Обо мне · Рассылка · Курс для нередакторов · Студия · РСС
Блог о редактуре и арт-дирекшне

Позднее Ctrl + ↑

Перевёрстка таблицы про коронавирус

Решил поучаствовать в конкурсе Игоря Штанга «Перевёрстка таблицы симптомов коронавируса». Прежде в «Оди» вышла статья Игоря о наглядности в таблицах.

Задача

Переверстать таблицу симптомов коронавируса с официального сайта Роспотребнадзора.

В целом, это не самая плохая таблица, но с ней есть несколько проблем:

  1. Строки расположены слишком плотно, из-за чего читать симптомы не очень удобно.
  2. Слово «Ковид-19» забирает на себя слишком много внимания, хотя главное здесь — симптомы.
  3. Черезполосица белого и голубого в строках ничего не означает.
  4. Из-за смешивания выключки по центру в таком массивном заголовке и выключке по левому краю, вся таблица создаёт ощущение беспорядка и хаоса.

Процесс перевёрстки

Для начала построим примерную сетку на основе Гельветики, разберёмся с количеством текстовых стилей и размерами кеглей. На этом этапе работаем без цвета, просто располагаем информацию, смотрим, чтоб всё влезло.

Успокаиваем шапку таблицы: отдаём всю ширину заголовку, телефон Роспотребнадзора и ярлык с ковидом убираем в подвал.

Во втором подходе добавляем цвет. Я решил оставить красный, как и в исходной таблице, потому что в принципе это правильный посыл: опасность, обратите внимание именно на эти симптомы. Увеличиваю отступы слева и справа в два раза, чтобы содержимое таблицы не прилипало к краю и легко читалось.

Добавляю красную линию, чтобы отделить заголовки от информации. «Нет» заменяю на тире — таблица становится чуть легче за счёт этих пробелов. Стало уже чище, но теперь кажется, что информация, наоборот, сильно размазано по формату.

Ещё понимаю, что Гельветика — слишком «квадратный» шрифт для этой таблицы. Меняю его на Интер, бесплатный и хорошо сбалансированный гротеск. Он близок к Гельветике, но у него лучше кириллица и больше начертаний.

В третьем подходе уменьшаю расстояние между строками в два раза — появляется «дыра» между подвалом и таблицей. Добавляю полезную информацию об инкубационном периоде и продолжительности болезни. Теперь таблица выглядит спокойно и уверенно. Перехожу к акцентам.

Красную разделительную линию делаю серой и менее активной. Симптопы, которые не встречаются совсем или встречаются редко, успокаиваю и ставлю прозрачность на 50%. Так человек сначала обратит внимание на более распространённые симптомы, а потом на те, что присущи болезни лишь иногда и редко.

В конце меняю начертание с жирного на полужирное, чтобы повысить читаемость и сделать таблицу ещё легче. Дополнительную информацию набираю обычным начертанием, чиню типографику, чтобы размеры кеглей сочетались между собой.

Результат

Ключевая задача этой таблицы — снизить нагрузку на службу поддержку Роспотребнадзора и местных больниц. Поэтому в ходе перевёрстки я ставил себе задачу сделать таблицу информативнее, избавиться от декоративности и расставить акценты так, чтобы любой человек мог бы бегло посмотреть на данные и сделать вывод: есть у него коронавирус, стоит ли ему беспокоиться или нет.

Проект — не что, а чей

Меня коробит, когда российские компании и бренды не склоняют свои названия, подражая зарубежным брендам.

Вместо «один из проектов „Республики“» могут запросто написать «один из проектов Respublica». Смысл фразы изменился, и можно подумать, что проект называется «Республика». Хотя имелось ввиду другое.

Так можно делать, если вы употребляете с названием родовое или видовое слово: один из проектов компании „Республика“. И ещё, если название иностранное, пишется на латинице и не склоняется в принципе. Например, новый продукт Apple или старая версия Виндоус. Во всех остальных случаях названия компании надо склонять.

Больше этого меня бесит только пресловутое «подпишитесь на нас в Instagram». Единственно правильный вариант — «подпишитесь на нас в Инстаграме». Или «мы в Инстаграме», но никак не «мы в Инстаграм».

Блог: зачем он нужен и как выбрать стратегию для его развития

В прошлом выпуске моей рассылки один из читателей спросил:

Жень, а расскажи больше об идее блога? Почему решил делать? Какие цели ставил в начале? Для чего? Почему решил запустить рассылку? Как набирал первых читателей? И, конечно, техническая сторона тоже была бы интересна. Тоже думаю делать свой блог и задаюсь вопросами.

