Обо мне · Рассылка · Студия · РСС
Блог о редактуре и арт-дирекшне

Позднее Ctrl + ↑

Откуда брать идеи для постов

Самое дурацкое, чем может заниматься автор — насильно выжимать из себя темы для блога. Аудитория прекрасно чувствует, когда автор пишет о надуманной проблеме или искусственно придумывает аргументы.

Если идеи для поста нет, лучше его не писать. От того, что какой-то блоге не выпустил хуёвый пост ещё никто не умирал.

Единственное, что нужно делать в такой ситуации — расслабиться и наблюдать. Жизнь — лучший источник идей для блога. Плохо написанные объявления, разговоры и реплики людей, ситуации с клиентами или в проектах — всё это готовые темы.

Надо только определить свой фокус и понять, какие темы вас волнуют. Жизнь сразу же начнёт подкидывать ситуации, только успевай писать.

Фальшивая вежливость

Некоторые люди думают, что они дохуя вежливые, потому что сказали «пожалуйста» и «спасибо». Но все они прокалываются, когда используют глаголы.

Например, кассиры на кассе часто палятся на простой фразе «прикладывайте карту». Вместо этого они говорят: «Карту прикладываем». Это жутко бесит и напоминает мне, будто я попал в детский сад, школу или поликлинику: «Проходим, проходим, не толпимся в коридоре». Еле сдерживаюсь, чтобы не поправить.

Единственно правильный вежливый вариант — использовать повелительное наклонение. Проходите, не толпитесь, прикладывайте. Человек сам решает, что ему делать.

Ноу хани, ноу мани

Если где-то вам оказали хуёвый сервис, разворачивайтесь и уходите. В таких ситуациях решение нужно принимать легко и без сожаления. Не надо терпеть и платить деньги, если очевидно, что вам не рады.

Нахамили в такси, как только вы сели? Не нужно ехать с этим водителем: вряд ли поездка будет приятной. Не прожарили стейк, как вы просили? Не надо его есть, попросите переделать или дожарить. А если откажут, идите в другое кафе.

Вы не обязаны оплачивать труд тех, кто не умеет быть внимательным и обходительным, кто не хочет ваших денег. Есть огромное количество других таксистов и официантов, которые с радостью примут ваш заказ и сделают охуенно. Приведу пример.

Сегодня мы с братом забирали комп из «Ситилинка». Вызвали такси — ждём. Сначала водитель не позвонила и не сказала, что остановилась на другой парковке. На улице холодно, и не очень круто стоять с телефоном в руках. Когда мы нашли машину и стали ставить коробку на заднее сиденье, девушка заорала: «Я же сказала — не ставить коробку на заднее!»

Я закрыл дверь. Мы отменили заказ, вызвали другое такси и прекрасно доехали с добродушным дядькой лет 50. Оставили ему на чай рублей 40, кажется. Потому что не жалко. Потому что он помог нам решить нашу проблему легко и непринуждённо. Потому что приятно расставаться с деньгами, когда понимаешь, за что их отдаёшь.

О продающих текстах в последний раз

Не бывает продающих текстов. Потому что ни один маркетолог не объяснит вам, что это такое.

Не бывает продуктовых текстов. Ни один продакт-менеджер не сможет сформулировать их определение.

Не существует волшебных текстов, от которых у клиента перед глазами начинают плясать розовые единороги или появляются доллары в глазах. Их просто нет в природе.

Не бывает каких-то особых слов и формулировок, которые сделают текст волшебным. Никакой текст не поможет вам продать услугу или продукт, если у вас хуёвый сервис: не работает сайт, не отвечает колл-центр, не перезванивают менеджеры.

Ни один текст не продаёт сам по себе. Как и дизайн, сайт или посты в Инстаграме. Всё это просто инструменты коммуникации. Продают ценности, которые вы транслируете, хороший сервис, спокойствие, с которым вы разбираетесь в задаче. А вся эта возня с желанием поскорее продать — не продаёт. Она только отталкивает и раздражает.

Если клиент или руководитель просит вас написать продающий волшебный текст с огоньком, спросите его: «А что это значит? Что вы имеете ввиду под продающим текстом? А в чём будет заключаться огонёк? Какой результат он по-вашему даст? Как люди узнают о вашем тексте?» И тут небольшой совет: так нужно поступать с любым текстом.

Есть разные задачи, а буквы, алфавит и тексты — те же. Поэтому нет смысла делить тексты на подвиды. Это полная хуйня, которую придумали маркетологи и копирайтеры, чтобы продавать свои услуги «вкусно и сочно». Если вы хорошо работаете, вам не нужно уметь в продающие тексты. Нужно просто уметь разбираться в задаче.

Звонок клиенту

Некоторые после отправки коммерческого предложения звонят клиенту и говорят: «Мы отправили вам коммерческое, просмотрите почту».

