Архивы

Иван Ларионов 

Я возобновляю интервью про управление в новом формате. Они будут выходит в виде спецвыпусков студийного подкаста «Всё круто, но надо переделать».

Как и прежде я буду общаться с людьми, которые руководят творческими командами, отвечают за результат, строят процессы и всё такое. Это могут быть арт-директоры, главреды и просто менеджеры.

Спецвыпуски будут эксклюзивно выходить в видеоформате в группе нашей студии во ВКонтакте и на Ютубе. Поэтому подписывайтесь, чтобы не пропустить интервью с новыми героями.

Первое интервью — с Иваном Ларионовым, руководителем томского креативного агентства «Стритвижн».

Лидия Попова 

— Кто такой менеджер? В чём суть его работы?

— Так получилось, что работа менеджеров чаще всего ассоциируется с мелкими проектами, а не с управлением большими процессами и решением сложных комплексных задач. Но для меня менеджмент — это, в первую очередь, работа с людьми. Не важно, какого размера команда, моя задача как менеджера — сделать так, чтобы эта команда достигла конкретного результата, чтобы она сделала задачу, реализовала проект. И главная сложность работы в том, чтобы управлять не управляя.

Есть два стиля менеджмента: директивный и недирективный. С директивным стилем всё понятно. Он хорошо работает в кризисных ситуациях, когда всё горит. Тогда менеджер приходит и говорит: «Ребята, спокойно: я знаю, что делать. Давайте на раз-два-три — у нас всё получится».

Недирективное управление про то, чтобы люди сами искали ответы на вопросы. Долгое время я была таким менеджером, который говорит другим, что им делать. Сейчас, когда начинающие менеджеры или стажёры приходят ко мне с задачей, я задаю им встречные вопросы: «Как бы ты сам стал её решать? Какие ты видишь варианты, способы, шаги? Что может быть первым шагом? Какие ресурсы тебе нужны? Чем я тебе могу помочь?»

— С чем ты бы сравнила работу менеджера?

— Людвиг Быстроновский, бывший арт-директор студии, когда-то давно учил нас правилам работы с дизайнерами через принцип УДОД: условия для осознанного дизайна. С одной стороны, это про поднесение снарядов, чтобы дизайнер не думал, где взять предметы для фотосъемки, как продлить лицензию на программу. С другой стороны, это про выращивание осознанности, когда специалист понимает, зачем, что и как он делает, и думает, как сделать лучше и быстрее.

Где-то полгода назад мне попалась цитата Иры Ильяховой: управлять — значит создавать условия для осознанной работы. Мне близка такая позиция. Так постепенно принцип УДОД распространился на всех специалистов, с которыми я работаю. Его суть: давать людям возможность самостоятельно думать, принимать решения и действовать. Этому нельзя научиться на курсах, только в процессе.

Менеджмент — это про умение находить ответы на вопросы в непонятных ситуациях, не бояться принимать решение. Этому нельзя научиться на курсах, только в процессе.

— Как ты поняла, что твоя сила в управлении?

— Анализируя весь свой прошлый большой опыт, я понимаю, что мне всегда нравилось кем-то руководить, делегировать, управлять. Вообще все самые классные воспоминания о работе, связаны с тем, что я изучала ситуацию, находила точки потерь, организовывала изменения и из этого получала результат. Например, я работала менеджером по маркетинговым исследованиям в сетевом DIY-гипермаркете. Мне поручили сделать исследование покупателей. Получить нормальную выборку только с помощью моих сил было сложно. Поэтому я наняла авторов, организовала интервью, составила анкету, проконтролировала работу, приняла результаты. На другой работе я вырастила веб-проект из эксель-табличек, и спустя год продала его за N миллионов крупному клиенту. А однажды я даже организовала исследовательский проект в семи городах России.