В этом сообщении несколько вопросов, и раскрыть их в одной заметке я не смогу. Поэтому я решил разбить свой ответ на серию постов про блог и информационные продукты в целом. Для начала расскажу, зачем вообще нужен блог и как выбрать для него стратегию.

Зачем вести блог

Блог — отличный способ упорядочить мысли и научиться ясно их выражать. С этой точки зрения, вести блог определённо полезно, нужно и важно. Но причин запустить блог много, у каждого своя. Я разберу лишь те, которые мне кажутся наиболее естественными и практическими.

Личный дневник и рефлексия. Этот вариант самый простой и одновременно самый бесполезный. Пользу от дневника получаете только вы сами. Количество людей, кому будет интересно знать, как прошёл ваш день, довольно ограничено: ваши родители, семья и друзья, возможно, какие-то обожатели или фанаты. Но если вы человек, который прежде не вёл никакой публичной деятельности, то скорее всего ваши мысли будут интересны 20-30 людям, которые вас знают.

Вести дневник и документировать свою жизнь — не плохо. В этом есть смысл, но он понятен лишь вам или очень узкому кругу людей. Возможно, у вас благородная миссия, и вы хотите сохранить эти заметки для своих детей и внуков. Ваше право. Просто имейте ввиду, что кроме них, это мало кого заинтересует и точно не принесёт вам клиентов.

Создание популярного контента и продажа рекламы. Можно задаться целью, набрать в блог большую аудиторию и продавать рекламу. Так делает большинство: Дудь, Лебедев, Варламов, Ивангай и Пьютипай. Эти авторы не ставят цели стать авторитетами в какой-либо сфере, но у них уже есть полезное действие — развлекать аудиторию. Экспертность формируется уже апосредованно от этой функции.

При упоминании Лебедева все думают о дизайне, а при упоминании Варламова — про городскую среду и урбанизм. Хотя при этом оба блогера затрагивают в публикациях совершенно разные вопросы. Тем не менее, даже у них есть темы, которым они уделяют больше внимания, чем остальным.

Главная ценность блогов с популярным контентом — помочь человеку отдохнуть, посмеяться, узнать что-то новое. Без конкретного фокуса на чём-либо.

Проблема такого подхода в том, что популярный контент собирает разношёрстную аудиторию, которая не объдиняется конкретной тематикой. Поэтому, например, Артемий Лебедев не продаёт в блоге услуги своей студии. Просто потому, что скорее всего там не так много людей, готовых купить логотип за миллион.

Продвижение себя, формирование экспертности и авторитета в профессии. Это вариант, которого придерживется Максим Ильяхов, Илья Бирман и различные нишевые медиа, например «Дело» Модульбанка или «Жиза» Эвотора. Эти люди и медиа создают контент, который посвящён конкретной теме.

Максим Ильяхов — редактура, визуальное повествование и управление вниманием
Илья Бирман — дизайн, русский язык и интерфейсы
Жиза и Дело — про то, как малый бизнес выживает в России
Кто студент — медиапроект о выпускниках Школы редакторов

У этих проектов мало подписчиков, счёт идёт всего на несколько десятков тысяч. В масштабах страны и мира это немного. И это нормально. Блоги на узкие тематики всегда менее популярны, чем массовые. Потому что подразумевается, что информацию, которую читатель там получит, нужно обдумать, осмыслить и как-то применить в жизни. То есть потребление полезного контента запускает мыслительный процесс.

У Максима Ильяхова на эту тему была хорошая мысль рассылке «Сильный текст». Не помню фразу дословно, но суть следующая:

Люди в большинстве своём думать не любят. Им гораздо лучше заходит всякая развлекуха: шутейки, мемасики, котики, бабки и накаченные жопы в инсте. И это нормально.

Было бы странно, если бы все сейчас бросили Тикток, открыли справочник Мильчина и начали читать про редакторские стандарты и оформление перечней. Этот справочник не каждый редактор в руках держал, не то что открывал и читал.

Поэтому, если вы решили наращивать свою экспертность и авторитет в профессии, приготовьтесь к тому, что это будет долго, нудно. Скорее всего, у вас не будет много подписчиков. Скорее всего, блог не будет приносить вам клиентов в первый год или полтора. У меня, например, ушло почти два года до момента, когда блог и рассылка стали приносить мне клиентов.

