Истории пишут не для этого

Я мало что знаю о писательстве. До сих пор я написал лишь один рассказ и несколько десятков статей. Тем не менее, за это время я вывел некоторые принципы, которые помогают мне писать более-менее сносные тексты.

  1. Писать нужно в одиночестве. Так легче войти в состояние потока, когда не видишь и не слышишь никого вокруг. Со временем это перерастает в умение отключаться даже в шумном кафе или офисе, полном людей. Иногда коллеги даже могут не докричаться до тебя. Если вы попали в такое состояние — не думайте о нём. Продолжайте писать. Состояние потока так же признак того, что вы занимаетесь любимым делом.

  2. Редактировать тексты, лучше всего утром, когда мозг отдохнул и в нём нет глупых навязчивых мыслей о спасении природы, плохой жизни в России или выборах в Мосгордуму. Я почти всегда встаю раньше своей жены и стараюсь поработать до завтрака. Выпиваю стакан воды, съедаю несколько фиников или вообще ничего не ем и сажусь писать. Писать вечером тоже можно, но именно писать. Редактировать вечером тяжело: глаз уже замылен и увидеть свои недостатки сложнее. Поэтому черновики я пишу вечером, а редактирую утром.

  3. Пишите регулярно. Не просто каждый день, а каждый день в одно и то же время. Некоторым кажется, что писатели — это богема, которая только ходит по барам, вечеринкам и записывает истории. Писатель — это в первую очередь работа над собой. Только дисциплина поможет написать книгу, статью, пост в группу или гайд для продукта. Выделите время, когда вы будете писать и следуйте расписанию. Со временем привыкните и уже сами будет рваться к клавиатуре.

  4. Пишите в полуголодном состоянии. Питание напрямую влияет на наше мышление. Чем легче пища, тем легче думается. Особенно не советую есть мясо в обед, так как после тяжёлой пищи всегда клонит в сон. Я думаю, вы замечали, что после сытного обеда, вам совсем не хочется идти в офис и решать какие-то там задачи. Так же с писательством. Для особо чувствительных поясню: не надо голодать и мучать организм. Достаточно просто не обжираться или есть небольшими порциями. Так вы получите и топливо для мозга, и сможете писать, не засыпая за ноутбуком.

  5. Не показывайте черновик друзьям и не спрашивайте, как им ваш новый рассказ. Я не суеверный, и думаю, что вы тоже вряд ли, но всё это будет плохо влиять на вас. Если вам скажут, что текст плох, вы расстроитесь и перестанете писать. Если собеседник слукавит и скажет, что текст хорош, вы возгордитесь и напишите плохую историю — падать будет ещё больнее. Пишите без оглядки на чьё-либо мнение, деньги и надежду, что вас когда-либо напечатают. Истории пишут не для этого.

  6. Не публикуйте текст сразу после того, как закончите его. Дайте ему настояться, отлежаться «в столе» или папке «Дропбокса». Прежде чем вы поймёте, что текст готов, пройдёт не один день и вы не раз внесёте в него правки. Нельзя с первого черновика написать хорошо, но любой хороший текст начинается с плохого черновика. Я откладываю текст минимум на день. Если текст большой, то, по возможности, отдыхаю от него хотя бы два-три дня. После перерыва легче увидеть свои ошибки, опечатки, плохой синтаксис, неверно употрблённые слова и прочий мусор.

  7. Во время отдыха не думайте о тексте и не говорите о писательстве. Разделите личное и рабочее время. Чтобы стать плодовитым писателем, блогером, автором или кем-то ещё, нужно отдыхать. Отдыхать, не значит бездельничать. Путешествуйте, занимайтесь спортом, плавайте, ходите на прогулки, катайтесь на велосипеде, читайте других писателей. Поглощайте информацию, чтобы потом отдать её: чем насыщеннее ваша жизнь, тем лучше и сильнее ваши тексты.