Или взять, к слову, волонтёрство. Как тимлид, я на каждом мероприятии придумываю что-то, исходя из особенностей места, где мы работаем, оптимизирую всё, что можно. Каждый раз мне нравится пробовать разные способы, и наблюдать, какие лучше работают — это и есть менеджмент. Однако, несмотря на свой опыт, я до сих пор стесняюсь говорить, что я менеджер.

— Здо́рово! Я считаю, что волонтёрство — начальная ступень в менеджменте. Оно учит решать очень разные и довольно непростые ситуации, что сильно меняет. Мне, например, однажды пришлось вести египетского спортсмена со сломанным ребром в больницу и переводить его ощущения, симптомы нашим врачам.

— Да, волонтёрство — это большая работа с клиентами, точно такая же как в управлении проектами за деньги. Для меня каждый спортсмен — это клиент. Ведь клиент — это не обязательно человек, который заплатил тебе деньги за услугу. Это может быть и внутренний заказчик.

Бывает, что исполнитель и клиент находятся на разных должностных уровнях. В таких ситуациях важно уметь взаимодействовать с людьми так, чтобы вы были с ними на равных, в партнёрстве, чтобы никто не приходил и не говорил тебе: «Так, девочка, сделай это быстро, потому что я здесь начальник». Не поддавайтесь на провокации!

— Позволь мне отклониться от плана на один вопрос. Ты затронула важную тему про внутренних заказчиков и внешних. Мне всегда кажется, что внутренние проекты менеджерить сложнее, чем внешние. Что ты думаешь об этом?

— Работа с внутренним заказчиком обычно более сложная, потому что все ресурсы студий и агентств направлены на зарабатывание денег, на внешние проекты. Внутренний заказчик может получить вознаграждение за внутренний проект, но это случается редко и занимает больше времени.

Вторая причина, почему внутренние проекты делаются долго и больно — ими занимаются не внутри рабочего времени, а сверх него. Как следствие, это сильно растягивает сроки и может демотивировать команду. Идеальный сценарий — когда на внутренние проекты выделяют время и ресурсы так же, как и на внешние. Давай рассмотрим это на примере технического долга.

Технический долг есть у любой команды. В него попадают все задачи со всех проектов, которые команда не успела закончить в срок: внутренних и внешних. Чтобы закрыть техдолг, команда выделяет один день на неделе, когда один дежурный разработчик решает горящие вопросы, а остальные разбираются с долгами. Так все понимают, что бизнесовые и технические задачи имеют один уровень значимости.

Мне повезло работать в компании, где на технический долг выделялось отдельное время. Но чаще в компаниях особенно с большим легаси — с накопленной кодовой базой — на технический долг не остаётся времени. Если в вашей компании это так, пожалуйста, сделайте что-нибудь, чтобы изменить это.

Технический долг есть у любой команды. Идеальный сценарий — когда на внутренние проекты выделяют время и ресурсы так же, как и на внешние.

— Спасибо за классный пример про разработчиков. Возвращаемся к вопросам. Как ты думаешь, что делает руководителя руководителем?

— Очень классный вопрос. Думаю, что для любой деятельности, включая руководство, у человека должен быть внутренний огонь. Нет, тебе не должно сносить башню от того, что ты управляешь другими людьми. Круто, когда ты чувствуешь и понимаешь, что можешь кого-то можешь вдохновить. Я, например, очень люблю обратную связь, когда человек говорит: «Это было охрененно сложно, но я так круто вырос! Спасибо тебе огромное!» Такое происходит благодаря этому внутреннему огоньку, желанию делиться знаниями и растить других людей.

Руководство — не про то, чтобы называться начальником, всеми управлять и сидеть в красивом кресле. Это про то, чтобы другие люди становились лучше.

— Правильно ли я понимаю, что менеджер — это такой человек, который смотрит на других со стороны, видит их минусы и помогает членам команды стать сильнее в этих местах?

— Не совсем. Скорее он через разговоры понимает, что интересно его коллеге, и они вместе решают, как сделать так, чтобы человек развивался в этом направлении. Среди разработчиков есть те, кому нравится руководить, а бывают те, кому нравится просто писать код и не хочется тратить силы на общение с другими людьми. Люди второго типа не подходят для работы в управлении: такие люди хотят выращивать только себя, а в руководстве нужно постоянно вкладывать в других людей.