А ты сам, какой стратегии придерживаешься?

В своё время я попробовал всё и убедился, что последний подход — самый эффективный для меня. Я веду блог о редактуре, дизайне и управлении. Понятно, что это не массовые темы, и они никогда не приведут мне сотни тысяч подписчиков. Но мне и не надо. Мой блог привлекает только тех, кому интересны вопросы редактуры и управления. В моём контенте они видят для себя какую-то ценность, и потому продолжают читать мои посты. Другие — просто не мои читатели.

Чек-лист: три вопроса, которые помогут выбрать стратегию для блога

  1. Чего вы хотите: стать популярным, сформировать авторитет в профессии, стать экспертом в конкретном направлении, или просто порефлексировать о прожитом дне?
  2. Кого вы хотите видеть среди ваших читателей? Безликую массу людей или аудиторию с чётким запросом? Ваших родственников или коллег по цеху?
  3. Будет ли в вашем блоге монетизация? Если да, то какая? Продажа рекламы или продвижение собственных продуктов и услуг? Может, кстати, и не быть монетизации. Это тоже нормально.

Что это

Серия постов о том, как запустить текстовый блог. Вот примерный план заметок.

  1. Блог: зачем он нужен и как выбрать стратегию для его развития — вы здесь
  2. Блог: как часто надо в него писать
  3. Блог: откуда брать идеи для постов
  4. Блог: как выбрать платформу
  5. Блог: где найти первых читателей
  6. Блог: как понять, стоит ли его запускать

Отдельное спасибо Максиму Ильяхову и его рассылке «Сильный текст». В ней была целая серия писем про личные медиа. Они и вдохновили меня рассказать о своём опыте ведения блога.

Рассылка для нередакторов: как писать тексты, если в компании нет редактора

Время от времени люди пишут тексты на работе. Даже если это не их основная обязанность. Сегодня нужно ответить на запрос клиента из другого города, завтра — написать пост в соцсетях, а послезавтра — придумать текст о компании.

Редко когда в маленьких и средних организациях есть редактор в штате. Не у всех компаний хватает денег на редактора или хотя бы копирайтера. Есть и такие компании, которые откровенно экономят на этом. Особенно в кризис. В таких компаниях один сотрудник отвечает и за ведение Инстаграма, и за наполнение сайта и за переписку с клиентами. Хотя его должность при этом — менеджер.

Хорошо, если этот человек с текстом «на ты». Но если нет, такие задачи станут для него проблемой: будут отнимать много времени и сил, раздражать и демотивировать. Что делать в таком случае? Ругаться с начальником, что «это не мои задачи»? Скинуть задачи на кого-то другого в команде и испортить отношения с коллегой? Вряд ли это поможет ему решить проблемы с текстом. А этот курс поможет.

Решение

Рассылка по электронной почте. Одно письмо — одна тема. Внутри будут разборы конкретных ситуаций, редакторских приёмов, готовые шаблоны и решения для ежедневной работы с текстом.

Первое письмо придёт 14 мая, дальше — по письму в неделю. Сейчас в плане 15 писем, возможно, будет больше. Для некоторых писем запишу видео или подкаст, но текстовая часть будет всегда.

Все подписчики могут прислать вопрос, текст или ситуацию на разбор. Я сгруппирую похожие и напишу отдельное письмо с ответами.

Для кого

Менеджеры, эйчары, маркетологи из компаний, где нет редактора. Каждый день общаются с коллегами: ставят и получают задачи, проводят собеседования, обсуждают решения решения в чате или почте. Тексты для них — это головная боль. Особенно на удалёнке.

Небольшие ИП и самозанятые. Нужно продвигать свои услуги, рассказывать о себе, но нет возможности нанять автора или эсэмэмщика. Хочется рассказывать о своих работах и достижениях так, чтобы другим было интересно читать.

Для всех остальных, кто не редактор, но хочет освоить редакторские приёмы и применять их в работе.

О курсе

Цель курса — помочь вам решать вопросы с текстами без редактора.

Курс поможет познакомиться с основами сильного текста. «Волшебной пилюли» у меня нет, зато будут готовые шаблоны и решения для работы, реальные примеры, разбор ваших текстов и ответы на вопросы.

