Четыре принципа управления, которым меня научили в музыкальной школе ★

Мало кто знает, но помимо обычной школы я закончил музыкальную школу по классу баяна. Сегодня я вряд ли смогу что-либо сыграть, так как не брал инструмент в руки более 10 лет. Зато я до сих пор помню несколько уроков, которые навсегда остались со мной благодаря моим учителям.

Регулярно приноси результат. Уроки в музыкалке шли не каждый день, но регулярно. Например, два раза в неделю было сольфеджио, а занятия по основному инструменту — три раза в неделю по полтора часа. Учитель всегда давал домашку, и забить на неё было нельзя, потому что на следующем уроке нужно было показать какой-то результат. Если я не успевал позаниматься, никто не ругался: просто мы вместе с преподавателем продолжали учить произведение прямо на уроке.

Такой подход напоминает мне принцип несдвигаемых встреч и сроков, когда вы встречаетесь с коллегой или клиентом и делаете что-то прямо на встрече, даже если все проебались и ничего не принесли. В музыкальной школе этот принцип действовал ещё 15 лет назад, и, наверное, действует до сих пор.

Количество превращается в качество. Количество повторений определяет скорость, с которой приходят ощутимые изменения. Например, чтобы научиться играть какую-нибудь фугу Баха на баяне, нужны неимоверная усидчивость и терпение. За два занятия точно ничего не получится, а вот за четыре-пять месяцев ежедневных репетиций — получится очень даже хорошо. И чем чаще упражняешься, тем быстрее заметен прогресс. Именно в музыкалке я впервые понял, что процесс важнее результата.

Это можно сравнить с любым другим делом. Если каждый день писать по три-четыре поста, то через полгода, ты будешь писать один пост за 15−20 минут. Если заниматься в тренажёрке три раза в неделю, то через год, точно будешь жать от груди больше, чем сейчас. Количество повторений всегда приводит к более высокому результату, чем имеешь сегодня.

Базовые навыки решают больше, чем талант. На занятиях по баяну я впервые понял, что нельзя прыгнуть выше головы. Если ты не научился играть гаммы, не научился расслаблять кисть во время игры, не знаешь, как ориентироваться в левой клавиатуре, то никакую фугу ты, конечно, не сыграешь. Даже если будешь биться год. Кроме того, если дать неподготовленному ученику слишком сложное произведение, через какое-то время он просто может разлюбить музыку и забросит музыкалку. Поэтому любое обучение новому ремеслу начинается с основ и базовых упражнений и задач.

Здесь можно привести в пример работу новичка-дизайнера. Нельзя ему сразу дать в работу сложный проект на целый год и сказать: «Давай, всё получится». Не получится, потому что слишком много нюансов, про которые он не в курсе. Это как дать 100 кг штангу человеку, который впервые пришёл в тренажёрный зал. Даже если он от природы сильный и поднимет эту штангу, высок риск, что он повредит себе какую-нибудь мышцу или связку и на этом его карьера штангиста закончится.

Снижать ожидания. Никто не ожидает, что ты сразу будешь играть Баха или «Распрягайте, хлопцы, коней» в две руки. Собственно, никто и не учит играть сразу произведения с листа. Сначала медленно, по частям, разучивают тему правой руки, потом аккомпанемент левой, потом соединяют, и только потом добавляют темп, отрабатывают акценты и различные приёмы.

Этот принцип разучивать песни и мелодии по частям, постепенно дало понимание, что большие задачи нужно делить на мелкие и понятные. Не нужно требовать от себя выдать черновик за один день, не нужно уметь рисовать сайты за два часа. Действуй поступательно, и результат придёт, если заниматься регулярно и много.

П. С. Этот пост не является призывом отдать ваших детей в музыкальную школу. Если вы родитель и теперь спешите сделать из вашего ребёнка Моцарта или Паганини — остановитесь! Сначала спросите у ребёнка, хочет ли он туда ходить, и проверьте слух. Возможно, музыка это не его.


Подписывайтесь на еженедельную рассылку и Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые посты.

Поделиться
Отправить
Запинить

3 комментария

  1. Спасибо за пост, всё правда.

    Вставлю три копейки к посткриптуму:

    1. Опыт показывает, что Моцарты, Паганини и даже просто музыканты хорошего уровня обычно выходят из музыкантских семей. А из немузыкантских — не выходят.
    2. Если кажется, что что-то не так — полезно сменить преподавателя. В детстве я учился в музыкальной школе при консерватории у довольно сухого преподавателя фортепиано, который не мог мотивировать меня заниматься, качать базовые навыки и регулярно приносить результат — а через много лет узнал, что другой преподаватель той же школы кардинально отличался от моего по характеру и методу. Возможно, если бы мои родители догадались не доводить до ухода из школы, а попросить поменять преподавателя — их вложения, сделанные в мой талант, оказались бы оправданными.

    А ещё добавлю ко второму принципу, что с какого-то момента полезно давать ученику (или дизайнеру, или, возможно, любому сотруднику) осознанно выбирать программу (или проект) самостоятельно и идти на компромисс. Возможно, это противоречит принципам менеджмента, но когда это делают с тобой, и ты получаешь контроль над тем, что именно делаешь, сразу появляется базовая мотивация работать.

      1. Да, скорее всего так и есть. С актёрами похожая история. Думаю, это заразительная страсть, ну и к тому же такие родители знают, как добиться подобного результата.
      2. Согласен, смена преподавателя — это очень даже решение. Мне именно такое решение и помогло не бросить музыкалку за год до окончания, хотя очень хотелось: подготовка к конкурса отняла столько сил, что я просто возненавидел баян.

        Новый преподаватель нашла подход и мы с ней в щадящем режиме, без давления и героических рывков всё довели до конца. Благодаря этому я могу сказать, что когда-то играл «Летнюю ночь» Гершвина вместе с оркестром народных инструментов. Даже видеозапись выступления сохранилась во «ВКонтакте», меня там почти не видно, только макушку, я сижу за оркестром и играю партию ведущего баяна.

  2. Про слух — слух все-таки можно развить, это не повод отказаться от мечты играть на фоно.

Ваш комментарий