«Токийская повесть» Ясудзиро Одзу
Пару недель назад смотрели с женой фильм японского режиссёра Ясудзиро Одзу. Я переживал, что фильм 1953 года будет казаться затянутым и скучным. Ох, как же я ошибался!
Во-первых, в фильме невероятно красиво выстроены кадры. Просто посмотрите на эти идеальные вертикали, горизонтали и диагонали. Режиссёр постоянно параллелит или, наоборот, противопоставляет предметы и людей в кадре.
Во-вторых, фильм чёрно-белый, и режиссёр мастерски обращается со светом и тенями, подчёркивая эмоции, взгляды и геометрию японского интерьера.
В-третьих, история, которая лежит в основе сюжета довольно простая, но тем и хороша, что знакома всем вне зависимости от пола, расы и культуры. Отношения детей и родителей, непроговоренные обиды, стыд и горечь утраты.
В-четвёртых, всё действо приправлено непроницаемой японской вежливостью и застенчивой улыбкой, за которыми скрываются настоящие чувства. В России от закрытости до панибратства два слова, а в Японии — бесконечность.
Последние пару лет современное кино меня окончательно разочаровало. Всё, что попадалось под руку, попросту выключал через 20 минут. Либо ужасная скукота, либо бездарная игра, либо полное отстутствие истории и сюжета. Но есть и плюс.
Пустословие современных режиссёров привело меня к старому кино. И оно оказалось куда актуальнее, сильнее и глубже, чем все новинки последних трёх лет.
Если вы вдруг ищете кино на вечер, рекомендую посмореть «Токийскую повесть». Особенно, если вы дизайнер или фотограф. По кадрам Ясудзиро Одзу можно учиться строить композицию и выставлять свет.
Фильм на русском, в хорошем переводе, есть во ВКонтакте. Наверняка, можно найти и на других платформах.