Расскажу, как сделать так, чтобы темы для блога и соцсетей не кончались, как писать про свою работу и о себе, оформлять кейсы, поделюсь приёмами, которые помогут сделать переписку с коллегами и клиентами более эффективной.

Содержание

Кто такой редактор и зачем он нужен бизнесу
Что делать, если в команде нет редактора
Как понять, когда нужен текст, а когда нет
Что важно сделать, прежде чем писать текст
Как преодолеть боязнь чистого листа
Как генерировать много тем, чтобы они не кончались

Как написать пост или статью: от идеи до публикации
Упорядочить мысли: структура, абзацы, заголовки
Наполнить текст пользой: иллюстрации и примеры
Очистить текст от мусора и «воды»: редактура
Как грамотно оформить текст
Как улучшить любой текст за пять шагов

Другие форматы текста
Как писать тексты о себе и компании
Как написать понятное объявление
Как писать вакансии и откликаться на них
Как сделать переписку по почте более эффективной

Инструменты
Приложения и программы для работы с текстом
Подборка книги и каналов о редактуре

Кто автор

Евгений Лепёхин

С 2019 года — редактор ЦРМ-системы «Анима». В Аниме отвечаю за тексты, смыслы и иногда помогаю с дизайном.

С 2017 года — руковожу своей дизайн-студией, где отвечаю за качество сайтов, логотипов, текстов и всего, что мы делаем.

С 2016 по 2019 — редактор на фрилансе. Писал статьи для ПИКа, Эвотора, Скилбокса и дизайн-студии «АИС». Все работы есть на моём сайте — lepekhin.ru.

Веду рассылку о текстах, дизайне и управлении и Телеграм-канал.

Стоимость

Пока нет промостраницы и онлайн-кассы — 1590 рублей. Где-то в середине мая сделаю промостраницу, подключу кассу, и цена вырастет.

Для компаний, по безналичному расчету, со всеми документами — 5990 рублей. Чтобы оформить подписку для юридического лица, напишите на lepekhin@lepekhin.ru.

Купить курс за 1590 ₽ →

Тексты и подсказки в интерфейсе — это обычная редакторская задача

Я не вижу сильно большой разницы между дизайнерами и юкис- или юай-дизайнерами. То же самое с редакторами и юикс-писателями. Для меня все эти приставки юикс — это просто модные словечки и чаще всего попытка спрятаться за малопонятным английским термином. Есть исключения, их я укажу в конце статьи.

И хотя я ни разу не юикс-писатель и никогда специально не занимался интерфейсными текстами. Но попробую порассуждать на эту тему.

Вероятно, в этой сфере есть своя специфика, но по-моему она не сильно отличается от любой другой редакторской задачи. Всё так же: есть проблема, есть ограничения, есть пользователь или читатель, и нужно найти решение. То есть, ровно то же, что делает редактор статей. Он ведёт читателя из пункта А в пункт Б. Здесь то же самое. Пользователю нужно решить проблему или вопрос, и редактор помогает ему это сделать. Меняется только формат.

И тут начинается самое интересное. Если писать статьи можно наотъебись, то с интерфейсами так не получится. Слишком мало место для манёвра. Воды особо не нальёшь, мозги не запудришь. Грубость, резкость, бесчеловечность, похуизм и все другие пороки сразу вылазят наружу.

В текстах для интерфейса крайне важно уметь разбираться в задаче. А именно:

  • Понимать и учитывать контекст. Откуда пришёл пользователь? Почему он оказался здесь? Как это связано с остальными экранами приложения?
  • Подумать над решением. Как мы можем решить проблему пользователя? Как мы можем решить проблему наулучшим способом? Наименее затратным способом? Как показать человеку, что всё в порядке, что ничего страшного не случилось? Может это можно сделать без текста?
  • Включить заботу и уважение. Что должен делать текст в этой подсказке? О чём мы должны сообщить в этом уведомлении? Что в этом пуше самое важное, а что не очень?

Приведу пример, как я — не юикс-писатель — решаю такие задачки. Недавно мне написал коллега, дизайнер, и спросил совета, как лучше написать подсказку для банковского приложения. Вот скриншот уведомления.

Отбросим в сторону плохое качество. Всё внимание на текст.

Коллега предложил свой вариант: «Время сеанса истекло. Выполните повторный вход». На что я пояснил, почему это плохое решение.

Здесь проблема не в том, что уведомление длинное. Это вообще последнее, о чём нужно думать.

