← 
В блог

Редакторская |

Тексты и редактура — это работа

Недавно я ходил подстричься. Разговорился с парикмахером, и она вдруг выдаёт: «Вот бы мне такую работу как у тебя: сидеть дома за компом и ничего не делать». Я промолчал. Она же не виновата, что ничего не знает о работе редактора. С чего бы? Ведь сами редакторы не рассказывают, из чего состоит их работа.

Из-за чего у меня хотя бы раз в неделю происходит примерно такой диалог:

— А ты кем сейчас работаешь?
— Редактором.
— А, ну, короче, у тебя творческая профессия, да?
— Ага.

На самом деле нет. Я не терплю, когда работу дизайнеров, редакторов и арт-директоров приравнивают к творчеству.

Творчество осталось в детсаде на уроках рисования.

А в работе редактора столько же творчества, сколько в рэпе Гнойного смысла. Его процент бесконечно стремится к нулю. Чтобы вы понимали, почему это так, приведу примерную схему работы редактора над одним материалом.

  1. Редактор получает сообщение от застройщика, которому срочно нужна статья о том, что у него самый лучший жилой комплекс в Крыжополе. И просит назвать цену.
  2. Редактор говорит: «Воу-воу, полегче. Давайте сначала разберёмся, а зачем вам статья?»
  3. Клиент: «Ну, все пишут, а мы чё лохи? Нам тоже нужен полезный контент, посты в Фейсбуке и всё такое».
  4. Редактор: «Ага, понял, вы не хотите выглядеть как лохи. А для кого статья, кто будет её читать, где вы планируете её разместить, кто будет верстать, что вы хотите от читателя...» В общем вы поняли: редактор задаёт вопросы до тех пор, пока не поймёт, почему он должен написать эту статью, зачем, в каком формате, сколько времени займёт изучение темы.
  5. После этого редактор такой: «Напишу за 12 тыщ. Сроки — две недели. На мне корректура, вычитка и рекомендации по вёрстке для дизайнера».
  6. Клиент: «Ты берега-то видишь? Какие 12 тыщ?! Тут на бирже пацаны за сотку пишут!»
  7. Редактор: «ОК, идите на биржу».
  8. Клиент идёт на биржу, ему пишут унылый говнотекст. Возвращается и говорит, ок, давай напишем за 12.
  9. Редактор снова задаёт кучу вопросов. Но уже про бизнес клиента: кто за что отвечает, почему его ЖК самый крутой, в чём конкретно он лучше других, кто его будет строить, какие материалы используются для отделки, кто разрабатывал проект и т. д.
  10. Клиент думает: мутный какой-то тип. Про бизнес выведывает, вопросы задаёт, а текст-то когда писать будем?
  11. Но редактор не злится на клиента. Он знает, что хорошей статьи без исследования не сделать. Поэтому говорит: «Мне нужна неделя на черновик. В следующий понедельник покажу, чё получилось».
  12. Клиент: «Кайф, за 12 тыщ ещё и неделю ждать. Ну, ок, куда деваться».
  13. Редактор собирает информацию, которую узнал от клиента, изучает рынок, смотрит, что пишут о других жилых комплексах Крыжополя, отмечает их сильные и слабые места.
  14. После анализа он находит главную мысль-аргумент за ЖК клиента и начинает строить вокруг неё структуру будущей статьи, снабжает материал фактами и примерами. Иными словами, редактор создаёт в статье условия, при которых читатель почувствует, что этот жилой комплекс — лучший в Крыжополе, и там стоит купить квартиру.
  15. После этого редактор показывает черновик клиенту. После чего замечания, доработка, вычитка, корректура, ещё раз вычитка, вёрстка и вуаля — текст сдан и выпущен.

А теперь скажите мне, где тут творчество?

Комментировать

Комментировать

  1. Так творчество – это деятельность, направленная на создание чего-либо нового. Если вы работаете исключительно по шаблону, то да, скорее всего, здесь нет творческой составляющей. А если прикладываете мыслительные усилия и вносите хотя бы какие-то новые элементы (подача, оформление, структура – а не просто информация, записанная со слов заказчика), то это уже творческая деятельность, пусть даже она и не составляет в чистом виде сто процентов времени, которое тратится на работу.

    • Да, всё верно, творчество — это создание чего-то, что не существовало до. Но отношение к творческим/креативным профессиям такое, что не хочется ассоциировать их с творчеством. По крайней мере на этом этапе развития общества. Люди думают, что если ты творчеством занимаешься: кино снимаешь, текстики пишешь, то это лёгкие деньги. Но нет.

      Не зря есть книга «Дизайн — это работа» Майка Монтейро. Он написал её как раз потому, что устал от дурацких стереотипов о его профессии. Посыл такой: креативные индустрии — это такая же работа, как тушить пожары, строить дороги, учить детей и спасать жизни. И она не менее важная, чем все другие профессии.

      А пример, который я привёл, чтобы проиллюстрировать работу редактора, вовсе не про шаблонность. Это всего лишь одна из ситуаций — запросы и потребности каждого бизнеса уникальны. В этом и прелесть и сложность работы в креативном кластере.

    • Все зависит от самоактуализации. Лично знаю сварщика, который считает свою профессию творческой, а ещё слесаря, брокера и мерчендайзера в ритейле. Если бы больше людей относилось к своей работе, как к творческой, то есть творили бы, а не шли на ежедневную каторгу, мы жили бы значительно лучше. При этом, конечно, нужно различать в своей ежедневной работе границы ремесла и творчества, уметь балансировать на их гранях, добиваясь лучшей эффективности и её роста. А то знаю я и нескольких «творческих»...

  2. Следует различать понятие и то, как слово живёт в жизни. В словаре творчество означает создавать что-то, чего раньше не было. Но на деле, любая профессия — это ремесло. Творчество появляется на стыке профессий и направлений.

    Например, не было веб-сайта, появился веб-сайт. Над ним работали несколько человек: дизайнер, редактор, программист, верстальщик. Вместе они его создали, сотворили. Но в процессе работы они не думали о творчестве и не занимались творчеством. Они просто делали свою работу.

    Этого сегодня многим не хватает. Людям ходят на курсы, где им забивают голову креативными практиками. А надо для начала просто научиться делать нормальный функциональный дизайн, верстать нормально, писать нормальные тексты, нормально работать.