Лишняя точка в прямой речи

После школы мне почти никогда не приходилось сталкиваться с прямой речью на письме. Из-за чего и возникли проблемы, когда я начал работать редактором: я постоянно забывал, какие знаки нужно ставить.

Особенно бесила точка в предложениях, где слова автора стоят перед прямой речью. Но если разобраться, то всё просто.

  • Коля говорит: «Если предложение утвердительное, точка выносится за кавычки».

Во всех остальных случаях знак остаётся внутри кавычек:

  • Петя изумлённо спрашивает: «Куда же ставить точку в этой прямой речи
  • Иван в отчаянии кричит: «О боже, когда же я запомню это правило
  • Лида безнадёжно заключает: «Мы все умрём…»

То же самое работает с прямой речью, когда она стоит перед словами автора. Только вместо точки ставится запятая.

  • «Ну, вот и разобрались с прямой речью», — резво заключил Илья.

Проект — чей, а не что

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов „Республика“». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Виндоус.

Во всех остальных случаях названия своей компании надо склонять.

Я попал сюда случайно, но мне понравилось

Три года назад я не думал, что буду редактором и тем более, что это будет кормить меня и мою семью. После универа взрослая жизнь наступила внезапно, и вместе с ней пришло понимание: нельзя ничего выбрать заранее. Нельзя в пять лет знать, кем ты станешь. Узнать это можно лишь в процессе.

Туризм и первый контакт с диджитал

Когда вышел из универа со знанием двух языков и думаешь, что все хотят взять тебя на работу.

Итак, июль, 2015 год. Я только что получил диплом «бакалавра международных отношений» и активно искал работу. Нужны были деньги, чтобы платить за квартиру и хотя бы обеспечить себя.

После нескольких мудацких собеседований, я почти отчаялся найти что-то стоящее. Предлагали в основном быть менеджером продаж или хостесом в отеле — ни в том, ни в другом я себя не видел. Мой диплом и знание двух языков никого не интересовали. Все искали исполнителя, а не мыслящего человека. Это угнетало.

Вдруг раздался спасительный звонок от Иры Груздовой, тоже выпускницы МО (прим. автора. — международных отношений), но на два года раньше. Ира тогда работала в одной туристической компании, но не совсем обычной. Помимо бронирования билетов и сбора документов для виз, в компании был отдел сопровождения проектов — MICE — в расшифровке с английского это означает Meetings, Incentives, Conferences, Events. А ещё это «мыши» во множественном числе.

Так вот в этот отдел искали человека со знанием английского, умеющего писать и переводить. А ещё я должен был сопровождать всякие проекты с иностранцами. Короче, услышав слова «английский, иностранцы, перевод», я рванул туда. И меня взяли.

Стартанул я с зарплатой 18 тысяч и полным непониманием, что и как делать. Но у я люблю учиться новому. Что и сделал.

⌘ ⌘ ⌘

Через полгода работы в компании запустился перспективный проект gototyumen. com. Я должен был собирать контент для будущего сайта, писать тексты и переводить их на английский. Но поскольку мне всё интересно, постепенно я начал отвечать не только за тексты, но за взаимодействие с разработчиками. И это было гораздо круче, чем просто переводить надписи на кнопках.

Тогда я впервые занимался дизайном, искал решения для интерфейсных текстов, вникал в то, как работают сайты. Правда тогда я не знал, что это именно так называется. Я просто делал любую работу, связанную с проектом.

Ещё через полгода мы начали продвигать проект в соцсетях, и я пошёл учиться в Первую школу СММ к Диме Петрулёву. Копирайтинг, таргетинг, реклама и дизайн увлекали: я с жадностью впитывал знания. После полутора лет в компании, где каждое свое решение приходилось отстаивать с боем, я увидел шанс сменить профессию и в принципе отказаться от концепции «работа = офис».

В ноябре 2016, я уволился и начала работать эсэмэмщиком на фрилансе.