Проблема в том, что я, как пользователь, не вижу связи между фразами «слишком долго оставались неактивным», «в целях безопасности» и «сессия была прервана». И скорее всего никто на входе в программу не предупреждал, что через 10 минут неактивности его разлогинит. Следовательно, пользователь не знал, сколько у него есть времени.

Но самое интересно, что здесь вообще вряд ли нужно уведомление. Во всех банковских приложениях это привычная ситуация. Так, например, происходит в приложениях Точки и Модульбанка: вас просто выкидывает из приложения, спустя какое-то время. А в приложении Рокетбанка можно даже установить лимит времени, через которое приложение будет блокироваться автоматически.

А если всё же писать текст, то он должен объяснять, что происходит и почему. Например: «Вы были неактивны 13 минут. Мы завершили сессию, чтобы посторонние не могли воспользоваться вашим аккаунтом. Чтобы продолжить работу, войдите заново». Да, длинно. Зато понятно.

В общем-то вот и всё, что нужно знать о работе с интерфейсным текстом.

Кого стоит читать по интерфейсам в Телеграме

Без шелухи — канал Антона Жиянова
Плавучая редакция — канал Владимира Лалоша
Редач — канал Иры Моториной
Кирилл Беляев — канал Кирилла Беляева
Кнопочка — канал Маргариты Хохловой
Chernyshov.docx — канал Михаила Чернышова
alexcouncil — канал Алексея Арефьева

Главные инструменты редактора

Парадоксально, как мало вокруг говорят о настоящих инструментах редактора. Все пишут про всякие задачники, новые текстовые редакторы и удивительные инструменты для проверки текстов. На деле же главные инструменты редактора — это незнание и любопытство.

Незнание, потому что редактор редко, почти никогда, не эксперт в том, о чём пишет. Для этого он привлекает других людей, которые потратили много часов на то, чтобы познать и изучить предмет.

Но они не очень понимают про дистрибуцию, подачу, канцелярит и проблемы людей. Они просто разбираются в теме. А редактор — нет. И вот это незнание позволяет ему смотреть на проблему глазами читателя, который тоже не в теме. Именно незнание помогает редактору понимать, что читатель ожидает увидеть в этом тексте.

Любопытство, потому что в процессе создания статьи, редактор разбирается в нюансах, которые ему неизвестны.

Редактор не обязан знать, в чём отличие масляной краски от водоэмульсионной, и тем не более не обязан знать, когда какую лучше использовать. Но он обязан быть любопытным и хотеть разобраться в этом. Без любопытства — нечего делать в профессии. Без любопытства вы не сможете быть хорошим редактором.

А тексты писать можно и в стандартном блокноте. Эти все инструменты вообще ни на что не влияют.

Структура и тексты для сайта службы психологической помощи «Вдох»

В декабре и январе я помогал Жене Софронову сделать новый сайт для психологической службы «Вдох». Женя обратился ко мне с просьбой найти редактора на проект, а я подумал и предложил себя. Люблю время от времени работать руками и не отвечать за успех всего проекта в целом.

О фонде

Команда «Вдоха» проводит психологические консультации и супервизии для сотрудников благотворительных фондов, психологов, волонтёров и вообще всех, кто помогает другим людям.

Проблема

У фонда был сайт на Тильде. Обычно я делаю скриншот старой версии, но в этот раз забыл. Поэтому придётся вам поверить мне на слово, что выглядел этот сайт плохо. Если кратко, то там не было почти никакой информации о работе организации. Было неясно, как получить помощь, как поддержать фонд, и что вообще произойдёт после заявки.

Задача

Выстроить структуру будущего сайта и написать тексты для всех страниц и разделов.

Начало: понимание задачи, коммуникация и сроки

Чтобы понять, с чего вообще начинать, мы с Женей созвонились и составили список вопросов для Ольги Сориной, основательницы «Вдоха». Потом созвонились с Олей и записали ответы — получился документ с пониманием задачи. Неизвестное и сомнительное выделили красным, чтобы не забыть. В моментах, которые вызывали опасения или были совсем непонятными, я оставлял комментарии, уточнял, что имеется ввиду.

Параллельно с этим я набросал план своей работы в Фигме. Это был план для нас с Женей, чтобы мы одинаково понимали, когда и что должно быть готово. Сейчас понимаю, что нужно было делать это не в Фигме, а в Гугл-календаре. Почему мы выбрали тогда Фигму, не знаю.