Такова реальность и её надо принять: пусть один пишет код и растёт по горизонтали, а другой растёт в тимлида. Это не значит, что первый хороший, а второй — плохой. Нет, просто у них разные интересы и руководителю важно учитывать это, если он хочет работать с ними и дальше.

Классный руководитель помогает понять, что ты хочешь на самом деле и как этого достичь. Поэтому руководителю важно быть ещё и коучем. Ведь коучинг — это поиск настоящей проблемы, анализ, составление плана действий и достижение поставленных целей. При этом может получиться так, что цель человека лежит вне должности, которую он занимает, или вне специальности, по которой он работает. Хороший руководитель умеет это признать и отпустить человека. То есть, руководитель — это в первую очередь открытый и честный человек.

Классный руководитель помогает понять, что ты хочешь на самом деле и как этого достичь.

— Назови одну вещь, которая изменила твоё представление об управлении? Это может быть книга, человек или случай.

— Многие, скорее всего, слышали разные легенды про Студию Лебедева. Одна из них о том, что в студии очень тяжело работать. Это правда. В глобальном смысле, студия это место, где у людей происходит резкий и местами болезненный рост. Он произошёл и у меня.

В какой-то момент я поняла, что я очень директивный руководитель. Тогда я считала, что менеджмент — это, когда ты говоришь людям, что делать, а они идут и делают. Но это так не работает. Гораздо интереснее помогать людям находить ответы на вопросы и их собственный путь решения задач. Потому что мы все разные: одному ближе это, а другому то. Конечно, ты можешь передать людям свои знания, но важно оставлять за человеком право выбора, как эти знания интерпретировать и как именно ими пользоваться.

Тогда я пересмотрела свои взгляды на управление и решила уйти из студии, что далось мне нелегко. После ухода я стала развивать в себе второй недирективный стиль управления: про внимание к человеку, его потребностям, развитие и личный рост. Поэтому сейчас я ещё и коуч.

— Твой самый крутой способ принятия решения?

— Большинство сложных управленческих решений я принимала исходя из интуиции и понимания, что будет наиболее правильным в данной ситуации для конкретного проекта и конкретного клиента. Я думаю, что интуиция — не дар свыше, а накопленный годами опыт. В какой-то момент у тебя внутри всё складывается, и появляется ответ. Это происходит настолько быстро, что кажется, будто решение пришло свыше.

Приведу в пример ситуацию, которая со стороны кажется довольно простой. Студия делала новый сайт Альфа-банка, тот самый, с маками на главной странице. Я получила этот проект в таком состоянии, из которого команда не могла выйти несколько месяцев. Проект буксовал, ничего не происходило, я приняла решение, что нам нужно заново написать техническое задание. В новом техзадании мы уменьшили количество сущностей, описали весь сайт в двадцати шаблонах, и работа сдвинулась с мёртвой точки. Но психологически это было сложное и неприятное решение, потому проект и так уже шёл несколько месяцев и никуда не двигался, а на то чтобы написать новое техзадание тоже требовалось время. Однако интуиция меня не подвела, и результат показал, что решение было верным.

Тем, кто оказался в подобной ситуации, я бы предложила послушать внутренний голос, взять первую мысль, которая придёт вам в голову, и обсудить со своим руководителем. Подумать, какие есть риски, как их можно предотвратить. Правда, в моём случае ничего этого не было, потому что в студии есть правило: менеджеры сами принимают решения и за всё отвечают.

Один из навыков менеджера, если мы говорим про проекты, это умение гибко подстраиваться под ситуацию и иметь смелость действовать, когда эта ситуация меняется.