⌘ ⌘ ⌘

Вот какие выводы я могу сделать, оглядываясь на тот опыт:

  1. Не паникуй и не падай духом, когда ситуация кажется безнадёжной. По крайней мере это не повод устраиваться на работу в бесперспективную компанию. Жди своего звонка.
  2. Много, много работай. Паши́ безустанно и честно. Без выходных. Скорее всего никто этого не оценит. Но это единственный способ стать крутым в чём-то и заслужить уважение.
  3. Будь открыт миру. Чаще говори «да». Бери любые задачи: созванивайся по работе в полночь, обсуждай правки с программистами, помогай коллегам. Так быстрее поймёшь, что твоё, а что нет.
  4. Получи опыт, потом создавай своё. Стать фрилансером сразу не получится. За спиной должны быть определённые навыки. И, как ни странно, именно работа в офисе открыла мне путь к следующему этапу — работе на себя.
  5. Образование, диплом и его цвет не значат ничего. Единственное, что важно — знания, полученные опытным путём. Повторяющийся опыт превращается в навыки, а навыки — в рабочие инструменты. Образование — нахуй. Получайте знания.

Год на фрилансе: становление редактора

Кровь, пот, слёзы — таков путь редактора. Ну, ладно, без слёз.

2017 год. Я осваиваю профессию эсэмэмщика: оформляю сообщества, настраиваю таргетированную рекламу, составляю контент-планы, придумываю стратегии продвижения. Но внезапно в марте и апреле случились два события, которые и привели меня в тексты.

Первое: в марте я поехал на свой первый форум «Ямал Медиа», где рассказывал про СММ, тексты и соцсети.

Второе: Маша Наумова, главред «Нефти», в то время вела курс по текстам в Первой школе СММ. Но так как она переезжала в Москву, ей нужна была замена. И она предложила попробовать меня: рассказала мне про свой курс, дала вводные, показала презентацию, а дальше, как в тумане. Без шуток.

Я не помню, о чём рассказывал на первых двух потоках. Я просто повторял чужие мысли и учился вместе со студентами.

Вместе с ними я читал «Пиши, сокращай», открывал для себя советы Бюро Горбунова, блоги Ильяхова, Люды Сарычевой, Вани Сурвилло и других редакторов. Это был новый мир. К тому моменту я уже перепробовал всё, что есть в СММ, и мне было с чем сравнить. Тексты торкали сильнее всего.

К тому же это так неочевидно: мол, что сложного написать текст. У людей переворачивались мозги, когда я рассказывал им про стоп-слова и правильные кавычки. Это доставляло невероятный кайф. Одновременно, я офигевал от того, как мало мы знаем о своём родном языке и как плохо мы им владеем.

Так появилась мотивация прокачивать свои способности: я завёл телеграм-канал и блог, а ещё чуть позже запустил рассылку, вдохновившись письмами Сергея Капличного и Вани Сурвилло.

⌘ ⌘ ⌘

Дальше были попытки зарабатывать текстами. Получилось не с первого и даже не со второго раза. Тексты получались скверные и почти не приносили денег. Это были каракули, за которые брал я около 500-900 ₽ за текст. Больше — не решался, да не знал, чем мотивировать свою цену.

Параллельно я продолжал вести группы в соцсетях — это был мой хлеб, и я не мог в одночасье отказаться от этой работы. К тому же она помогала прокачаться в жанре новостей и образовательных постов. Тем не менее, я понимал, что соцсети не помогут мне развиться, как редактору.

Весь июнь 2017 года я отвечал на вакансии и пытался попасть в какое-нибудь издание. Хотя бы внештатно. И мне снова повезло.

После поездки в Иран я был на нуле. Заказов нет, из редакций одни отказы. Мне попалась вакансия внештатного автора в «Эвоторе». Я откликнулся, уже без надежды получить ответ. Но Саша Волкова — тогда она была главредом — ответила и дала мне шанс. Будь я тогда на месте Саши, я сам бы себе шанс не дал.