А я не звоню, потому что считаю это идиотизмом. Клиент же не тупой, проверяет почту сам не по разу в день.

Если в этом звонке есть польза, то какая? Если это дополнительный сервис, то в чём тут сервис? Что решает этот звонок? На что он влияет? Я искренне не понимаю.

Как работает контент-маркетинг на самом деле

Я веду рассылку о редактуре. Её читает 1390 человек. В том числе известные редакторы. Например, Сергей Король. Не важно, как часто он её читает, как минимум он знает, что она есть и кто её автор.

Сергей сидит в Телеграм-чатиках и общается с другими редакторами. Вдруг кто-то присылает в чатик вопрос, что им нужен автор в Тюмени. Именно там, а не на удалёнке. У Сергея Короля срабатывают ассоциации, и он вспоминает, что читает рассылку некого Жени Лепёхина из Тюмени. И этот Женя тоже редактор, пишет тексты, сайты делает.

Сергей думает: «Хм, рассылка у него неплохая. Пожалуй, можно посоветовать этого парня». И кидает ссылку на Женин сайт. Редактор, которая искала автора, приходит к Жене и говорит: «У меня есть работа». Женя получает интересный заказ, деньги и в какой-то степени признание со стороны коммьюнити. Ведь на него сослались, а значит он норм.

Думаю, из этой истории принцип контент-маркетинга понятен. Контент-маркетинг не работает по щелчку и не приводит клиентов в ту же секунду, как вы запостили что-то в Фейсбуке или запустили рассылку. Глупо думать, что вот я сейчас месяц попишу посты в Инстаграме, и у меня заказы попрут. Смешно же, ну.

Это долгосрочная работа на перспективу и своё имя. Это тяжёлая и сложная работа. Она требует внимания, усидчивости и постоянства. Тот, кто наиболее постоянен и последователен, получает больше так называемых «среднячков», которые забили и разочаровались в контент-маркетинге. Просто они неправильно поняли его суть.


П. С. Ещё про контент-маркетинг советую прочитать интервью с Екатериной Ерошиной и посмотреть её презентацию с «Сайбер Маркетинга 2018».

Анима: выбор стратегии для продуктового медиа

Сейчас в Аниме я делаю первые шаги и учусь организовывать редакторский процесс с нуля. Его пока что нет. Вернее есть, но только в моей голове и в лице одного человека.

Моя задача — сделать так, чтобы этот процесс понимали и принимали все остальные участники команды. А это маркетологи, дизайнеры, арт-директора, менеджеры продаж. Все они будут работать с текстом. Каждый из них будет передавать мне информацию о продукте и клиентах, чтобы я создавал контент для блога и соцсетей.

Поэтому теперь периодически я буду делиться тем, что происходить в нашем продукте, рассказывать как я принимаю решения и развиваю редакцию. Начну с того, как выбрать стратегию.

Есть два основных вида стратегии: краткосрочная и долгосрочная. Можно выбрать те инструменты, которые дадут результат здесь и сейчас: баннерная реклама, таргетированная реклама, холодные звонки, личные продажи. А можно работать в долгую: вести блог, соцсети, писать статьи, снимать видео, делать подкаст — это ещё называется контент-маркетингом.

На старте проекта, важно понять, какая стратегия будет основной. Обе взять не получится, так как это не даст никакого результата, и скорее всего убьёт продукт. Потому что ресурсы любой компании конечны. Я сейчас не рассматриваю гигантов вроде Гугла или Микрософта. Они могут экспериментировать и закрывать продукты. Но у маленького российского продукта такой возможности нет.

Поэтому первое, что нужно сделать — решить, чего вы хотите: денег сейчас и мало доверия, или мало денег сейчас и доверие, которое можно будет монетизировать в перспективе.

На мой взгляд, продуктовые медиа не могут повысить продажи здесь и сейчас. Это вообще не их задача. Тем более в таком сегменте, как ЦРМ-системы. Такое не продаётся с помощью таргетинга: люди долго сомневаются, уточняют, задают вопросы, сравнивают цены с конкурентами, спрашивают у знакомых про ваш продукт. И это нормально.

Для продуктовых медиа главная цель — строить отношения с клиентами и подписчиками, вести диалог, помогать решать их проблемы, формировать авторитет команды в вашей сфере, рассказывать о возможностях продукта легко и без нажима. То есть работать на будущее, на имидж и формировать некую добавочную ценность для продукта.

У такой стратегии много минусов. Она дорогая, может долго не приносить результата и требует много ресурсов. При этом у неё только один плюс, но весомый: люди, которые в итоге купят ваш продукт, сделают это сами, а не потому что вы им «впарили» или «продали» в лоб. Они купят сами, потому что никто не звонил им и не просил покупать, никто не ставил на каждый экран сайта кнопку «Заказать обратный звонок прямо сейчас», никто не размещал уродливые продающие рекламные баннеры.