Ещё у Жени была идея сделать промежуточные встречи регулярными, раз в два дня, но на деле это оказалось не очень удобным, да и подчас бессмысленным. Когда в проекте более двух человек, договориться о встрече в разы сложнее, чем вдвоём. Иногда приходится ждать информацию от заказчика, и сроки сдвигаются. Поэтому контрольные созвоны мы проводили уже по факту, когда было что обсуждать.

Структура сайта

Составил тезисную структуру сайта: какие будут разделы, какие блоки будут внутри, о чём будет в них написано. Чтобы было легче работать над текстами, для каждого раздела я создал отдельный гугл-док.

Общую структуру сайта и содержание разделов я собрал в отдельном документе

Тексты для разделов

Чтобы написать тексты разделов, я провёл несколько интервью с Олей. Я заносил в гугл-документ, писал черновик и отдавал на проверку Оле и Жене. Они смотрели, оставляли комментарии, после чего я редактировал по правкам и снова отдавал на проверку. Всего мы сделали около трёх итераций. После чего получился довольно крепкий черновик, с которым уже мог работать дизайнер.

Так выглядела папка проекта: для каждого раздела свой документ
В начале документа я писал полезное действие раздела и целевую аудиторию

А вот как шла работа над текстом на примере блока про то, кому и когда нужна супервизия. Все, кому кажется, что редактор сразу пишет хорошо и начистовую, советую полистать галерею из этих шести скриншотов. На них хорошо видно, как поток мыслей постепенно превращаетя в нечто напоминающее структуру раздела, затем идёт работа с терминологией и чистотой смыслов, и только в самом конце я двигаю слова внутри предложений, ищу более аккуратные формулировки и обороты.

Хаос → структура и понятные формулировки с заботой

Главный мотиватор при работе с текстом — желание сделать его понятным и полезным для читателя. В этом проекте это было особенно важно. Сотрудники службы помогают людям, которые каждый день наблюдают какую-нибудь жесть, возможно, работают со смертельно больными людьми и пропускают через себя тяжёлые личные истории. Но команда «Вдоха» может помочь не всегда и не всем. Поэтому было важно дать конкретные инструкции, как быть в той или иной ситуации, куда обращаться, когда нужно идти к ребятам из «Вдоха», а когда лучше обратиться, например, к семейному психологу.

Результат

Где-то спустя месяц после того, как я закончил тексты и структуру сайта, появился дизайн, а ещё спустя полмесяца — запустился новый сайт «Вдоха». На нём мои структура и тексты, а это самое приятное: видеть, как текст соединяется с дизайном и начинает помогать людям.

Заценить новый сайт «Вдоха» — helptohelpers.ru

Отзывы о работе со мной

Ольга Сорина, основатель и руководитель «Вдоха»:

Было, как мне кажется, непонимание в начале, ну деталей нашей работы. Но после пары встреч уже не было. Понравились внимательность к деталям и стремление понять. Было комфортно и спокойно работать. Знала что в руках профессионала. Спасибо за работу!

Женя Софронов, менеджер проекта:

Мне понравилось, что у нас не было споров по поводу того, как сделать хорошо. И не очень понравилось, что план сдвинулся. И когда он сдвигался, мы это явно не обсуждали.

Как мы ведём студийные проекты в Колонках

Несколько подписчиков попросили рассказать о Колонках подробнее. Записал короткое видео в Луме: рассказал об основных функциях и показал, как ведём проекты.

П. С. Когда говорил про шаблоны, забыл показать в чём их кайф. Любую карточку или заголовок можно дублировать. Поэтому, когда начинается новый проект, мне не нужно создавать карточку с нуля. Я просто тыкаю на нужный шаблон, выбираю «Дублировать» и перетаскиваю в другую колонку.

П. П. С. Колонки хорошо переведены на русский. Приятный бонус для тех, кто обычно страдает от хуёвой локализации.

Встречи один на один

Состояние команды и каждого отдельного участника очень важно на длинной дистанции. Если кому-то в коллективе плохо — это проблема и её надо решать. Это не значит, что с ним надо нянчиться, жалеть и вытирать сопли. Нет, это сигнал, что нужно поговорить и вместе найти решение.

Ещё лучше действовать на опережение. Я для этого использую встречи один на один. Лучше всего встречаться лично, но если команда удалённая, или у вас карантин — то и созвон сойдёт.