Есть ещё один способ: главное ввязаться, а там разберёмся. Любой проект, который ты начинаешь, имеет достаточно высокую степень неопределённости. Ты не можешь предсказать, что будет с этим проектом через месяц или через полгода. Поэтому один из навыков менеджера, если мы говорим про проекты, это умение гибко подстраиваться под ситуацию и иметь смелость действовать, когда эта ситуация меняется. Именно для этого нужны ежедневные или еженедельные созвоны с клиентом. Они помогают понимать, что нового и как это новое может повлиять на ход проекта. И документы нужно подписывать сразу ровно для этого: через месяц всё поменяется, поэтому важно, чтобы документы были в порядке.

— Опиши свой стиль управления одним словом.

— Я опишу это словом Юрия Гагарина: «Поехали!» Расшифровка такая: погнали, а там разберёмся.

— Твой совет на прощание?

— Самый ценный совет, который бы я сама хотела когда-нибудь от кого-нибудь услышать — будьте собой. Ищите свой собственный стиль управления, никого не слушайте и делайте так, как вам подсказывает сердце. Не бойтесь советоваться с людьми, которые кажутся вам старше, опытнее или мудрее вас. В большинстве случаев они будут рады поделиться с вами ценным опытом. Задавайте вопросы, какими бы глупыми они бы вам не казались. Помните правило Людвига: если вам что-то надо, идите и доебитесь до всех.

Ищите свой собственный стиль управления, никого не слушайте и делайте так, как вам подсказывает сердце.


Подписывайтесь на рассылку или Телеграм-канал, чтобы не пропустить новые интервью.

Никита Ларионов 

— Кто такой руководитель?

— Буквально сегодня утром у меня была сессия с психотерапевтом, где мы обсуждали этот вопрос. В большинстве проектов есть две роли: исполнитель и руководитель. Если коротко, то исполнитель работает руками, а руководитель работает руками исполнителя. И всё, что делает руководитель: собирает команду, управляет проектом, составляет стратегию, назначает KPI, ставит задачи и контролирует их выполнение — нацелено на то, чтобы запустить проект.

Работа руководителя — фигачить проект руками других людей.

В небольших личных проектах можно совмещать роль исполнителя и руководителя: отвечать за пуск проекта и его сборку. Но в крупных проектах эффективнее разделять эти два направления: руководитель отвечает за видение и направляет, а исполнитель — реализует видение на практике. Когда ты всё время в задачах — например, пишешь и редактируешь статьи — ты можешь закопаться в этой рутине. У тебя просто не останется времени оглянуться по сторонам и увидеть, что твои статьи никто не читает, а конкуренты уже вовсю делают видеоблог.

— А что тебе ближе: роль исполнителя или руководителя?

— По типу мышления я — исполнитель. Кайфую, когда делаю что-то руками, когда выпускаю в свет. И если честно, то роль руководителя мне не совсем близка, но я понимаю, что если и расти в чём-то, то в управлении. Потому что это единственная возможность делать масштабные, крутые проекты, а мне туда хочется. Последние годы я борюсь с барьерами, которые мешают мне стать руководителем. И благодаря работе с тем же психотерапевтом, я в эту роль потихонечку погружаюсь.

— А зачем бороться за то, что не очень даётся?

— Потому что физические возможности одного человека сильно ограничены. За день я могу взять максимум двадцать четыре часовых интервью. А вот взять сто интервью за день я уже не смогу. Нельзя быть в пяти зум-комнатах одновременно — это физически невозможно.

Два года назад, когда я работал в издательском доме, у меня была команда, но я многие вещи делал руками. Брал спецпроект и писал для него концепцию, договаривался об интервью, сам эти интервью проводил. И это один уровень, исполнительский.

Сейчас я работаю в компании побольше, где можно не делать всё самому, а прийти к коллегам и попросить: «Мне нужно вот это, вот это и вот это». Они всё сделают и отдадут тебе готовый продукт. Разница в масштабе и подходе. Я могу делегировать задачи и пойти записывать с тобой интервью, а не фигачить спецпроект, который надо сдать послезавтра. Приятно это осознавать.