Человеку просто рассказали о возможности, а он сам решил её использовать. Такие покупатели стоят дорого, зато они делают выбор наверняка, и остаются верными продукту долгие годы.

В Аниме мы выбрали именно такой подход. Будем делать медленно, долго, зато наверняка. Хайп — это хорошо, но эффект от него быстро проходит.

Ты тут?

Я думал, что «привет» — самый дурацкий вариант начать разговор в сети. Но есть вариант, который хуже. Это вопрос: «Ты тут?»

Если с приветом ещё как-то можно оправдать собеседника: мол, не хотел показаться грубым, поздоровался и т. д. То здесь у меня нет вариантов. Зачем кому-то спрашивать, тут я или нет? Что это меняет?

Если меня нет, я не отвечу. Если я тут, отвечу. Особенно странно делать это в командных мессенджерах вроде Слэка. Там есть статусы, и если кто-то не онлайн, то он «не тут» — нет смысла спрашивать.

Самый нормальный вариант, сразу писать по делу без расшаркиваний. Человек прочитает, когда зайдёт в сеть. А если не прочитает, и нужен ответ — можно позвонить.

Век в сети, век учись

Удивляюсь тому, как некоторые до сих всерьёз относятся к общению в чатиках, оскорблениям и троллингу.

Даже странно, что в школах и универах до сих пор нет предмета, который бы вёл какой-нибудь тролль или блогер. Он мог бы учить детишек отражать нападки хейтеров, справляться с кибербуллингом и отличать информационные вбросы от более-менее реальных новостей и угроз. В принципе он же мог бы объяснить, что люди в жизни и сети — разные.

Сегодня очевидно, что ни один постсоветский учитель не может научить ребёнка посылать нахуй всяких мудаков в сети. Родители тоже не всегда справляются с этой задачей, но по другой причине: теряют доверие и уважение детей, а потом жалуются, что те «смотрят в интернетах всякое» или самоубиваются. По-моему просто не надо быть ханжой и увольнять учителей за фотки в купальниках, а рассказывать про жизнь, как она есть.

Нужно общаться с детьми и объяснять им, что сегодня какому-нибудь школьнику из Лабытнанги и Насте Ивлеевой доступны абсолютно одинаковые инструменты медиа. Тогда, возможно, этот самый школьник научится монтировать видосы, запустит блог или сайт и через несколько лет заработает больше, чем Настя.

А пока Минобр будет проводить унылые заседания, закрывать Ютюб и заставлять учителей мониторить соцсети учеников, нихуя хорошего не случится.

Виды контраcта в дизайне

Контраст — основой элемент дизайна. Он используется в графическом дизайне, иллюстрациях и вебе, в продуктовом и промышленном дизайне. Контраст помогает управлять внимание человека, и потому играет важную роль в создании сильного дизайна.

Более подробно о контрасте рассказал Сергей Кулинкович в своём выступлении «Что такое хорошо» на Просмотре в 2017 году.

Фотография или иллюстрация

Фотографии, рисунки, схемы, гифки, 3D-анимация, иллюстрации создают наиболее сильный контраст. Даже если это чёрно-белая фотография, контраст по-прежнему остаётся достаточно сильным, чтобы перетянуть внимание с чёрного круга на фото.

Цвет

Контраст с помощью цвета, пожалуй, второй по силе и значимости. Чтобы правильно его использовать, изучите теорию цвета и прочтите книгу Иоганнеса Иттена «»Искусство цвета».

Размер

Контраст по размеру один из самых простых способов задать иерархию в дизайне. Этот метод применяется во всех текстовых блоках, документах, на сайтах и лендингах.

Заголовки в этом блоге набраны Гельветикой 36 кегля, а основной текст — 16. Этого достаточно, чтобы визуально создать структуру и донести до читателя, какой элемент документа важнее.

Форма

Контраст по размеру один из самых простых способов задать иерархию в дизайне. Этот метод применяется во всех текстовых блоках, документах, на сайтах и лендингах.

Микрорешение

Это, пожалуй, наиболее сложный и потому менее распространённый вид контраста. Хорошо подходит, когда нужно локально выделить конкретную деталь на сайте, странице книги или в приложении. Микрорешения помогают улучшить дизайн в целом за счёт мелких и малозаметных доработок, улучшений.

Тень

Самый неконтрастный способ создать контраст. Следует использовать аккуратно и локально, чтобы не перегрузить общую композицию.

Хорошо работает в паре с фотографиями, помогает выделить элемент, с которым работает пользователь. Также подходит для того, чтоб выделить плашку от общего фона сайта, если нужно создать эффект воздушности или парения.

Ранее Ctrl + ↓