Наедине человек может сказать то, что не решается или не хочет говорить при других. Формат «один на один» помогает решить вопрос до того, как он стал проблемой. В карантин такие встречи это ещё и отличный способ пересмотреть процессы внутри вашей команды: отказаться от ненужных этапов и согласований, перераспределить обязанности, сменить инструменты на более удобные.

Так, например, мы за последнюю неделю перешли из Трелло в Колонки, а вместо глючного Скайпа — в Зум. Сегодня на встрече с Лерой, менеджером студии, я узнал, что иногда задачи «проходят» мимо неё. Пересмотрели процесс принятия решений и сразу стали внедрять.

Проводить такие встречи достаточно раз в месяц. Чтобы всё это приносило результат, я советую записывать проблемы и решения, которые вы обсудили. Так спустя месяц сможете вернуться к прошлым записям и обсудить, что получилось внедрить, а что нет и почему.

Как сделать любой текст лучше за пять шагов: на примере письма из налоговой

В феврале я подал документы на налоговый вычет. Подавал онлайн, на сайте налоговой. Для этого завёл там личный кабинет, естественно привязал почту. Спустя время мне на почту стали приходиться письма и уведомления.

Проблема: мусор в теме письма

Первым пришло вот такое сообщение. Пугает уже сама тема письма: кажется, что случилось что-то страшное и необратимое. Абракадра, сим-салабим, рахат-лукум! Что это? — мои мысли, когда я вижу такое в почте.

Проблема: нет чёткой структуры

Внутри тоже всё плохо. Тяжело читать письма Письма, написанные таким языком и без чёткой разбивки на абзцы, очень тяжело читать. Хочется поскорее убедиться, что ты не нарушил никакой закон, закрыть и забыть про это сообщение.

Вроде бы я все налоги вовремя заплатил, чего этим жукам из налоговой ещё нужно?!

Проблема: канцелярит и низкая информативность

Дальше хуже. Каждый раз когда у заявления обновляется статус, на почту приходит новое письмо. Там уже есть намёк на какую-то тему письма. Но это по-прежнему длинно, неинформативно и пугающе.

Внутри письма я всё ещё не понимаю, что происходит. Что такое камеральная проверка? Это же вроде к бизнесу относится, а я как физлицо подавал документы? Может с ИП что не так?

Думаю, ну ладно, хоть ссылку на моё заявление поставили: хотя какая-то забота. Ага, хуй там. Тыкаю на номер заявления и меня перекидывает на Фейстайм, чтобы позвонить в никуда. То есть ссылки там на самом деле нет, просто МакОС распознаёт её, как номер.

Как сделать письма полезными и удобными

Решить вышеперечисленные проблемы не трудно. Просто это никому не нужно. Люди молча принимают вот такие сообщения, а налоговая думает, что все всё понимают, и не спешит проявить заботу о налогоплательщиках.

Улучшить ситуацию можно за пять простых шагов. Работает не только с письмами из налоговой: с любыми текстами. Следите за руками и повторяйте за мной:

  1. Пишите нормальную тему письма. Если вы налоговоая, то, например, такую: ваша заявка на возврат налога одобрена. А если статус заявки изменился: ваша заявка на рассмотрении в отделении ФНС №1 г. Тюмени.
  2. Структурируйте содержание письма, разбивайте текст на абзацы. Самое главное должно быть вверху, а весь официоз можно задвинуть вниз или убрать вовсе. Человеку не так важно, на основании какого закона отправлено это сообщение. Важно понять, что делать в конкретной ситуации.
  3. Не используйте сложную терминологию. Это налоговики знают, что такое камеральная проверка. Нормальный человек не обязан это знать. Зачем его путать типами проверок, если для него это просто проверка? Уже от этого слова плохо.
  4. Сделайте ссылки рабочими. Если указываете номер обращения, на нём должна быть активная ссылка, которая откроет это обращение. Если ссылаетесь на закон или статью в нём, дайте ссылку, по которой этот закон доступен.
  5. Добавьте в конец письма контакты на случай, если что-то непонятно. Необязательно прям контактное лицо, хотя это было бы идеально. Сойдёт и номер поддержки или хотя бы страница, где можно написать обращение, задать вопрос.

Даже небольшая забота о читателе делает любой текст лучше.

Если всё это сделать, получится примерно такое письмо. Написано за 20 минут, поэтому на идеальность не претендую. Но это точно лучше, чем то, что приходит на почту сейчас.

Ранее Ctrl + ↓