У меня в голове была тема для статьи «Что выгоднее фрилансеру — ИП или договор подряда». Вот я и писал эту статью где-то полгода. Это были адские муки.

В какой-то момент мне казалось, что я никогда не закончу эту чёртову статью, а если и закончу, то всё равно со мной ни одна редакция работать не будет.

Не знаю, почему меня тогда не выгнали и не удалили из редакторского чатика. Позже появился Саша Левашов и помог мне сделать эту статью. И наконец-то, спустя год, она вышла в блоге «Эвотора». Именно эта статья научила меня, что вообще такое быть редактором: общаться с коллегами, слушать шеф-редактора, принимать правки, мыслить в мире читателя и находить решения.

Но даже это не сделало меня редактором. Чтобы выживать, платить ипотеку и накопить на путешествие, я брался за мелкие заказы и вёл курс по текстам в Первой школе СММ.

Заказов становилось всё больше, но за них по-прежнему мало платили. Вдобавок, часто попадались клиенты, которым нужен был не просто текст, а, например, лендинг. Делать их я не умел. Это подтолкнуло прокачивать типографику, вёрстку, учить ХТМЛ и ЦСС.

⌘ ⌘ ⌘

Здесь остановлюсь и подытожу эту часть моей истории.

  1. Сначала будет больно и обидно. Ничего не будет получаться: тексты будут корявыми и сухими, а правки — вызывать неприятное жжение в груди. Успех и признание приходят не сразу. Их нужно добиваться. Каждый день по кирпичику строить свой каменный дом, даже если все вокруг лепят особняки из газоблоков. Каменный особняк в итоге простоит дольше.
  2. Первые статьи не будут кормить, а окружающие будут обесценивать твой труд. В один момент начнёт казаться, что ты умрёшь в нищете и безызвестности. Вероятно, ты даже подумаешь, что зря уволился из компании. Но всё, что остаётся — писать каждый день. Когда твоё мастерство окрепнет, ты почувствуешь уверенность и сможешь устанавливать за свой труд ту цену, какую пожелаешь.
  3. Чтобы стать крутым, научись слушать других. Без этого ничего не получится. Успех редактора по большей степени зависит от того, насколько хорошо он умеет наблюдать за поведением людей, замечать их проблемы и находить решения. Поэтому заткнись и слушай.
  4. Читай. Много читай. Но не всё подряд. Лучше всего читать блоги других редакторов, медиаменеджеров, дизайнеров, типографов, арт-директоров. Помни, что редактор — это человек, который может всё и умеет разрулить всё. Расти плечо, потому что наборщик текстов никому не нужен.

Работа на себя: ИП и бюро

А мы тут предпринимательством балуемся.

В январе 2018 я зарегистрировался как ИП. Статус предпринимателя добавляет +100 к карме фрилансера, упрощает взаимоотношения с заказчиками, внушает доверие и вообще вас сразу все любят.

Но заказы сами себя не найдут. Мне нужно было придумать название для своей компании и понять, чем она будет заниматься. Так появилось Бюро Жени Лепёхина. Почему оно так называется, расскажу в отдельной заметке.

По задумке я хотел сделать бюро текстов, набрать команду авторов и фигачить статьи для бизнеса. Про сайты речи не шло: я же редактор. Но уже в марте всё изменилось, и мы запустили сайт для сервиса временного хранение «Хоумбокс».

Снова везение. Один знакомый почему-то решил, что я делаю сайты. Он позвонил мне и сказал: «Есть женщина, ей нужен лендинг. Ты же умеешь их делать?» Я умел, но на Бутстрапе, и не очень хорошо. Но сказал, что, конечно, умею.

Это был риск, но интуиция подсказывала, что всё получится.

Я позвонил Кириллу и Мише из «Фольги», где когда-то работал эсэмэмщиком, и предложил поработать вместе. Так бюро текстов превратилось в дизайн-студию, спустя полтора года у нас в портфолио пять сайтов, с десяток логотипов и даже два кейса по неймингу.

