, только структура и тезисы.
  3. Сфокусировать внимание на важном. Например, на тезисах и описании разделов.
  4. Задать ограничения, что оценивать не нужно. Например, орфографию и пунктуацию.

Так клиенту легче понять, куда смотреть, а куда смотреть не надо. И мне спокойнее.

Зачем нужен блог на своём домене

Стэндэлон-блог в 2020 году — редкость. И я понимаю людей: нафига домены, серверы и какие-то движки, когда есть Инстаграм, Телеграм, Тик-ток. Но блог на своём домен — это возможность не зависеть от внутренней политики социальных сетей, непредсказуемых обновлений и редизайнов.

Мой блог — мои правила

Самоцензура у блогеров

Бесит, когда кто-то использует в тексте мат, но закрывает часть слова звёздочками или точками. Не охуел, а о… уел. Не блять, а **ять.

Я считаю, если используешь мат, то используй нормально, не ссы. А если замазываешь буквы в словах, то нахуя тогда ты их пишешь? Используй другие, ёпта.

В русском одно и то же событие или состояние души можно описать разными словами. Не любишь, не умеешь материться — не используй. Умеешь и любишь — используй и не стесняйся.

О чём писать в блоге, если нет идей: два способа ★

Когда вы ведёте блог, рассылку, канал, необязательно всегда создавать контент самостоятельно. Можно брать чужой, добавлять ему некую ценность и публиковать. Есть два способа, как это делать: курировать и синдицировать.

Курирование

От английского curation — это публиковать у себя чужой контент со ссылкой на оригинал с добавлением некой ценности.

Например, в моей рассылке я активно даю ссылки на чужие статьи, сайты и блоги. И к каждой ссылке я пишу комментарий или короткую подводку, о чём он и почему его стоит прочесть.

О том, как правильно курировать контент, писал Родислав. Я лишь перечислю самые известные примеры:

  • перевод статьи с английского на русский,
  • тезисный конспект,
  • дополнение или экспертный комментарий к оригиналу,
  • подборка статей на определённую тему,
  • трансформация из текста в аудио или ещё как-то.

Родислав пишет, что хорошим тоном будет спросить у автора разрешения. Но я думаю, что это необязательно, если вы делаете всё честно и указываете первоисточник. У меня ещё ни разу не было, чтобы кто-то обиделся на то, что я упомянул его статью в рассылке.

Синдикация

От английского syndication — отдавать собственные материалы для публикации в других медиа, каналах, блогах, рассылках и т. д.

Это уже посложнее и требует аналитики. Не получится скопировать и вставить. Нужно думать, куда зайдёт материал, на каких площадках и как его нужно подавать, какой заголовок лучше написать для «Виси.ру», а какой для «Хабра».

Синдицировать можно любой контент, и все в плюсе: автор получает трафик в свой блог, а синдикатор получает релевантный контент.

Самый простой пример синдикации: гостевой пост в другом телеграм-канале. Один автор пишет пост, другой адаптирует его под свою аудиторию и публикует у себя со ссылкой на первоисточник.


П. С. Этот пост — продукт курирования. Оригинальный текст в канале Родислава.

Путаница в меню

Самое идиотское, что можно сделать в навигации сайта: в одни пункты поставить якорные ссылки на этой же странице, а в другие — ссылки на другие страницы сайта.

Пользователь тыкает на «Решения», и его перекидывает к другому блоку на этой странице. В голове пользователя щёлкает: «Ага, это лендинг». Кликает на «Кейсы», и вдруг его куда-то перекидывает. У пользователя начинается паника и раздражение. Он ожидал одного, а случилось другое.

Это называется проекция. Самый простой пример проекции — управление автомобилем. Когда мы крутим руль вправо, машина поворачивает вправо, когда крутим влево, машина сворачивает влево.

Навигация должна быть такой же понятной и предсказуемой, как процесс руления. Должно быть сразу ясно, что произойдёт дальше, какая страница откроется, куда человек попадёт. И так не только с сайтами: с любыми интерфейсами.

Никаких функционалов

Самая частая ошибка в речи, которую я слышу, когда говорят «функционал» вместо «функциональность». Функционал продукта, функционал программы, в мой функционал входит писать код — от всех этих фраз начинает потряхивать.

Если знать определения этого слова, то станет ясно, что использовать его могут только математики и геи.

Функционал — это:

— функция, заданная на произвольном множестве и имеющая числовую область значений
— переменная величина, которая принимает определённое значение в зависимости от выбора одной или нескольких функций
— одна из пяти групп гомосексуалов по классификации психолога Алана Белла и социолога Мартина Вайнберга.

Как видно, ни о каких функциях и возможностях программ речи не идёт. А фразы вроде «давайте расширим его функционал» теперь приобретают новые смыслы.

Функциональность — это набор функций и возможностей, какой-либо программы, прибора или человека.

Несмотря на то, что это слово правильное, я бы избегал его в речи. Во-первых, оно слишком сложное. Во-вторых, это обобщение. Да и применять его к человеку странно. У человека — обязанности, у предмета — функции.

Поэтому я всегда заменяю «функциональность» на более конкретные и понятные формулировки. Для удобства вынес примеры в таблицу.

ПлохоХорошо
Я программист, в мою функциональность входит…Я программист, верстаю сайты. В работе использую Vue. js…
Функционал нашей ЦРМ обширен…Наша ЦРМ сама напоминает менеджерам о задачах и создаёт карточку клиента после звонка.
Функциональность сервиса включает в себя…У сервиса несколько ключевых функций…

Откуда брать идеи для постов

Самое дурацкое, чем может заниматься автор — насильно выжимать из себя темы для блога. Аудитория прекрасно чувствует, когда автор пишет о надуманной проблеме или искусственно придумывает аргументы.

Если идеи для поста нет, лучше его не писать. От того, что какой-то блоге не выпустил хуёвый пост ещё никто не умирал.

Единственное, что нужно делать в такой ситуации — расслабиться и наблюдать. Жизнь — лучший источник идей для блога. Плохо написанные объявления, разговоры и реплики людей, ситуации с клиентами или в проектах — всё это готовые темы.

Надо только определить свой фокус и понять, какие темы вас волнуют. Жизнь сразу же начнёт подкидывать ситуации, только успевай писать.

Фальшивая вежливость

Некоторые люди думают, что они дохуя вежливые, потому что сказали «пожалуйста» и «спасибо». Но все они прокалываются, когда используют глаголы.

Например, кассиры на кассе часто палятся на простой фразе «прикладывайте карту». Вместо этого они говорят: «Карту прикладываем». Это жутко бесит и напоминает мне, будто я попал в детский сад, школу или поликлинику: «Проходим, проходим, не толпимся в коридоре». Еле сдерживаюсь, чтобы не поправить.

Единственно правильный вежливый вариант — использовать повелительное наклонение. Проходите, не толпитесь, прикладывайте. Человек сам решает, что ему делать.