Где фрилансеру найти клиентов, если «сарафанное радио» молчит? ★ 

Вопрос от читателя моего платного блога на «Бусти»:

Жека, хотел кое-что узнать у тебя. Я занимаюсь проектированием в строительстве. Пытаюсь найти подработку. Предыдущие «халтуры» приходили через сарафанное радио, а сейчас как-то глухо. Предыдущие клиенты пока ничего дать не могут в работу.

Подскажи какие-нибудь ресурсы, где фрилансеры и самозанятые находят заказы? Предполагаю, что, когда ты в своей сфере искал, то и другие сферы видел.

Публикую ответ для всех с согласия подписчика, в качестве примера.

Смотри, Лёха. Я никогда не размещался на подобных площадках для фрилансеров. Наверное, они работают, но у меня такого опыта нет. Могу только рассказать, как начинал я и что стоит сделать прямо сейчас, если раньше вообще не продвигал свои услуги.

Главная мысль одним абзацем. Чтобы собрать урожай, нужно вовремя положить семена в землю. А потом ещё регулярно ухаживать за всходами: пропалывать, поливать, подкармливать, удобрять, опылять от вредителей. Так и с заказами. Чтобы они были, нужно регулярно разбрасывать семена и удобрять почву. Ниже подробно о том, как это делать.

Здесь и сейчас: оформить портфолио

Рассказать всем, что ты делаешь. Напишите в своём профиле в соцсетях и мессенджерах, что теперь вы автор, сантехник или парикмахер, и прикрепить ссылку на портфолио. Расскажите всем друзьям и знакомым, с каким задачами вы помогаете и попросите при случае порекомендовать вас. О том, как собрать портфолио за пару часов — в следующем пункте.

Собрать портфолио. Напишите краткий рассказ о себе в Гугл-документе и добавьте примеры работ или собери небольшую презентацию. Опишите условия работы, рабочий процесс и стоимость услуг. Таким документом можно легко поделиться по ссылке, отправить в любой мессенджер или почту.

Лайфхак. У гугл-документов длинные и некрасивые ссылки. Сократите ссылку на портфолио через сервис bit.ly, он позволяет написать красивый адрес после слэша. Например, мы так сделали со ссылкой на вакансию дизайнера — https://bit.ly/lepekhindesign.

Ссылку на портфолио закрепите в описании профиля и держите под рукой, на случай, если кто-то обратиться за помощью или порекомендует вас другу.

Главная ошибка на этом этапе: делать сайт или лендинг. Сайт будет стоить в разы дороже, отнимет кучу времени и сил, а эффект будет нулевой. Делать сайт стоит только, если ты планируешь настраивать контекстную рекламу и готов регулярно в неё вкладываться. Без рекламы делать сайт нет никакого смысла.

Разместить портфолио на нескольких площадках. Сегодня нельзя привязываться к одной площадке, тем более зарубежной. В любой момент её могут объявить вне закона или она сама решит, что работать с русскими нехорошо и удалит ваш аккаунт. Когда-нибудь это лицемерие кончится, но пока дела обстоят так.

Лучшая стратегия — быть на всех площадках, где есть твои клиенты. Понять заранее, что там есть клиенты — сложно, если только платформа и её создатели сами не обещают этого. Поэтому нужно пробовать, что работает для вашей сферы.

На старте я бы рассматривал эти платформы:

  • тематические чаты и группы в Телеграме и ВКонтакте,
  • специализированные, например, для авторов это Биржа Главреда,
  • фриланс-площадки общего толка: Авито, Профи.ру, Юду, Фриланс.ру и другие в последнюю очередь, если не хотите работать за еду.

Инстаграм и Фейсбук стоит рассматривать только если у тебя там уже есть аудитория. Если нет, то я бы не вкладывал силы и время в эти платформы. Максимум, что стоит делать — дублировать там контент с других площадок.

Профилактика: делать регулярно в течение года

Регулярно рассказывать о себе. Однократное размещение на какой-то там площадке может ничего не дать. И скорее всего не даст. Рассказывать о себе нужно регулярно: показывать, что сделал, как устроен твой рабочий процесс, делится знаниями, отвечать на вопросы. Люди склонны забывать, поэтому не стоит стесняться напоминать им о себе.

Не нужно каждый день писать по пять постов. Важна регулярность и качество, а не количество. Выбери комфортный для себя темп. Лучше классный кейс раз в месяц, но регулярно, чем десять постов на этой неделе, а потом два месяц тишины.

Писать другим компаниям и откликаться на вакансии. Часто компании ищут сотрудников на аутсорс или для проектной работы. Даже если на сайте нет вакансии по твоей специальности, стоит откликнуться. Когда появится задача по твоему профилю, с тобой свяжутся. А, возможно, задача есть, но просто пылится в углу и пока не до неё.

Первые большие заказы я нашёл сам: откликался на вакансии, писал в редакции. Так я попал в «Эвотор», а после меня позвали писать в ПИК, Скилбокс и Практикум. Всё потому, что один главред знает другого главреда и рекомендуют хороших, проверенных авторов друг другу.

Я никогда не размещался на биржах фриланса и большинство заказов находил по рекомендациям. Но прежде чем открыть этот ларчик, я разослал порядка 50 резюме и откликнулся на 30 вакансий.

Просить рекомендаций. Время от времени можно обращаться к предыдущим заказчикам за рекомендациями. Возможно, им сейчас не нужны ваши услуги, но могут быть нужны их друзьям, знакомым, коллегам. Ведь они уже работают в строительстве, скорее всего они знают кого-то ещё из этой сферы. Слишком часто надоедать не стоит, раз в полтора-два месяца — достаточно.

Учитывать сезонность. В январе во многих сферах наблюдается спад активности и продаж. Все приходят в себя после праздников, сводят баланс за прошлый год, латают дыры в бюджетах. Обычно все раздупляются к марту, если не прилетит очередной «чёрный лебедь» и всё не накроется медным тазом.

Бояться сезонных спадов не нужно, к ним нужно готовиться. Используйте это время, чтобы подготовиться к сезону: собрать или обновить портфолио, отладить рабочий процесс, повысить квалификацию, пересмотреть цены и в конце-концов отдохнуть. Когда придёт работа, хорошо, если ты готов к ней и морально и физически.


У меня есть платный блог на Бусти, где я пишу о редактуре, работе с клиентами и управлении. Подписка стоит как две чашки кофе — 250 ₽ в месяц — а пользы на миллион. Есть тариф, где можно задавать вопросы.

Поделиться
Отправить
Запинить

Ваш комментарий