Бюро пока не приносит стабильного ежемесячного дохода, и меня это устраивает. Но после запуска нового сайта, в августе, мы планируем брать больше проектов и активно развиваться.

⌘ ⌘ ⌘

Несмотря на то, что у меня появилось ИП, я понимал: заказы сами себя не найдут. Чтобы не сидеть без работы, я подписался на все возможные телеграм-каналы с вакансиями для редакторов, мониторил их каждый день и откликался на всё, что вызывало интерес.

Постепенно я повышал расценки. В начале года текст о компании у меня стоил 3 000 ₽, а статья — 5 000 ₽. К концу года цены выросли в два раза. Сначала было страшно, что у меня не будет клиентов, но их почему-то, наоборот, становилось всё больше. И всё интереснее. К осени сложилась ситуация, что я выбирал клиентов, а не они меня.

Это случилось по нескольким причинам.

  • Я написал во всех соцсетях, что теперь я редактор и пишу тексты. Друзья и знакомые стали время от времени подкидывать работу. Иногда попадались заказы от тюменских компаний, но мой ценник уже тогда был для них высоковат.
  • Я ориентировался на уровень и качество московских редакторов, изучал стандарты Школы редакторов. Равняться на местный рынок — значит ограничить себя и обречь на «80 копеек за знак».
  • Телеграм-канал и рассылка тоже давали результат: мои посты цитировали, репостили, всё больше людей узнавало обо мне. Клиенты шли по рекомендациям к редактору, а не к копирайтеру с биржи.

К середине года я уже работал с довольно серьёзными конторами: писал для дизайн-студии «АИС», брал интервью по заказу различных креативных агентств, в конце лета начал писать для «Скиллбокса», а осенью — для «ПИК Медиа».

⌘ ⌘ ⌘

Итак, чему меня научил 2018 год:

  1. Терпение и труд всё перетрут. Я научился работать: более менее соблюдать сроки, вести переговоры, получать и ставить задачи. Чтобы самостоятельно дорасти от жалкого беспомощного копирайтера до уверенного автора и редактора мне понадобилось два года. В школе редакторов людей готовят за девять месяцев, но я почему-то чувствовал, что мне туда не надо. Хорошо это или плохо, покажет только время.
  2. Редактор — это не только про тексты. Редактор — про всё. Но в первую очередь — про смыслы, решение проблемы, понимание паттернов человеческого мышления и поведения. Редактор — это про умение найти лучшее там, где оно неочевидно, и превратить минус в плюс.
  3. Объединяйся или умри. Быть универсальным редактором — круто, но если собрать команду из людей, которые сильнее тебя в дизайне и вёрстке, ты и сам станешь сильнее. Вдобавок, командная работа позволяет повысить ценник и зарабатывать больше. Например, цена на лендинг в бюро за год выросла в два раза: с 40 до 80 000 ₽.
  4. У работы «в чёрную» есть потолок. Как правило, это около 50 000 в месяц. Рано или поздно придётся легализоваться: это повышает доверие заказчиков, они охотнее отправляют предоплату, а вам не нужно морочиться с договорами и актами — часто можно работать по оферте.
  5. У фриланса тоже есть потолок. К концу года я застрял в однотипных задачах: написать статью, текст о компании, текст для лендинга. И мне захотелось в продукт. Конечно, есть редакторы, которым на фрилансе ОК и спустя три года. Но я хотел развиваться дальше.
  6. Чаще слушать себя и свой внутренний голос — интуицию. Логика вообще слабо дружит с законами, по которым живёт мир.

Анима: работа в продукте

Когда вечером подумал, что это лучшая версия текста, а утром понял, что нет.

Думать о продукте я начал в сентября 2018-го. Всё, как обычно, решил случай.

В ноябре мне написал Артём Скворцов, бывший арт-директор «Додопиццы» и руководитель отдела разработки «Институте развития регионов». Он давно читает мою рассылку, ему нравится стиль, в котором я пишу.