Я могу делегировать задачи и пойти записывать с тобой интервью, а не фигачить спецпроект, который надо сдать послезавтра. Приятно это осознавать.

— Что делает руководителя — руководителем? Есть что-то, что его отличает от исполнителя?

— Руководителя отличает широта его взглядов. У Бюро Горбунова есть хорошая концепция про магов и полководцев.

Маг — это классический исполнитель, он качается в чём-то одном, например в редактуре, дизайне, видеомонтаже. Он повышает свою ценность за счёт того, что он лучший в своём деле, он — исполнитель высшего уровня.

Полководец — наоборот, не специалист в конкретной области, его сила в управлении и организации ресурсов. Он не шарит в видеомонтаже, редактуре и продажах так же хорошо, как специалисты узкого профиля. Вместо этого он собирает вокруг себя людей, которые будут разбираться в видеомонтаже, редактуре и продажах лучше, чем он сам.

Сила настоящего руководителя в том, чтобы понимать в каждой из отраслей по чуть-чуть, запускать проекты и компенсировать свои слабые стороны за счёт компетенций других людей.

Я долго думал, должен ли быть руководитель харизматиком, должен ли он быть вдохновляющим лидером — не должен. Например, я не умею мотивировать людей, хотя у меня вроде немножко получается. Я не стремлюсь наобещать людям каких-то заоблачных замков и повести их куда-то вперёд, сделать какую-то невозможную штуку. Мой подход другой — понять, что человек делает лучше всего на свете, и сделать так, чтобы ему ничего в этом не мешало.

Мне кажется, набор мотивирующих или мягких навыков для руководителя не самое важное. Главное — видеть картинку целиком и понимать, как сделать так, чтобы проект сделался. В этом и есть сила руководителя.

— Что-то, что изменило твоё представление об управлении: книга, человек, случай, клиент, проект?

— Глобальный провал! Чуть больше двух лет назад я работал главредом в издании про малый и средний бизнес «Своё дело». Я пришёл на эту позицию в сентябре, а ситуация, о которой идёт речь, произошла летом следующего года. То есть к моменту факапа я уже около девяти месяцев работал главредом.

Наша редакция выпускала по двадцать публикаций в месяц, и всё было в порядке. И вот в начале лета я уехал в США по делам на неделю. И проект просто встал. И хотя всё время, пока я был в Штатах, я всё время сидел за ноутбуком: вёл очередной созвон с командой или делал какие-то задачи — упало всё, что могло упасть.

Без меня команда ничего не смогла. Это произошло, потому что бо́льшая часть работы была завязана на мне: согласование, редактура. Если нарисовать это на бумаге, то я был точкой, в которой соединялись разные линии — мои коллеги. Вот эта ситуация стала и стеной, о которую я с размаху ударился лбом.

Без меня команда ничего не смогла. Эта ситуация стала и стеной, о которую я с размаху ударился лбом.

Позже я узнал об эксперименте, который проводили в одной американской консалтинговой компании. Они отправляли своих топ-мендежеров в отпуск на далёкий тропический остров на две недели. Просто вырывали их из операционки, под предлогом, вот вам путёвка — отдохните. Когда отпуск заканчивался, увольняли тех, у кого падала производительность команды.

После того случая меня не уволили, хотя надо было. Меня сняли с проекта, переключили на другие задачи, и я проработал в издательском доме ещё полтора года. Для меня это стало уроком: я понял, что руководитель не должен определять проекты и работу команды. Команда состоит из взрослых, ответственных людей, и руководитель не должен превращаться в мамочку, ходить за ними и что-то доделывать. Люди должны доделывать всё сами.

Руководитель не должен превращаться в мамочку, ходить за ними и что-то доделывать. Люди должны доделывать всё сами.

Я заметил, что кому-то больше нравится доверяющий стиль управления, когда начальник даёт свободу, ответственность за результат, а не принимает все решения за него. Я вижу, что это работает. Хотя, надо признаться, иногда я становлюсь заботливым руководителем и хожу подтираю носы. Но это всё реже происходит.