Артём предложил мне стать редактором нового продукта в «ИРР». Тогда у продукта даже не было названия. Просто СRM-система для застройщиков и агентств недвижимости. Уже позднее мы проведём брендинг и она превратится в Аниму.

Я почти ничего не знал о CRM-системах, но разбирался в текстах. А это основа любого современного диджитал-продукта. От того, какие ценности и смыслы вы закладываете в ваше творение, зависит его будущее. Поэтому я решил попробовать.

⌘ ⌘ ⌘

Первого августа будет полгода, как я работаю в Аниме, а на следующей неделе, впервые за три года, иду в официальный отпуск. Делать выводы пока рано, продукт ещё в разработке. Но я могу поделиться своими внутренними ощущениями от работы редактором на удалёнке.

  1. Выбирать продукт и команду нужно, опираясь на свои интересы, вкусы, взгляды и ощущения. Это как подобрать экипаж корабля, с которым отправишься в кругосветку. Там должны быть люди, которым ты в случае опасности готов доверить свою жизнь. Мне повезло: в Аниме охуенная команда.
  2. В продукте нет ничего, кроме задач. Их нужно решать. Они важнее команды и твоего эго. Не важно, кто придумал классную идею или название для продукта. Важен общий результат, а не твоё эго.
  3. Многие из этих задач абстрактны, что делает их сложными и увлекательными одновременно. От некоторых закипает мозг, приходится звать коллег на помощь. Но тебя никогда не оставят с проблемой один на один. Всегда помогут и что-то посоветуют.
  4. Тем не менее, в продукте от тебя ждут решений, а не вопросов в стиле «как я должен решить эту задачу» или «как правильно»? Нет правильных решений. В продукте можно и нужно ошибаться. Всё, что мы делаем в жизни — ошибки. Но чем больше мы их делаем, тем быстрее находим лучшие решения.
  5. В продукте не получиться сконцентрироваться на чём-то одном. Хотя в «Аниме» я отвечаю за редакторские процессы, рассылку продукта, интерфейсные тексты, я также участвую во всех брейнстормах.
  6. Продукт не только в тексте, дизайне или бэкенде. Продукт везде. Чтобы продукт получится, всё должно быть хорошо.

Вместо вывода

Я не знал, куда иду. Я не знал, что хочу быть кем-то. Даже в конце 11 класса я написал на бумажке, что просто хочу быть хорошим человеком, не более.

Так вот, по-моему найти себя можно, только если ты ищешь. А для этого надо что-то делать.

Что читать на завтрак

Я регулярно ищу новые источники знаний, подписываюсь на неизвестных людей. Чей-то контент приживается, а кто-то идёт лесом. Таковы реалии: времени всё меньше, контента больше, я не вечный. Ну, вы поняли.

Итак, кого стоит читать в 2019 году, если вы редактор или решили им стать.

Эта заметка не рейтинг. Порядок ссылок случайный и не означает, что я отдаю предпочтение кому-либо из участников списка.

Текст в тесте

Телеграм-канал Кирилла Егерева, редактора в «Яндексе». Он пишет про текст, интерфейсы и текст в интерфейсе. Нравится, что Кирилл берёт примеры из реальной жизни, скриншотит тупости копирайтеров, разбирает и показывает, как улучшить текст в конкретной ситуации.

Перейти в канал →

Сарычева

Телеграм-канал Людмилы Сарычевой, главреда издания «Дело Модульбанка» и совтора книги «Пиши, сокращай». Люда пишет не часто, но всегда по делу. Обычно она показывает, как убрать из текста лишнее, делится материалами, на которые стоит ориентироваться и показывает, как заменить канцелярит на нормальный оборот.

Перейти в канал →

Что почитать редактору

Ежедневная рассылка и Телеграм-канал подборкой лучших материалов о тексте, медиа и журналистике. Но кроме того, что её очень полезно читать, в рассылку можно попасть.

Если вы редактор и пишите годные посты о дизайне текста и работе редактора, можно предложить свой материал, блог или рассылку в качестве источника. Я несколько раз попадал в подборку, и это давало несколько сотен просмотров.

Подписаться на рассылку →

Читать канал →

Корректариум

Единственный достойный канал с советами по правописанию и разбором ошибок. Его автор — Валентина Козлова, основатель сервиса «Корректариум».

Раньше был ещё классный канал «Исправил» Никиты Юковича, но почему-то канал перестал обновляться. Тем не менее можно почитать его, как архив.

Возможно, есть и другие блоги о грамотности, но канал Вали берёт лаконичностью и нечастыми публикациями. Мне такое по душе.

Читать канал →

Ильяхов

У Максима Ильяхова в редактуре титулов, как у Дейенерис из «Игры престолов». Его не нужно представлять. В блоге он даёт советы о редактуре, информационном стиле, визуальном оформлении и управлении вниманием.

Блог Ильяхова — не источник № 1 на тему редактуры. Но это блог, с которого всё началось. Максим запустил процесс: о текстах стали писать, говорить. Появилась дискуссия. Это круто.

Давайте вдохновляться, но не подражать Максиму. Это разумнее, чем копировать. Хотя и это надо пройти.

Читать блог →

Бесплатная рассылка Главреда →

Саша Волкова

Блог Саши Волковой, изначально главред проекта Эвотора «Жиза», а ныне его вдохновитель, консультант. Она вышла за границы привычного понимания слова «редактор»: втерлась в доверие к предпринимателям и выпытывает у них то, что они постеснялись бы рассказать своим детям.

Когда читаю блог Саши, мне кажется, что есть планета, где высший разум познал редактуру и отправил Сашу рассказать нам об этом. Пожалуй, никто в рунете не пишет более глубоких и «стальных» по структуре заметок о редакторском ремесле. Редко, но метко и охуенно. Это про Сашин блог.

Читать блог →

Рассылка и курс агентства «Сделаем»

Паша Молянов и Лёша Рожков делают самобытную и полезную рассылку. Ребята рассказывают вроде бы очевидные вещи, но делают это по-своему, с авторскими иллюстрациями и юмором. Кайфую, когда читаю их выпуски.

Ещё у них есть бесплатный курс для начинающих авторов, копирайтеров и редакторов. Так что, если сомневатесь, надо ли вам в редактуру, гляньте.

Подписаться рассылку →

Бесплатный курс по редактуре для начинащих →

Рассылка Инициала

Одиннадцать бесплатных писем для начинающих авторов, писателей, журналистов и вообще всех, кто начинает работать с текстом. Это самый лайтовый вариант познакомиться с профессией редактора и понять, твоё не твоё.

Читать первое письмо →

Подписаться на рассылку →

Хорошие издания и рассылки

И да, никто не отменял читать хорошие материалы российских региональных и федеральных медиа:

Локальные медиа: Нож, рассылки «Бумаги», Энтер, Инде, Фракция.

Расследования и новости: База, Медуза, Новая газета, Такие дела, Медиазона.

Рассылки: Ваня Сурвилло, Ната Покровская, Сергей Хабаров, Вика Стеблина.

Писательский блок — это обычная лень

Самый частый вопрос о редактуре — как преодолеть писательский блок.

Всё, что нужно помнить: мозг боится именно начать работать. Он понимает: смотреть Ютьюб, читать книгу, листать Инстаграм проще, чем писать. Мозг не виноват. У него такая функция — защищать нас от вредного, сложного, опасного. Вообще от всего, что расходует наши ресурсы.

Чтобы побороть писательский блок, первое и единственное, что нужно сделать — сесть за стол и начать писать. Что угодно. Начинайте с любых слов, фраз и предложений.

Даже, если ваша статья о финансовой грамотности начнётся с того, что вы сегодня плохо спали, не беда. Через пару абзацев вы всё равно вырулите на нужный курс. А отредактируете потом.

Главное — начать.