— Твой самый крутой способ принятия решений?

Телеграм-канал Никиты, где он делится мыслями о текстах, продуктивности и публикует интервью с другими редакторами

— У меня нет описанной методологии, но судя по последним решениям, которые я принял, я действую по одному паттерну. Например, прежде чем прийти в «Сравни.ру», я рассмотрел компаний десять. С пятью из них я вышел на собеседование. Когда так много вариантов, выбирать очень сложно: где-то больше денег, где-то больше свободы, где-то более интересные проекты. Потому я составил чек-лист из пунктов, которые важны при приходе на новое место работы:

  • Насколько в компании много бюрократии? Придётся ли мне отправлять кому-то бумажки?
  • Насколько это тема вообще драйвовая, насколько она меня драйвит? Если это медиа про наполнители для кошачьих туалетов — скорее всего меня эта штука не драйвит. Если это история про бизнес и предпринимательство, эта штука меня конкретно драйвит.
  • Смогу ли я положить в проект портфолио?
  • Есть ли в компании стабильность? Если это стартап, то насколько устойчивая у него финмодель?
  • Возникает ли у меня химия в ходе собеседования? Если химии нет, вряд ли она появится после.

Это не весь список, было ещё штук пять таких вопросов. В итоге, я могу сравнить разные варианты по конкретным параметрам и выбрать наиболее перспективный и интересный. Если у меня нет времени, чтобы сидеть и расписывать все эти характеристики, я скорее приму быстрое решение, ошибусь и получу быстрый фидбэк. Это лучше, чем сидеть и рассусоливать, что было бы правильнее сделать в этой ситуации.

Поэтому можно так разделить, для глобальных решений — использую разбивку по характеристикам, для локальных решений — действую по интуиции и принимаю первое решение, в которое я верю.

— Опиши свой стиль управления одним словом.

— Доверительный. Я доверяю людям, доверяю в принятии решений, доверяю их опыту. В целом стараюсь работать с людьми и строить команды на доверии.

— Твой совет на прощание.

Онлайн-курс Никиты «Дзен эффективность» о постановке целей и поиск баланса между работой и отдыхом

— Я процитирую одну мысль, которую я часто слышу от нескольких людей. В управлении нет готовых инструкций. Нет системы, которая бы идеально подошла в 100% случаев. На результат влияет множество факторов: среда, в которой работаешь, проекты, в которых участвуешь, люди, с которыми взаимодействуешь. Один из них — это ты сам. То, какой ты человек, определяет, какой стиль менеджмента и какие принципы ты будешь использовать.

Если у тебя что-то не получается, скорее всего ты натягиваешь слона на глобус и пытаешься быть тем, кем не являешься. Например, если у тебя нет харизмы, как у Тони Роббинса, то и не надо пытаться быть как он. Или, если тебе не близка работа с цифрами, не надо пытаться стать вторым Фёдором Овчинниковым.

Если у тебя что-то не получается, скорее всего ты натягиваешь слона на глобус и пытаешься быть тем, кем не являешься.

В любых сложных ситуациях я советую начинать с себя, как бы банально это ни звучало. Посмотрите на зоны роста и зоны, в которых вам комфортно работать, сконцентрируйтесь на них. Не слушайте ребят из интернета, которые рассказывают, что надо работать пять дней в неделю с восьми до пяти и держать всю команду под непрерывным контролем. Всё это херня! У каждого свой путь.

Если вы не можете справиться сами, не стесняйтесь проработать этого с психотерапевтом. Мне это помогло выявить общие паттерны моего мышления, и, отталкиваясь от этого, найти инструменты, новые подходы в управлении. На терапии я осознал, что мне комфортно в роли исполнителя, но, чтобы делать те проекты, которые я хочу, мне нужно стать руководителем. И сейчас я стараюсь качнуть себя в ту сторону, где у меня блоки. А их у меня, как выяснилось, дохерища.