Тексты и редактура — это работа

Недавно я ходил подстричься. Разговорился с парикмахером, и она вдруг выдаёт: «Вот бы мне такую работу как у тебя: сидеть дома за компом и ничего не делать». Я промолчал. Она же не виновата, что ничего не знает о работе редактора. С чего бы? Ведь сами редакторы не рассказывают, из чего состоит их работа.

Из-за чего у меня хотя бы раз в неделю происходит примерно такой диалог:

— А ты кем сейчас работаешь?
— Редактором.
— А, ну, короче, у тебя творческая профессия, да?
— Ага.

На самом деле нет. Я не терплю, когда работу дизайнеров, редакторов и арт-директоров приравнивают к творчеству.

Творчество осталось в детсаде на уроках рисования.

А в работе редактора столько же творчества, сколько в рэпе Гнойного смысла. Его процент бесконечно стремится к нулю. Чтобы вы понимали, почему это так, приведу примерную схему работы редактора над одним материалом.

  1. Редактор получает сообщение от застройщика, которому срочно нужна статья о том, что у него самый лучший жилой комплекс в Крыжополе. И просит назвать цену.
  2. Редактор говорит: «Воу-воу, полегче. Давайте сначала разберёмся, а зачем вам статья?»
  3. Клиент: «Ну, все пишут, а мы чё лохи? Нам тоже нужен полезный контент, посты в Фейсбуке и всё такое».
  4. Редактор: «Ага, понял, вы не хотите выглядеть как лохи. А для кого статья, кто будет её читать, где вы планируете её разместить, кто будет верстать, что вы хотите от читателя...» В общем вы поняли: редактор задаёт вопросы до тех пор, пока не поймёт, почему он должен написать эту статью, зачем, в каком формате, сколько времени займёт изучение темы.
  5. После этого редактор такой: «Напишу за 12 тыщ. Сроки — две недели. На мне корректура, вычитка и рекомендации по вёрстке для дизайнера».
  6. Клиент: «Ты берега-то видишь? Какие 12 тыщ?! Тут на бирже пацаны за сотку пишут!»
  7. Редактор: «ОК, идите на биржу».
  8. Клиент идёт на биржу, ему пишут унылый говнотекст. Возвращается и говорит, ок, давай напишем за 12.
  9. Редактор снова задаёт кучу вопросов. Но уже про бизнес клиента: кто за что отвечает, почему его ЖК самый крутой, в чём конкретно он лучше других, кто его будет строить, какие материалы используются для отделки, кто разрабатывал проект и т. д.
  10. Клиент думает: мутный какой-то тип. Про бизнес выведывает, вопросы задаёт, а текст-то когда писать будем?
  11. Но редактор не злится на клиента. Он знает, что хорошей статьи без исследования не сделать. Поэтому говорит: «Мне нужна неделя на черновик. В следующий понедельник покажу, чё получилось».
  12. Клиент: «Кайф, за 12 тыщ ещё и неделю ждать. Ну, ок, куда деваться».
  13. Редактор собирает информацию, которую узнал от клиента, изучает рынок, смотрит, что пишут о других жилых комплексах Крыжополя, отмечает их сильные и слабые места.
  14. После анализа он находит главную мысль-аргумент за ЖК клиента и начинает строить вокруг неё структуру будущей статьи, снабжает материал фактами и примерами. Иными словами, редактор создаёт в статье условия, при которых читатель почувствует, что этот жилой комплекс — лучший в Крыжополе, и там стоит купить квартиру.
  15. После этого редактор показывает черновик клиенту. После чего замечания, доработка, вычитка, корректура, ещё раз вычитка, вёрстка и вуаля — текст сдан и выпущен.

А теперь скажите мне, где тут творчество?

Зачем проводить бесплатные мастер-классы?

Обычно главная причина сделать бесплатную лекцию — реклама. Но на такие события редко собирается много людей, тем более в будний день. Поэтому реклама — не единственный повод организовать бесплатный мастер-класс. Есть и другие.

Продолжить чтение →